Картотека психологических игр
картотека (подготовительная группа)

Картотека игр на снятие тревожности, уверенности в себе, положительной самооценки, снятие негативных эмоций, формирование коммуникативных навыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принятие правил работы группы.

– Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я – как ведущий предлагаю несколько правил:

Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.

Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.

Право ведущего. Я, как ведущий, буду следить за соблюдением принятых группой правил. Если я поднимаю руку, это дает знак на то, что в группе шумно и просьба работать тише.

Игры на снятие тревожности

«Драка»

Подходит для тревожных и агрессивных деток.

Цель: Расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук

 «Дети, представьте, что вы поссорились с другом. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко сожмите челюсти. Пальцы рук сожмите в кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!» 

«Воздушный шарик»

Цель: Снятие напряжения

Все играющие стоят или сидят друг перед другом. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится больше и больше, как увеличивается его размер. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите из друг другу.»

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг остановился. Давайте ему дружно поможем и пригласим ветер на помощь. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь сильно выдыхаем через рот воздух. И пусть вырывающийся на волю ветер подгоняет наш кораблик. Я хочу услышать как шумит ветер!»

«Насос и мяч»

Цель: Расслабить максимальное количество мышц

Ребята разбейтесь по парам. Один из вас – большой надувной мяч, другой насос надувает этот большой мяч. Мяч стоит , обмякнув всем телом, на согнутых ногах, руки, шея, расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена. Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком «С». С каждой подачей воздуха мяч становиться больше. Услышав звук «С», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги, после 2 -  выпрямилось туловище, 3 – поднимается голова, 4 – надулись щеки, и руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча насос. Из мяча выходит воздух «Шшш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются местами.

«Слепой танец»


Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары, один из вас будет «Слепой». Другой останется «Зрячим» и сможет водить слепого. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку. Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать глаза»

«Скульптура»

Снижение мышечного напряжения

Дети разбиваются на пары. Один – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого скульптор лепит из «глины» скульптуру:

- ребенка, который ничего не боится

- ребенка, который все доволен

- ребенка, который выполнил сложное задание и тд.

Далее дети меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры обсудить, что чувствовали в роли скульптора, скульптуры. Какую фигуру было приятно изображать, а какую нет.

«Ласковый мелок»

Снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений

Модификация для тревожных деток:

«Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я нарисовал? Солнышко? Хорошо». Мягким прикосновеньем пальцев изображается солнцу. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я тебе нарисую солнце «Ласковым мелком? А хочешь чтобы белка или лиса нарисовала своим «ласковым» хвостиком?»

После окончания взрослый нежными движениями руки стирает все, что нарисовал

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе

«Гусеница»

«ребята, мы сейчас с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом и спиной детей зажимается мяч. Дотрагиваться руками запрещено. Первый в цепочке держит свой мяч на вытянутых руках. Дети должны пройти по определенному маршруту.»

«Зайки и слоники»

ЦЕЛЬ: Детям дается возможность почувствовать себя сильными и смелыми, способствует повышению самооценки

Сначала мы с вами будем зайками – трусишками. Зайка, когда чувствует опасность дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, вест сжимается, старается стать маленьким, незаметным, хвостик и лапки его трясутся. Дети показывают, что делают зайки, когда слышат шаги человека. Разбегаются по группе и прячутся. А что делают зайки, когда видят волка?

А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными и смелыми. Покажите, как спокойно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? А чего они бояться. Покажите как делают слоны, когда видят тигра?

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть.

«Волшебный стул» способствует повышению самооценки ребенка, улучшает взаимоотношения между детьми.

Группа детей (более 5-6 детей).

Узнать историю (значение) всех имен детей.

Изготовить корону и волшебный стул (высокий).

Имена тревожных детей произносятся в середине. Проводится предварительная беседа.

Игра: чье имя произносится становится королем. На протяжении всего рассказа об имени ребенок сидит на троне в короне.

В конце игры придумать нежные и ласковые варианты имени. По очереди сказать что-то хорошее о короле.

«Театр масок» Расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость

Ребята, мы с вами  посетим «Театр масок». Вы все будете артистами, а я фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лиц разных героев. Например: покажите как выглядит злая Баба Яга. Дети с помощью мимики и жестов. А теперь замрите, я вас фотографирую. Смеяться можно, но после того как кадр отснят.

