Дыхательная гимнастика
картотека по логопедии

Попкова Екатерина Владимировна

1. Гимнастика дыхания.

2. Дуем, дуем задуваем.

3. Дыхательные упраждение "Ветерок"

4. Дыхательные упражнения детям при заикании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу. 

Упражнение 4. САМОЛЁТ.

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик - самолёт  (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание)

Жу- жу -жу (делает поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево)

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.

Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.                                                                     

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

 Упражнение 7. КУРОЧКА

Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.

Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

 Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.

Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.

Зу-зу, зу-зу, косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу, и налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу, вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву. Зу-зу, зу-зу.

Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

Упражнение10.ЧАСИКИ

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12

Упражнение11.ТРУБАЧ

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

Упражнение 12.ПЕТУХ

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

 Упражнение 13. КАША КИПИТ

Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

 Упражнение 14. ШАГОМ МАРШ

Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

Упражнение 15. ЛЕТЯТ МЯЧИ

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

 Упражнение 16. НАСОС

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Упражнение 17. ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

 Упражнение 18. ЛЫЖНИК

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

 Упражнение 19. БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ

Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.

Упражнение 20. ПАРОВОЗ

Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Упражнение 21. ЛЕТЯТ ГУСИ

Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

 Упражнение 22. АИСТ

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

 Упражнение 23. ДРОВОСЕК

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Упражнение 24. МЕЛЬНИЦА

Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.

Упражнение 25. СЕРДИТЫЙ ЕЖИК

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Упражнение 25. ЛЯГУШОНОК

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

Упражнение 26. В ЛЕСУ

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Упражнение 27. ВЕСЕЛАЯ ПЧЕЛКА

На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

Упражнение 28. КУРЫ

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.

Повторить 3-5 раз:

                  Бормочут куры оп ночам,

                  Бьют крыльями тах-тах (выдох),

                  Поднимем руки мы к плечам (вдох),

                  Потом опустим – так ( Е. Антоновой-Чалой).

                                                       

Упражнение 29. САМОЛЕТ

Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.

Повторить 2-4 раза в каждую сторону:

                  Расправил крылья самолёт,

                  Приготовились в полёт.

                  Я направо погляжу:

                  Жу-жу-жу.

                  Я налево погляжу:

                  Жу-жу-жу  (Е. Антоновой-Чалой).

Упражнение 30. НАСОС

Дети соят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох.

Повторять 4-6 раз:

                  Это очень просто –

                  Покачай насос ты.

                  Направо, налёг…

                  Руками скользя,

                  Назад и вперёд

                  Наклоняться нельзя.

                  Это очень просто –

                  Покачай насос ты

Упражнение 31. ДОМ МАЛЕНЬКИЙ, ДОМ БОЛЬШОЙ

Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька».

Повторить 4-6 раз:

                  У медведя дом большой,

                  А у зайки – маленький.

                  Мишка наш пошёл домой

                  Да и крошка заинька ( Е Антоновой-Чалой ).

Упражнение 32. ПОДУЕМ НА ПЛЕЧО

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Повторить 2-3 раза:

                  Подуем на плечо,                              

                  Подуем на другое.

                  Нас солнце горячо

                  Пекло дневной порой.

                  Подуем на живот,

                  Как трубка станет рот.                                                

                  Ну а теперь на облака

                  И остановимся пока.

                  Потом повторим всё опять:

                  Раз, два и три, четыре, пять ( Е. Антоновой-Чалой ).

Упражнение 33. ЕЖ

Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:

                  Вот свернулся ёж в клубок,

                  Потому что он продрог.

Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:

                  Лучик ёжика коснулся,

                  Ёжик сладко потянулся.

Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос.Всё упражнение повторить 4-6 раз.

Упражнение 34. ТРУБАЧ

Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:

                  Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

                  Подудим в свою трубу.                                                            

Упражнение 35. ЖУК

Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох.

Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.

Повторить упражнение 4-5 раз:

                  Жж-у, - сказал крылатый жук,

                  Посижу и пожужжу.

Упражнение 36. КАЧЕЛИ

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись

Упражнение 37. НАДУЙ ШАРИК

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Упражнение 38. ЛИСТОПАД

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Упражнение 39. ПУШОК

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Упражнение 40. ВОРОНА

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р]

Упражнение 41. ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Упражнение 42. СНЕГОПАД

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Упражнение 43. МЯЧ В ВОРОТА

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

Упражнение 44. ПРУЖИНКА

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Упражнение 45. ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Упражнение 46. БЕГЕМОТИК

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение 47. БАБОЧКИ

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Упражнение 47. БОЕВОЙ КЛИЧ ИНДЕЙЦЕВ

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».

