Условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
консультация

 

         В 5-7 –летнем возрасте  закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сопереживания, отзывчивости, гуманности. Гуманные чувства, как отмечают Е. И. Кульчицкая, Н. А. Менчинская, доступны детям дошкольного возраста, и к моменту поступления в школу они становятся более сложными и осознанными. Если основы гуманных отношений не будут сформированы в этот период, вся личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить этот пробел окажется чрезвычайно трудным.

А вот 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             Струкова Елена Александровна

                                                                                    воспитатель

                                                                                    МБДОУ д/с 68    

                                                                                    г. Белгород

          Условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста.

         В 5-7 –летнем возрасте  закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сопереживания, отзывчивости, гуманности. Гуманные чувства, как отмечают Е. И. Кульчицкая, Н. А. Менчинская, доступны детям дошкольного возраста, и к моменту поступления в школу они становятся более сложными и осознанными. Если основы гуманных отношений не будут сформированы в этот период, вся личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить этот пробел окажется чрезвычайно трудным.

А вот дети с высокой эмпатией склонны заступаться даже за тех, кто не принадлежит к компании их друзей.

        Совместная деятельность –  это условие развития эмпатийных чувств.

Создание необходимых условий обстановки эмоционального комфорта, эмоционального благополучия способствует развитию и становлению личности. С точки зрения современной педагогики это означает – установление доброжелательных взаимоотношений между детьми на основе развития нравственных качеств, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, характер собственных поступков.

              Как помочь ребенку развить способность к сопереживанию без последствий?

         Очень важно не только учить видеть чувства других людей, но и понимать, что с этим делать. В противном случае эмпатия может вызывать негативные последствия. Например, сопереживая чужому горю, не имея понятия, как себя вести, ребенок придет в замешательство и надолго останется с тяжелым чувством беспомощности. Поэтому, обучая детей сопереживанию, нужно предоставлять им адекватные стратегии поведения. В этом поможет:

                    Решение проблемных ситуаций:

Задачи:  1) воспитывать отзывчивое отношение к окружающим;

        2) активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;

                3) формировать умение находить разные способы решения.

Сюжетно-ролевая игра обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание.

Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: "Семья", "Больница", «Скорая помощь», «Пожарные», Служба спасения».

       Полезны практические тренинги  для разрешения ситуаций.                                       Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать ровесникам. Лишь к этому возрасту ребенок становится способным мысленно поставить себя на место другого человека и подумать о том, какие действия больше подходят в конкретной ситуации.

       В период 4-5 летнем возрасте в отношениях со сверстниками происходит решительный перелом. Спокойное отношение к ровеснику сменяется напряженным вниманием к нему.  Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их, реагируют на оценку взрослого. В этот же период сопереживание ровесникам становится особенно сильным. Однако это сопереживание зачастую носит неадекватный характер – успехи сверстника могут обижать и огорчать ребенка, а его неудачи радовать. Дети начинают хвастаться, завидовать, конкурировать, демонстрировать свои преимущества. Резко возрастает количество и острота детских конфликтов. Ребенок сравнивает сверстника с собой, ищет противопоставление, испытывает потребность в признании, уважении его сверстниками.

       Помогайте детям видеть различие и сходство. Объясняйте, что все дети разные. Некоторые худые, другие – полные. Одни бегают быстро, другие – медленно. Кто-то любит играть в футбол, а кто-то – рисовать. В тоже время, есть то, в чем все дети одинаковы

       При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – это достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.

        Литература:

1.  Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / М.: МПСИ, 2000 - 416 с.

2. Алексеева, Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе. Москва, 1987 - 21 с.

3.  Изотова, Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика/ М.: Академия, 2004 - 288 с.

4. Стрелкова, Л. П. Развитие социальных эмпатий у детей дошкольного возраста / Под редакцией А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986 - 126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

     Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей н...

Консультация на тему: "Игры и упражнения на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

Данный материал будет интересен как воспитателям, так и родителям детей-дошкольников....

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста...

Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста

Каждый ребенок хочет, чтобы его чувства : переживания, радость и т.д. понимали окружающие. Давайте учить детей самих стараться понимать чувства других. Важнейшим компонентом эмоционального развития ре...

Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста

Дошкольник- это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром.Сказка способствует развитию эмпатии...