Методическая разработка на тему "Обучающие игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей 4-5 лет".
методическая разработка (средняя группа)

Баурова Светлана Евгеньевна

Методическая разработка на тему "Обучающие игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей 4-5 лет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx331.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №137»

Методическая разработка на тему: «Обучающие игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей 4-5 лет».

                                                       

                                                                                Автор : Баурова С. Е.                

                                                   Рязань 2023 г

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики детей 4-5 лет…6    

  1. Актуальность проблемы развития мелкой моторики детей 4-5 лет .........6  
  2. Средства развития мелкой моторики детей 4-5 лет……...……………...10

Глава 2. Исследование уровня развития мелкой моторики детей средней группы детского сада…………………………………………………………..16

2.1 Оценка уровня развития мелкой моторики детей средней группы…......16

2.2 Коррекционно-педагогические работы по развитию мелкой моторики посредством обучающих игр и упражнений …………………………........... 20

2.3 Сравнительный анализ показателей уровня развития мелкой моторики детей среднего группы………….............……………………………………... 27

Заключение………………………………………………………………………30

Библиография……………………………………………………………………32

Приложение…………………………………………………………………….  34

Введение

В настоящее время у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Такие дети замедляют общий темп работы, требуют от педагога особого внимания, поэтому развитие мелкой моторики руки имеет огромное значение для общего физического и психического развития ребенка в период дошкольного детства. В условиях реализации стандарта ФГОС, направленного на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. ФГОС требует раскрытия в полном объеме коррекционного потенциала отдельных образовательных предметов в мелко моторном развитии ребенка.  Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук [8, с.29].

В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают всё большее значение, ведь развитие мелкой моторики является важной составляющей частью обучения и развития ребёнка [5].

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».   

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики приобретает для детей колоссальное значение, является стимулом развития речи, средством познавательного развития, формирование предметно-практической деятельности детей, интеллектуальных способностей, психического и физического развития.  

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.  Высокий уровень развития мелкой моторики детей дошкольного возраста имеет огромное значение не только для подготовки к школе, но и является стимулом развития речи, средством познавательного развития, формирования предметно-практической деятельности детей, интеллектуальных способностей, психического и физического развития.

Существует множество средств, направленных на развитие мелкой моторики. Одними из них являются обучающие игры и упражнения, которые позволяют детям не только совершенствовать моторику руки, но и способствуют познавательному, речевому развитию.

Исходя из наблюдений на практике было замечено что обучающие игры и упражнения которые используют воспитатели зачастую не соответствуют лексической теме и возрастным особенностям. Таким образом снижается эффективность данных средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ: раскрыть теоретические аспекты особенностей развития мелкой моторики детей возраста 4-5 лет; разработать и апробировать комплекс обучающих игр и упражнений, подобранных в определенной системе с учетом лексической темы, выявить эффективность использования обучающих игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики детей данного дошкольного возраста.

Объект - средства развития мелкой моторики детей 4-5 лет.

 Предмет -  обучающие игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей 4-5 лет.

 Гипотеза: если с детьми средней группы в разные режимные моменты и на занятиях использовать обучающие игры и упражнения, подобранные с учетом определенной последовательности (от простого к сложному) и лексической темы, то:

-движения пальцев станут более точными, плавными;

-дети быстро и безошибочно будут справляться с действиями, требующих высокой точности.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы развития мелкой моторики детей возраста 4-5 лет.

2. Подобрать диагностические методики и определить уровень развития мелкой моторики детей средней группы.

3. Разработать и реализовать план коррекционно-педагогической деятельности, направленной на повышение уровня развития мелкой моторики детей   данного возраста.

4. Провести повторную диагностику уровня развития мелкой моторики детей средней группы после реализованной коррекционно-педагогической деятельности.

5. Сформулировать выводы по полученным данным.

Методы исследования:

- теоретические (анализ изученных литературных источников, обобщение информации);

-эмпирические (диагностические методики, беседа, наблюдение).

Работа носит опытно-практический характер, представлена двумя главами. В первой главе рассматриваются теоретические основы, особенности и средства развития мелкой моторики детей данного дошкольного возраста.  Вторая глава представляет собой описание исследования 1) констатирующий этап; 2) формирующий этап; 3) контрольный этап. В заключении представлены выводы о том, что использование комплекса обучающих игр и упражнений исправно и регулярно, включая в учебно-воспитательный процесс, позволяет в работе с детьми дошкольного возраста улучшить показатели совершенствования мелкой моторики

Для написания работы было изучено 20 литературных источников.

Глава 1 Теоретические основы развития мелкой моторики детей 4-5 лет.

1.1. Актуальность проблемы развития мелкой моторики детей 4-5 лет.

Двигательный анализатор человека достигает очень высокого уровня развития: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и др., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп. Среди других двигательных функций движение пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [8]. К мелкой моторике относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, но очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека [13]. В жизни человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

М. М. Кольцова утверждает, что развитие мелкой моторики руки влияет и на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руку ребенка, тренируются не только мышцы, но и способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитывается усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, идет развитие эмоционально-волевой сферы ребенка [9]. В работах М. М. Кольцовой, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейна мелкая моторика определяется, как одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка [5]. Р. С. Персон и Н. А. Рощина (1958) рассматривали координацию деятельности мышц – антагонистов при движении пальцев рук человека. М. П. Денисова, Н. Л. Фигурина с помощью условно-рефлекторной методики занимались изучением способности детей различать форму предмета, использующую в качестве индикатора различений движения рук. Л. А. Венгер, Р. Я. Абрамович - Лектман и др. выявили, что в процессе развития элементарных действий руки в предметных действиях осуществляется практическое овладение формой предмета. О. М. Бабак (1955) считает, что мышечная система руки с ее различным видами чувствительности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувств. В своих исследованиях он сделал вывод, что усложнение двигательных нервных окончаний в мышцах кисти идёт наиболее быстро в дошкольном возрасте, но движения ребёнка еще не совершенны, мелкие мышцы руки недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев, что вызывает особенные трудности при обучении ребёнка графическим действиям [18-2].

Специалисты утверждают, что с развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи ребенка. Данные нейрофизиологических исследований показывают, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.В. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. [17]. Уровень развития мелкой моторики детей старшего возраста один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии [11].

Уже в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Рука ребенка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха[1]. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений [2].

         Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки и др. Ребенку предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки, что подразумевает под собой быстрое чередование силового напряжения и расслабления [7].  

          Уровень развития графических навыков – это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения -  это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука «пятилетки» – это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей [14].

         Злоупотребление упражнениями в письме или других видах деятельности, в которых участвует рука, влечет за собой искривление ее костей. В дошкольном возрасте идет и медленное развитие мелких мышц, поэтому действия, требующие точности [9]. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья. Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом [10].          

