Проблема речевого развития
консультация (младшая группа)

Делёва Юлия Александровна

Проблема  задержки речевого развития  у детей – одна из наиболее животрепещущих на сегодняшний день.  Родители и педагоги часто жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, разговаривают плохо и мало, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе д/сада. Чаще всего это связано с неблагоприятной семейной обстановкой, в которой растет ребенок, с неправильно выстроенной взрослым тактикой воспитания.

Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания – развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребенка не развивается  через подражание, даже самым правильным образцам. Чтобы ребенок заговорил, у него должна быть необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу сказать нужное слово) ставит перед ребенком взрослый Для этого нужно говорить не перед ребенком и не вместо него, а с ним, создавая ситуацию диалога. Совместно сопровождать словом бытовые и предметные действия играми на развитие мелкой моторики – поговорками, загадками, потешками, стихами, образцами художественной поэтической и народной речи, ребенок тем самым обогащает свой словарный запас и усваивает лучшие речевые образцы.

Другая важная линия речевого развития – совершенствование так называемой пассивной речи, т. е. понимание речи взрослого. Преодоление ситуационной связанности  и становление грамматической структуры речи – важнейшая линия развития в раннем возрасте. Неоценимую роль в этом в этом играет детская художественная литература, народные потешки и песенки; причем каждое произведение желательно повторить много раз, полка дети не присвоят его и не запомнят наизусть.

В раннем возрасте возникает еще одна важнейшая  функция речи – регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2 лет действия ребенка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во 2 половине раннего возраста возникает возможность регулировать его поведение посредством речи, т.е. выполнением речевых инструкций взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап произвольного поведения, когда действия ребенка опосредованы речевым знаком, направленным на свое поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребенка, которая нуждается в соответствующей работе воспитателя. Речь идет об играх и занятиях, включающих всевозможные простые поручения: принести что – либо, поставить, положить что – то в определенное место и т.п. Постепенно сложность этих поручений наращивается. Важно выбрать для каждого ребенка определенный  уровень сложности инструкции, которая соответствует его возможностям и способностям. Выполняя инструкции и поручения взрослого, ребенок учится действовать не импульсивно, а подчинять свое поведение слову – сначала слову взрослого, а потом и своему собственному. Так с помощью речи малыш начинает овладевать своим поведением. Овладение речью открывает перед ним широкие возможности для новых форм деятельности, среди которых  важная – игра.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников....

Тема «Детское речевое творчество как проблема речевого развития дошкольников»

Материал поможет  сформировать у воспитателей представление о системе работы по обучению дошкольников образной речи....

Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Значение развития мелкой моторики в развитии речи детей».

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.Сформировать у родителей представление ...

«Детское речевое творчество как проблема речевого развития дошкольников»

Предлагаемые технологии для детей дошкольного возраста направлены на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности....