Особенности развития детей 4-5 лет
консультация (старшая группа)

Осипова Екатерина Викторовна

• развивать навыки общения;

• прививать нормы и правила поведения в обществе;

• способствовать развитию самоконтроля в поведении;

• развивать умственные способности и тягу к знаниям;

• вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;

• найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;

• воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detey_4-5_let.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Важные задачи воспитания ребёнка

развивать навыки общения;

• прививать нормы и правила поведения в обществе;

способствовать развитию самоконтроля в поведении;

развивать умственные способности и тягу к знаниям;

• вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;

• найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;

• воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.

Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет

На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.

Особенности развития детей 4-5 лет

1. Более активно, чем раньше, развивается мелкая моторика, ребёнок более умело пользуется карандашами, кистью, ручкой и другими принадлежностями для творческой и учебной деятельности.

2. Ребёнок много времени играет со сверстниками, общается с ними.

3. Развивается сильный познавательный интерес. Малыш стремится всё узнать, задаёт много вопросов взрослым. Он активно впитывает в себя новую информацию.

4. Ребёнок хорошо управляет своим телом и координирует движения.

5. В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в дневном сне. В садике это остаётся необходимостью, и они подчиняются тем требованиям. А вот дома большинство детей уже не спят днём.

6. Ребёнок 4-5 лет знает основные геометрические фигуры, цифры от 0 до 9, собирает простые пазлы, находит сходства и различия между двумя предметами, называет обобщающим словом группу предметов, знает основные профессии, умеет правильно задавать вопросы, может пересказать содержание сказки или рассказать наизусть простое стихотворение, умеет аккуратно раскрашивать картинки.

Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек

В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.

В этот период детям уже следует прививать характерные черты для их пола: мальчикам – мужественность, девочкам – женственность. Уменьшительно-ласкательные слова («зайка», «солнышко» и т. д.) рекомендуется чаще применять к девочкам. А вот в общении с мальчиками их следует применять как можно реже, они ведь будущие защитники. Лучше обращаться к ним по имени или со словами: «сынок», «помощник».

• Обычно в возрасте 4-5 лет в большинстве случаев наблюдаются различия в предпочтении игр и игрушек. Мальчики любят машинки, конструкторы, роботов, спортивные игры. Девочкам нравятся куклы, мягкие игрушки, творческие занятия. Но не стоит переживать, если ваши дети выбиваются из стандартных ситуаций и предпочитают игрушки противоположного пола. Приоритеты часто меняются, и такой случай в наше время не редкость.

• Чаще всего девочки уже более усидчивы, чем мальчики, поэтому воспитание мальчика 4-5 лет может даваться несколько сложнее, чем воспитание девочки того же возраста.

• В этот период могут начать проявляться разные способности : девочки склонны запоминать больше стихов и песен, а мальчики – любят считать.

• В целом поведение мальчиков в 4-5 лет характеризуется проявлением большей физической активности по сравнению с девочками, склонностью к коллективным спортивным играм.

Как правильно воспитывать ребёнка в 4-5 лет?

Ребенку четырёх лет необходимо активно двигаться не менее трёх часов в

день. Это бег, прыжки, подвижные игры и упражнения, начальные элементы спортивных игр. Нет ничего страшного, если мама и папа поиграют с ребёнком в мяч, в снежки, летом возьмут на речку. Это полезно не только детям, но и взрослым.

Психологами и физиологами доказано, что ребёнок, «запертый» в ограниченном пространстве комнаты с телевизором и компьютером, страдает от дефицита сенсорных представлений. Более того, неконтролируемое общение с новейшими техническими изобретениями (прежде всего компьютером, по мнению многих учёных, оказывает отрицательное воздействие на формирование интеллекта. Дети усваивают знания формально и не умеют ими пользоваться, применять их.

Вообще-то специалисты против компьютерных игр дошкольников. И согласитесь, компьютер больше нужен взрослым, папе и маме, чтобы спокойно отдохнуть, пока ребёнок занят. Однако, это часть нашей сегодняшней жизни, и от этого никуда не денешься. Поэтому постарайтесь выполнять эти несложные правила:

- играйте вместе с ребёнком,

-время- не более 20 минут в день,

-игра, задание соответствует возрасту, понятна, качественная.

Непрерывный просмотр телевизора – 30 минут (до 5 лет). При этом обращайте внимание на содержание программы. Дети четырёх лет впечатлительны, верят тому, что видят на экране, копируют модели поведения героев. Поэтому, если в мультфильме герои отрывают кому-то руки и ноги, бьют по голове, используют не очень хорошую лексику, то 90 % вероятность того, что ваш ребёнок, если не сегодня, то завтра повторит эти слова и действия на игрушках, сверстниках или на родителях. При этом он будет уверен в правильности своих поступков.

Ещё одной особенностью среднего дошкольного возраста, появляющуюся как следствие развитого воображения, являются страхи. Это возраст расцвета страхов, их очень много: боязнь темноты, собак, сказочных персонажей, насекомых и т. д. К этому нельзя относиться пренебрежительно. Ребёнок чувствует себя недостаточно защищённым перед большим миром. Задача взрослых на этом этапе – быть рядом, чтобы помочь ребёнку справиться со своими страхами.

Большое значение на формирование личности ребёнка является атмосфера родственных эмоциональных связей, эмоциональная близость между членами семьи. Маленький ребёнок особо нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье. В семье, в общении с родителями, с братьями и сёстрами у ребёнка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребёнку, их забота о нём вызывает у него ответный отклик.

Семья воспитывает ребёнка тогда и только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность: специально обучают ребёнка тем или иным навыкам и умениям, дают знания, представления, направляют поведение и т. п. ; на ребёнка оказывают воздействие и особенности быта, уклад жизни семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы.

В семье имеются благоприятные возможности для включения малыша в бытовую, хозяйственную, даже общественную деятельность взрослых, приобщения к труду родителей.

В некоторых семьях родители живут рядом с детьми, но не вместе: между ними редко возникают беседы о труде родителей, какими должны быть взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, родители не вникают в интересы детей, в их игры, не организуют совместных занятий. Например: сын или дочь находится рядом с родителями – играет, что – то мастерит, и у них создаётся впечатление постоянного общения с ребёнком, тогда как общения практически нет.

Психологи считают, что именно в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания начинают укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Ну а самое главное – любите своего ребёнка. Он единственный и неповторимый. Как именно его надо воспитывать, знаете только вы. Обеспечивая своего ребёнка материальными благами, помните, что ничто не заменит ему в жизни любовь, внимание и душевное тепло его семьи.

Игры и игрушки в 4-5 лет.

Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.

Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.

Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Особенности развития детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. П...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Родительское собрание «Особенности развития детей 2-3 лет.Адаптация детей».

Цель собрания: установление доверительных отношений между воспитателями и родителями; изучение семьи воспитанников, с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка к детскому сад...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...

Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...