В дошкольном детстве, охватывающем возраст 5-7 лет, происходит интенсивное совершенствование моторного развития, двигательных функций, в том числе кистей и пальцев рук ребенка. Движения становятся все более координированными, чему способствует игровая и продуктивная деятельность, особенно пальчиковые игры. Однако координация движений дошкольников еще менее совершенна, чем у детей более старшего возраста и взрослых. К среднему дошкольному возрасту дети становятся более сильными, выносливыми, движения их делаются более ловкими, координированными. Ребенок приобретает в этом возрасте ряд новых сложных двигательных умений, которые играют важную роль в его последующей жизни. Наконец, он научается совершать движения сознательно и произвольно. Этот период Н.В. Зимкин характеризует как этап активного совершенствования ранее приобретенных умений и освоения новых инструментальных движений, в том числе и действий карандашом и ручкой. Совершенствуется изобразительная деятельность. Могут рисовать карандашами различные фигуры (круг, квадрат, треугольник), вырезать из бумаги, лепить из глины и пластилина различные фигуры. К концу дошкольного возраста детям доступны любые графические движения, любые штрихи и линии. Развитие моторики ребенка не является изолированным. Оно включено в более широкий контекст развития деятельности ребенка и зависит от тех задач, которые перед ним стоят, и от тех мотивов, которые побуждают его действовать. В ходе развития изменяется не только характер двигательных умений ребенка, но и способ их приобретения. По мнению А.В. Морозова, переход от формирования новых движений по ходу выполнения предметных действий и выделение самостоятельной задачи сознательно овладеть новым движением, впервые наблюдаемые в дошкольном возрасте, имеет важнейшее значение для последующего развития детской моторики.

Таким образом, мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Изучением понятия мелкой моторики занимается широкий круг ученых, педагогов, психологов, медиков. Учеными доказано, что дошкольный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики рук ребенка.

1.2 Средства развития мелкой моторики детей 4-5 лет

Основным методологическим подходом к коррекционной работе по развитию мелкой моторики у детей является индивидуальный и дифференцированный подход.  Следовательно, использование индивидуального и дифференцированного подходов к решению проблемы развития мелкой моторики и моторных качеств включает в себя следующие аспекты: коррекционная работа должна осуществляться при оптимальном сочетании дифференцированных и индивидуальных форм ее организации; при организации коррекционной работы и определении ее содержания, методов и средств, подбору специальных тренажеров педагогу необходимо учитывать особенности мелкой моторики каждого ребенка, состояние моторных качеств.

В первую очередь развитие тонкой моторики связано с общим физическим развитием ребёнка. Поэтому ему необходимы разнообразные физические упражнения. Нужно ограничить ребенка рисованием фломастерами, они не требуют никаких усилий и не развивают мышцы пальцев рук. Предпочтительнее рисовать простыми и цветными карандашами.

Очень полезны для развития пальцев и деятельность такая как, лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска, составление аппликаций, работа с ножницами, пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус и бисера, забивание гвоздей, конструирование из мелких деталей, перебор из зёрен (гречки, риса) [15,117с.]. Графические работы, проведение пальчиковых игр, массажа, су-джок.

Во время лепки из глины, пластилина, теста хорошо развивается мелкая моторика, укрепляются мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки движения руки, закрепляется навыки осязательного обследования, так как в процессе лепки постоянно требуется что-то разминать, скатывать или сплющивать.

Рисование улучшает координацию движений пальцев и кисти руки, помогает преодолеть неуверенность и скованность движений. Это занятие очень полезное и любимое всеми детьми. Ведь рисовать можно разными материалом и способом на бумаге, на картоне, на снегу, на песке, на запотевшем окне и асфальте. Ребёнка можно попросить обвести трафарет или перевести картинку через кальку. Раскрасить её или нарисовать самому.

Аппликация относится к декоративно прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания панно. Аппликация – это вид деятельности, который выполняется наклеиванием или нашиванием на основной фон (бумагу, ткань, др. материал) кусочков того или иного материала различных цветов. Аппликацией выполняются различные композиции на заданную свободную тематику, узоры и орнаменты, буквы и цифры, дидактические игры. Выполнение бумажной аппликации предполагает освоение целого ряда графических навыков (действовать карандашами, линейкой, трафаретом), дети учатся анализировать, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать. У ребёнка развивается восприятие пространственных представлений цвета, глазомер, чувство формы, зрительная память, произвольное внимание, самостоятельность.

Работа с конструктором и мозаикой также направлена на совершенствование координации движений и развитие осязания. Детали мозаики и конструктора бывают разной формы величины и цвета. Это моторики. Сначала ребёнку предлагают несложные задания такие как, сортировка деталей мозаики по цвету, величине или форме, выкладывание горизонтальных или вертикальных дорожек, простых узоров. Затем дети могут строить изображения по образцу и самостоятельно.

С детьми с низким или средним уровнем развития мелкой моторики можно проводить работу со штампами. В процессе этой работы развиваются сила руки, переключаемость (напряжение – расслабление – напряжение) руки. Штампы можно изготовить из карандаша с ластиком на конце: на поверхность ластика с одной стороны тонкой иглой наносится контур рисунка. Карандаш не затачивается, а конец ластика срезается острым ножом под углом 45о.

Главное, чтобы изображение было понятно детям. Для поддержания интереса детей упражнения со штампами можно сопровождать несложным сюжетом. Упражнения со штампами.

Кроме упражнений со штампами, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно и для успешного овладения письмом.

Указание: проведи линии по середине дорожке не отрывая карандаш и не съезжая с дорожки «Дорожки».

Указание: обведи клубочки с точками, старайся не отрывать карандаш от бумаги, наматывать клубочек можешь от центра или от края «Клубочки».

Указание: заштрихуй фигуру, не выходя за контур «Штриховка».

Указание: продолжи узор по клеточкам «Коврик».

Указание: нарисуй рядом такую же точно картинку «Двойник».

Указание: дорисуй вторую половинку так, чтобы была похожа на первую «Дорисуй картинку».

Особую роль в развитии моторики играют пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.

Массаж является одним из видов гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Массаж рук способствует снятию моторной напряжённости мышц рук и развивает гибкость и подвижность пальцев.

Хорошим средством для развития мелкой моторики является, Су-Джок терапия. Эта система возникла в Корее. В переводе с корейского су – это кисть, джок – стопа. Эту методику признали во всём мире, в том числе и Минздрав РФ одобрил её. Первой ступенью Су- Джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. По теории восточной медицины кисти и стопы – своеобразные миниатюрные проекции тела человека.

Зная самые элементарные сведения о Су-Джок, простейшую помощь своему организму может оказать сам себе каждый, даже ребёнок.

Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, развития мелкой моторики развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Благоприятное воздействие во время упражнений оказывает использование стихов. Оно позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.  

