Семинар для педагогов "Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Партицкая Татьяна Леонидовна

Описание проведения семинара для педагогов, о том, что культуре речи необходимо уделять большое внимание, успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения, речь педагога - основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения. По окончании теретичской части семинара, педагогам предложено принять участие в практической части по исследованию правил речевой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_rech_pedagoga.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №250 г.Челябинска» ОСП№2

СЕМИНАР для педагогов

«Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

Подготовила: Партицкая Т.Л., ст.воспитатель

2022г.

Цель:

- Повышение общей культуры педагогов, педагогической компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры.

Задачи:

- Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом.

- Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи.

- Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста.

- Познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию речевого и голосового аппарата.

- Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка. - Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми.

- Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

3«ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!»

Добрый день, дорогие коллеги! Работа педагога публична, мы всегда на виду, нас слушают не только дети, но и родители. По роду своей деятельности мы много говорим, общаемся. Поэтому сегодня мы поговорим о речевой культуре педагога. Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей. Специфика педагогической профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа направлена на формирование личности воспитанника, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения. Основы педагогического общения. Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой: - Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они всё ложат, ложат и смотрятся в него. Прошло время, а проблема осталась. И речь современных педагогов бывает не всегда правильной. А ведь речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся. Сегодняшний наш семинар так и будет называться «Культура речи педагога». Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения (Слайд 3) Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

4 Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. (Слайд 4) М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней. К компонентам профессиональной речи педагога относятся: - качество языкового оформления речи; - ценностно-личностные установки педагога; - коммуникативная компетентность; - четкий отбор информации для создания высказывания; - ориентация на процесс непосредственной коммуникации. Культура речи педагога – что это такое? Однозначного понимания термина не существует. Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”. Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание), аффективная (отношение к другому), поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные. Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности. Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность. Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

5 Среди требований к речи педагога ДОО выделяют: Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОО. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.

6 Выбранная нами профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, выразительно, доступно. В речи педагогов отмечаются следующие недостатки: использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.); неправильное ударение в словах; произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (его вместо[его]; копирование речи малышей, «сюсюканье»); частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!); использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения; многословие, наслоение лишних фраз, деталей; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми; монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания; нечеткая артикуляция звуков в процессе речи. - Однажды знаменитый поэт сказал: Из слов человека можно видеть, за кого он хочет прослыть, но то, что он есть на самом деле, можно угадать лишь по мимике, жестам, телодвижениям, которые непроизвольны. (Ф. Шиллер) По данным французского исследователя Ф. Сюлже, только 7% информации во время общения мы с вами получаем из содержания высказывания, 38% - интонации, 55% достоверной информации – через позу, мимику, выразительные движения. Все эти понятия входят в определение голоса.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога. - Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. К голосу предъявляется ряд требований:

•Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

•Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

•Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

 •С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и 7 добиться их выполнения.

•Голос педагога должен быть достаточно вынослив. Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с воспитанниками и другими людьми. Предлагаю вам ряд специальных упражнений, способствующих гибкости и эластичности дыхательного аппарата. А сейчас, уважаемые коллеги мы приступим к практической части нашего семинара.

8 Практикум «Проверьте свою грамотность».

Организация: Предложить разделиться на 2 команды,

1. Задание - Разминка: “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”. (Это задание оценивается по одному баллу за правильный ответ).

Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.

1.Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).

2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).

3.Через горы и леса в край родной летит… (птица).

4.Устают, наверно, скулы грызть орехи у …(белки).

5.Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).

6.Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).

7.Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух

8.Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка

9.Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка

10.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что... кит? корова

11.Кружевную паутину сплел искусно... Буратино? паук

12.В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два…? петуха

13.Очень медленно и тихо по листу ползет…? улитка

14.Нарушая утром тишь, Распевает в роще...? Соловей

6. Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд. На подготовку дается 3 минуты. Максимум за это задание можно получить 3 балла (слаженность, быстрота, четкость). • Флюорографист флюорографировал флюорографистку. • Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. • Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок. • Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории. • Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили. • Не тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто при товарищах товарищу товарищ, А тот, товарищи, товарищу товарищ, Кто без товарищей товарищу товарищ.

4. “Почему так называется?” (Этимология). Задание: Объяснить, почему так называются растения.  Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.  Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.  Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.  Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.

Задание 2. Найдите похожие по звучанию слова:

Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.

1 команда.

  • Спички – синички,
  • Врач – мяч,
  • Значок – крючок,
  • Ключи – кирпичи,
  • Стол – пол,
  • Халат – салат,
  • Елка – иголка,
  • Белка – стрелка,

2 команда

  • Зайцы – пальцы,
  • Яйцо – крыльцо,
  • Огурец – продавец,
  • Дворец – певец,
  • Пирог – творог,
  • Ворона – корона,
  • Топор – забор,
  • Нора – дыра.

6. “Пословицы и поговорки”.

Исправьте ошибки в пословицах. Задание: Найти ошибку и исправить.  После драки много хромых (Храбрых).  Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).  Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).  Пришел, увидел, купил (Победил).  У каждого своя голова на шее (Плечах).  Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).  Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).  На всякий урок (час) ума не напасешься.  Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).  Испокон века телевизор (Книга) растит человека. 7. Задания на слайдах Пока жюри подсчитывает баллы, командам предлагается немного отвлечься. Мы с Вами посмотрим видео «Улыбка» Оглашение результатов, награждение победителей (медалька за активную работу

Задание 8. «Расскажи сказку по-другому»

Необходимо рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

Образец: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Задание для группы №1.

«Теремок» от лица теремка

Задание для группы №2.

«Три медведя» Расскажите сказку от лица Мишутки.

Раздел 6. Разработать памятку «Речь педагога ДОУ» и презентовать ее.

 Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. Е. Уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников:  воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

  1. Рефлексия

 Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».

Ф.И.О.________________________________________________________

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…_______________________

______________________________________________________________

Выполнять задания мне помогало…________________________________

______________________________________________________________

В ходе семинара мне было…_____________________________________

______________________________________________________________

Я оцениваю семинар …__________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

“Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые...

"Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов на тему «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следуе...

Семинар - практикум для воспитателей «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум для воспитателей «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспита...

Консультация для педагогов на тему «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следуе...

Практикум для педагогов "Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"

Речь – это визитная карточка каждого человека, насколько грамотно он выражается, зависит его успех, как в повседневном общении, так и в профессиональной деятельности. Еще Антон Павлович Чехов от...