Проект на тему: «ЯРМАРКА НАРОДНЫХ КУКОЛ»
проект

Кузьмина Ирина Леонидовна

Проект на тему:

 

«ЯРМАРКА НАРОДНЫХ КУКОЛ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» ТУКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Проект на тему:

«ЯРМАРКА НАРОДНЫХ КУКОЛ»

Автор проекта: воспитатель 1 квалификационной категории

Ирина Леонидовна Кузьмина

2023 год

Содержание

Введение        3

1.        Народные особенности кукольного ремесла        5

1.1.        История кукол с древнейших времен до наших дней        5

1.2.        Народные особенности изготовления кукол        7

2.        Технологии создания народных кукол        9

2.1.        Славянская кукла «Крупеничка»        9

2.2.        Татарская безликая кукла из щепы        10

2.3.        Технология изготовления чувашской куклы «Веснянки»        11

Заключение        12

Список использованной литературы        13

Введение

Актуальность. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Старинная пословица гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев народа, невозможно воспитать полноценного человека. И мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.

Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народное прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами. Исследование реальных предметов быта чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая сегодня незаслуженно забыта. Само создание куклы несет в себе большое воздействие на человека – помогает почувствовать в себе Творца, ощутить радость от рождающейся в ваших руках красоты. Делая традиционные куклы, человек погружается в таинственный мир предков. Эти игрушки помогают видеть прекрасное, учат жить в большом мире.

Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к созданию традиционных народных кукол.

Задачи реализации проекта:

  1. Познакомить детей с историей кукольного ремесла.
  2. Рассказать о своеобразии создания кукол у разных народов.
  3. Научить мастерить кукол в стилистике разных народов, из различных материалов.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Срок реализации: краткосрочный.

Участники проекта: Воспитанники старшей и подготовительной группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 6-7 лет.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

- определение темы, целей, задач и содержание проекта;

- создание необходимых условий для реализации проекта.

2 этап – основной (практический)

- проведение бесед, занятий, разнообразных игр;

- продуктивная деятельность.

3 этап – заключительный

- выставка творческих работ;

- проведение ярмарки «Народная кукла»;

- презентация проекта.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- приобретение навыков творческой работы;

- расширение знаний о народной культуре, народных способах создания кукол;

- укрепление связей между поколениями;

- формирование у воспитанников духовно-нравственных основ личности как представителей своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей.

  1. Народные особенности кукольного ремесла

  1. История кукол с древнейших времен до наших дней

Куклы на протяжении тысячелетий являются неотъемлемым атрибутом человеческой культуры. Кукла сопровождает человека от колыбели до школьной скамьи, а зачастую навсегда остается в нашей жизни как предмет ностальгии или как некий оберег, талисман. Создание куклы всегда признавалось тончайшим искусством - мастера-кукольники издревле ценились в обществе, а коллекционеры и любители были готовы отдать немалые деньги за то, чтобы приобрести полюбившуюся куклу и пополнить свою коллекцию.

Истоки кукольного ремесла начинаются в Древнем Египте. Возраст самых древних из обнаруженных археологами кукол насчитывает около 4 тыс. лет. Маленькие фигурки, иногда представляющие из себя грубый чурбанчик без рук и ног, не предназначались для игр, а имели культовое значение - куклы хоронились вместе с хозяином в качестве погребального дара, дабы умерший не был одинок.

Куклы использовались жрецами в проведении ритуалов, посвященных богам, а позднее из объекта поклонения переместились на сцену народных театров. В Древнем Риме кукольные представления получили широкое распространение и были призваны высмеивать человеческие пороки и несовершенства. Куклы все более преображались, их облик все более приближался к человеческому. В Средневековой Европе создание кукол было порицаемо Церковью, ибо считалось кощунственным искажением человеческого образа. Кроме того, ваяния в форме человеческого тела широко использовались колдунами и ведьмами для проведения своих разрушительных ритуалов. Однако несмотря на неодобрение Церкви, куклы продолжали сопровождать основные сферы человеческой жизни.

