«Формирование культурно-гигиенических навыков детей 1,5-2 лет средствами игровых технологий на тему: «Все умеют малыши»
проект (младшая группа)

Проблема

 В период раннего детства происходит формирование культурно-гигиенических навыков, закладываются основы здорового образа жизни. Поэтому очень важно сформировать эти навыки в раннем возрасте, воспитывать культуру поведения у детей раннего дошкольного возраста.

Актуальность проекта

 У многих детей раннего возраста, пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, кушать, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Наша задача- начать формировать культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, самобслуживание. Кроме того, мы - педагоги вместе с детьми и родителями переживали сложный период адаптации, когда наши малыши попадают в новую образовательную среду, привыкают к новым взрослым и детям, помещениям и оборудованию группы, новому режиму и другим условиям.

Для получения полноценных представлений о сформированности культурно-гигиенических навыков детей группы провела диагностику (Приложение №1). Говоря о результатах диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков детей второй группы раннего возраста в октябре 2020 года получили - детей с высоким уровнем компетентностей нет, 33% детей имеют средний уровень и 67% детей низкий уровень. Выявлены затруднения детей в умении мыть руки, лицо, намыливать руки до появления пены, пользоваться индивидуальными предметами - носовым платком, расческой, горшком. Дети недостаточно умеют снимать и надевать одежду и обувь в определенном порядке, расстегивать пуговицы, застежки на липучках. Во время приема пищи большинство детей принимают пищу самостоятельно, однако не сформированы умения пользоваться правильно столовой и чайной ложкой, салфеткой, аккуратно кушать. Некоторых детей нужно было кормить ложкой взрослым.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции детей с нарушениями зрения №70»

Проект:

«Формирование культурно-гигиенических навыков детей

1,5-2 лет средствами игровых технологий на тему:

«Все умеют малыши»

Воспитатель: Шерстобитова А.С.

        

г. Нижнекамск, 2020 г.

Проблема

 В период раннего детства происходит формирование культурно-гигиенических навыков, закладываются основы здорового образа жизни. Поэтому очень важно сформировать эти навыки в раннем возрасте, воспитывать культуру поведения у детей раннего дошкольного возраста.

Актуальность проекта 

 У многих детей раннего возраста, пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, кушать, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Наша задача- начать формировать культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, самобслуживание. Кроме того, мы - педагоги вместе с детьми и родителями переживали сложный период адаптации, когда наши малыши попадают в новую образовательную среду, привыкают к новым взрослым и детям, помещениям и оборудованию группы, новому режиму и другим условиям.

Для получения полноценных представлений о сформированности культурно-гигиенических навыков детей группы провела диагностику (Приложение №1). Говоря о результатах диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков детей второй группы раннего возраста в октябре 2020 года получили - детей с высоким уровнем компетентностей нет, 33% детей имеют средний уровень и 67% детей низкий уровень. Выявлены затруднения детей в умении мыть руки, лицо, намыливать руки до появления пены, пользоваться индивидуальными предметами - носовым платком, расческой, горшком. Дети недостаточно умеют снимать и надевать одежду и обувь в определенном порядке, расстегивать пуговицы, застежки на липучках. Во время приема пищи большинство детей принимают пищу самостоятельно, однако не сформированы умения пользоваться правильно столовой и чайной ложкой, салфеткой, аккуратно кушать. Некоторых детей нужно было кормить ложкой взрослым.

Было проведено анкетирование родителей воспитанников с целью выявления их компетентностей и потребностей в получении необходимых знаний в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков у детей группы (Приложение №2). В анкетировании приняло участие 14 семей воспитанников. Анкетирование показало, что 50% родителей (10 семей) проявили желание в проведении практических логопедических мероприятий совместно с детьми, родителями и учителем-логопедом. У 6 семей (60%) родителей имеют трудности в проведении с детьми в домашних условиях артикуляционной и дыхательной гимнастики, 4 семьи (40%) имеют трудности в развитии фонематического слуха детей.