Упражнение 48. НЫРЯЛЬЩИКИ ЗА ЖЕМЧУГОМ

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Упражнение 49. ПОГРЕЙСЯ

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 50. ЗАДУЙ СВЕЧКУ

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

Упражнение 51. ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ

 Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика «Ветер»

 Подходи ко мне, дружок,

И вставай скорей в кружок.

Тише-тише не спеши,

Ароматом подыши…

Аромат сосны вдыхаем

И дыханье затаим.

А теперь мы выдыхаем.

Выдыхаем…выдыхаем.

Носом- вдох

А выдох- ртом.

Дышим глубже,

А потом-

Марш на месте не спеша,

Коль погода хороша.

Мы подуем высоко,

Мы подуем низко,

Мы подуем далеко-

Мы подуем близко,

Успокоились немножко-

Вдох- закончилась дорожка.

Выдох-  Мы начнем играть!

День с улыбкою встречать.



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики при заикании

Чем помогает дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения при заикании у детей расслабляют и придают тонус мышцам, участвующим в артикуляции. В результате:

  • ребенок начинает правильно дышать, соблюдая темп вдоха и выдоха;
  • проходит страх перед артикуляцией;
  • проходит спазм мышц, который мешает держать темп речи;
  • головной мозг получает больше кислорода, за счет чего улучшается его работа;
  • укрепляются мышцы диафрагмы, брюшной полости, носоглотки.

В логопедии используются следующие методики:

  1. Традиционная — направлена на тренировку пресса, диафрагмы, контроль дыхания при разговоре, общее укрепление организма;
  2. дыхательная гимнастика по Стрельниковой А. Н — направлена на восстановление дыхания при заикании, а также помогает устранить другие расстройства речи (дислалию, алалию, общее недоразвитие речи).

Правила выполнения гимнастики по Стрельниковой А. Н.

Гимнастика при заикании у детей нужно выполнять согласно определенным правилам, чтобы не допустить ухудшения состояния маленького пациента.

Ниже приводим список требований:

  1. Нужна предварительная консультация врача, особенно это важно в отношении детей, у которых есть сопутствующая патология. Перед началом занятий нужно урегулировать нагрузку, или выявить противопоказания, если таковые имеются;
  2. Малыш должен заниматься с удовольствием, что возможно, когда у него хорошее настроение, он сыт и у него есть силы. Уставший, голодный ребенок будет капризничать, и от такой гимнастики, кроме вреда, ничего не будет;
  3. Начинайте с коротких занятий, не более 10 минут. Следите за реакцией малыша: если ему стало некомфортно, лучше отложить урок;
  4. Постепенно прибавляйте продолжительность, но занятия должны длиться не более 30 минут;
  5. Если малышу стало трудно дышать, сбился ритм дыхания, он начал паниковать — прервите занятие;
  6. При желании используйте музыку — это поможет поддержать ритм движений;
  7. Вдох всегда резкий, шумный, через нос, выдох спокойный, без усилий, через рот.

Кому нельзя делать дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения при заикании у детей требует концентрации, четкого соблюдения техники, поэтому его нельзя выполнять до 3 – 4 лет.

Существуют и другие противопоказания:

  • дискомфорт или болевые ощущения любой локализации при выполнении — головные боли, в грудной клетке, суставах. Лучше обратитесь к врачу, чтобы выяснить причину таких симптомов;
  • неврологические заболевания — гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, объемные образования головного мозга, эпилепсия;
  • болезни сердечно-сосудистой системы — врожденные пороки, пролапс митрального клапана;
  • перенесенные травмы позвоночника, головы, грудной клетки, рук, ног;
  • мочекаменная болезнь, гидронефроз;
  • любое тяжелое хроническое заболевание с нарушением общего состояния.

Это не весь перечень противопоказаний. Следует проконсультироваться с лечащим врачом вашего ребенка, чтобы выяснить возможность выполнения заданий.

Заболевания в острой форме — простудные, воспалительные, инфекционные, являются временным противопоказанием к сеансам. После нормализации состояния и хороших результатах анализов выполнение гимнастики возможно. Сроки воздержания определяет специалист.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.

Гимнастика по Стрельниковой с успехом используется с конца XX века. Автор разработала методику и применяла ее для восстановления голоса певцов, ораторов. Со временем выявили положительный эффект при лечении заикания и других нарушений речи.

Методика основана на динамических дыхательных движениях через сопротивление мышц диафрагмы. Во время вдоха грудная клетка сжимается (через охват руками или за счет наклонов и поворотов туловища), выдох происходит спокойно, без усилий.

Первый день выполните первые 3 упражнения, повторяя их по 8 раз. Каждый последующий день прибавляете к основному комплексу еще одно упражнение.

