Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Какого цвета доброта?»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Хрипунова Маргарита Вячеславовна

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе "Какого цвета доброта?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл какого цвета доброта29.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №48»

Конспект открытого  занятия

по духовно-нравственному воспитанию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Какого цвета доброта?»

Разработал:

Воспитатель  I КК

Хрипунова  М. В.

Воронеж

2022 г.

Цель: Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. 

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление о том, что доброта есть проявление души;

- познакомить детей с понятием слова «пост», смыслом и значением православного поста; обсудить, как и в чем могут поститься дети

Воспитательные:

- воспитывать стремление совершать добрые поступки и всегда быть доброжелательным. Настроить детей на активную совместную деятельность, игру, беседу.

Развивающие:

- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;

-  развивать умение наблюдать, развивать, сравнивать, анализировать;

- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.

Оборудование и материалы: 

картинки - конфеты, компьютер, храм, сердце;

цветные декоративные камешки по количеству детей, две одинаковых шкатулки, лист ватман А1 , заготовки полос для радуги, краски, кисти, аудиозапись песни «Дорогою добра».

Ход занятия:

Воспитатель : Доброе утро, ребята! Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают вместе с воспитателем в круг). Давайте все улыбнемся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, когда все люди вежливы и приветливы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя, доброту, красоту, хорошее настроение, а выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения, плохое настроение. (упражнение на дыхание)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель- Ребята, вы знаете какой праздник приближается?   (Пасха)

Кто знает,  что  значит этот праздник? (Христос воскрес)

Да правильно. А предшествует этому великому празднику Великий пост.

Кто знает. что такое «Пост» и что значит «поститься»?

(Выслушав ответы детей, если они есть)

- Великий пост - это особо значимое время в жизни православных людей. Это большая, великая дорога навстречу Светлому Христову Воскресению.

Поститься – это значит «воздерживаться». Это значит ограничивать себя в чём – то.

Во время поста взрослые чаще постятся в еде, не едят скоромного (то есть мяса, молочного, не едят того, что связано с животными, а только растительное. Попробуйте мне назвать, что нельзя есть? (ответы детей) А теперь, то, что можно есть в пост, растительного происхождения (ответы детей).

Но вы ещё не взрослые, вашему организму нужны силы, что бы расти. Нужны витамины, питательные вещества, вам надо кушать хорошо. В чём мы себя можем ограничить?

Воспитатель показывает на конфеты. Что это? – Конфеты. Они очень полезные? – Нет. Но мы их очень любим. Можем ли мы ограничить себя в сладком? – Можем. Например, если вы каждый день съедали по 2 конфетки, то в пост можно поставить себе цель съедать всего лишь по 1 конфетке в день. Возможно, кто-нибудь сможет совсем отказаться от сладкого на время поста – тот большой молодец! Кто готов попробовать есть меньше сладкого в пост? (дети поднимают руки). Молодцы!

Посмотрите на следующую картинку. Это телевизор и компьютер. Вы любите мультики? Любите играть в компьютерные игры? – Конечно. Это тоже удовольствие, и тоже пользы от него мало. Мы и тут можем себя ограничить. Смотреть, например, вместо трех всего лишь по 1 мультику в день. Или, если мы смотрели их утром и вечером, смотреть только вечером. А от компьютерных игр можно и совсем отказаться. Кто готов попробовать так сделать?

 Сначала нарисован храм. В пост православные христиане стараются чаще ходить в храм. Будем замечательно, если и вы с родителями сходите в храм.

А что же означается сердце? – Любовь. Доброта. Правильно. Помните, мы обсуждали с вами, что значит любить. Напомните мне, пожалуйста (заботиться о других, не обижать). Доброта - это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку. 

Доброта - это и нежное, заботливое отношение к людям, всему живому на земле.

Как вы думаете, это легко сделать? (ответы детей). Это самое сложное, ребята! Не сердится, не обижать, уметь прощать – это не просто. Вот в пост мы особенно должны постараться это сделать. Постараемся?

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю очень интересный и поучительный рассказ.

