Статья по теме:«Современная мультипликация как средство воспитания детей дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)

В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его творческую, познавательную и речевую активность является развитие информационно-коммуникационных технологий. При этом следует учитывать, что наибольший развивающий эффект дают методики и технологии, в основе которых заложен деятельностный подход. В этом плане уникальным является использование интерактивных технологий для создания детьми собственных мультфильмов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_multiplikatsiya_.docx54.88 КБ

Предварительный просмотр:

57-е педагогические чтения работников образовательных учреждений г. Якутска

«Педагогические традиции инновации как средство повышения качества столичного образования, эффективности учебно-воспитательного процесса в ОО»

(посвященные 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского)

«Современная мультипликация как средство

воспитания детей дошкольного возраста»

воспитатель

Федотова Сиибиктэ Порфирьевна

МБДОУ д/с № 8 «Родничок»

г. Якутск, 2023 г

         В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника, его творческую, познавательную и речевую активность является развитие информационно-коммуникационных технологий. При этом следует учитывать, что наибольший развивающий эффект дают методики и технологии, в основе которых заложен деятельностный подход. В этом плане уникальным является использование интерактивных технологий для создания детьми собственных мультфильмов.  

          Актуальность: современному ребенку интересно включаться в деятельность с применением интерактивных технологий. В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы и элементы трудовой деятельности.

         Создание собственного мультфильма - это увлекательная игра, которая помогает ребенку развиваться, фантазировать, учиться сопереживать героям, усваивать правила поведения, учиться дружить.

      Анимация «animation» с английского языка можно перевести как одушевление, оживление. В толковом словаре Ефремовой Т.Ф. анимацией называется - киносъемка последовательных фаз движения рисованных или объемных фигур, в результате которой при показе на экране у зрителя создается иллюзия их движения.

     Анализ психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов Вано) позволяют утверждать, что мультфильм является одним из уникальных инструментов воспитательного влияния на ребёнка благодаря использованию особого художественного приёма – смешения фантастического и реального.

       Влияние современной мультипликации на формирование воспитанности детей изучали такие исследователи, как А.Ф. Бурухина, М.В. Корепанова, О.В. Куниченко, А.Ф. Лалетина, Н.Е. Марков, И.Я. Медведева, Н.В. Олейник и др. По утверждению исследователей, мультфильмы демонстрируют ребенку последствия несоблюдения нравственных норм, проявления человеческих пороков, учат тому, какие наказания могут последовать за неправильными действиями и к каким положительным результатам привести правильные поступки.

        Цель: способствовать развитию познавательно-речевых, художественных и творческих возможностей воспитанников через создание мультфильма.

        В процессе создания мультфильма, происходит расширение социального опыта ребенка, коррекция эмоционально-волевой сферы, активизация речевой деятельности и творческих способностей. Дети получают новые позитивные переживания и овладевают практическими навыками использования инструментов и материалов. Так, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, данная деятельность позволяет решать задачи: 

- речевого развития детей (осмысленное восприятие произведений детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров, обогащение словаря; развитие связной речи в ходе озвучивания мультфильма (грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);

- познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления);

- художественно-эстетического развития (развивается самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);

- социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);

-   физического развитие (развитие мелкой моторики рук, зрительно моторных координаций

      Таким образом мультипликация выступает действительно универсальным и всеобъемлющим средством как для повышения речевой активности, так и для развития личности ребенка в целом.

      Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения

     Таким образом, мультфильм – эффективное средство воспитания ребенка.

   

     В нашем дошкольном учреждении работает кружок «Я мультипликатор», для детей от 5 до 7-ми лет. Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов.    

     Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий: 

- словесный метод (устное изложение, беседа);

- наглядный метод (показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу);

- практический метод (овладение практическими умениями рисования, лепки, аппликации);

- объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

- репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

- частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном поиске решения заданной проблемы);

- исследовательский метод (овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы).

    Работа по созданию мультфильмов строится на следующих принципах:

  • Принцип интеграции.
  • Принцип коммуникативно - деятельностного подхода.
  • Принцип комплексно - тематического планирования.
  • C:\Users\Ноутбукофф\Downloads\фотография-кино-камера-действия-и-аксессуары-заполненный-или-линия-155132410.jpgПринцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  • Принцип доступности. 

Этапы работы при создании анимационного фильма

        Создание анимационного фильма проходит в несколько этапов:

     

- Первый этап - выбор произведения, погружение в произведение. На этом этапе воспитатель с детьми знакомится с биографией автора, его произведениями, проводят театральный вечер, беседуют о мультипликации: рассказывают об ее истории, профессиях людей, участвующих в создании мультфильма, просматривают мультфильмы, выполненные в различных техниках

      - Второй этап - выбор техники мультфильма и распределение обязанностей среди воспитанников.

