"Информационно-образовательные ресурсы по ознакомлению дошкольников с искусством"
методическая разработка

Васильева Елена Евгеньевна

В данной методической разработке представлены информационно - образовательные ресурсы для  использования в образовательном процессе ДОУ при реализации образовательной области "Художественно-эстетическое развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_resursy.docx51.82 КБ

Предварительный просмотр:

 «ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСКУССТВОМ»

На сегодняшний день в каждом детском саду существует свой банк информационно-образовательных ресурсов. Я хочу поделиться своим, думаю, что эта информация не будет бесполезной и пригодится вам в дальнейшей работе при реализации ОО «Художественно-эстетическое развитие».

Информационно-образовательные ресурсы можно разделить на две категории:

ПЕЧАТНЫЕ

  • Образовательная пресса (газеты, журналы)
  • Методическая литература
  • Детская литература  (энциклопедии, художественная литература,  раскраски, занимашки)

ЭЛЕКТРОННЫЕ

  1. Интернет-ресурсы (сайты, порталы)
  2. Мультимедийная копилка:

- презентации (готовые, авторские)

- интерактивные игры

     - электронно-дидактические игры

  1. – Видеотека

Давайте познакомимся с ними более подробно.

Образовательная пресса

На сегодняшний день существует большой выбор образовательных журналов и газет. Назову некоторые из них: газета «Дошкольное образование», журналы «Дошкольное образование», «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Детский сад будущего», «Современный детский сад», «Дошкольная педагогика». В них можно почерпнуть необходимые материалы по всем образовательным областям, включая и художественно-эстетическое развитие. А вот журналы «Цветной мир», «Эскиз» охватывают только ОО «Художественно-эстетическое развитие».

Показ номеров журналов и газет

Методическая литература

есть во всех детских садах. Она оказывает нам помощь в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д. Вот некоторые из них:

Н. Черепкова: Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). ФГОС
В издании представлены нетрадиционные техники рисования, планирование, конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста, рекомендации для педагогов и родителей. Предлагаемые занятия пополняют художественный опыт детей, обогащают их впечатления в процессе творчества, развивают воображение, учат составлять композиции, помогают развивать творческие способности; способствуют охране и укреплению физического и психического здоровье дошкольников. Занятия по ознакомлению детей с различными техниками рисования проводятся два раза в неделю (продолжительность - 30 минут). Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей, гувернеров, студентов педагогических учебных заведений.

Светлана Погодина: Шаг в искусство. Тематическое планирование. Мир человека. ФГОС
В пособии предлагается вариант планирования работы по темам блока "Мир человека", составной части оригинальной авторской программы "Шаг в искусство", разработанной с целью художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, формирования у них способностей к изобразительной деятельности. Содержание этого блока предполагает знакомство детей с основными сферами жизнедеятельности человека, расширяет их представление о быте и досуге, об эмоциях и др., способствует социализации детей. Позволяет осуществлять творческое развитие детей по пяти направлениям: живописно-графическое, конструктивное, пластическое и декоративное творчество, знакомство с книжными иллюстрациями и произведениями искусства.
Предназначается педагогам дошкольных образовательных организаций, образовательных центров, студий творческого развития и родителям

"Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. ФГОС"

В пособие включены интегрированные познавательно-игровые занятия для детей старшего дошкольного возраста. Представлены нетрадиционные способы и техники рисования: граттаж, монотипия, шаблонография и др., которые помогут педагогу всесторонне развивать личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и собственное "Я". Особое внимание уделено предварительной работе (чтению художественных произведений, ознакомлению с окружающими явлениями, рассматриванию репродукций и рисунков).
Книга адресована педагогам ДОО, гувернерам и родителям.

"Комплексные занятия по изобразительной деятельности. По программе "От рождения до школы""

В пособии предлагается система комплексно-тематических занятий с детьми старшей группы (от 5 до 6 лет), разработанная на основе требований ФГОС ДО к содержанию Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез), подробно раскрывающая особенности организации непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие".
Книга одновременно является частью учебно-методического комплекта (пособие "Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе "От рождения до школы". Средняя группа". Волгоград: ООО "
Издательство "Учитель") и отражает работу воспитателя по сетке занятий в течение учебного года.
Предназначено воспитателям ДОО, педагогам дополнительного образования, специалистам дошкольной педагогики; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений.