«ДЕДУШКИН СОВЕТ»

Егорка был неплохим мальчиком, но как только он встречался с Валерой, он сразу же раздражался. Из всех знакомых Валерка был самым неприятным, всюду хотел быть первым, но, самое главное, он любил насмехаться и дразнилки обидные придумывал. Однажды Егорка подрался с Валерой и пришел домой весь грязный. Дома его встретил дедушка, и Егорка рассказал ему обо всем, даже о том, как уже целый год, встречаясь с Валерой и вспоминая о нем, он сильно сердится и злится.

– Надо быть, Егорка, доброжелательным ко всем людям, даже к тем, кто тебе не нравится, – сказал ему дедушка.

– Как же это можно желать добра тем, кто не нравится и кто плохой? – удивился Егорка.

– Может быть, только ты считаешь Валеру плохим, а другие, наоборот, считают его хорошим.

– Нет, я точно знаю, что он плохой.

– Тогда скажи, Егорка, мама Валеры любит своего сына?

– Наверное любит, – ответил Егорка.

– А друзья у него в школе или во дворе есть?

– Есть.

– Вот видишь, другие к нему хорошо относятся, а ты не можешь. Значит, все дело в тебе самом, а не в Валере. Просто не хочешь ты быть доброжелательным, а хочешь и дальше на него злым взглядом смотреть.

– Что же, дедушка, мне делать, если он мне не нравится?

– Ты можешь не играть и не дружить с ним, но всегда можешь тихо, про себя, пожелать ему чего-нибудь хорошего, чтобы он стал лучше и добрее. А продолжая злиться, ты будешь только сам себе вредить и душу свою пачкать.

– А просто молчать нельзя? – спросил Егорка.

– Нет, ты слишком долго злостью и раздражением отравлял свою душу, теперь только добрые мысли ее очистить смогут. Ты только не забывай вовремя плохие мысли на добрые менять.

Стал Егорка делать так, как дедушка его научил. Увидит Валеру, отвернется в сторону и шепотом пожелает ему лучше и добрее стать. А если вспомнит о нем, то плохие мысли в голову не пускает, а сразу добрыми их вытесняет.

Через месяц идет дедушка домой, смотрит, а внук его Егорка с Валерой играет и громко смеется. Улыбнулся дедушка, глядя на сдружившихся ребят, и тут же, шепотом что-то доброе им пожелал.

Воспитатель: Какой совет дал дедушка Егорке?  (желать людям добра)

- Давайте, встанем все в круг (раздаю детям цветные стеклянные камешки). Это не простые камешки. Они обладают определенным волшебством. Если камешек почувствует добро в ваших руках, то непременно произойдет волшебство. Возьмите каждый по камешку и подумайте что можно пожелать доброго.  Называя слово, положите камешек в шкатулку.

(Ответы детей) красивый, внимательный , добрый, чуткий, заботливый, будь здоров, пожалуйства, спасибо, добро пожаловать, и т.д .

- В конце занятия мы проверим, произошли ли чудеса с камешками. А пока шкатулку уберем.

Воспитатель: Ребята, в рассказе  дедушка предлагал Егорке заменять плохие мысли на хорошие. Давайте и мы свами попробуем заменить плохие слова на хорошие

 

Воспитатель : сейчас я вам хочу предложить поиграть в игру с мячом. Будем по очереди кидать и заменять слова на добрые. Игра «Замени добрыми словами»

- Злой- добрый,

- Грубый- ласковый,

- Отнять- отдать,

- Поругать- похвалить,

- Ленивый- трудолюбивый,

- Обидеть- защитить,

- Огорчать- радовать,

- Грустный- веселый,

- Крикливый- молчаливый,

- Трусливый- храбрый.