Существует несколько основных техник создания мультфильмов:

  1. Перекладка – создание детьми плоских персонажей (нарисованных, вылепленных, вырезанных из бумаги и т.д.), плоского фона и декораций. Передвижение происходит путем перемещения объектов по фону;
  2. Сыпучая анимация предполагает использование в работе сыпучих материалов (манка, сахар, гречка, горох, песок и др.), движение происходит с помощью рисования руками по сыпучему фону, находящемуся на прозрачной подсвеченной поверхности;
  3. Объемная анимация - изготовление объемных персонажей и декораций, их перемещение в трехмерном пространстве. Дает возможность использования в работе природных материалов, сюжетных игрушек, поделок из бросового материала, пластилина, глины;
  4. Рисованная анимация - является наиболее трудоемкой и сложной в исполнении техникой создания мультфильма.

      С детьми старшего дошкольного возраста возможно использование первых трех техник, причем размещены они в порядке возрастания сложности.  

     - Третий этап - написания сценария мультфильма дети обсуждают сюжет и делают раскадровку мультфильма с зарисовками в сюжетных таблицах. Сюжетные таблицы оформляются при помощи схематичных рисунков или моделей.

     - Четвертый этап - изготовления героев и декораций для сцен фильма принимают участие все дети, а аниматоры и декораторы отбирают лучшие фигурки героев, собирают декорацию для съемок. Объемные декорации можно легко сделать из пластилина, фетра, используя технику оригами, природный материал или игрушечную мебель.

    - Пятый этап - покадровой съемки фотоаппаратом оператор делает фотокадров, а ребята помогают в размещении и перемещении героев. Герой оживает благодаря покадровой съемке. Фигурка ставится в определенную позу. Делается снимок. Слегка передвигается (либо меняется положение конечностей, у пластилиновых героев может меняться и мимика). Делается следующий снимок. Кадры можно будет копировать, принцип похож на всем знакомый процесс копирования и вставки текстов или рисунков. Когда программа соединит кадры в мультипликационный проект, движение героя станет плавным.

       Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы «Final Cut Pro» и «Capcut» осуществляется с участием взрослого. Здесь важно элементарное владение воспитателем специальной программой и способность объяснить работу с ней желающим ребятам.

    - Шестой этап - Презентация фильма – очень яркий и интересный для детей этап.           Желательно оформить афишу, чтобы родители и дети других групп не пропустили просмотр мультфильма.

   - Седьмой, Рефлексия завершающий этап. После премьеры мультфильма на одном из групповых сборов обсуждаются итоги: что получилось, что можно сделать еще лучше.      Участники проекта высказывают впечатления от совместной работы, выражают собственное мнение, оценивают результаты своей работы и приобретенных в процессе нее навыков.

   

Вывод

 

     Таким образом, можно сказать, что анимация включает в себя огромное количество возможностей для социализации детей: мультипликационное творчество позволяет развивать креативные способности детей, что позитивным образом сказывается на их социализации, важной организационно-психологической ценностью создания мультипликации является работа в команде.

     Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства.

     Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. 

     Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.        

     Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей.

Список использованной литературы:

  1. Асенин С. Мудрость вымысла. М.: Искусство, 1983. 207 с.
  2. Бабиченко Д. М. Искусство мультипликации. М.: Искусство. 1964. 75 c.
  3. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 280 c.
  4. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково словообразовательный. М.: Русский язык. 2000. 1615 с.
  5. Фостер У. Основы анимации / Пер. с англ. А. Сидорова. М.: ООО Издательство АСТ. 2003. 32 с.
  6. Хитрук Ф. С. Профессия – аниматор. М.: Гаятри. 2008. 304 с.
  7. Милборн А. Я рисую мультфильм. М.: РОСМЭН, 2006. 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании на тему: "Современные подходы к проблемам нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Цель: Воспитание детей, как ценность общества.Задачи:Формирование нравственного долга детей перед родителями;Развитие положительных эмоций и чувств.Оборудование:Плакаты: «Правила гигиены», «Этик...

Статья по теме "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы . У детей стали искажены представления ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии театрализованной деятельности, как средство социализации детей дошкольного возраста."

В данной статье раскрыта театральная деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста...

Статья "Семейные традиции как средство воспитания детей дошкольного возраста"

Семья является первоначальным институтом воспитания ребенка, оказывающая воздействие на формирование его личности. Именно семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколени...

советская мультипликация - как средство воспитания детей дошкольного возраста

Возможность  использования  советских мультипликационных фильмов в целях формирования нравственного опыта детей дошкольного возраста, описана методика включения воспитателя в ситуации ...

Статья на тему Проектная деятельность как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром

Наиболее эффективной системой экологического образования в ДОУ, основанную на интегрированном подходе, интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деяте...

Статья "Игра как средство воспитания детей дошкольного возраста"

Статья о том, почему игра является средством всестороннего воспитания и развития детей...