Участие дошкольников в проектировании внутренней среды ДОУ с использованием технологий виртуальной реальности .
статья (подготовительная группа)

Нестерова Александра Андреевна

Физическая среда играет важную роль в  обучении, мышлении, чувствах и  поведении детей, особенно в первые годы их жизни, она связана с когнитивным, социальным и  эмоциональным развитием детей. Детские сады  — это одна из самых важных сред, где дети проводят свое время. Это место, которое представляет собой «остров переживания», на котором обогащается внутренний мир детей. Успешность влияния развивающей среды детского сада зависит от своевременного ее изменения в соответствии с возрастными особенностями воспитанников   [3].

 Развивающая среда детского сада должны быть включена в  непрерывный процесс проектирования, потому что здание растет бок о бок с детьми, и в идеале детское игровое пространство никогда не может быть закончено, оно должно находиться в  постоянном состоянии изменений, потому что дети быстро растут, в связи с чем растут и их потребности и эстетические предпочтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yu.e.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Участие дошкольников в проектировании внутренней среды ДОУ с использованием технологий виртуальной реальности .

Баранцева Ирина Михайловна

Воспитатель МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Нестерова Александра Андреевна

Воспитатель МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Носова Лидия Ивановна

Старший воспитатель МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Серикова Наталья Николаевна

Воспитатель МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Богданова Юлия Евгеньевна

Воспитатель МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Суворова Ирина Борисовна

МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Визирякина Светлана Ивановна

МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Юракова Елена Сергеевна

МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Распопова Екатерина Владимировна

Воспитатель МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Физическая среда играет важную роль в  обучении, мышлении, чувствах и  поведении детей, особенно в первые годы их жизни, она связана с когнитивным, социальным и  эмоциональным развитием детей. Детские сады  — это одна из самых важных сред, где дети проводят свое время. Это место, которое представляет собой «остров переживания», на котором обогащается внутренний мир детей. Успешность влияния развивающей среды детского сада зависит от своевременного ее изменения в соответствии с возрастными особенностями воспитанников   [3].

 Развивающая среда детского сада должны быть включена в  непрерывный процесс проектирования, потому что здание растет бок о бок с детьми, и в идеале детское игровое пространство никогда не может быть закончено, оно должно находиться в  постоянном состоянии изменений, потому что дети быстро растут, в связи с чем растут и их потребности и эстетические предпочтения.

 Исследователи отмечают, что при проектировании развивающей среды ДОУ необходимо учитывать мнения детей, которые будут проводить там длительное время. Дети и  взрослые имеют разный взгляд на мир, как правило, здания проектируются взрослыми, однако большинство из них используются детьми.

Когда взрослые проектируют здания, они обычно в первую очередь учитывают такие факторы, как энергосбережение, эстетика и  экономия. Однако детский опыт и  предпочтения чаще все го учитываются не в  полном объеме.

Дети должны восприниматься как участники процесса принятия решений. Если ранее дошкольники воспринимались только как объекты исследования и считались некомпетентными в области дизайна группы детского сада, то в  настоящее время дети рассматриваются как социальные акторы, которые являются «экспертами» своей собственной жизни   [4]. Общие методы, используемые в исследовании с детьми, можно разделить на два основных типа: визуальные и структурированные, структурированные методы включают в себя некоторые методы, которые могут быть представлены в  вербальных и  не вербальных отчетах. Хотя в  некоторых исследованиях некоторые дополнительные методы могут быть использованы для получения лучших результатов, эти методы являются так называемыми визуальными методами. Структурированные методы — это опросы, интервью, анкетирование и инструментарий, в то время как визуальные методы — это наблюдение, использование камеры, детские рисунки и воплощенный режим.

Наиболее интересным приемом при работе по проектированию внутренней среды детского сада при участии детей выступает использование возможностей виртуальной реальности. Виртуальная реальность имеет много преимуществ во многих областях, таких как развлечения, архитектура, метрология, военное дело, производство, медицина, обучение и многие другие области   [1].

 Понимание виртуальной реальности было основано на человекоцентрическом определении, где оно представляло собой среду, состоящую из интерактивных компьютерных симуляций, в  такой среде позиции и  действия пользователя или участника воспринимаются для того, чтобы заменить или усилить обратную связь с одним или несколькими чувствами, такой подход дает ощущение ментального погружения в симуляцию или виртуальный мир.