Следующий прием - массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод о том, что тема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста широко раскрыта в современных научных исследованиях. Моторное развитие ребенка имеет ряд особенностей и зависит от уровня развития моторных качеств: быстрота, сила, ловкость, выносливость, координация. В среднем группе уже важна подготовка детей к школе, и главную роль в ней играет уровень развития моторики рук ребенка. Именно поэтому в настоящее время в дошкольном образовании уделяется большое внимание развитию моторики детей. Важную роль в развитии мелкой моторики ребенка играют специальные средства и приемы. В психолого-педагогической литературе представлено широкое многообразие тренажеров и специального оборудования для организации игр, направленных на развитие мелкой моторики и моторных качеств рук у детей данного дошкольного возраста. Таким образом, мы можем утверждать, что теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и специальной литературе раскрыты достаточно полно.

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

2.1 Оценка уровня развития мелкой моторики детей средней группы

       Цель: Оценить уровень развития мелкой моторики детей 5 лет.

        Оценка уровня развития мелкой моторики детей проводилась в средней группе «Аленький цветочек» на базе МБДОУ «Детский сад № 137» г. Рязани в январе 2023г.  

Исследование осуществлялось в 3 этапа:

1) констатирующий этап: 20.02.23-03.03.23

2) формирующий этап: 06.03.23-27.04.23.

3) контрольный этап: 28.04.23-05.05.23.

        Мною было отобрано 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки в возрасте 5 лет. Данные дети были выбраны на основании того, что посещают детский сад чаще остальных.

На констатирующем этапе применялась диагностическая методика, предложенная Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С. В., Венгером Л.А. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:

блок 1: упражнения на координацию движений;

блок 2: повторение фигур из пальцев;

блок 3: работа с бумагой;

блок 4: графические упражнения.

Каждому ребенку предлагалось выполнить ряд заданий из четырех блоков, за которые выставлялись соответствующие баллы:

1 балл – ребёнок справился с заданием только при помощи взрослого или не справился совсем;

2 балла – ребёнок выполнил задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;

3 балла – ребёнок с заданием справился полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.

В процессе выполнения первого блока «Упражнения на координацию движений», трудности возникли у двоих детей: в упражнении «Ладонь ребро кулак» им не удалось с этим заданием справится без помощи взрослого, шесть детей справились с небольшой подсказкой. В упражнении «Посолим капусту» (ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли): трое детей справились с помощью взрослого, пять справились самостоятельно. «Катание шарика»: с этим заданием справились двое детей, остальным потребовалась помощь.

Во втором блоке «Повторение фигур из пальцев», для детей было сложно выполнить упражнение «Игра на рояле»: поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой. В результате справился только один ребенок с небольшой помощью. Упражнение «Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони) также вызывало трудности: детям было трудно складывать пальцы в определенное положение, поэтому пришлось им помогать. Выполнили правильно без подсказки четыре ребенка, три с подсказкой, один с заданием не справился. Дети не испытывали трудности в упражнении «Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони). При выполнении упражнения «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный, расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони) дети испытывали трудности: им было сложно удерживать большой палец и мизинец на ладони.

Третий блок «Работа с бумагой». «Вырезание ножницами» (на листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контуру): детям было трудно вырезать фигуры ножницами, приходилось постоянно напоминать о правильном удержании ножниц и правильном направлении при вырезании. С заданием справилось двое детей, остальные испытывали трудности и нуждались в помощи. Больше половины детей не испытывали трудности при работе с бумагой: складыванием листа пополам. Только один ребенок не смог сложить без помощи взрослого.  

В четвертом блоке «Графические действия»: при выполнении задания «Дорожки» (по Л.А. Венгеру) большая часть детей не испытывали трудности, всего один ребенок не смог справиться без помощи. Дети испытывали небольшие затруднения в процессе выполнения задания «Мячики». Всего двое детей выполнили задание с небольшой подсказкой, остальные справились с заданием самостоятельно. С заданием «Лес» почти все дети испытывали трудности: трудно было не отрывать карандаш от бумаги, отмечался слабый нажим на него. Некоторые дети неправильно держали карандаш. Никто из детей не смог обвести рисунок не отрывая карандаш от бумаги.

Анализ результатов обследования показал, что высокого уровня развития мелкой моторики детей 5 лет не показал ни один ребенок. 63% детей показали средний уровень развития мелкой моторики (Оля Б., Паша Н., Коля Н., Соня П., Диана Е.).

37 % детей показали низкий уровень (Рома А., Маххамад Д., Латифа Р.)

Результаты обследования представлены в таблице №1 (ПРИЛОЖЕНИЕ №2) Диаграмма показателей уровней развития мелкой моторики у детей 5 лет расположена в (ПРИЛОЖЕНИЕ №3).  

Во время наблюдения за детьми в свободной деятельности во всех режимных моментах, а также беседы с ними были обнаружено недостаточное развитие мелкой моторики рук:

Рома А. Ведущая рука правая. Развитие мелкой моторики на низком уровне, плохо владеет ножницами, постоянно нужно напоминать о правильном держании и правильном направлении при вырезании. Карандаш держит правильно. Испытывает затруднения при рисовании кисточкой, нуждается в помощи взрослого.

Маххамад Д. развитие мелкой моторики на низком уровне, плохо владеет ножницами, при постоянном напоминании о правильном держании и правильном направлении при вырезании не исправляется. Карандаш держит неуверенно. Испытывает затруднения при рисовании кисточкой.

Латифа Р. Состояние общей и мелкой моторики: Координация движений не нарушена. Ведущая рука правая. Развитие мелкой моторики на низком уровне, плохо владеет ножницами, постоянно нужно напоминать о правильном держании и правильном направлении при вырезании. Карандаш держит правильно. Испытывает затруднения при рисовании кисточкой, иногда нуждается в помощи взрослого, всегда принимает ее. Не стремится выполнить задание до конца.

Оля Б. Состояние общей и мелкой моторики: координация движений нарушена. Ведущая рука правая. Развитие мелкой моторики на среднем уровне, достаточно владеет ножницами, нужно напоминать о правильном держании и правильном направлении. Карандаш держит правильно. Не испытывает затруднения при рисовании кисточкой, иногда нуждается в помощи взрослого, так как старается сделать все правильно. Предпочитает занятия по художественно – эстетическому развитию.

Паша Н. Состояние общей и мелкой моторики: координация движений нарушена. Ведущая рука правая. Развитие мелкой моторики на среднем уровне, плохо владеет ножницами, постоянно нужно напоминать о правильном держании и правильном направлении при выстригании. Карандаш держит неправильно. Испытывает затруднения при рисовании кисточкой, нуждается в помощи взрослого, готов принять помощь.

Коля Н. Состояние общей и мелкой моторики: на занятиях работает правой рукой. Развитие мелкой моторики на среднем уровне, плохо владеет ножницами, постоянно нужно напоминать о правильном держании и правильном направлении при вырезании. Карандаш держит правильно, но мелкая моторика пальцев рук развита слабо. Испытывает затруднения при рисовании кисточкой, нуждается в помощи взрослого. Нарушена координация движений.

