Развитие творческих способностей в процессе восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Манушкина Светлана Станиславовна

Материал для воспитателям для развития творческих способносте у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx67.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей в процессе восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста

     

    Музыка вызывает у слушателя разные чувства: радость, восхищение, удивление, праздничную приподнятость или печаль. Музыка – это искусство, в котором отражается вся жизнь, она расширяет кругозор и обогащает духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, она доставляет эстетическое наслаждение. По всем возрастным особенностям является общим одно требование – воспитание интереса и любви к музыке, эмоциональной отзывчивости и развитие музыкальных и творческих способностей. Каждый ребёнок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, подражаний, легко воспринимают образное содержание сказок, музыкальных пьес. Им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Всё это является ценным источником творческого развития дошкольников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Творчество детей связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в разных видах деятельности.

       У детей старшего возраста восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности, дети получают возможность активно, творчески осмыслить содержание музыки. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т.е. творчески-проектировочную среду.

       Для активизации музыкально-творческих проявлений используются творческие задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности при помощи установки: сочини, придумай, найди, измени; задания, вызывающие целенаправленные действия, поиски решений. Ребёнок в процессе выполнения заданий попадает в постоянно меняющуюся ситуацию, начинает искать новые комбинации в совместной деятельности со взрослым.

        Развитие творческих способностей проходит определённые этапы:

 1. Накопление музыкальных впечатлений.

 2. Проявление творчества в двигательных, речевых, вокальных импровизациях, отражение в рисовании.

 3. Создание собственных музыкально-хореографических композиций (импровизаций), являющихся воплощением какого-либо художественного впечатления.

        Импровизация – это особый вид музыкально-художественного творчества, при котором художественный образ создаётся ребёнком спонтанно, непосредственно в процессе звучания музыкального произведения. Мною используются разные виды импровизаций, осуществляемых в процессе слушания музыки: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные и вокальные.  К речевым импровизациям относятся:

  - поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т.п.;

 - подбор рифм к словам и стихотворным строчкам, их пропевание;

 - определение того или иного персонажа литературного произведения, соответствующего характеру музыкального произведения, создание его словесного портрета;

- сочинение маленьких историй (сказок) с последующим разыгрыванием в виде вокальной и пластической импровизации.

   Пластическая импровизация может быть представлена в двух видах:

   - пластические этюды-сюжеты, которые сочиняются детьми совместно с педагогом, исходя из образного содержания конкретной музыки (например, тема дождя и тема птиц.  Дети разделяются по группам и исполняют пластическую импровизацию, каждая группа на свою музыку);

 - пластические этюды-настроения – двигательное уподобление образному настрою музыкального произведения. Движение выражает потребности ребёнка, способствует их наилучшему удовлетворению, что в свою очередь, обеспечивает возникновение у детей интереса к познанию и проникновению в мир музыки.

   Импровизационное песенное и хореографическое творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребёнка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями. В творческих импровизациях развивается воображение ребёнка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.

     В практике работы по развитию музыкальной деятельности мною используются следующие виды вокальной импровизации:

 - пропевание имён, - музыкальные диалоги (по типу вопрос-ответ),

 - импровизирование мелодий без текста в заданном характере.

     Музыкальные впечатления детей активно подкрепляются изобразительным творчеством. Старшим дошкольникам можно предложить различные изобразительные импровизации: - рисование на сюжеты программных музыкальных произведений; - изо-этюды, направленные на передачу эмоционального содержания музыки через характер линий и соответствующую цветовую гамму (тёплые и холодные тона, яркие, светлые и тёмные)

    Музыка, как и любое искусство, передаёт мысли того, кто её создал, мысли и чувства тех, кого она изображает. Рекомендуемые задания и упражнения:

  « ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ» - игровой материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка. Ход игры. Детям раздают карточки. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М.Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. В процессе игры развивается умение различать звуки низкого, среднего и верхнего регистров.

  «УЧЕНЫЙ КУЗНЕЧИК» - игровой материал: картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон. Ход игры:

             Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. А теперь до пятого цветка – и опять вниз: скок-скок-скок-скок-скок, скок-скок-скок-скок-скок. А теперь на второй цветок – и вниз: скок-скок, скок-скок. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда вниз: скок-скок-скок, скок-скок-скок. Примечание: пение слов «Скок-скок» сопровождается движением руки. Звуки движутся поступенно. Движение кузнечика по цветкам изображается звуками на металлофоне или другом мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую к той музыке, которую сыграл взрослый. Чтобы сделать игровое задание более интересным, кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику тоненькой указки (карандаша). Во время пения ребёнок сможет «управлять»

кузнечиком. Если он при этом сам будет пропевать слова «скок, скок», то жест и наглядность помогут развитию звуковысотного слуха.

подкрепляются изобразительным творчеством.

    Старшим дошкольникам можно предложить различные изобразительные импровизации: - рисование на сюжеты программных музыкальных произведений; - изо-этюды, направленные на передачу эмоционального содержания музыки через характер линий и соответствующую цветовую гамму (тёплые и холодные тона, яркие, светлые и тёмные). Музыка, как и любое искусство, передаёт мысли того, кто её создал, мысли и чувства тех, кого она изображает.

 

C:\Users\ДС-27\Downloads\Скрипичный ключ.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материалы содержат рекомендации музыкальному руководителю для  музыкальных занятий, на которых дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие ...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, под...

Статья на тему: Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возрастаКаждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольнико...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

laquo;Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы». В.А.Сухомлинский...

Развитие творческих способностей в процессе восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...