доклад на педсовет по ранней профориентации детей дошкольного возраста, автор Андрияшина Валентина Васильевна, педагог дополнительного образования
консультация

Андрияшина Валентина Васильевна

Ранняя профориентация призвана:

– дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

– сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

– предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;

с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_po_ranney_proforientatsii_detey.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовет по ранней профориентации детей.

Образовательная организация системы дополнительного образования детей призваны предоставить учащимся возможность реализовать свой творческий потенциал, найти применение своим способностям, сориентироваться в выборе профессии получить допрофессиональную подготовку

Ранняя профориентация призвана:

– дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

– сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

– предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;

с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

– профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

– профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях образовательной организации.

Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей дополнительного  образования, предполагая в основном информирование. Однако современные образовательные технологии позволяют решать разнообразные задачи в этой области. Рассматривая дошкольный возраст как возраст первичной профессионализации, можно однозначно сказать, что именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора:

  • способности и склонности самого ребенка;
  • привычка к разным видам труда;
  • позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;
  • интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Ключевыми компетенциями, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте являются:

Социальная компетенция

Включает способы взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты.

Коммуникативная компетенция

Это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности. Успех будет зависеть от способности ребенка мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем.

Информационная компетенция

Направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов, например, при создании образов в театрально-игровой деятельности, или в продуктивной деятельности при создании рисунков, поделок из различных материалов.

Компетентность здоровьесбережения

Это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, физическая культура, ответственность за свое здоровье.

Когнитивная компетенция

Формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.

Эмоциональная компетенция

Это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, – это осознание чувств и эмоций других людей, – это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.

Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста в рамках раннего самоопределения и в процессе профориентации способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.

Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать род занятий;
  • обладает установкой положительного отношения к различным видам труда;
  • обладает начальными знаниями о себе, социальном мире;
  • ребенок способен к принятию собственных решений.

Система представлений о профессии, интерес и опыт деятельности способствует осознанному выбору профессии в будущем. Поэтому стратегическими характеристиками профессионального самоопределения при реализации Программы должны стать:

  • деятельностный характер: включение в разные виды деятельности (в т.ч. исследовательскую, проектную, игровую, доступную трудовую, творческую). Расширение первоначального опыта, важного для осуществления любой трудовой деятельности;
  • обеспечение развивающей предметно-пространственной среды;
  • информационная составляющая: ценность труда, значимость рабочих профессий;
  • ограничения: отсутствие навязывания профессии и жестких рамок в выборе профессии, развитие общих способностей и расширение кругозора детей;
  • активное участие родителей и приоритет профориентации в семье;
  • участие социальных партнеров: ориентация на раннюю профориентацию в интересах развития города и региона;
  • профессиональное развитие педагогов, методическое сопровождение профессиональной деятельности педагога;
  • использование современных образовательных технологий.

Все исследования говорят о том, что профессиональное самоопределение начинается с дошкольного возраста посредством игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, как ведущих в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по ранней профориентации детей дошкольного возраста "Академия профессий"

Каждый ребёнок мечтает о том, кем он станет в будущем. В дошкольном возрасте малыш получает представление о мире профессий в процессе познания мира.  В дошкольном возрасте важно расширять его пре...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Доклад к родительскому собранию "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"

Данный материал поможет при подготовке родительского собрания на тему"Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"...

Конспект открытого интегрированного урока «Помощники Незнайки» (Для детей старшего дошкольного возраста), автор Андрияшина Валентина Васильевна, педагог дополнительного образования

Программное содержание:Образовательная область «Познание».1. Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 20;обратный счёт в пределах 10.2. Продолжать учить решать и прид...

Конспект открытого интегрированного урока «Что? Где? Когда?» (Для детей старшего дошкольного возраста) , автор Андрияшина Валентина Васильевна., педагог дополнительного образования

Цель: систематизировать знания детей по образовательным областям «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», показа...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Трудовое воспитание и ранняя профориентация детей дошкольного возраста.»

Основы трудовых умений, ответственность по отношению к своей работе, здравый выбор будущей профессии закладываются в процессе трудового воспитания средствами совместной деятельности дошкольн...