А теперь, изобразите Ворону, из басни «Ворона и Лисица». В тот момент, когда она сжимает в клюве сыр. Дети плотно сжимают зубы и вытягивают губы, изображая клюв. «Внимание, замрите, снимаю, молодцы!» а теперь покажите, как испугалась бабушка из «Красной шапочки», когда поняла, что разговаривает с волком, а не с внучкой.

А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться Колобку. Похвалить особо тревожных детей.

Развитие коммуникативных навыков

«Давай поговорим»

Играют взрослый и ребенок (дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать (волшебником, волком, маленьким) Как ты думаешь? Почему?» Ребенок высказывает предположение, завязывается беседа. Спросить ребенка, кем бы он хотел быть.

Нельзя давать оценок, настаивать на ответе. Взрослый во время игры должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей ниже.

 «Доброе животное»

Сплочение детского коллектива.

  Участники  встают в круг и берутся за руки. ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, вдох – все делают два шага назад. Вдох – два шага вперед, выдох – два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое  доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

  «Наседка и  цыплята»

 Развитие групповой сплоченности, выразительности движений и речи, раскованности, воображения, произвольности.

   Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит воспитатель, изображая наседку.

   Воспитатель говорит:

Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет.

  Первый цыпленок (к нему прикасается воспитатель) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!».

 (Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка).

  Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел родиться первым, но его опередили.

 (Ребенок, на которого указывает воспитатель, передает состояние этого цыпленка).

  Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут так много места и всюду опасности.

 (Этот ребенок и следующие, выбранные дети изображают то настроение цыплят, которое описывает воспитатель.)

  четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный, какой яркий мир вокруг!»

   Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он срезу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них.

   Шестой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал.

   Далее воспитатель-«наседка» предлагает детям поискать червяка.

 «Колобок»

  Развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи.

   Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч – «Колобок». Тот, кому попадет «Колобок», должен сказать ему несколько слов или задать вопрос. Например:

 -    Как тебя зовут?

Колобок, я знаю, из какой ты сказки. Колобок, давай с тобой дружить.

Приходи ко мне в гости, Колобок.

  После сказанной фразы ребенок передает «Колобка соседу или кому захочет.

  Как вариант можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, и дети должны обращаться к «Колобку» в этой роли.

 «Комплименты»

 Развитие коммуникативных навыков, выразительности речи.

 Сидя в кругу, все берутся за руки. глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

  Предупреждение:

Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

 «Если «да» – похлопай, если «нет» – потопай»(О.Хухлаева)

кол-во играющих: двое или более.

 Развитие коммуникативных навыков, развитие слухового внимания.

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

  «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

 «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

  «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

  «Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».

  «Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».

  Комментарий:в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть.

   Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало.

   Эта игра наглядно демонстрирует эффективность и многофункциональность игровой деятельности вообще, так как в ней можно соединять, казалось бы, разные вещи.

  «Гнездышко»

   Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команды: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел – ведущий.

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на осознание эффективных форм поведения

1. «Брыкание». Автор

Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного на­пряжения.

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Мед­ленно он начинает брыкаться, касаясь, пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

2. «Кулачок».

Цель: способствует осознанию эффективных форм поведения, смеще­нию агрессии и мышечной релаксации.

Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.

3.  Кукла «Бобо».

Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного на­пряжения.

Агрессия у ребенка накапливается постепенно, и, когда ему удается выплеснуть ее, он снова становится спокойным и уравновешенным. Если ре­бенку дать возможность выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели исполь­зуется специальная кукла «Бобо». Ее легко сделать самим, например, из по­душки: пришить к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделать «лицо» - кукла готова. Можно сделать ее более плотной, набив плотный че­хол песком или ватой. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

Иногда и взрослому хочется пнуть такую куклу. Не стесняйтесь сде­лать это, и вы сами увидите, насколько быстро проходят негативные, агрес­сивные чувства.

4.  Подушечный бой».

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации.

Эта игра обычно очень нравится детям, вызывает целую бурю положи­тельных эмоций, помимо этого подушечные бои помогают ребенку выплес­нуть свою агрессию вовне без нанесения физического вреда окружающим. Возможны самые разные варианты проведения подушечных боев, один из них - на гимнастической скамейке, перевернутой узкой частью вверх. В бое принимает участие двое детей.

Цель игроков - с помощью подушки сбить своего противника со скамейки.

«Падающая башня». Автор

Цель: осознание эффективных форм поведения.

Каждый участник строит из подушек высокую башню, а затем пытает­ся штурмовать ее, залезая на самый верх. Побеждает тот, кто первый «возь­мет» башню, не разрушив ее.

5.  «Будущие чемпионы».