Выяснилось, что 75 % родителей считают себя компетентными в вопросах культурно-гигиенического воспитания детей, однако только 40% дают определение понятия культурно-гигиенические навыки. 25% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у своего ребёнка и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Большинство родителей имеют потребность в получении квалифицированной консультативной помощи, готовы участвовать в совместных мероприятиях группы. А значит, существует необходимость в установлении непосредственного контакта с семьей, в основе которого лежат интересы ребенка. У большинства детей группы не сформированы культурно-гигиенические навыки, их родители нуждаются в педагогической поддержке по данному направлению, а в группе имеются недостаточные условия по организации помощи детям по формированию культурно-гигиенических навыков и их родителям.

  При подготовке к образовательной деятельности с применением игровых технологий, мы также испытали трудности в нехватке методической литературы, наглядного материала. Поэтому поставила для себя такую задачу, как изучение и обобщение педагогического опыта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с применением игровых технологий.

Именно эта ситуация в группе и стала ключевой в решении нашего вопроса: создать проект по формированию культурно-гигиенических навыков детей 1,5-2 лет средствами игровых технологий на тему: «Все умеют малыши».

Участники: педагоги, дети и родители группы

Учебная нагрузка: занятия проводятся с детьми второй группы раннего возраста 2 раза в месяц продолжительностью не более 9 минут, а также проводятся игровые ситуации, игры, чтение художественной литературы в режимные моменты в течение недели.

Цель проекта: формирование культурно-гигиенических навыков детей 1,5-2 лет средствами игровых технологий.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей навыки мытья рук и личной гигиены.
  2. Формировать у детей навыки приема пищи.
  3. Формировать у детей навыки одевания и раздевания.
  4. Развивать речь, игровые умения, мелкую моторику рук.
  5. Воспитывать у детей самостоятельность при самообслуживании, потребность выполнять гигиенические процедуры.
  6. Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков детей.
  7. Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс группы.

    Гипотеза:  Если я буду постоянно использовать игровую технологию, тем самым я смогу помочь детям сформировать у них культурно-гигиенические навыки.

     Ресурсы : создание картотеки потешек; стихов, сказок, пальчиковых гимнастик, наглядный материал (иллюстрации, картинки, фотографии); изобразительный материал для продуктивной деятельности; художественные произведения по теме проекта, дидактические, словесные, подвижные, музыкальные, настольные, пальчиковые игры, игры- имитации.

    Этапы проекта

    I.Подготовительный: (сентябрь 2020 г. – октябрь 2020 г.):

  • Изучение методической литературы и интернет-источников по теме проекта.
  • Диагностика сформированности культурно-гигиенического навыков детей.
  • Анкетирование родителей для работы по реализации проекта.
  • Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями, включая сценарии совместных мероприятий с родителями и детьми.
  • Подготовка игр и пособий, материалов и оборудования.

II.Практический (ноябрь 2020-апрель 2020)

  • Реализация перспективного плана работы с детьми 1,5-2 года.
  • Проведение различных мероприятий для родителей (консультации, семинары, мастер-классы).
  • Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями (игры, занятия, круглый стол).
  • Разработка методических материалов для педагогов, рекомендаций для родителей.
  • Итоговая диагностика сформированности культурно-гигиенического навыков детей.

III. Заключительный (май 2020г):

  • Итоговая диагностика сформированности культурно-гигиенического навыков детей.
  • Выявление мнения родителей о реализации проекта.
  • Анализ результатов и презентация проекта.
  • Систематизация методического материала.
  • Трансляция результатов на уровне ДОУ, СМИ.

  Ожидаемые результаты реализации проекта-

  1. Сформированы у детей навыки мытья рук и личной гигиены.
  2. Сформированы у детей навыки приема пищи.
  3. Сформированы у детей навыки одевания и раздевания.
  4. Сформированы речевые умения (называют предметы личной гигиены, называют игровые действия, слушают и отвечают на вопросы воспитателя).
  5. Повышена педагогическая компетентность родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков детей.