Соня П. Состояние общей и мелкой моторики: координация движений нарушена. Ведущая рука правая. Развитие мелкой моторики на среднем уровне, достаточно владеет ножницами, нужно напоминать о правильном держании и правильном направлении. Карандаш держит правильно. Не испытывает затруднения при рисовании кисточкой, иногда нуждается в помощи взрослого. Быстро теряет интерес к выполнению заданий.  

          Диана Е. Состояние общей и мелкой моторики: координация движений не нарушена. Ведущая рука правая. Развитие мелкой моторики на среднем уровне, достаточно владеет ножницами, нужно напоминать о правильном держании и правильном направлении. Карандаш держит правильно.  Иногда нуждается в помощи взрослого, так как старается сделать все правильно. Легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Сводные результаты оценки уровня развития мелкой моторики представлены в (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2).

По результатам констатирующего этапа возникает необходимость в реализации коррекционно-педагогической деятельности, направленной на развитие мелкой моторики посредством обучающих игр и упражнений.

2.2 Коррекционно-педагогическая работа по развитию мелкой моторики посредством обучающих игр и упражнений

Целью коррекционно-педагогической работы является развитие мелкой моторики детей 5 лет   посредством обучающих игр.

Работа по развитию мелкой моторики проводилась в период с марта по апрель 2023 года в МДОУ №137 г. Рязань, в течение восьми недель. Пример КТП на неделю представлен в (ПРИЛОЖЕНИЕ №4).  

Целью тематического планирования являлась систематизация обучающих игр и упражнений на развитие мелкой моторики с учетом лексической темы. Работа по развитию мелкой моторики осуществлялась ежедневно, охватывая все режимные моменты

В сетку занятий были включены обучающие игры и упражнения разного содержания, подобранные с учетом лексической темы, индивидуальная работа с детьми по развитию мелкой моторики.

При подборе обучающих игр и упражнений учитывалась лексическая тема недели, которая проходила через все формы коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы (ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

Начиналась коррекционно-педагогическая работа с самых простых игр и упражнений – «Солнышко». Перед детьми ставилась задача прикреплять прищепки двумя пальцами к картону. Наше солнышко грустное. Оно потеряло свои лучики, а давайте подарим солнышку лучики, и оно улыбнется! В последствие предлагала детям рассмотреть солнышко, у которого уже есть лучики с чередующимися прищепками двух цветов, предлагалось найти закономерность и продолжить составлять лучики в определённом порядке. Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли интерес к этой игре. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Сначала не всем детям удавалось прикреплять прищепки к солнышку, им было трудно раскрывать двумя пальцами прищепку, после небольшой тренировки и помощи дети справились.

Далее игры усложнялись:

- Обучающая игра с прищепками «Шаль с бахромой».

- Обучающая игра «Тактильные дорожки».

- Обучающая игра «Волшебный мешочек» (овощи)

- Обучающая игра по ФЭМП «Собери фигуру»

- Обучающая игра «Золушка»

 - Обучающая игра «Дождь идет»

  1. «Шаль с бахромой».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, внимание, мышление, смекалку.

Ход игры: каждому ребенку дается по квадрату и на подносе разные прищепки по цвету и размеру. Детям предлагается украсить «шаль» «бахромой», чередуя большие и маленькие прищепки. Чередовать цвета составляя узор бахромы, например, одну желтую прищепку две красных и т. д. Игра проводилась к лексической теме «Народные традиции». При проведении обучающей игры «Шаль с бахромой», у детей не возникло трудностей, так как они уже знали, как прикреплять прищепки. Побуждала к действиям детей нерешительных и стеснительных. Дети прикрепляли прищепки захватывая двумя пальцами, Оля Б., Паша Н., Коля Н. с заданием справились быстрее остальных.

2. «Тактильные дорожки».

Цель: развитие зрительных и тактильных анализаторов, развитие мелкой моторики, ориентировка на микроплоскости, развитие познавательных процессов.

Ход игры: ребенку предлагалось провести пальчиком по дорожке не отрывая от дорожки пальчик, либо проследить дорожку глазами; может провести по дорожке пальчиком с закрытыми глазами, а также определить с закрытыми глазами из чего сделана дорожка. Проводить необходимо по очереди каждым пальчиком левой и правой руки. В ходе проведения этой игры, возникли трудности: не все дети смогли с первого раза провести пальчиком, не отрывая его от дорожки. После повторного объяснения и показа дети справились. Детям, которые справились с первого раза, задание усложнялось: они с завязанными глазами угадывали, из чего сделана дорожка (нитки, фасоль, синельная пушистая проволока, толстая веревка).

  1. «Волшебный мешочек»

Цель: развивать мелкую моторику, мышление, тактильные ощущения.

Ход игры: ребенок опускает руку в мешочек, ощупывает предметы. Взяв предмет в руку, ребенок должен назвать его или описать. Во время игры помогаю ребенку рассказать о предмете, задавая вопросы о предмете. Например, он круглый? гладкий? большой? маленький? Если ребенок называет предмет, то его достают из мешочка и смотрят. В процессе если дети справляются, усложняю игру «Найди предмет» Дети уже знают, какие предметы в мешочке. Воспитатель называет предмет, ребенок должен его найти, не смотря в мешочек.

При проведении обучающей игры «Волшебный мешочек» (овощи) дети были заинтересованы, заинтригованы, что в мешочке, по очереди опускали руку, доставая оттуда макеты овощей. Не все дети могли описать овощ, не видя его, но с помощью наводящих вопросов справились все. В этой игре давала разные задания, например, говорила какой овощ достать, нужно было ребенку опустить руку в мешочек и найти тот овощ, который я называла. Предлагала детям доставать овощи как правой рукой, так и левой. Эта игра проводилась несколько раз в неделю, чтобы сохранить интерес, меняла мешочек для создания интереса.

  1. «Собери фигуру»

Цель: Развитие мелкой моторики, закреплять знание детей о геометрических фигурах, закреплять умение выкладывать из счётных палочек треугольник, квадрат, прямоугольник, развивать зрительно-моторную координацию.

Ход игры: Сначала детям предлагается найти в групповой комнате предметы квадратной формы, круглой, прямоугольной, треугольной. Назовите их.

Потом предлагаю детям собрать геометрические фигуры из счётных палочек.

В этой игре у многих детей возникли трудности, не смогли с первого раза собрать прямоугольник. После повторного объяснения справились все, некоторым детям понадобилась помощь взрослого. Не возникло трудностей в выкладывании геометрических фигурах «квадрат», «треугольник».

  1. «Золушка»

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость.

Материал: емкости с крупой (фасоль разных цветов, горох, бобы).