Все вышесказанное подтверждает три наиболее важных свойства виртуальной реальности — погружение, взаимодействие и воображение. Виртуальная реальность различается множеством устройств ввода и  вывода, которые обеспечивают двунаправленный информационный поток между пользователем и  виртуальным миром. Виртуальная среда характеризуется как иммерсивная с  технологической точки зрения, если она обеспечивает стереоскопическое представление объектов в  реальном размере.

Наиболее распространенным использованием виртуальной реальности в архитектуре было расширение опыта работы с несуществующей пока структурой здания. В последнее время виртуальная реальность широко используется в  дизайне для визуализации различных проектных решений по одной важной причине: гораздо проще и дешевле оценить форму и дизайн в виртуальной среде, а не строить или модифицировать физическую модель   [3].

 Для полного погружения детей виртуальную реальность с целью ощущения ими себя частью виртуального пространства примеряется такая технология автоматической виртуальной среды, как «CAVE» (Пещера). Сама «Пещера» имеет форму куба, боковые стены которой состоят из задних проекционных экранов, в то время как пол состоит из нижнего или заднего проекционного экрана. Проецирование сцен в  этой конкретной установке гарантирует более захватывающую среду, отбрасывая тени участника позади него. «Пещера» все чаще используется и  исследуется во многих проектах и  прикладных областях, применяется в военных и учебных приложениях, образовании, медицине, научных визуализациях и  многих других областях человеческой деятельности.

 Первый пример использования пещеры с детьми был в качестве образовательного инструмента в проекте NICE, NICE — это система виртуальной реальности, которая использует «Пещер», чтобы позволить детям строить и взаимодействовать с виртуальными экосистемами таким образом, чтобы дать им возможность создавать истории в соответствии с их опытом взаимодействия. Вторым примером выступил исследовательский проект для создания иммерсивной виртуальной реальности решение, которое улучшает социально-коммуникативные навыки детей.

В одном из детских садов Германии был проведен эксперимент по проектированию дизайна здания детского сада при участии детей с использованием указанной выше технологии виртуальной «Пещеры». Результаты эксперимента были следующие   [5].

Дети были полностью погружены в виртуальную среду и  взаимодействовали позитивно, это было очевидно во многих отношениях, они смотрели на дисплей с полным вниманием, затем они начинали показывать пальцами и  двигали свои тела вперед к  экрану, они несколько раз касались визуальных изображений на экране, прыгали и ставили рассвет на траву, проецируемую на экран пола, кроме того, они использовали язык тела и  имитировали динамическое движение какого-то объекта. Они были полностью поглощены окружающим, как будто это была реальная среда.

Дети понимали концепцию отображения дизайна детского сада внутри «Пещеры», они внимательно наблюдали и позитивно взаимодействовали, но, к сожалению, они не понимали разницы архитектурного плана, они не различали открытого и  закрытого пространств, они воспринимали разделенное и  неразделенное пространство одинаково, как правило, они были вовлечены в  визуальные эффекты внутри виртуальной среды независимо от того, какая архитектурная концепция стоит за ней.

«Пещера» была успешным инструментом визуализации для реализации проектных решений в области дизайна помещений детского сада с участием детей. Данная технология представляет собой хороший визуальный инструмент коммуникации как для экспертов (архитекторов), так и  для неэкспертов (детей), она может играть роль принятия решений на этапе планирования и проектирования одного проекта детского сада.

В частности, дети не понимали архитектурной разницы между двумя проектами детских садов; они не могли представить себе 2D-план 3D-изображений или связать перспективный вид, который они видели, с  его архитектурным планом, их больше привлекали объекты и  особенности каждого проекта в  отдельности, поэтому «Пещера» была успешным инструментом визуализации, который отображает один тип архитектурного дизайна и исследует, хотят ли дети этого или нет, но, к сожалению, «Пещера» не может представить инструмент принятия решений или метод сравнения двух проектов с детьми. Это всего лишь визуальный инструмент для отображения дизайна   [5].