  6. Увеличена доля родителей, вовлеченных в воспитательно-образовательный процесс группы.

Конечный продукт проекта оформление презентации «Все умеют малыши»

Формы контроля и методы оценки, результаты диагностики

 

С целью определения уровня сформированности культурно-гигиенического навыков детей, определения продвижения детей в освоении программы проводится педагогическая диагностика (октябрь, апрель).  Данные педагогической диагностики ориентируют воспитателей на анализ овладения программным материалом, как отдельными детьми, так и группой в целом; его учет для конструирования дальнейшего воспитательно-образовательного процесса.

Для отслеживания динамики сформированности культурно-гигиенического навыков детей 1,5-2 года проводится мониторинг (октябрь, апрель) по следующим критериям диагностики: 

1. Навыки мытья рук и личной гигиены:

- мыть руки, лицо перед едой и по мере загрязнения;

- закатать рукава, взять мыло, намыливать до появления пены,

смыть мыло;

- насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;

- пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, расческой, горшком);

2. Навыки приема пищи:

- пользоваться правильно столовой и чайной ложкой, салфеткой;

-  аккуратно кушать, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом;

- не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;

- благодарить взрослых после еды.

3. Навыки одевания и раздевания:

- снимать и надевать одежду и обувь в определенном порядке;

- аккуратно сложить одежду, ставить обувь на место;

- расстегивать пуговицы, застежки на липучках.

        Диагностику сформированности культурно-гигиенического навыков детей 1,5-2 года проводим с использованием пособия Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. По каждому параметру выделяются уровни развития: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: Ребенок проявляет самостоятельность при выполнении культурно-гигиенических процедур. Активно участвует в процессах умывания, пользуется предметами личной гигиены, снимает и надевает одежду и обувь в определенной последовательности. Называет предметы личной гигиены, игровые действия, слушает и отвечает на вопросы воспитателя, выражает просьбы, желания, впечатления короткими предложениями. 

Средний уровень: Ребенок выполняет культурно-гигиенические процедуры самостоятельно. Требует помощи взрослого в выполнении отдельных действий и в контроле качества. Участвует в процессах умывания, пользуется предметами личной гигиены, снимает и надевает одежду и обувь в определенной последовательности. С помощью воспитателя называет предметы личной гигиены, игровые действия, слушает и отвечает на вопросы воспитателя.

Низкий уровень: Ребенок выполняет культурно-гигиенические процедуры с помощью взрослого. Стремление к самостоятельности недостаточно выражено, ожидает помощи взрослого даже в освоенных процессах. Ребенок речь понимает. Затрудняется в оформлении речевых фраз, помогает себе жестами, словами-заменителями.

Используем следующие формы проведения педагогической диагностики: наблюдение за деятельностью детей, игры и игровые ситуации, вопросы. В качестве активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях используем игровые персонажи, а также создаем игровые ситуации.

Диагностические задания включены в режимные моменты и во время проведения образовательной деятельности, их проведение не требует дополнительного времени. Большинство заданий выполняется индивидуально или подгруппами 3-5 человек. Для активизации самостоятельности отдельного ребенка, ему предлагается индивидуальная деятельность - задания, вопросы, игры.

Компетентность родителей по культурно-гигиеническому воспитанию детей отслеживается через анкетирование, совместные мероприятия с родителями, их рефлексию.

Критерии и показатели эффективности проекта

Критерии

Показатели

Количественные

Социальные

Ограниченность

Время, цели, результат

17 человек

Узнали:

 - .

-Научились- самостоятельно умываться, кушать,

-Приобрели навыки- самобслуживания

Целостность

Соответствие всех составляющих общему замыслу проекта

17 человек

Родители приняли участие:

 -В мероприятии «Посвящение в дошколята»

-

 

Последовательность и связность

Соответствие плану работы, использование информационных ресурсов

Инф. стендов - 1

Выставок- 1

 

Узнали - о пользе чистых рук,

Учились умывать кукол и себя, кушать самостоятельно, одеваться, разуваться

Приобрели навыки-

самообслуживания

Жизнеспособность

Возможность реализации данного проекта

Востребованность проекта воспитателями  

Прогноз возможных негативных последствий

способы коррекции

Низкий уровень развития детей

Для повышения родительского интереса провести в группах родительские собрания, консультации по разъяснению запланированных задач по проекту

Незаинтересованность родителей помогать в реализации проекта.