Ход игры: Смешивают крупу (фасоль, горох, бобы или фасоль белую и красную) в коробочке, предлагалось детям разделить все по разным емкостям. Нужно их рассортировать. Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро, усложнялось задание: например, завязывались ему глаза. В этой игре дети были заинтересованы у них была мотивация кто быстрее рассортирует крупы. Для начала использовалось небольшое количество круп, чтобы дети не потеряли интерес, в последствии количество круп увеличивалось. С самого начала в этой игре не всем удавалось захватывать с первого раза фасоль, грох, в последствии получалось хорошо. Некоторые дети, сортировали крупы медленнее других, но с заданием справились все.

  1.  «Дождь идет»

Цель. Учить продевать тесьму в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу; развивать мелкие движения, целенаправленность действий; соблюдать направление движений по диагонали (несмотря на прерывистость линии); продолжать создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию и результату своих действий.

Оборудование. На каждого ребенка листы картона с изображением травки и грибка (на листах сверху закреплены три тесьмы, от каждой вниз по диагонали листа идет по пять дырочек, в которые должна продеваться тесьма – «дождик»); все три линии должны быть параллельны, фигурки зайчат из картона по количеству детей.

Ход игры. Педагог берет свой лист картона и показывает, как по травке гуляет зайка. «Ой, пошел дождь», – говорит он, переворачивает лист и показывает детям, как протянуть тесьму, чтобы получился дождик. При этом обращалось внимание на то, что дождик идет сверху вниз по диагонали – и каждая тесьма протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Затем раздает детям листы картона, и они с помощью педагога выполняют задание. После этого педагог переворачивает лист и говорит: «Опять дождик пошел, прячьте скорей своих зайчат». Раздает фигурки зайчиков. Дети прячут их под грибки. В этой игре сначала не всем детям удавалось протягивать тесьму в отверстие, после повторного объяснения и показа у детей получилось. Роме А. и Латифе Р. необходима была помощь взрослого, так как у них не получалось протягивать тесьму в отверстие, в последствии они справились с заданием. Оля Б., Паша Н., Коля Н. справились самостоятельно, Маххамад Д., Соня П., Диана Е., справились с небольшой подсказкой.

Так же во время режимных моментов проводились различные упражнения для рук на развития мелкой моторики. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – явления природы, предметы, людей, животных, их деятельность. Дети в ходе пальчиковых игр, активизируют моторику рук, повторяя движения взрослых. Тем самым вырабатывается умение концентрировать внимание на одном виде деятельности, управлять своими движениями, ловкость.

- упражнение «Птички клюют»

- Упражнение «Птички летают»

- Упражнение «Гнездо» 

- Упражнение «Дождь»

- Упражнение «Путешествие пальцев»

1. «Птички клюют»

Цель: развитие мелкой моторики, памяти, внимания.

Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами. Сначала правой рукой потом левой.

2. «Птички летят»

Цель: развитие мелкой моторики, памяти, внимания

Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движение вверх-вниз, птички летят, машут крыльями.

3. «Гнездо»

Цель: развитие мелкой моторики, памяти, внимания.

Соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.

4. «Дождь»

Цель: развитие мелкой моторики, памяти.

Ход: поднимали руки в вверх и медленно опускали их, быстро шевеля пальцами. Использовался другой вариант упражнения «Дождик»

Дождик, дождик, посильней, (потрясали кистями рук, как будто стряхивали «капли» с пальчиков).

Будет травка зеленей,

вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Соединяли ладони лодочкой и раскрывали их изображая распускающиеся цветочки. Дождик, дождик, пуще, расти трава гуще, шевелили пальчиками, изображая растущую траву. Все дети активно участвовали выполняя все движения.  

5. «Путешествие пальцев»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила:

  1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
  2. все пальцы должны участвовать;
  3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Эти игры достаточно эмоциональные, увлекательные, способствуют развитию творческой деятельности, речи и поэтому их можно проводить как в детском саду, так и дома.

Обучающие игры и упражнения на развитие мелкой моторики проводились как в подгрупповой форме, так и индивидуально. Дети всегда были эмоционально положительно настроены на игру. Чаще всего дети проявляли инициативу в выборе игры. Оборудования для игр были эстетично, красочно оформлены, что привлекало интерес детей.

При подборе обучающих игр и упражнений были использованы игровые приемы, создавалась мотивация. Для подтверждения гипотезы необходимо провести повторную диагностику.

2.3 Сравнительный анализ показателей уровня развития мелкой моторики детей среднего группы

        Повторная оценка уровня развития мелкой моторики детей 5 лет проводилось в МБДОУ № 137 г. Рязани.

        Целью явилась оценка уровня развития мелкой моторики и сравнение полученных результатов с первоначальными данными, после проведенной коррекционно-педагогической работы.

Была использована диагностическая методика, предложенная Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л., Топорковой И.Г., Щербининой С.В., Л.А. Венгером.

   При повторном выполнении первого блока «Упражнения на координацию движений» в упражнении «Ладонь, ребро, кулак» лишь одному ребенку необходима была помощь взрослого, семь детей справились самостоятельно. В упражнении «Посолим капусту» трудностей не возникло ни у одного ребенка. С упражнением «Катание шарика»  справились трое детей, остальным потребовалась небольшая помощь.

Во втором блоке «Повторение фигур из пальцев».  В упражнении «Игра на рояле», дети испытывали трудности, но с заданием справились все, им было сложно постукивать пальцами левой рукой, выполняли задание но более замедленном темпе чем правой. Большая часть детей справились с небольшой помощью, лишь одному ребенку необходимо было показать, как выполнять упражнение. Упражнение «Коза» вызывало трудности: детям было трудно складывать пальцы в определенное положение, поэтому пришлось им помогать. Выполнили правильно без помощи четыре ребенка, остальные с помощью. Дети не испытывали трудности в упражнении «Заяц». При выполнении упражнения «Вилка» дети также испытывали трудность, им было сложно удерживать большой палец и мизинец на ладони.

Третий блок «Работа с бумагой». «Вырезание ножницами»: двое детей испытывали трудности при вырезании, требовалось напоминание о правильном держании и правильном направлении при вырезании. С заданием справилось четверо детей, остальные испытывали трудности и нуждались в помощи. При повторной работе с бумагой (складыванием листа пополам) дети не испытывали трудности, все с заданием справились, лишь двое детей нуждались в небольшой помощи.

В четвертом блоке «Графические действия»: с заданием «Дорожки» большинство детей справились, один ребенок допустил незначительную ошибку. Трудностей не возникло и с выполнением задания «Мячики». При повторном проведении задания «Лес» результаты оказались выше, чем на констатирующем этапе, но практически всем детям требовалась небольшая помощь взрослого: им трудно было обводить рисунок не отрывая карандаша, трое детей справились хорошо с небольшими замечаниями. Если сравнить результаты повторной диагностики, можно отметить следующее: анализ обследования показал, что повысился результат развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.  44% детей показали средний уровень развития мелкой моторики (Маххамад Д., Соня П., Диана Е.). (Оля Б., Паша Н., Коля Н.) показали высокий уровень 34%. А 22 % детей показали низкий уровень (Рома А., Латифа Р.)

