Нравственное воспитание посредством произведений живописи в дошкольном возрасте
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Косенко Ирина Викторовна

Воспитание нравственного поведения - это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_kosenko.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание  посредством произведений живописи в дошкольном возрасте

Косенко Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования ГБОУ «Школа № 609», г. Москва

Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности "Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение", - пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова "нравы”. По - латыни нравы звучат как морас - мораль.

Овладение нравственными представлениями и понятиями - длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой - к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние "этические инстанции”, которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется "детское общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6 - 7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Воспитание нравственного поведения - это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка - это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - переживание - осмысление ситуации и мотивов - выбор и принятие решения - стимул - поступок.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. Это раскрывает моральный климат в коллективе. Воспитатель сводит до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. Возникновение противоречий в жизненных отношениях ребят и внешним миром и между собой порождает напряженность переживаний, что проявляется в противодействиях, сопротивлению воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах. Ошибочно рассматривать противоречивость в поведении и сознании старших дошкольников как явление случайное или только как результат недоработок в воспитании. Так А.Г. Хрипкова, изучая причины невыполнения правил поведения детьми, подчеркивает:

1. дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая;

2. знают правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило.

3. знают правила, знают как их выполнять, но не выполняют. Это происходит потому, что некоторые правила дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию.

В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается сама суть нравственного становления личности. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества. Нравственное воспитание - не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно - активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно - процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.

Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания - формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием - общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.

Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:

культура деятельности,

культура общения,

культурно-гигиенические навыки и привычки.

Для обеспечения органической преемственности между детским садом и школой в нравственном воспитании очень важен высокий уровень воспитанности в широком понимании слова. Именно положительный опыт гуманных отношений детей начальная школа справедливо рассматривает как главный результат нравственного воспитания ребенка в предшествующий период; именно на этом фундаменте в начальных классах происходит дальнейшие развитие новых форм нравственного поведения.

Как строить педагогический процесс приобщения дошкольников к живописи, какие при этом использовать произведения искусства для решения задач нравственного воспитания в детском саду?

Практика показывает: от отбора произведений зависит успех нравственного воспитания детей. То, о чем расскажет художник на полотне и с чем впервые соприкоснется дошкольник, что откроется перед его взором, чему удивиться и чем восхититься он, - все это станет основой формирования эстетического вкуса, устойчивого интереса к живописи как источнику познания мира. Таким образом, правильный отбор произведений живописи является одним из условий нравственного воспитания дошкольников.

Правильно осуществляемый отбор произведений искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, гражданских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, портретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка. Понимая гуманные отношения в жанровой живописи, он пытается перенести воспринятые отношения в собственные со своими сверстниками и взрослыми. При восприятии портретной живописи ребенок приобретает умение всматриваться в лица людей, понимать их радости и печали, но самое главное - он учится сопереживанию.

Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Можно отбирать картины и других направлений в живописи.

Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал). Произведение искусства отличается не только идеей, которая в картине скрыта, но и темой, т.е. что на ней изображено. Тема произведения должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. В жанровой живописи важны такие темы, как быт взрослых и детей, их гуманные взаимоотношения, труд взрослых и детей, героизм людей в годы Великой Отечественной войны.

Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отраженные в жанровой живописи: социальная активность людей в труде, любовь их к своей родине, гуманные отношения людей (забота, внимание, чуткость, радушие, преданность, доброта, отзывчивость, взаимопомощь и др.). действенная любовь и бережное отношение человека к земле, природе.

Важный принцип, который учитывают, отбирая произведения живописи для ознакомления детей дошкольного возраста, - индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений. Дошкольников знакомят с картинами, созданными разными художниками на одну и ту же тему ("Семья" Г.П. Сорогина и "Семья" Ю.П. Кугача). Воспринимая эти картины, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображаемому. Ознакомление детей с картинами, сходными по своему содержанию, но выполненными разными художниками, влияет на становление у дошкольников личностного эмоционально-оценочного отношения к воспринимаемому произведению, на формирование эстетического вкуса.

Сегодня, как никогда, одной из основных педагогических задач является задача формирования у детей социальных эмоций и чувств. О путях расширения собственно эмоционального опыта детей говорится и в "Концепции дошкольного воспитания": "Общаясь со взрослыми, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, эмоциональных оттенков… впервые начинает переживать радость познания… тревогу за другого, гордость за свой успех. Осваивать язык эмоций". Неисчерпаемым источником развития таких чувств являются произведения портретной живописи. Знакомство с этим видом искусства помогает показать детям лучшие черты человека, развивать у них чуткость, чувство сопереживания, эмоционально-эстетическую отзывчивость к духовному миру человека.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.; Издательский центр "Академия", 1997. - 400с.

2. Баскакова И.Л. "Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации" "Институт общегуманитарных исследований" Москва, 2002 г. - с.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.421 с.

5. Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1997. - с.

6. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. - М.: Просвещение, 2001. - 160с

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

8. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. - Л., 1976. - с.

9. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224с.

10. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие.Л., 1978. - 94с.

11. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М., 1969. - 111 с.

12. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2005. - 146с.

13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.

15. Маслова С.Г. В мир прекрасного: программа художественно-эстетического воспитания в детском саду. - СПб.: Нестор-История, 2010. - 176 с.

16. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987.126 с.

17. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с

18. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. - М, 1967. - 190 с.

19. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208с.

20. Урунтуева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся педагогических учебных заведений. - 2-е изд. - М.: Издательский центр "Академия”, 1997. - 336 с.

21. Художественное творчество в детском саду / под. ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1974. - с.

22. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. - М. 1992. - с.

23. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие / под. ред. Н.А. Ветлугиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.

24. Блудова В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетиче ские очерки. М, 1977, № 4. С.38-62.

25. Вершинина П.А. Возможности освоения дошкольниками некоторых знаний о композиции произведений живописи // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста. Л., 1984. С.128-136.

26. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей // Нов. исслед. в психологии. 1981. № 2. С.49 - 53; 1982. № 1. С. 55-60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Восприятие живописи детьми дошкольного возраста», сценарий занятия Семейного клуба

«Восприятие живописи детьми дошкольного возраста»,  сценарий занятия Семейного клуба  для детей и родителей подготовительной к школе группы...

"МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА, КАК СРЕДСТВО ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЖИВОПИСИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ." статья

Приобщение дошкольников к музейной педагогике реализуется через  создание мини – музея в каждой группе. Мы считаем, что это особые музеи, которые дошкольники мо гут посещать каждый день, перестав...

Значение произведений В.А. Жуковского для нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В.А. Жуковский. Краткие биографические сведения. Произведения В.А. Жуковского для детей. Значение произведений поэта для нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста....

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подборка литературных произведений на формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста....

"Зимние народные развлечения в русской живописи" Старший дошкольный возраст. Культурные практики.

Интересные конспекты  по тематической подборке  репродукций русских живописцев....

"Зимние народные развлечения в русской живописи" Старший дошкольный возраст. Культурные практики.

Интересные конспекты  по тематической подборке  репродукций русских живописцев....