Наталья Леонова: Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование

В книге представлен теоретический и практический материал для проведения интегрированной образовательной деятельности с детьми (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие") в соответствии с требованиями общеобразовательной программы дошкольного воспитания "Детство" Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой и ФГОС ДО.
Пособие содержит систему развивающих занятий лепкой, аппликацией и рисованием в старшей группе детского сада. Все занятия взаимосвязаны, содержательны и направлены на реализацию задач художественно-творческого развития детей. Вместе с тем они оригинальны, увлекательны как для детей, так и для педагога.
Комплексный подход к выбору методов и форм проведения занятий позволит выстроить систему по формированию художественно-творческих способностей детей.
Данное пособие адресовано широкому кругу работников дошкольного образования, работающих по программе "Детство", а также слушателям курсов повышения квалификации, может быть использовано и родителями, интересующимися вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Аджи, Кудинова: Открытые мероприятия для детей подготов. гр. Образов.обл. "Художеств.-эстетическое развитие". ФГОС
В пособии представлены 60 открытых мероприятий, которые можно проводить в детском саду. Это различные сценарии утренников, образовательная деятельность, праздники (посвященные памятным датам, народные, фольклорные), развлечения, образовательная деятельность, которую может проводить как педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, так и рядовой воспитатель.
Пособие соответствует новым требованиям ФГОС

Артемьева, Гаврилова: Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий. ФГОС ДО

Комплексное развитие ребенка невозможно без знакомства с основами и историей искусства. Формирование навыков творческого мышления и созидательного труда вносит весомый вклад в дальнейшее профессиональное развитие учащихся. Включение в программу работы с детьми обучения декоративному рисованию более чем целесообразно. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию детей и одновременно позволяют дошкольникам познакомиться с народными традициями. Для проведения занятий можно использовать план-конспект урока рисования из настоящего пособия.
Предлагаемый план-конспект включает методики проведения урока рисования, варианты прикладных заданий и теоретический материал об истории искусства на примере росписью хохломы и образцами дымковских игрушек. Материал адаптирован для детей от 5 до 7 лет.
3-е издание, исправленное.

Анжелика Никитина: Поделки в детском саду. Образцы и конспекты занятий

Эта книга расскажет вам, как изготовить оригинальные поделки и симпатичные игрушки в подарок друзьям и близким, и еще о том, как придать окружающим предметам нарядный вид. 
Для интересных поделок совсем не обязательно искать необычные материалы. Вполне пригодятся те, которые находятся у вас под рукой - проволока, шишки, спички, пластмассовые капсулы от киндер-сюрпризов, а в качестве дополнительных - бусинки, шарики, цветная бумага, песок, семечки, стружка от карандашей и пластмассовые бутылки. 
Уважаемые воспитатели и родители, если вы хотите добавить в свой арсенал интересных занятий с детьми еще одно, тогда эта книга адресована именно вам!

Показ методической литературы

Детская литература

Её вариантов сейчас тоже очень большой выбор. Это энциклопедии, художественная литература,  раскраски, различные занимашки.

Показ детской литературы

Интернет-ресурсы (сайты, порталы)

За последние годы произошло коренное изменение роли и места компьютеров и информационных технологий в жизни нашего общества. Человек, умело владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации деятельности с детьми.

          Одним из новшеств последнего времени в работе воспитателей детских садов стало активное использование электронных информационно-образовательных ресурсов. Технологии не стоят на месте и было бы не совсем правильным отказываться от их использования в работе.

http://detsad-kitty.ru – «Детсад» — сайт для детей и взрослых. На данном сайте вы сможете найти «Картинки», «Раскраски», «Мультфильмы», «Детская литература», «Аудиосказки» и др. 

http://razigrushki.ru —  «РазИгрушки» — сайт для детей и их родителей,  которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей

http://www.zonar.info/animal - сайт посвящён оригами, представлены схемы и видео складывания оригами

http://packpacku.com/   -  большой выбор детских раскрасок,  картинок, бродилок и онлайн игр

http://festival.1september.ru/   - «Фестиваль педагогических идей». Самый массовый открытый педагогический форум

http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo - учебно-методический кабинет онлайн

Мультимедийные презентации

Для повышения качества педагогического процесса я активно использую мультимедийную технику. Существуют образовательные порталы с готовыми презентациями. Например:

http://prezentacii.com/ - портал готовых презентаций

Так же, при ознакомлении детей с видами и жанрами искусства, с творчеством художников, я использую в работе свои авторские презентации. Пример. - Сказка о грустном художнике. Знакомство с творчеством художника И.И.Левитана.