Результаты повторного обследования состояния мелкой моторики у детей после обучения представлены в таблице №2 (ПРИЛОЖЕНИЕ №6) и диаграмме (ПРИЛОЖЕНИЕ №7).

Как видно из результатов, работу по развитию мелкой моторики детей 5 лет еще нужно продолжать, так как у некоторых детей остается низкий уровень. Игры, которые использовались в процессе коррекционно-педагогической деятельности доступны не только специалистам и воспитателям, но и родителям для проведения в повседневной жизни, вне образовательной организации. Это положительно скажется на развитии мелкой моторики у детей.

На основе полученных данных можно сделать вывод об эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы.

        Таким образом, сформулированная нами гипотеза нашла свое подтверждение. Все цели достигнуты, задачи решены.

Заключение

В процессе исследования нами было сделано следующее: на основе анализа литературы изучена динамика развития мелкой моторики у детей 4-5 лет; исследована взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики и готовностью ребёнка к обучению в школе, была создана и апробирована система работы по развитию мелкой моторики в средней группе детского сада.

Как показало исследование на констатирующем этапе эксперимента, развитие мелкой моторики у детей находилось практически на одинаковом уровне. В ходе формирующего этапа исследования дети средней группы совершенствовали уровень развития мелкой моторики посредством различных обучающих игр и упражнений.

В результате систематической работы по развитию мелкой моторики и с помощью сравнения полученных данных на контрольном этапе исследования мы получили результаты, показывающие различие между выборками. Работа, проведённая в период исследования, на основе поставленных задач позволяет сделать следующие выводы:

1. Изучение проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста и анализ литературы показали, что существует тесная взаимосвязь между тонкими движениями пальцев рук и функциональной зрелостью коры мозга ребёнка. Формирование мелкой моторики в целом влияет на развитие артикулированности и связности устной речи, на развитие школьно-значимых функций, формирование навыка письма и косвенным образом на общее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Таким образом, научное обоснование получила необходимость развития активных движений пальцев рук.

2. Создание и апробирование комплекса игр и упражнений по развитию мелкой моторики в средней группе детского сада показало, что для развития мелкой моторики необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался различными видами ручной деятельности. В нашем исследовании это были разнообразные виды обучающих игр и упражнений. Если эти упражнения, занятия и игры применять в комплексе, то они способствуют развитию различных групп мышц руки, развивают координацию движений, гибкость, точность, и мышечный контроль.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что использование комплекса разносторонних методов и приёмов развития мелко-моторных функций, таких как специальные упражнения для подготовки руки к письму, движения с мелкими предметами, различные виды пальчиковых игр, проведение работы по совершенствованию пальцевой моторики исправно и регулярно, включая её в учебно-воспитательный процесс, позволяет в работе с детьми дошкольного возраста улучшить показатели совершенствования мелкой моторики, а, следовательно, подтверждают данную гипотезу.

Библиография

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.-М.:ТЦ Сфера, 2015.-96с.
  2. Безруких, М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / М.М. Безруки х. – М.: Просвещение, 2001. –196 с.: ил.
  3.  Белевич, Е.К. Обучение детей средней группы лепке [Текст] /Е.К. Белевич // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. - С.29-33.
  4. Берштейн Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Берштейн. – М., 1966. – 234 с.
  5. Гаврилина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать: популярное пособие для родителей и педагогов[Текст]. –Ярославль: Академия развития, 1998. –192с.
  6. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007.
  7. Денисова, Л.Т. Психолого-педагогические предпосылки и создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей 5-6 лет. Подготовка руки ребенка к письму.
  8. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. Психологический словарь [Текст]/ Под ред. В.П.–М.: АСТ, 2006. –479 с.
  9. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка[Текст]/ М. М. Кольцова. –М.: Педагогика, 1973. –193 с.
  10. Кольцова, М. М. Ребёнок учится говорить[Текст]/ М. М. Кольцова. –М.: Сов. Россия, 1973. –160с.
  11. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
  12.  Оклендер В. Сенсорный опыт. Глава из руководства по детской психологии «Окна в мир ребенка» [Текст]: заочная школа для родителей /В. Оклендер. –М.: РГБС, 2004. –14 с.
  13. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов [Текст]/ Л. П. Сваина. –М.: АТС, 1999. –48с.
  14. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта[Текст]/ А. Л. Сиротюк–М.: ТЦ Сфера, 2001. –48с.
  15. Хромов Н. И. Методика развития современного ребенка - «ТЦ Сфера», 2014. – 128с. – (управление детским садом)].
  16. Фонарев A. M. «Развитие ориентировочных реакций у детей», М., 2001г.
  17. Фонарёва, М. И. Развитие движений ребёнка-дошкольника. Из опыта работы [Текст] Под ред. М.И.Фонарёвой. –М.: Просвещение, 1975.-239с.
  18. https://works.doklad.ru/view/MF43WX_DSYo/all.html
  19. http://lasteaiad.narvakultuur.ee/muinasjutt/ru/arhiiv/2041
  20. https://edu.tatar.ru/n_chelny/page92673.htm/page1421218.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Диагностика развития мелкой моторики рук детей 4-5 лет.

Блок 1. Упражнения на координацию движений.

  1. «Ладонь, кулак, ребро».

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

  1. «Посолим капусту».

Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.

  1. «Катание шарика».

Ребенок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.

Блок 2. Повторение фигур из пальцев.

Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:

  • «Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).
  • «Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).
  • «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный, расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
  • «Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).

Блок 3. Работа с бумагой.

  • «Вырезание ножницами».

На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контуру.

  • «Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе).

Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.

Блок 4. Графические действия (отдельная система баллов).

  1. Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).

На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом (рис. 1). Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.

Оценка:

3 балла – без ошибок;

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии;

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

Описание: https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/16/s_58f390948f87b/612488_1.png

Рис. 1. Методика «Дорожки».

  1. Методика «Мячики» (рис. 2).

На рисунке изображены кегли и мячик. Ребенку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю;

2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю);

1 балл – 3 и более ошибок.

Описание: https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/16/s_58f390948f87b/612488_2.png

Рис. 2. Методика «Мячики».

  1. Методика «Лес» (рис. 3).

На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии;

2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии;

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

Описание: https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/16/s_58f390948f87b/612488_3.png

Рис. 3. Методика «Лес».

По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий (12). По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук.

Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3) - у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5) – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических упражнениях.

Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9) - у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Таблица 1. Сводная таблица результатов оценки уровня развития мелкой моторики рук детей 5 лет.

№ п/п

Имя ребенка

Координация движений

Повторение фигур из пальцев

Работа с бумагой

Графические действия

Итог (сред. балл)

Ладонь, кулак,

ребро

Посолим капусту

Катание шарика

Коза

Заяц

Вилка

Игра на рояле

Вырезание ножницами

Сгибание листа пополам

Дорожки

Мячики

Лес

1

Рома А.