Подробно объяснить родителям проблему проекта, вызвать интерес.

Недостаточно материально – технических ресурсов

Помощь родителей

Отсутствие совместной деятельности «ребенок – родитель».

Беседы с родителями, призывать к выполнению совместно с детьми задания.

Список использованной литературы 

  1. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели).  / Е.Б. Волосова, М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
  3. Гурина И.В. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем: Полезные советы на все случаи непослушания: для работы с детьми до 3 лет. / И.В. Гурина, СПб.: Литера, 2016.
  4. Колдина Д.Н., Игровые занятия с детьми 1-2 лет. / Д.Н. Колдина, М.: ТЦ «Сфера», 2014.
  5. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. / Под ред. С.Л. Новоселовой, М.: «Просвещение», 1977.
  6. Опенкова Г.Н., Картотека потешек и стихов по формированию КГН. / Интернетресурс:https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2016/03/14/kartoteka-potnshek 
  7. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева, М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. / Г.А. Урунтаева, Ю.А.  Афонькина, М.: Просвещение, 2005.

Приложение №1

Результаты диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков детей второй группы раннего возраста за 2020-2021 учебный год (12 детей – октябрь 2020 год,  итоговая – апрель 2021год)

Уровень

Навыки мытья рук и личной гигиены

Навыки приема пищи

Навыки одевания и раздевания

Итог

Октябрь 2020 г.

Апрель

2021 г.

Октябрь 2020 г.

Апрель

2021 г.

Октябрь 2020 г.

Апрель

2021 г.

Октябрь 2020 г.

Апрель

2021 г.

1

Высокий

0-0%

0-0%

0-0%

0%

2

Средний

4-33%

5-42%

3-25%

33%

3

Низкий

8-67%

7-58%

9-75%

67%

В сентябре 2020 года набрала малышей второй группы раннего возраста от 1,5 до 2 лет. Отметила, что у большинства детей, пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, кушать, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.

Говоря о результатах диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков детей второй группы раннего возраста в октябре 2020 года получила - детей с высоким уровнем компетентностей нет, 33% детей имеют средний уровень и 67 % детей низкий уровень. Выявлены затруднения детей в умении мыть руки, лицо, намыливать руки до появления пены, пользоваться индивидуальными предметами - носовым платком, расческой, горшком. Дети недостаточно умеют снимать и надевать одежду и обувь в определенном порядке, расстегивать пуговицы, застежки на липучках. Во время приема пищи большинство детей принимают пищу самостоятельно, однако несформированы умения пользоваться правильно столовой и чайной ложкой, салфеткой.

Приложение №2

Анкета для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Уважаемые родители с целью выявления Вашего мнения и потребностей о формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста просим Вас ответить на вопросы анкеты.

1.        Считаете Вы себя компетентными в вопросах культурно-гигиенического воспитания детей (да, нет, частично)? ___________________________________

2.        Продолжите фразу: культурно-гигиенические навыки - это ________________________________________________________

3.        Отметьте, какие навыки сформированы у Вашего ребёнка (да, нет, частично):

Умеет правильно держать ложку, кружку _______________________________

Умеет аккуратно принимать пищу ______________________________________

Умеет самостоятельно мыть руки и лицо с мылом, пользоваться полотенцем __________________________________________________________________

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать аккуратно одежду __________________________________________________________________

Умеет самостоятельно пользоваться носовым платком ____________________

4.        Как часто проявляет Ваш ребёнок самостоятельность в процессах умывания, одевания, приема пищи и др.? (Часто, иногда, пытается, предпочитает, чтобы это сделали за него другие, другое) ____________________________________________________________

5.        Каковы причины недостаточной самостоятельности в процессах умывания, одевания, приема пищи и др.? (Маленький, не интересно, не умеет, родители сами все делают за ребенка, другое) _____________________________________________________________

6.        Нуждаетесь ли Вы в помощи детского сада по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у вашего ребёнка? (Да, нет) _____________

7.        Готовы ли Вы посещать совместные групповые мероприятия? (Да, нет) ______

8.        Какие мероприятия Вы хотели посетить? ______________________

Благодарим за активное участие в анкетировании.