Цель: эта игра позволяет ребенку выместить в игровой форме на не­одушевленный предмет свои агрессивные тенденции, свою «энергию кула­ка».

Многие дети хотят стать в будущем великими спортсменами, чемпио­нами мира и олимпийских игр. Для этого надо много тренироваться. Напри­мер, маленькие боксеры должны иметь хороший удар. Предложите детям «отработать» его. Для этого вам понадобится что-то большое и мягкое: по­душка, диванный пуфик, перина и т. п. Будущий боксер изо всех сил бьет по этой подушке, стараясь, чтобы удар был как можно сильнее и точнее.

6.  «Высвобождение гнева».

Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.

Ребенок встает лицом к объекту, на который будет вымещаться агрес­сия (кровать, мягкий стул или куча подушек). Он наносит удары по этому объекту. Удары должны быть сильными, но наноситься расслабленной ру­кой. Наносить их можно пластиковой выбивалкой, ракеткой для игры в бад­минтон, рукой или бейсбольной битой. В нанесение удара включается все те­ло, при этом можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

8. «Карикатура».

Цель: игра помогает осознать свои личностные качества, дает возмож­ность «посмотреть на себя со стороны».

В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующим занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок.

9. «Лепим сказку».

Цель: работа с пластилином дает возможность сместить «энергию ку­лака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, рас­слабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной дея­тельности.

Детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много геро­ев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсу­ждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка «Три медведя».

10.  «Порви круг».

Цель: укреплять чувство единства, развивать тактильное восприятие.

Получить полный текст

Эта подвижная игра способствует большей включенности детей в группу.

Дети стоят в кругу, крепко взявшись за руки. Один ребенок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри его.

Одним из вариантов этой игры является игра «Разрывание цепи». Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10-15 м. Одна команда вызывает участника из другой, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет - сам становится в нее. Следующего игрока вызывает другая команда.

11.  «Солнышко», «Снежинки».

Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение коллектива.

Дети встали в круг. Взялись за руки. Бесшумно поднимаются на носоч­ки, делают глубокий вздох, бесшумно опускаются и делают выдох. Улыба­ются.

12.  «Котик»

Цель; снятие эмоционального напряжения.

Упражнение выполняется на ковре. Придумывается сказка о котике, который нежится на солнышке, потягивается, царапает коврик, умывается и т. д.

Музыкальное сопровождение занятия аудиокассеты «Волшебные голо­са природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птички» и др. (с целью снятия эмоционального напряжения, способствует особому эмоцио­нальному настрою)

13.  «Дерево»

Цель: повышение уверенности.

Сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сжать зубы. «Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, ты никого не бо­ишься».

14. «Ты - лев»

Цель: повышение уверенности.

«Закрой глаза. Представь льва - царя зверей, сильного, могучего, уве­ренного в себе, спокойного и мудрого Он красив, выдержан, свободен. Этого льва зовут как тебя. У него твое имя, твои глазки, твое тело. Лев - это ты!»

15.  «Киндер - сюрприз»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации

«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный зверек. Вытя­ни ладошки. Возьми в ладошки, согрей его, сложи ладошки, спрячь в них зверька, подыши на него, согревая своим дыханием, приложи ладошки к гру­ди, отдай ему свою ласку, доброту»

16.  «Связующая нить»

Цель: развитие чувства близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга.

Дети сидят и по кругу передают друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровожда­ется высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что хотят пожелать другим.

«Я рад знакомству с тобой, потому что ты...»

17.  «Клеевой дождик»

Цель: способствует сплочению группы.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

•  подняться и сойти со стула;

•  проползти под столом;

•  обогнуть озеро;

•  перепрыгнуть канаву;

• идти тихонько через дремучий лес, чтобы не разбудить спящего в

берлоге злого медведя;

• прятаться от диких животных

18. «Волшебные шарики»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят на стульчиках в кругу,

«Сделайте из ладошек лодочку и закройте глаза».

Ведущий каждому в ладошки кладет стеклянный шарик.

«Возьми шарик в ладошки, согрей его, сложи ладошки, покатай его, подыши на него, согревая своим дыханием, отдай ему свою ласку, доброту.

Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о своих чувствах».

19.  «Шары»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.

Дети стоят в кругу. Поднимают с пола вверх воображаемые шары от маленького до большого, изображают их тяжесть.

22.  «По кочкам»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релак­сации

Кочки - это обручи. Лягушки прыгают с кочки на кочку. Если лягуш­кам тесно, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в болото соседку, и та ищет новую кочку. Если между детьми возникает конфликт, то ведущий помогает найти выход.