Во Франции стали создаваться первые куклы-манекены, призванные демонстрировать наряды. Во второй половине 17 века французы создают прекрасных пандор. Эти среднего размера фарфоровые куклы, чьи пропорции соответствовали пропорциям взрослой женщины, создавались с целым гардеробом шикарных нарядов и аксессуаров.

Промышленная Европа середины 18 века была охвачена новым веянием - созданием механических кукол-андроидов. Известные французские кукольники стремились в своих работах соединить черты кукол и достижения технического прогресса. Механические куклы «Музыкантша» и «Рисовальщик» получили всемирную известность

В России кукольное ремесло развивалось своим особым путем. Центрами народного кукольного промысла считались Городец, Богородское, Сергиев Посад... Зверушки, барыни, свистульки - народные умельцы создавали необыкновенно душевные, самобытные и неповторимые игрушки.

Период правления Петра I был веком реформ - это коснулось и кукольного ремесла. Из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге.

После революции искусство изготовления кукол пошло на спад. Это связано во многом с развитием фабричного производства кукол. Куклы стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера.

Ближе к концу 20 века интерес к куклам ручной работы снова возрастает. Вновь зарождается тенденция к коллекционированию редких, уникальных работ. Огромное разнообразие материалов для изготовления кукол практически любому человеку позволяет освоить это искусство, однако истинных мастеров, создающих шедевры, по-прежнему немного. Их куклы выглядят абсолютно натуралистично, каждая деталь отточена и выверена до совершенства, каждая мельчайшая складка одежды свидетельствует о многодневном кропотливом труде мастера. В такую куклу невозможно взглянуть без восхищения.

  1. Народные особенности изготовления кукол

В славянской культуре куклы играли очень важную роль. Куколки делались и для того, чтобы защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастия, помочь состояться хорошему урожаю, чтобы были в доме достаток и изобилие. В изготовлении этих кукол не использовались режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную.  Считалось, что кукла-оберег, изготовленная при помощи иголки, не будет охранять человека, а, наоборот, может ему повредить, поранить, как острая иголка. Все детали привязывали нитками или закрепляли узелками. Казалось бы, такая ненадежная конструкция распадется после первой игры. Но куклы существовали на протяжении десятков лет. Многие семьи имели такие фигурки, которые передавали от старшего поколения младшему, они назывались Родовые. Лоскутные куклы делали «в один присест», никогда не оставляя недоделки на потом и только с хорошим настроением. У традиционных народных кукол лицо не изображалось. Считалось, что если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух». Куклам не давали имен, считая, что подобным образом можно навлечь невзгоды на человека – тёзку.

Практически в каждом русском доме было несколько кукол, каждая из которых имела свое значение, выполняла свою задачу.

Так, кукла Купеничка создавалась сразу после сбора урожая. Ее задача - сберечь в себе лучшие зерна в течение всего года до нового сева. Но есть и другой, более глубокий смысл - сохранить и приумножить все, что этой семье ценно и дорого. Смысл куклы Крупенички не в том, чтобы подарить семье изобилие, а в том, чтобы помочь сохранить основу этого изобилия, самую его суть. А тогда и в доме, и в семье все будет замечательно.

Для народных кукол традиционно используются только натуральные материалы. Куклу делают на основе зеленой гречки. Зеленая гречка - это принципиально. Именно зеленая гречка, в отличие от привычной нам коричневой, способна прорасти. А коричневая - это обжаренная гречка, она подходит только для еды. Красный цвет рабочей нити традиционен, выполняет обережную функцию.

Татарские народные игрушки и башкирские народные игрушки – очень похожи. Традиционная татарская кукла делается из древесной щепы, лоскутов и шерстяных ниток. Голова изготавливается из лоскута с набивкой, приматываемого к щепе нитью. Далее щепу обматывают шерстяными нитками разных цветов. Концы ниток не связываются, а скручиваются. Кукле–женщине делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары и башкиры куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями.

Все народные татаро-башкирские куклы делались так, чтобы ребенок мог задействовать свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам. В русском селе делались похожие куклы-скрутки, они тоже были без лица. У народной куклы нет лица. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

А кукла-скрутка – это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. Древние образцы таких кукол найдены в Египте – в захоронениях в современниках пирамид. История же России не представляется без этих маленьких чудесных созданий: в каждой русской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми, обережными. Самые первые куклы делали из золы. Такая кукла называется «Баба» и была оберегом дома и очага.