1

2

1

3

3

2

1

1

2

2

3

1

22

1,8

н

2

Маххамад Д.

2

3

2

3

3

1

1

1

2

2

2

1

23 1,9

н

3

Латифа Р.

2

3

1

2

2

3

1

1

3

1

3

1

23 1,9

н

4

Оля Б.

1

2

2

2

3

2

1

2

3

3

3

3

27

2,2

ср

5

Паша Н.

2

3

3

1

3

2

2

2

3

3

3

2

29 2,4

ср

6

Коля Н.

2

2

2

3

3

3

1

3

1

3

3

2

28 2,3

ср

7

Соня П.

2

3

3

3

3

3

1

1

1

2

2

1

25 2,0

ср

8

Диана Е.

2

3

1

2

3

2

1

3

2

2

3

2

26 2,1

ср

Высокий – 0

Средний – 5

Низкий – 3

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Диаграмма показателей уровней развития мелкой моторики у детей 5 лет

Низкий - 37 %

Средний - 63%

Высокий - 0 %

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

План коррекционно-развивающей деятельности на неделю

  Тема «Весна»

Утро

Прогулка

Вечер

Понедельник

Формирование культурно-гигиенических навыков. (продолжать закреплять  следить за своим внешним видом после туалета). Наблюдение в уголке природы (комнат. растения,)

Рисование красками «Бегут ручьи»

Д.И «Золушка».

 Свободная самостоятельная деятельность детей.

Индивидуальная работа над произношением «Здравствуйте», закрепить ходьбу у Коли, Ромы по массажным коврикам

НОД :-музыка            

Наблюдение за дождём – формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе, знакомить с доступными явлениями природы.

Подвижная игра «Пузырь»

Дидактическая игра «Солнышко»,   «Тактильные дорожки».

Труд. Подмести в беседке.

Индивидуальная работа. Повторить потешку «Бежала лесочком лиса с кузовочком».

 Оздоровительная гимнастика после сна.

Закрепить с детьми движения хоровода. Развивать координацию движений.

Игра «Птицы хотят есть» (комканье бумаги)

Игровое упражнение: «Птички». 

В центре книги поместить репродукции картин А. Саврасова «Грачи прилетели»; иллюстрации с изображениями птиц

Вторник

Организация труда в уголке природы (полить цветы, налить воду в лейку.

Дидактические игры «Скворечник»

 «Покорми птиц»

Свободная самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа по развитию элементарных математических представлений.

Индивидуальная работа с дежурными.

НОД: -ознакомление с окружающим миром

-конструирование

Наблюдение за лужами. Сравнить где луж больше – на асфальте или на земле.

Подвижная игра «Вороны и собачка» - учить имитировать движения и голоса птиц, упражнять в беге по сигналу.

Дидактическая игра «Солнышко», «Покорми птиц».

Труд. Кормление птиц – поддерживать желание детей заботиться о птицах.

Индивидуальная работа. Метание в цель.

Сюжетно-ролевая игра(Семья)

 Ручной труд (оригами).

 Свободная самостоятельная деятельность детей.

Индивидуальная работа с детьми (Закрепление произношений простейших слов «Здравствуйте, Спасибо, До  свидания».

Игра с прищепками «Тучки и солнышко»

Среда

Работа в книжном уголке.

 Настольно-печатные игры. (игра подбери пару, игра найди детеныша, пазлы)

Развитие навыков самообслуживания.

Индивидуальная работа по развитию речи. (закрепление в произношении новых слов)

5.НОД: -физ-ра

Дидактическая игра и упражнение «Золушка», «корни растений».

Наблюдение за ветром – формировать интерес к наблюдениям за природными явлениями.

Подвижная игра «Ножки – ножки» – учить действовать согласно тексту.

Труд. Кормление птиц

Индивидуальная работа. Повторить стихотворение А.Бродского «Солнечные зайчики»

Поупражнять Соню и Латифу перепрыгивать из обруча в обруч

физкультурный досуг.

 Игра «Птицы»

Знакомство детей с кинетическим песком

 Свободная самостоятельная деятельность детей.

 Сюжетно-ролевая игра: «Больница»

Закрепить с Пашей и Маххамадом пальчиковые упражнения «птички летят», «птички клюют», «гнездо»

Дидактическая игра «Путешествие пальцев»

Четверг

Наблюдение за комнатными растениями (как определить, какие растения нуждаются в поливе).

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

рисование «весна» (по замыслу)

С/р игра «Магазин одежды», «Семья».

Дежурство

НОД: - ознакомление с окружающим миром

- (ФЭМП) Дидактическая игра с использованием природного материала

Наблюдение за посадкой семян цветов на огороде.

Подвижная игра «кати обруч» Цель: упражнять детей в катании обруча друг другу.

Организовать песочные игры.        Привлечь Колю, Диану, Маххамада к посадке и раскладывание семян в лунки

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

Ситуативный разговор о поведении в общественных местах, в частности, как вести себя в библиотеке. Повторение чтение рассказа Л.Толстого «Косточка».

Беседа «Как люди заботятся о своём здоровье весной»

Пятница

Артикуляционная, пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые упражнения «Птички», «Гнездо», «Цветок», «Корни растения».

Беседа на тему: «Первоцветы»

Рассматривание книг о весенних цветах.

Д/и «Птицы хотят есть» (комканье бумаги)

Д/и «Приделай хвост»

Разговор с детьми о культуре поведения во время приема пищи.        Свободная деятельность детей в центрах активности. Дежурства.

Обогащение материалом сюжетно-ролевых игр «Ателье», «Магазин одежды»

НОД: -рисование

-лепка

 

За проталинами (учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе, формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе).

П/и «По проталинам»,

П/и «На поляне

Индивидуальная работа – развитие движений (упражнять в развитии ловкости, закреплять навыки мягкого приземления) с Ромой, Дианой. Разговор с детьми об уважительном отношении к старшим.        Самостоятельная деятельность детей на прогулке, игры по выбору.

Обратить внимание на взаимоотношения детей, на выход из конфликтных ситуаций.

Гимнастика после сна. Закаливание.

Спортивное развлечение «Весна пришла». Индивидуальная работа с Ромой,  Латифой, - автоматизация звука с в тексте

Ситуативный разговор о честности.

Самостоятельная деятельность детей в центрах творчества. Работа по уходу за растениями (какие нуждаются в поливе перед выходными днями).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Перечень игр и упражнений лексическая тема «Весна»

1. «Золушка»

Задачи: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость

Материал: емкости с крупой (фасоль, горох, гречка, бобы.

Ход: Смешайте крупу (фасоль, горох, бобы или фасоль белую и красную) в коробочке и предложите ребенку разделить все по разным емкостям. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

  1. «Волшебный мешочек» (овощи)

Цель игры:

-развивать у ребенка тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к различным предметам;

-развивать тактильную чувствительность;

-научить ребенка находить точные слова для определения своих ощущений.