Упражнение «Ладошки»

Задание выполняет роль разминки. Пациент должен 4 раза сделать резкий вдох носом, потом пауза 4 секунды и опять серия вдохов. Руки перед собой, по сторонам от тела, ладони сжимать в кулак на каждый вдох. Плечи расслаблены. Выполняется стоя, но если есть головокружение, или трудно стоять по другим причинам, то можно сесть или даже прилечь.

После вдоха нужно выдохнуть. Повторить 32 раза.

Упражнение «Обними плечи»

Спина прямая, положение сидя или стоя. Руки нужно поднять до уровня плеч, согнуть в локтевых суставах, ладонями вниз, одно предплечье на другом (как будто малыш сидит за партой). Короткий и шумный вдох — и обнять плечи с силой, сжимая грудную клетку. Перед лицом должен получиться треугольник. При выдохе силу обхвата ослабить и руки развести.

Выполните 8 раз. Затем пауза, и повтор. Таких повторений должно быть 12.

Упражнение «Погончики»

Ребенок стоит, руки вытянуты перед собой, согнуты в локтях, прижаты к животу, ладони сжаты. Делает резкий вдох, в это время резко толкает кулаки и тянет плечи вниз, расправляет ладони, что позволяет пройти воздуху глубже и в большем количестве, чем обычно. Затем нужно выполнить выдох.

Вдох и выдох чередуются, таким образом выполняется 8 серий. После этого несколько секунд передышки и новый подход. Всего нужно выполнить 4 подхода.

Упражнение «Насос»

Также выполняется стоя, ноги расставлены, руки вдоль тела. На вдохе ребенок должен согнуться вперед, округляя спину и изображая насос. Руки доходят до колен, голова опущена вперед. Вход закончился — нужно выдыхать и возвращаться в исходное положение. Всего положено выполнить 8 подходов.

Есть и другие упражнения при заикании: «Большой маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Малый маятник», «Перекаты», «Шаги», «Кошка». Их вы будете осваивать позже, когда выработаете правильные алгоритм выполнения предыдущих упражнений.

Зачем нужны движения при дыхании

В результате выполнения упражнений дыхание при заикании становится брюшным, или диафрагмальным. До этого оно грудное поверхностное и носит судорожный характер вследствие недостаточного развития брюшных мышц. Особенно это выражено у тех пациентов, которые не приемлют спорт ни в каком виде и болезнь у них диагностирована давно.

При таком типе дыхания возбудимость дыхательных и речевых центров головного мозга повышается, что негативно влияет на темп речи: ребенок быстро говорит, и начинает запинаться.

Тренировка брюшных мышц, мышц диафрагмы и формирование стереотипа глубокого брюшного дыхания позволяют устранить эти нарушения. Также увеличивается жизненная емкость легких, из-за чего малыш начинает эффективнее использовать дыхание при разговоре: голос не прерывается, становится ровным и выразительным.

Кроме того, гимнастика — это движение. А при движениях повышается активность головного мозга, восстанавливаются межнейронные связи между левым и правым полушариями. У ребенка улучшаются когнитивные процессы, он легче начинает усваивать новую информацию. Это особенно заметно, если дополнить задания обычными физическими упражнениями.

Как повысить эффективность гимнастики

Результат дыхательная гимнастика при заикании будет выше, если следовать следующим правилам:

  1. Необходимы комфортные условия для занятий. Для этого нужно предварительно проветрить комнату, не допуская холодной или наоборот, слишком теплой температуры в помещении;
  2. Если малыш занимается со специалистом, между ними должен установиться эмоциональный контакт, иначе это стресс для пациента и он будет отказываться от занятий;
  3. Желательно, чтобы первые несколько занятий провел логопед и показал, как правильно выполнять движения. Неправильная техника может усугубить заикание;
  4. Гимнастика не отменяет другие виды коррекции — занятия с логопедом, психологом, медикаментозное лечение, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебную физкультуру, а только дополняет их. Следуйте рекомендациям вашего врача и не пропускайте прием лекарств и другие процедуры;
  5. Занятия должны проходить регулярно, не менее 2 раз в день.
  6. Для уроков выберите утренние или дневные часы — в это время дети бодры, полны сил и энергии;
  7. Во время курса гимнастики при заикании у детей нужно обеспечить малышу достаточный сон и отдых, избегать физического и эмоционального перенапряжения;
  8. Сочетайте логопедическую коррекцию с обычными спортивными занятиями. Подойдут любые формы активности в домашних условиях: прыжки, отжимания, приседания, занятия на тренажерах (если они есть);
  9. Чаще бывайте на свежем воздухе. Обычные прогулки, подвижные игры, бег, езда на велосипеде не только тренируют дыхательную мускулатуру, но и создают хорошее настроение, насыщают организм кислородом, укрепляют организм;
  10. Выработайте правильное пищевое поведение: в рационе должно быть много свежих овощей и фруктов, еда должна быть в умеренных количествах;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...