  1. Технологии создания народных кукол

  1. Славянская кукла «Крупеничка»

Основа Крупенички - мешочек с гречкой, который должен быть сделан без использования иглы. Сначала изготовливается небольшое приспособление. Берется лист тонкого картона, и при помощи двустороннего скотча делается картонная трубка. Кладем нашу картонную трубку на ткань и обматываем ее рулончиком, получается 2 слоя с нахлестом.

С одной стороны собираем ткань рукой, как фантик у конфеты, и несколько раз плотно обматываем красной нитью по часовой стрелке. Затем завязываем четное количество узелков и обрываем кончики.

Теперь аккуратно вынимаем картонную трубку, выворачиваем «конфетку» так, чтобы узел оказался внутри. Снова вставляем трубку внутрь и расправляем ткань. Получилось донышко будущего мешочка.

Ставим нашу заготовку вертикально и, не вынимая картонной трубки, наполняем будущий мешочек гречкой. Не досыпав до верхнего края трубки примерно 1 см, вынимаем трубку, чуть встряхиваем мешочек и снова собираем ткань «конфеткой». Снова несколько раз обматываем ткань красной нитью по часовой стрелке, делаем четное количество узелков. Наш безшитьевой мешочек с гречкой готов.

Берем красную ткань, обматываем ей нашу заготовку. Закрепляем несколькими витками красной нити, завязываем узелки.

Ставим будущую куклу вертикально, выворачиваем и расправляем красную ткань. Рубаха одета. Поневу также надеваем выворотным способом. Не забываем отогнуть и загладить края поневы - она не должна сходиться спереди, как юбка. Снова ставим будущую куклу вертикально, выворачиваем поневу, расправляем.

Надеваем зипун. Для этого края фетровой заготовки с каждой стороны сворачиваем рулончиком, а потом приматываем к кукле.  Фартук надеваем на куклу тем же выворотным способом.

Снова ставим будущую куклу вертикально, расправляем все, что требуется. Примеряем ткань для головного убора. Повязываем кукле платок. Следим, чтобы складки у платка располагались симметрично. Кончики прячем под платок.

Важнейший элемент одежды - пояс. Это обязательный элемент. Пояс - не просто украшение, он еще и оберег. Для Крупенички можно сплести простой пояс - косичку и украсить его концы бусинами.

  1. Татарская безликая кукла из щепы

В начале происходит подготовка чурбачка. Чурбачок изготавливается из липы, высушивается, края ровно обрезаются.

Голова для куклы. Берем чулок или носок, чулок набиваем ватой или обрезками ткани. Натягиваем чулок на чурбачок, сверху надеваем белый платок, завязываем нитками.

Изготавливаем руки. Берем лоскут материи прямоугольной формы, сворачиваем в трубочку по длине, концы с двух сторон завязываем тесьмой.

Делаем платье. Берем лоскут по ширине чурбачка, сворачиваем пополам, вырезаем отверстия для рук, вставляем руки, надеваем сверху на чурбачок и подвязываем ниткой.

Делаем косы. Волосы изготавливаем из шерстяных ниток или чулков. Заплетаем косы и привязываем к голове.

На голову надеваем платок или калфак.

  1. Технология изготовления чувашской куклы «Веснянки»

Скрутку для формирования туловища делаем таким образом, лоскут загибаем по длинным сторонам и далее к центру.

Формируем голову – скрутку сворачиваем пополам, чуть ниже центра кладем кусочек ваты и сворачиваем, выпуклость (лицо) должна быть сверху у сгиба.

Закрепляем красной ниткой. Делаем обрядовый жест – нитку прижимаем крепко большим пальцем и только потом начинаем оборачивать. Оборачиваем трижды и завязываем на три узелка.

Приступаем к волосам. Для этого наматываем пряжу яркого цвета на картонку длиной около 40 см и разрезаем с одного края.