Интерактивные игры

Это могут быть викторины, загадки, ребусы, раскраски и т. п. приведу пример. - Игра: Симметричные предметы, Сказки кота Учёного.

Видеотека

Есть у меня в  изостудии небольшая видеотека. В ней есть такие видеофильмы: «Сказочный Эрмитаж». Серия видеофильмов «Русский музей детям». Цикл образовательных программ для детей дошкольного возраста  «Всемирная картинная галерея с Тётушкой Совой», «История искусств вместе с Хрюшей и Степашкой» и самая любимая детьми «Шишкина школа».  Им очень нравится посещать уроки в «Шишкиной школе». Роль учителя выполняет художник, с которым можно написать автопортрет, натюрморт и даже пейзаж! Уроки рисования в лесной школе — это незабываемое путешествие в мир гармонии и искусства.  76 видеоуроков  рисования для малышей могут быть использованы не только в дошкольных учреждениях, но и для семейного просмотра.

Конечно, при работе с электронными информационно-образовательными ресурсами  необходимо учитывать действующие санитарные нормы и правила работы с техническими средствами. Важно помнить, что рекомендуемое количество ООД в течение дня – 1, и в течение недели – 3.

В заключении я хочу предложить всем буклеты, где напечатаны некоторые интернет-ресурсы, картотека методической литературы, которые  вы можете использовать в работе с детьми.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Н. Черепкова: Рисование разными способами с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). ФГОС
В издании представлены нетрадиционные техники рисования, планирование, конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста, рекомендации для педагогов и родителей. Предлагаемые занятия пополняют художественный опыт детей, обогащают их впечатления в процессе творчества, развивают воображение, учат составлять композиции, помогают развивать творческие способности; способствуют охране и укреплению физического и психического здоровье дошкольников. Занятия по ознакомлению детей с различными техниками рисования проводятся два раза в неделю (продолжительность - 30 минут). Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей, гувернеров, студентов педагогических учебных заведений.

Светлана Погодина: Шаг в искусство. Тематическое планирование. Мир человека. ФГОС
В пособии предлагается вариант планирования работы по темам блока "Мир человека", составной части оригинальной авторской программы "Шаг в искусство", разработанной с целью художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, формирования у них способностей к изобразительной деятельности. Содержание этого блока предполагает знакомство детей с основными сферами жизнедеятельности человека, расширяет их представление о быте и досуге, об эмоциях и др., способствует социализации детей. Позволяет осуществлять творческое развитие детей по пяти направлениям: живописно-графическое, конструктивное, пластическое и декоративное творчество, знакомство с книжными иллюстрациями и произведениями искусства.
Предназначается педагогам дошкольных образовательных организаций, образовательных центров, студий творческого развития и родителям

"Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. ФГОС"

В пособие включены интегрированные познавательно-игровые занятия для детей старшего дошкольного возраста. Представлены нетрадиционные способы и техники рисования: граттаж, монотипия, шаблонография и др., которые помогут педагогу всесторонне развивать личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и собственное "Я". Особое внимание уделено предварительной работе (чтению художественных произведений, ознакомлению с окружающими явлениями, рассматриванию репродукций и рисунков).
Книга адресована педагогам ДОО, гувернерам и родителям.

"Комплексные занятия по изобразительной деятельности. По программе "От рождения до школы""

В пособии предлагается система комплексно-тематических занятий с детьми старшей группы (от 5 до 6 лет), разработанная на основе требований ФГОС ДО к содержанию Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез), подробно раскрывающая особенности организации непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие".
Книга одновременно является частью учебно-методического комплекта (пособие "Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе "От рождения до школы". Средняя группа". Волгоград: ООО "
Издательство "Учитель") и отражает работу воспитателя по сетке занятий в течение учебного года.
Предназначено воспитателям ДОО, педагогам дополнительного образования, специалистам дошкольной педагогики; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений.