Оборудование: Мешочек из ткани, Макеты овощей (морковь, лук, свекла, Чеснок, картофель)

Ход игры:

1. "Угадай-ка" - ребенок засовывает руку в мешочек, ощупывает предметы. Взяв предмет в руку, ребенок должен назвать его или описать. Воспитать помогает ребенку рассказать о предмете, задавая вопросы о предмете. Например, он круглый? гладкий? большой? маленький? Если ребенок называет предмет, то его достают из мешочки и смотрят.

2."Найди предмет" Дети уже знают, какие предметы в мешочке. Воспитать называет предмет, ребенок должен его найти его, не смотря в мешочек

 3. «Солнышко» Дидактическая игра с прищепками

Задачи: развивает мелкую моторику рук, а также восприятие, внимание, память и мышление.

Оборудование: картинка солнышка из картона, прищепки.

Ход:

1. Воспитатель предлагает ребёнку сделать солнышку лучики.

Когда ребёнок закончит выполнять задание, надо спросить его, прищепки какого цвета он использовал.

2. Сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть солнышко, у которого уже есть лучики с чередующимися прищепками двух цветов, предлагает найти закономерность и продолжить составлять лучики в определённом порядке.

4. «Шаль с бахромой» Дидактическая игра с прищепками

Цель: Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, внимание, мышление, смекалку.

Оборудование: Прищепки, Цветной квадрат из картона.

Ход игры: Каждому ребенку дается по квадрату и на подносе маленькие и большие прищепки. Детям предлагается украсить «шаль» «бахромой», чередуя большие и маленькие прищепки.

Усложнение: Чередовать цвета составляя узор бахромы, например, одну желтую прищепку две красных или одну маленькую две больших т. д.

5. «Собери фигуру» Дидактическая игра по ФЭМП

Цель: развитие мелкой моторики, закреплять знание детей о геометрических фигурах, закреплять умение выкладывать из счётных палочек треугольник, квадрат, прямоугольник, развивать пространственное мышление.

Оборудование: счетные палочки.

Ход игры: предложить найти в групповой комнате предметы квадратной формы, круглой, прямоугольной, треугольной. Назовите их.

Предлагаю детям собрать геометрические фигуры из счётных палочек.

6. «Тактильные дорожки» Дидактическая игра

Цель: развитие зрительных и тактильных анализаторов, развитие мелкой моторики, ориентировка на микроплоскости, развитие познавательных процессов.

Оборудование: разные тактильные дорожки, сделанные своими руками.

Ход игры: ребенок может провести пальчиком по дорожке, либо проследить дорожку глазами; может провести по дорожке пальчиком с закрытыми глазами, а также определить с закрытыми глазами из чего сделана дорожка.

7.  «Дождь идет»

Цель. Учить продевать тесьму в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу; развивать мелкие движения, целенаправленность действий; соблюдать направление движений по диагонали (несмотря на прерывистость линии); продолжать создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию и результату своих действий.

Оборудование. На каждого ребенка листы картона с изображением травки и грибка (на листах сверху закреплены три тесьмы, от каждой вниз по диагонали листа идет по пять дырочек, в которые должна продеваться тесьма – «дождик»); все три линии должны быть параллельны, фигурки зайчат из картона по количеству детей.

Ход игры. Педагог берет свой лист картона и показывает, как по травке гуляет зайка. «Ой, пошел дождь», – говорит он, переворачивает лист и показывает детям, как протянуть тесьму, чтобы получился дождик. При этом обращает внимание на то, что дождик идет сверху вниз по диагонали –и каждая тесьма протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Затем раздает детям листы картона, и они с помощью педагога выполняют задание. После этого педагог переворачивает лист и говорит: «Опять дождик пошел, прячьте скорей своих зайчат». Раздает фигурки зайчиков. Дети прячут их под грибки.

Описание: C:\Users\Alexei\Desktop\ВКР проверенное\pic.php.jpg

7. «Путешествие пальцев»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила:

  1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
  2. все пальцы должны участвовать;
  3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

8. «Скворечник»

Цель: упражнение ладоней.

Инструкция: ладони сложены вместе, пальцы смотрят вверх, локти - в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

9. «Птички летят»

Цель: развитие мелкой моторики, памяти, внимания

Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движение вверх-вниз, птички летят, машут крыльями.

10. «Птички клюют»

Цель: развитие мелкой моторики, памяти, внимания.

Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами. Сначала правой рукой потом левой.

11. «Гнездо»

Цель: развитие мелкой моторики, памяти, внимания.

Соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.

12. Цветок

Вырос высокий цветок на поляне (руки в вертикальном положении, ладони прижать друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их),

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы).

Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичное движение пальцы вместе – врозь),

Дружно дают под землёй корешки (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

13. Капустка

Мы капустку рубим – рубим (движения прямыми ладонями вверх – вниз),

Мы капустку солим – солим (поочередное поглаживание пальцев),

Мы капустку трём – трём (потирать кулачок об кулачок),

Мы капустку жмём – жмём (сжимать и разжимать кулачки).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Таблица 2. Сводные результаты повторной оценки уровня развития мелкой моторики рук детей 5 лет

№ п/п

Имя ребенка

Координация движений

Повторение фигур из пальцев

Работа с бумагой

Графические действия

Итог (сред. балл)

Ладонь, кулак,

ребро

Посолим капусту

Катание шарика

Коза

Заяц

Вилка

Игра на рояле

Вырезание ножницами

Сгибание листа пополам

Дорожки

Мячики

Лес

1

Рома А.

1

2

2

1

3

2

1

2

3

2

3

1

23

1,9

н

2

Маххамад Д.

3

3

2

3

3

1

2

1

3

2

2

2

27 2,2

ср

3

Латифа Р.

2

3

2

1

3

1

2

1

2

2

3

1

23 1,9

н

4

Оля Б.

3

3

2

2

3

2

2

3

3

3

3

2

32

2,6

вс

5

Паша Н.

3

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3

34 2,8

вс

6

Коля Н.

3

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

3

34 2,8

вс

7

Соня П.

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

2

1

29 2,4

ср

8

Диана Е.

3

3

2

2

3

2

2

3

3

2

3

3

31 2,5

ср

Высокий – 3

Средний – 3

Низкий – 2

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Диаграмма показателей уровней развития мелкой моторики у детей 5 лет после реализации коррекционно-педагогической работы

Низкий - 22 %

Средний - 44%

Высокий - 34%  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Оригами как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»...

«Игры и упражнения для поэтапного развития мелкой моторики детей».

Игры для поэтапного формирования мелкой моторики рук у детей...

Кинезилогические игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

laquo;Мозг, хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»Французский писатель, философ и педагог Мишель де Монтень....

План по самообразованию: ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

План по самообразованию. "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"....

Методическая разработка "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста."

В данной работе рассматривается вопрос о влиянии пальчиковых игр на речь детей дошкольного возраста....

«Кинезиологические игры и упражнения как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения ...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...