 Приложение 3

 Потешки

Умывание

Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ручки,

Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки.

***

Чистая водичка

Моет Вове личико,

Танечке – ладошки,

А пальчики Антошке.

***

Хлоп-хлоп ручками,

Полон мыла таз,

Ты не трогай Машенька

Мыльной ручкой глаз

А водица булькает,

А водица пенится,

Машенька умоется,

Причешится, оденется.

С. Капутикян

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку
По-нем-нож-ку.

Нет, не понемножку –

Посмелей!

Будет умываться

Веселей!

                      Нина Пикулева

***

Носик, носик!

Где ты, носик?

Ротик, ротик!

Где ты ротик?

Щечка, щечка!

Где ты, щечка?

Будет чистенькая дочка.

Г. Лагздынь

***

Кран откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза,

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

Э.Мошковская

***

Мыло душистое, белое, мыльное,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло –

Мыло тебя наконец бы отмыло.

                                   Я. Аким

Махровое, душистое,

Мягкое, пушистое.

Любит воду промокать,

Где что влажно вытирать.

***

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

***

Зеркало любит

Чистые лица.

Зеркало скажет:

- Надо умыться.

Зеркало охнет:

 - Где же гребенка?!

Что же она

Не причешет ребенка?!

Зеркало даже

Темнеет от страха,

Если в него

Поглядится

Неряха!

А. Кондратьев

***

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

***

Рано утром мы проснулись,

Сладко-сладко потянулись,

Улыбнулись мамочке

И надели тапочки.

На горшок заторопились,

А потом водой умылись:

Чудо-ручеёчки

На розовые щёчки,

Капельки водички

На длинные реснички,

Дождь из доброй тучки

На ушки и на ручки,

Тёплые росинки

В кудряшки-волосинки.

Вытри, полотенчико,

Маминого птенчика!

***

Льётся в ванночку вода.

Эй, игрушки, все сюда!

Утки, зайчики и кошки,

Я помою вас немножко!

Я пример вам всем подам

И теперь помоюсь сам.

Весело и ловко

Мою я головку!

Лапочки и уши

Обольём из душа

Ну-ка, не лениться!

Кто не хочет мыться?

Мылю я мочалку —

Мыла мне не жалко!

Посмотри-ка!

Посмотри!

Ах, какие пузыри!

А теперь ополоснусь,

В полотенце завернусь.

Вот какой я чистый,

Розовый, душистый!

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

***

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Одевание

Наша Таня маленька,

На ней шубка аленька.

***

Кто в обновку нарядится?

Чья дочурка-баловница?

Маша – вот кто!

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять!

***

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

***

Маша варежку надела. 
- Ой, куда я пальчик дела? 
Нету пальчика, пропал, 
В свой домишко не попал! 
Маша варежку сняла. 
- Поглядите-ка, нашла! 
Ищешь, ищешь – и найдёшь. 
Здравствуй, пальчик! 
Как живёшь?

Н. Саконская

Это Митина рубашка.
— На, рубашка,
простоквашку!
Съела маслица она,
съела кашу из пшена
и подливку из барашка...
— Ты сыта, моя рубашка?

                            Э. Мошковская

***

Мы пойдем сейчас гулять,
Но не будем замерзать.
Чтобы нам теплее стало,
Завернемся в одеяло!

Ленточка яркая!
Одеяло жаркое!
Только глазоньки да нос!
На прогулку! На мороз!

***

Мы на пухлые ручонки,
Одеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка — раз, ручка — два!

Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.

Пальчиковая гимнастика

Пчёлка"

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же сделать пальцем левой руки; то же — одновременно пальцами обеих рук.

Я пчела, лечу, лечу,

Мёда сладкого хочу!

Я лечу, я жужжу,

Я на клевере лежу!

Соединяем одинаковые пальчики рук

Дружат добрые зверята, (пальцы рук соединяются в "замок")

Дружат малые зайчата, (касание мизинцев обеих рук)

Дружат славные бобры, (касание безымянных пальцев обеих рук)

Дружат в небе комары, (касание средних пальцев обеих рук)

Дружат милые ежата, (касание указательных пальцев обеих рук)

Дружат даже медвежата! (касание больших пальцев обеих рук) Вот как разыгрались,

По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)

"Ножки"

Указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения произвести пальцами левой руки; те же движения произвести одновременно пальцами обеих рук ("соревнование"),

Ножки, ножки,

Топ-топ-топ!

Ножки, ножки,

Шлёп-шлёп-шлёп!

Раз шажок, два шажок,

Догони меня, дружок!

"Колечко"

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Медвежонок в гости шёл:

К рыжей белке он зашёл,

Заглянул на пруд к бобру

И к ежу зашёл в нору,

Даже к комаришке

Заходил наш мишка!

ЗАРЯДКА

Комплекс упражнений:

1. Ходьба на месте.

2. Ходьба по ограниченной поверхности (желательно использовать доску, если по каким-либо причинам это невозможно, ограничьте "тропинку" игрушками, кубиками и другими подручными материалами, ширина "тропинки" 30—35 сантиметров).

3. Приседания.

4. Прыжки на месте.

5. Ходьба на месте.

Считалочка

Мы шагаем, мы шагаем!

Выше ножки поднимаем!

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенёчки!

Раз-два, три-четыре,

Мы в лесу, а не в квартире!

Распрямили спинку,

Вышли на тропинку:

Ставим ножки аккуратно

И идём туда-обратно!

Раз-два, три-четыре,

Мы в лесу, а не в квартире!

В прятки с зайкой поиграем,

Под кустом поприседаем.

Ручки, солнышко, давай

И как зайка приседай!

Сели — спрятались!

Ку-ку! Встали — снова наверху!

Сели-встали, сели-встали —

Вот как в прятки мы играли!

Раз-два, три-четыре,

Мы в лесу, а не в квартире!

Упираем руки в бок

И лягушкой скок да скок!

Мы подпрыгнем высоко,

Лес увидим далеко.

Раз-два, три-четыре,

Мы в лесу, а не в квартире!

Мы шагаем, мы шагаем!

Выше ножки поднимаем!

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенёчки!

Попрощаемся с друзьями

И домой вернёмся к маме.

Раз-два, три-четыре,

Мы опять в своей квартире!

Зайка

Шёл зайчонок за морковкой

Через лес без остановки.

— Раз-два, раз-два, —

Вслед ему кричит сова

Зайка весело шагает,

Лапки зайка поднимает.

Раз-два, раз-два,

А под ним шуршит трава.

Зайка вышел к ручейку,

Он шагает по мостку!

— Раз-два, раз-два, —

— Вслед ему кричит сова.

Лапки зайка ставит ловко,

В огороде ждёт морковка!

Раз-два, раз-два,

За мостком шуршит трава.

Зайка маленький устал,

Зайка сел, зайка встал!

— Раз-два, раз-два,

— Вслед ему кричит сова.

Рой пчелиный, берегись!

Снова сел зайчонок вниз!

Раз-два, раз-два,

Прошуршит ему трава.

Как ушастый серый мячик,

По тропинке зайка скачет.

— Раз-два, раз-два,

— Вслед ему кричит сова.

Зайка прыг, зайка скок

Через маленький пенёк.

Раз-два, раз-два,

У пенька шуршит трава.

Шёл зайчонок за морковкой

Через лес без остановки.

В огород он к нам пришёл

И морковку там нашёл!