 Различные методы, используемые с одним и тем же ребенком, часто показывали разные результаты, дети уточняли свои предпочтения внутри «Пещеры», но в интервью некоторые из их ответов были изменены, использование 2D-изображений в качестве помощника во время индивидуального интервью приводит их к выбору разных предпочтений. В  частности, цвет настенной живописи был признан светлым, затем он перешел на основной цвет, за исключением одного ребенка, который выбрал основной цвет, не изменил своего мнения. Это изменение может быть связано с  другим используемым инструментом визуализации; среда полного погружения с  масштабом, близким к реальному, определенно неравномерна с 2D-картинкой размером 10 * 5 см.

Дети могут участвовать в стадии проектирования проекта, их участие в таком эксперименте было настолько полезным, они могут помочь в оценке проектов, связанных с их окружением, они могут высказать свое мнение и прояснить свои взгляды с разумными ответами.

Наиболее подходящий возраст для участия в таком эксперименте-от четырех до шести лет, в соответствии с компетенциями детей и с учетом индивидуальных различий.

«Пещера» может быть использована для презентации и  оценки любых других проектов, которые будут построены для детей, развлекательных и  рекреационных проектов, таких как детское кафе, зоопарк, музей, детские площадки, художественные центры, спортивные академии, балетный центр, библиотеки или медицинские учреждения, такие как психологические центры, стоматологические клиники, больницы и процедурные кабинеты специализированной больницы.

Соответственно, виртуальная реальность может быть модернизирована для большего погружения и взаимодействия между людьми и виртуальной средой, это может позволить детям участвовать в проектировании внутренней среды ДОУ, редактируя исключительно визуальные объекты, или еще больше, создавая и  проектируя новую построенную среду с нуля.

 

Список литературы:

 1. G. Burdea, P. Coiffet Presence: Teleoperators and virtual environments Virtual Reality Technol., 12 (6) (2003), pp. 663– 664

2. C. Cruz-Neira, D. J. Sandin, T. A. DeFanti, R. V. Kenyon, J. C. The CAVE: audio visual experience automatic virtual environment Commun. ACM, 35 (6) (1992), pp. 64–72

 3. M. Faizi, A. Azari, S. Maleki Design principles of residential spaces to promote children‘s creativity Asia Pacific International Conference on Environment-Behaviour Studies. Procedia — Social and Behavioral Sciences (2011), pp. 468–474

 4. M. Mauthner Methodological aspects of collecting data from children: lessons from three research projects J. Children Soc., 11 (1997), pp. 16–28

 5. M. A. Muhanna Virtual reality and the CAVE: Taxonomy, interaction challenges and research directions J. King Saud Univ. Comput. Inf. Sci., 27 (2015), pp. 344–361


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой деятельности дошкольников с использованием технологии «дополненная реальность» в дошкольном образовательном учреждении.

Игровая форма с использованием технологии «дополненной реальности» позволяет активизировать познавательную деятельность детей, сделать  освоение образовательной программы  более ...

Статья: "Организация игровой деятельности дошкольников с использованием технологии «дополненная реальность» в дошкольном образовательном учреждении"

Уникальная технология дополненной реальности дает возможность для создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, послужит...

Конспект НОД « Кто живет в лесу?» с детьми младшей группы (игровое макетирование с использованием технологии дополненной реальности)

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, целью которого является создание условий для позитивного развития познавательного интереса у детей младшего до...

«Организация семейной образовательной прогулки дошкольников по Заячьему острову Санкт-Петербурга с использованием элементов дополненной реальности»

Как объединить современную семью? Как сделать так, чтобы совместно проведённый досуг был интересен и взрослым и детям, чтобы время, проведённое вместе, стало одним из главных ценностей семьи и перерос...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Цирк" с использованием технологии дополненной реальности.

В материале предложен вариант мобильного обучения с использованием технологии дополненной реальности....

Ранняя профориентация детей старшей группы через использование технологии «Виртуальное гостевание».

Виртуальное гостевание – это форма организации дошкольников, которая расширяет способы их общения, что приводит к повышению эффективности образовательного процесса....

Доклад на тему "Использование технологии дополненной реальности в ДОУ"

Описание работы учителя-дефектолога с применением технологии дополненной реальности...