Заготовку из ниток для косы продеваем под сгибом головы. Теперь пропускаем пряжу в петельку головы, и расправляем так, чтобы концы были одинаковые.

Часть волос отделяем и распределяем к затылку. Закрепляем на шее красной ниткой и поднимаем свободные концы к верху, к макушке.

Заплетаем косу.

Делаем ручки. С двух сторон складываем ткань к центру (так же, как и скрутку для туловища). В середине закрепляем красной ниткой. Таким же образом по краям формируем ладошки.

Теперь определяем талию у куклы. Закрепляем ручки обережным крестом. Трижды оборачиваем ниткой вокруг талии, затем через правое плечо, потом через левое и закрепляем нитку не три узелка на талии как показано на фото.

Теперь куколку наряжаем в красивый весенний наряд: надеваем нижнюю юбку. Ткань стыкуем сзади, делаем сборки и закрепляем красной ниткой, юбку отворачиваем вниз.

Одеваем красивый весенний сарафан. Ткань стыкуем спереди, собираем красивые складки и закрепляем ниткой. Ровняем концы юбки.

Теперь наденем нарядный фартук из кружева (фартук оно из крашений костюма славянской женщины), повяжем красивым поясом из тесьмы.

На голову повяжем кружевное очелье. «Веснянка» готова.

Заключение

Кукла – это знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В процессе реализации представленного проекта, дети познакомятся с историей появления кукол, отношения к ним людей и развития кукольного ремесла.

Также воспитанники в рамках данного проекта будут узнавать об особенностях и своеобразии создания кукол у разных народов, так как в куклах находило отображение мировоззрение людей, их уклад жизни и система верований.

Узнавая способы создания кукол у разных народов, воспитанники будут учиться на практике мастерить кукол в стилистике разных народов, из различных материалов. Совместная работа с родителями, поможет каждую куклу сделать индивидуальной и неповторимой.

Завершение проекта предполагает проведение выставки всех творческих работ, с последующим проведением ярмарки.

Список использованной литературы

  1. Берстнева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. – М.: Белый город, 2010. – 111 с.
  2. Горичева В.С. Куклы. Ярославль: «Академия развития», 1999.- 192 с.
  3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла: Культура и традиции. – СПб: Искусство, 2007. – 129 с.
  4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Игрушки изначальные. История возникновения культурные традиции. - М.: Цветной мир, 2012. – 140 с.
  5. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Куклы из бабушкиного сундучка. - М.: Цветной мир, 2012. – 112 с.
  6. Москин Д., Яшкова Т. Загадка народной куклы. - Петрозаводск: Периодика, 2010. - 64 с.
  7. Чуксина С.Н. Русская народная кукла. – Златоуст: Картинка, 2010.- 41 с.
  8. Шайдурова Н.В. Традиционная кукла.  – М.:Детство – пресс, 2011. – 99 с.
  9. Юрина Н. Куклы. – М.: Слово, 2002. – 47 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Ярмарка народных промыслов»

Цель: уточнять и обобщать знания детей о старинных предметах быта, их назначении, обогащать словарь. Закрепить знания о времени года, о труде крестьян,     вспомнить  по...

Конструкт организации совместной деятельности с детьми Тема: «Ярмарка народных промыслов»

Занятие по социально-коммуникативному развитию разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей нап...

КОНСПЕКТ сюжетно-игрового занятия по физическому развитию с элементами русского народного фольклора по теме «Ярмарка»

Приобщение детей к истокам русской культуры на примере изучения подвижной народной игры «Коршун».Развитие у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом, содействие творческому проявлению ...

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе на тему «Ярмарка народного творчества»

Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе на тему «Ярмарка народного творчества»...

Методическое пособие «Народный календарь обрядовых русских народных кукол».

Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в это...

Конспект развлечения-занятия на тему: «Ярмарка русской народной игрушки»

Участие в Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование».Сборник статей часть 11 – октябрь 2021г. (Стр.46-51)...

Проектно-исследовательская деятельность на тему: «ЯРМАРКА НАРОДНЫХ КУКОЛ»

Проектно-исследовательская деятельность на тему:«ЯРМАРКА НАРОДНЫХ КУКОЛ»...