23.  «Уходи, злость, уходи!»

Цель: снятие эмоционального напряжения. Способствует мышечной релаксации.

Играющие ложатся на ковер по кругу. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу и кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Время выполнения упражнения 3 минуты.

Затем дети ложатся в позу «звезды», спокойно лежат, слушая музыку.

24. Спортивная игра «Турнир».

Цель: Воспитывается произвольный контроль, корректируется аффек­тивное поведение, развивается смелость, уверенность в себе, ребенок стано­вится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.

Ход игры: Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортив­ные игры:

-  «Попади в кеглю».

-  «Пролезь через руки».

-  «Бой петухов».

-  «Сядь - встань».

25. Игра «День рождения».

Цель: Для сплочения группы детям дается возможность высказать все обиды, снять разочарование.

Ход игры: Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки, жес­тами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

26. Игра «Баба-Яга».

Цель: Коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к другу. Пси­холог просит показать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрос­лых, когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2-3 сценки). Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают). Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь? (Разыгрываются 2-3 сценки).

27. Игра «Два друга».

Цель: Игра на сопоставление различных черт характера, на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры: Дети слушают в исполнении психолога стихотворение Т. Волиной «Два друга». Дети дают оценку поведению обоих ребят, распреде­ляют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.

28. Этюд «Так будет справедливо».

Цель: Эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Учит понимать, какое поведение, какой черте характера соответст­вует и как оно оценивается.

Ход этюда: психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить поступок братьев. "Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушу. Вдруг щелкнул замок - это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

- Почему ты стал в угол? Я тебя не наказывала! - сказала мама. Так будет справедливо, - серьезно ответил ей старший сын.

- Ведь это я придумал кидаться подушками.

Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев".

29. Этюд «Встреча с другом».

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние дру­гого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразите тельные движения.

Ход этюда: Психолог рассказывает детям историю: "У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в го­роде, а его друг уехал на юг с родителями. Скучно в городе без друга. Про­шел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!» По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

30. Игра «Три характера».

Цель: Игра на сопоставление различных характеров. Коррекция, эмо­циональной сферы ребенка.

Ход игры: Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: "Злюка", "Плакса", "Ревушка"; вместе с психологом дают моральную оценку злости к плаксивости, сравнивают состояния с хорошим настроением ревуш­ки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а ос­тальные дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает. Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики.

31.  Игра «Факиры».

Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.

Дети изображают факиров. Они садятся на пол (на коврик), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаб­лены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Пока звучит спокойная музыка, факиры отдыхают.

32. Игра «Карабас-Барабас».

Цель: Отражение внутреннего негативного эмоционального напряже­ния.

Ход игры: Давайте поиграем, я буду Карабасом, буду злиться на вас, ловить и хватать, а вы будете от меня убегать и кричать: «Карабас-Барабас, не боимся мы вас!». Ведущий, страшно рыча и крича: «Догоню, схвачу, на одну ладонь положу, другой прихлопну», - бегает за детьми, а они его под­дразнивают. Потом меняются ролями 2-3 раза. Дети становятся после тре-нингра то бабками-ежками, то бармалеями, то карабасами или предлагают психологу быть героем, злым, которого они боятся, не любят: волка, кроко­дила, дракона. В завершение полька «Старый добрый жук».

33.  Игра «Эмоция злости».

Цель: Учить детей различать эмоции, показывать выразительные дви­жения.

Дети сидят на стульях в кругу лицом друг к другу. Взрослый просит показать, какие бывают выражения лица, поза, жесты у взрослых, когда они сердятся на детей. Вопросы к детям аналогичны вопросам игры «Баба-Яга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Психологические игры" для детей старшего дошкольного возраста

В данной картотеки подобран перечень игр с описанием именно для старшего возраста....

Картотека психологических игр на формирование общительности, создание положительных эмоций.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ...

Картотека психологических игр для дошкольников

Полезный материал как для родителей, так и для педагогов....

Картотека психологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста

В картотеке представлены игры, направленные на повышение самооценки детей, снижение агрессивности, развитие  эмоциональной сферы  и  коммуникативных навыков....

Картотека психологических минуток

Картотека психологических минуток...

Картотека психологических игр

Картотека игр в адаптационный периодКартотека игр, направленных на снижение агрессивностиКартотека кинезиологических упражнений для детей старшего дошкольного возрастаКартотека пальчиковых игрКартотек...

Картотека психологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста

Эмоциональные игры в детском саду направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее»...