УЧИМСЯ ЕСТЬ

Ложечку за папу,

ложечку за маму,

Кушай, детка, кашку:

будешь умной самой!

{Для девочек.)

Кушай, детка, кашку:

будешь умный самый!

{Для мальчиков.)

Ложечку за бабу, ложечку за деду,

Ложечку за юркую мышку-непоседу!

Ложечку за слоника, ложечку за мишку,

Ложечку за жёлтого цыплёнка-шалунишку!

Ложечку за хрюшку, ложечку за киску,

Ложечку за рыжую хитренькую лиску!

Ложечку за девочку, ложечку за мальчика,

Ложечку за маленького попрыгушку-зайчика!

Ложечку за зебру, ложечку за львёнка,

Ложечку за самого умного ребёнка!

"Заобеденная" сказка

Жил-был мальчик Дениска. Он очень любил кушать овощной супчик (пюре, кашу и т. д.). Вот сидит он однажды на пенёчке и ест супчик из волшебных овощей. Летит мимо комар:

— З-з-з-з-з-з. Дениска-Дениска, а что это ты ешь такое вкусное?

— Ам! Я ем супчик из волшебных овощей! Ам!

— Ой, и я хочу, дай мне!

— Не дАМ! Я должен съесть его сАМ чтобы вырасти большим и сильным! Летит мимо пчёлка:

— Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. Дениска-Дениска, а что это ты ешь такое вкусное?

— Ам! Я ем супчик из волшебных овощей! Ам!

— Ой, и я хочу, дай мне!

— Не дАМ! Я должен съесть его сАМ, чтобы вырасти большим и сильным! Скачет мимо лягушка-квакушка:

— Ква-ква-ква! Дениска-Дениска, а что это ты ешь такое вкусное?

— Ам! Я ем супчик из волшебных овощей! Ам!

— Ой, и я хочу, дай мне!

— Не дАМ! Я должен съесть его сАМ, чтобы вырасти большим и сильным! Бежит мимо кошка:

— Мяу-мяу. Дениска-Дениска, а что это ты ешь такое вкусное?

— Ам! Я ем супчик из волшебных овощей! Ам!

— Ой, и я хочу, дай мне!

— Не дАМ! Я должен съесть его сАМ чтобы вырасти большим и сильным! Бежит мимо собачка:

— Гав-гав. Дениска-Дениска, а что это ты ешь такое вкусное?

— Ам! Я ем супчик из волшебных овощей! Ам!

— Ой, и я хочу, дай мне!

— Не дАМ! Я должен съесть его сАМ, чтобы вырасти большим и сильным! Идёт мимо гусь:

— Га-га-га. Дениска-Дениска, а что это ты ешь такое вкусное?

— Ам! Я ем супчик из волшебных овощей! Ам!

— Ой, и я хочу, дай мне!

— Не дАМ! Я должен съесть его сАМ, чтобы вырасти большим и сильным!

Приложение №3

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков детей второй группы раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Научим умываться куклу»

Цель: формирование культурно-гигиенических навыков детей второй группы раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. 

Задачи:

  • Учить правильно называть и показывать предметы туалета.
  • Закреплять навыки умывания и последовательность действий.
  • Обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действия.
  • Развивать игровые умения, речь, внимание.
  • Воспитывать желание ежедневно выполнять необходимую для здоровья процедуру умывания.

Материалы и оборудование:

  • Кукла Ляля.
  • Чудесный мешочек.
  • Таз с водой.
  • Мыло с мыльницей.
  • Полотенце.

Ход занятия:

Игровой прием – появление куклы

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто сидит на стуле? Это кукла, посмотрите у нее грязное лицо и руки.

- Ребята давайте узнаем, как зовут куклу и что же у нее случилось.

- Как тебя зовут?

Кукла: Меня зовут Ляля. Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Здравствуй Ляля. Что с тобой случилось? Воспитатель слушает, что кукла говорит ей на ухо.

Проблемная ситуация

Воспитатель: Ребята, Ляля рисовала красками и испачкалась. А умываться и мыть ручки не умеет. Поэтому пришла к нам за помощью, чтобы мы научили ее умываться, мыть ручки и вытираться полотенцем.

Воспитатель: Ребята поможем Ляле?

Дети: Да!

Воспитатель: Какие же вы молодцы! А где мы с вами моем руки и умываемся?

Дети: В туалетной комнате.

Воспитатель: Правильно в туалетной комнате. Давайте пригласим Лялю с нами умываться.

Игра малой подвижности «Зайка серый умывается»

Зайка серенький умывается,

Зайка в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

В соответствии с текстом стихотворения дети выполняют движения, прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед.

Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли в туалетную комнату, что мы делаем прежде чем включить кран?

Дети: Засучиваем рукава.

Воспитатель: Правильно, молодцы, засучиваем рукава, чтобы не замочить одежду. Вот так.

Показ и чтение потешки:

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить,

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Дети засучивают рукава с помощью воспитателя.

Воспитатель: А чем же мы будем мыть руки?

Дети: Мылом.

Воспитатель: Правильно, мылом.

Показ процесса мытья рук и речевое пояснение

Воспитатель: Нужно открыть кран, смочить ручки водой, затем взять мыло и намылить до густой пены, чтобы получились вот такие белые перчатки. Затем тщательно смыть мыло.

Чтение потешки:

Хлюп, хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай Ляля

Мыльной ручкой глаз.

Дети моют руки с помощью воспитателя.

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь давайте покажем Ляле, как мы умываемся.

Словарная работа «Названия частей лица»

По инструкции воспитателя дети моют щечки, подбородок, ротик, носик, глаза, лоб, называя части лица.

Чтение потешки

Водичка, Водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: Молодцы! А что же мы делаем дальше?

Дети: Вытираемся полотенцем.

Воспитатель: Конечно! Нужно теперь насухо вытереть ручки и личико полотенцем.

Чтение потешки

С мокрыми водиться

Можно у водицы,

А в других местах, друзья,

Мокрым быть никак нельзя.

И для вытирания

После умывания

Замечательное средство

Есть, и это – полотенце!

Дети вытирают руки полотенцем с помощь воспитателя.

Воспитатель: Вот видишь Ляля, как наши детки умеют умываться и вытираться самостоятельно. Давай мы и тебя сейчас умоем. Чтобы твои ручки и лицо стали чистыми.  

Воспитатель совместно с детьми умывают и вытирают Лялю.

Воспитатель: Ребята какие вы чистые и красивые. И кукла Ляля чистая. Давайте пройдем в группу.

Дети с воспитателем идут в группу.

Воспитатель: Ребята, смотрите какой мешочек принесла нам Ляля. Вы хотите посмотреть, что там?

Дети: Да!

Игра «Назови предметы для умывания»

Воспитатель: Посмотрите, что это? Ответы детей. Это мыло, мыльница, таз, полотенце.

Дети по очереди достают из мешочка принадлежности для умывания и называют их.

Воспитатель: Ребята вы сегодня молодцы. Помогли кукле Ляле, научили ее умываться. Ляле у нас очень понравилось, и она хочет у нас остаться. Разрешим Ляле остаться с нами?

Дети: Да!

Дети берут куклу и идут играть.

                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семинар на тему: «Формирование здорового образа жизни и правил безопасного поведения средствами игровых технологий».

Семинар на тему: «Формирование здорового образа жизни и правил безопасного поведения средствами игровых технологий»....

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность по средствам объемной модели.

Представляем вашему вниманию мастер - класс и презентацию по формированию у детей кгн при помощи объемной модели....

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами игровых технологий

Презентация предназначена для педагогов ДОУ, с целью ознакомления с методами и приемами работы над гегиеническими навыками детей....

Проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей при организации приема пищи в средней группе на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»

ПАСПОРТ ПРОЕКТАЦель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки питания у детей средней группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенически...

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста по средствам фольклора и игровой деятельности»

Актуальность выбранной темы:Период раннего и дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функ...