- Щедрый –жадный

 - сердитый – радостный;

 - грустный – веселый;

 - шумный – тихий;

 - трусливый – смелый;

-  грубый – нежный;

- болтливый – молчаливый;

- зловредный – дружелюбный;

- жадный – щедрый;

- лживый – правдивый;

     - агрессивный – добродушный

Воспитатель: Наши  пальчики тоже хотят получить немного ласки и добра, давайте им подарим? Давайте встанем возле стульчиков, приготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Добро»

Если пальчики грустят – доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит. трясем кистями

Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать- каждый палец зажимаем в кулачок

Воспитатель: наши пальчики говорят нам спасибо.   Ребята в жизни бывают разные ситуации, которые происходят с нами, с нашими друзьями или совершенно незнакомыми нам людьми. Очень важно проявлять доброту к окружающим нас людям, животным, растениям.

Ситуации нравственного выбора «Закончи историю»

-  Сейчас я вам расскажу несколько историй про ребят, но истории эти рассказаны не до конца. Вам нужно подумать и продолжить историю ребят.

1) Миша и Коля играли в догонялки. Миша убегал, а Коля догонял. Вдруг Миша упал. Тогда Коля... Что сделал Коля? Почему?

2) Ваня гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Ваня… Что сделал Ваня? Почему?

3) Таня и Полина играли в «магазин». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть с вами. – Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», – ответила Полина. А Таня сказала.... Что сказала Таня? Почему?

- Какие вы молодцы! Такие хорошие окончания историй придумали. Надо помогать и заботиться о взрослых, детях, животных. А также не забывать хвалить и радоваться друг другу.

Рисуем радугу «Добрые правила жизни»

- Ребята, сегодня мы с вами вспомнили добрые правила жизни, никогда их не забывайте и всегда старайтесь им следовать. Все вы хорошо теперь знаете, как правильно поступать, чтобы мир вокруг нас сделался добрее. И сейчас изобразим добрые правила жизни в виде радуги:

Дети раскрашивают радугу красками под песенку «Дорогою добра»  Ю. Энтин), повторяют правила, наклеивают готовые распечатанные на каждом цвете.

Воспитатель: пока подсыхает наша радуга, давайте заглянем  в шкатулку с камушками. Узнаем, почувствовали ли они доброту наших  сердец?

Заглядываем в шкатулку, а там лежат конфетки.

Воспитатель: чудо свершилось, от нашей доброты камни превратились в конфеты. После нашего занятия вы сможете угоститься конфетками, но ребята, вы же помните, что сейчас великий пост, и мы с вами договорились ограничиться одной конфеткой в день? (Да) А что еще мы с вами договорились делать? (Проявлять доброту, меньше играть в компьютер).  

Воспитатель: Цветные полосы радуги  подсохли и мы можем собрать их в красивую радугу и разместить ее в нашей группе, чтобы она напоминала нам о добрых правилах жизни. (дети наклеивают полосы радуги и надписи к ним)

*Не обижать (словами, делами) – красный цвет.
*Уметь прощать – 
оранжевый.
* Делать добро всем людям– 
желтый.
*Желать всем здоровья  -
зеленый цвет.
*Не ссориться – 
голубой.
*Не осуждать – 
синий.
*Не грубить– 
фиолетовый.

Воспитатель: Быть добрыми, хорошими, послушными порой очень непросто, нужно много трудиться над собой, учить себя правильно поступать, говорить и даже думать. И в этом нам поможет наша радуга. Всегда, когда нам трудно будет справиться со злостью, раздражением, плохим настроением, посмотрим на радугу и вспомним добрые правила жизни, которые помогут нам сделать мир вокруг себя добрее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Послушание»

Развивать духовно–нравственные качества: послушание, сопереживание, стремление оказать помощь, умение радоваться  доброму делу....

конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе на тему "Уважение к родителям"

воспитывать у детей чувство уважения к своим родителям и к более старшему поколению (бабушкам и дедушкам), актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях; способствовать развитию...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на основе православных традиций в подготовительной к школе группе "Путешествие в замечательную страну под именем "Доброта".

Конспект занятия  путешествие в страну "Доброта" расширяет знания детей и их представления о таких нравственных качеств , как доброта, любовь к ближнему, послушание, милосердие, дружба,...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Прогулка по городу Санкт-Петербург»

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе «Прогулка по городу Санкт-Петербург»...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе на тему "Как сделать мир добрее"

Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностны...

Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»

Конспект занятия по духовно -  нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...