Наталья Леонова: Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование

В книге представлен теоретический и практический материал для проведения интегрированной образовательной деятельности с детьми (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие") в соответствии с требованиями общеобразовательной программы дошкольного воспитания "Детство" Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой и ФГОС ДО.
Пособие содержит систему развивающих занятий лепкой, аппликацией и рисованием в старшей группе детского сада. Все занятия взаимосвязаны, содержательны и направлены на реализацию задач художественно-творческого развития детей. Вместе с тем они оригинальны, увлекательны как для детей, так и для педагога.
Комплексный подход к выбору методов и форм проведения занятий позволит выстроить систему по формированию художественно-творческих способностей детей.
Данное пособие адресовано широкому кругу работников дошкольного образования, работающих по программе "Детство", а также слушателям курсов повышения квалификации, может быть использовано и родителями, интересующимися вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Аджи, Кудинова: Открытые мероприятия для детей подготов. гр. Образов.обл. "Художеств.-эстетическое развитие". ФГОС
В пособии представлены 60 открытых мероприятий, которые можно проводить в детском саду. Это различные сценарии утренников, образовательная деятельность, праздники (посвященные памятным датам, народные, фольклорные), развлечения, образовательная деятельность, которую может проводить как педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, так и рядовой воспитатель.
Пособие соответствует новым требованиям ФГОС

Артемьева, Гаврилова: Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий. ФГОС ДО

Комплексное развитие ребенка невозможно без знакомства с основами и историей искусства. Формирование навыков творческого мышления и созидательного труда вносит весомый вклад в дальнейшее профессиональное развитие учащихся. Включение в программу работы с детьми обучения декоративному рисованию более чем целесообразно. Такие занятия способствуют эстетическому воспитанию детей и одновременно позволяют дошкольникам познакомиться с народными традициями. Для проведения занятий можно использовать план-конспект урока рисования из настоящего пособия.
Предлагаемый план-конспект включает методики проведения урока рисования, варианты прикладных заданий и теоретический материал об истории искусства на примере росписью хохломы и образцами дымковских игрушек. Материал адаптирован для детей от 5 до 7 лет.
3-е издание, исправленное.

Анжелика Никитина: Поделки в детском саду. Образцы и конспекты занятий

Эта книга расскажет вам, как изготовить оригинальные поделки и симпатичные игрушки в подарок друзьям и близким, и еще о том, как придать окружающим предметам нарядный вид. 
Для интересных поделок совсем не обязательно искать необычные материалы. Вполне пригодятся те, которые находятся у вас под рукой - проволока, шишки, спички, пластмассовые капсулы от киндер-сюрпризов, а в качестве дополнительных - бусинки, шарики, цветная бумага, песок, семечки, стружка от карандашей и пластмассовые бутылки. 
Уважаемые воспитатели и родители, если вы хотите добавить в свой арсенал интересных занятий с детьми еще одно, тогда эта книга адресована именно вам!

Интернет-ресурсы (сайты, порталы)

http://detsad-kitty.ru – «Детсад» — сайт для детей и взрослых. На данном сайте вы сможете найти «Картинки», «Раскраски», «Мультфильмы», «Детская литература», «Аудиосказки» и др. 

http://razigrushki.ru —  «РазИгрушки» — сайт для детей и их родителей,  которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей

http://www.zonar.info/animal - сайт посвящён оригами, представлены схемы и видео складывания оригами

http://packpacku.com/   -  большой выбор детских раскрасок,  картинок, бродилок и онлайн игр

http://festival.1september.ru/   - «Фестиваль педагогических идей». Самый массовый открытый педагогический форум

http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo - учебно-методический кабинет онлайн

http://prezentacii.com/ - портал готовых презентаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с искусством как средство развития творческой личности.

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной,  свободной личности, так как именно т...

Картотека наглядно-дидактических пособий для ознакомления дошкольников с искусством

Картотека содержит перечень картин художников, скульптур и других пособий, предназначенных для ознакомления детей 4 -7 лет с искусством. Пособия разделены по возрасту и жанрам....

"Использование электронных образовательных ресурсов при ознакомлении дошкольников с родным краем"

В материале предлагаются электорнные ресурсы и сайты, которые можно использовать на занятиях, уроках при ознакомлении с историей и культурой родного края....

Дидактические игы и упражнения по ознакомлению дошкольников с искусством во второй младшей группе.

Ознакомление дошкольников с искусством через дидактические игры и упражнения....

Программа проведения выставки пособий и дидактических игр по ознакомлению дошкольников с искусством

В целях повышения качества  образовательной деятельности  в МБДОУ по вопросам организации образовательной деятельности, на основании задач плана работы МБДОУ №131 на 2016-2017учебный г...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Ознакомление дошкольников с искусством»

Одним из средств эстетического развития дошкольников является изобразительное искусство....