Ознакомление дошкольников с искусством
консультация

тапы ознакомления дошкольников с искусством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozn._s_iskusstvom_u.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ознакомление дошкольников с искусством

Слайд 2

«В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества» В.А.Сухомлинский .

Слайд 3

Литература Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. Грибанова М.В. Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста. Учеб.- метод. пособие, Пермь, 2003 Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М., 1997. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995 Мелик-Пашаев А.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. - 1989. - №1. Мелик-Пашаев А.А., Выготский Л.С., Бахтин М.М. Подготовительные материалы к несостоявшемуся диалогу // Вопросы психологии. – 1996. - № 5. Собкин В.С., Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. – 1989. - №1. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. М., 1993. Чумичёва Р. Знакомим детей с портретной живописью //Дошкольное воспитание. – 1991. - №10. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.

Слайд 4

ИСК У ССТВО - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Пять видов искусства: живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу. Ж ивопись имеет свои жанры: натюрморт , пейзаж, портрет.

Слайд 5

Основные функции изобразительного искусства Познавательная функция искусства . При рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание. Эстетическая функция. Учим детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью

Слайд 6

Этапы ознакомления дошкольников с живописью Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога Структура искусствоведческого рассказа: сообщение названия картины сообщение фамилии художника о чём написана картина что самое главное в картине (выделить композиционный центр) как оно изображено (цвет, построение, расположение) что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали что красивого показал своим произведением художник о чём думается, что вспоминается

Слайд 8

Эта картина называется «Стрекоза». Написал ее художник Илья Ефимович Репин. На данном портрете живописец изобразил свою старшую дочку Веру Репину. Лицо дочери Репин изобразил спокойным, серьезным и даже немного сосредоточенным. Свою любовь и восхищение художник передает через красоту изображенных маленьких темных глаз и пухлых губ. Её взгляд серьезен и непреклонен. Чувствуется ее задорность и непосредственность. Вера напоминает чем-то стрекозу, сидящую на цветке, которая машет своими легкими воздушными крылышками. Она маленькая и не может сидеть на месте ведь она еще ребенок. Поза Веры очень расслаблена и естественна. Девочка сидит на перекладине штакетника, беззаботно болтает ногами, не доставая ими до земли. Она держится двумя руками, чтобы не упасть. На девочке яркое платье, немного пестрое и с длинным рукавом, которое гармонично сочетается с желтыми колготками и черными туфельками. На голове очень красивая коричневая шляпка, спасающая девочку от палящего солнца и его лучей. Солнечные зайчики скользят по шее и частично по лицу, увеличивая обаяние и радость жизни.

Слайд 9

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина. Например: – Что изображено на картине? – Где расположены изображённые на картине предметы, люди? – Как вы думаете, что самое главное в картине? – Как это изобразил художник? – Что в картине самое яркое? – Что этим хотел сказать художник? – Какое настроение передал художник? – Как вы догадались, что именно такое настроение отражено? – Как это удалось сделать художнику? – О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Слайд 10

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий» Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью, эмоциональными ассоциациями, необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине. После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.

Слайд 11

И.Е.Репин «На солнце» Портрет Надежды Репиной – дочери великого художника. Тональность картины необычайно светлая и умиротворенная: девушка, прогуливаясь в парке, решила укрыться от знойного дня под зонтиком. Одета она по моде прошлого века: в белую блузку, которую украшает брошка, и юбку с широким поясом. На голове у нее шляпка. Лицо женщины крайне спокойно и умиротворено, и эту идиллию может нарушить разве что только шмель, появившийся из неоткуда. Кажется , еще несколько мгновений – и мы почувствуем зной полуденного дня, почувствуем влекущий запах трав и цветов, а где-то поблизости до нас донесется жужжание летящего к нам шмеля .

Слайд 12

Второй этап Задачи: развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины, выделять выразительные средства, формировать умения «читать» картины, мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Слайд 13

Например: О чём картина? Почему думаете так, расскажите? Как бы вы назвали картину? Почему именно так? Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах? Как он изобразил это в картине? Какое настроение вызывает картина? Отчего возникает такое настроение? Что хотел сказать художник своей картиной?

Слайд 14

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы. Иногда необходимо использовать приём точных установок , который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например : «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Слайд 15

Репин «Сибирская красавица»

Слайд 17

Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Слайд 18

а) «Что изменилось на картине между людьми, предметами?» (педагог закрывает часть картины листом ) б ) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?» в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины ?»

Слайд 20

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника. Например: – Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в теплых (холодных) тонах?

Слайд 21

Третий этап Задачи: Формирование творческого восприятия картины. Сравнение изображенного с личным опытом Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения. Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Слайд 22

Исаак Ильич Левитан

Слайд 23

Иван Константинович Айвазовский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с искусством как средство развития творческой личности.

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной,  свободной личности, так как именно т...

Картотека наглядно-дидактических пособий для ознакомления дошкольников с искусством

Картотека содержит перечень картин художников, скульптур и других пособий, предназначенных для ознакомления детей 4 -7 лет с искусством. Пособия разделены по возрасту и жанрам....

Дидактические игы и упражнения по ознакомлению дошкольников с искусством во второй младшей группе.

Ознакомление дошкольников с искусством через дидактические игры и упражнения....

Программа проведения выставки пособий и дидактических игр по ознакомлению дошкольников с искусством

В целях повышения качества  образовательной деятельности  в МБДОУ по вопросам организации образовательной деятельности, на основании задач плана работы МБДОУ №131 на 2016-2017учебный г...

"Информационно-образовательные ресурсы по ознакомлению дошкольников с искусством"

В данной методической разработке представлены информационно - образовательные ресурсы для  использования в образовательном процессе ДОУ при реализации образовательной области "Художественно-...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Ознакомление дошкольников с искусством»

Одним из средств эстетического развития дошкольников является изобразительное искусство....