смарт-тренинг для дошкольников "Мир головоломок. Пуговицы"
материал

Швырева Наталья Павловна

Для педагогов выступление на тему "Смарт-тренинг для дошкольников "Мир головоломок. Пуговицы."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_golovolomok_pugovitsy_vystuplenie.docx135.18 КБ

Предварительный просмотр:

        

 «МИР ГОЛОВОЛОМОК»

( смарт-тренинг для дошкольников)

S.M.A.R.T.

              ♦ Specific– конкретный

               Measurable – измеримый

               Attainable – достижимый

               Relevant – значимый

               Time-bound – ограниченный во времени

Smart (по-русски «умная») тренировка – это тренировка с умом.

Слово «тренинг» (англ. training, train – «обучать, воспитывать») обозначает метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленных целей, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.

ЦЕЛЬ:

Развитие творческих умственных способностей с помощью игр головоломок

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить детей с разными видами головоломок
  2. Учить понимать инструкцию и соблюдать её при решении головоломок
  3. Обучать способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм
  4. Создать условия для развития психических процессов
  5. Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремлённость

Головоломка один из наиболее интересных и доступных способов заниматься «зарядкой для ума» вместе с ребёнком.

Смарт-тренинг для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК»  автора-составителя  Ирины Ивановны Казуниной, поможет развивать у детей умственные и творческие способности через игры-головоломки.

Авторы игрового набора руководствовались принципам «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям», способствующими поддержанию у ребенка интереса и веры в свои возможности в результате самостоятельно выполненного задания и создания условий умственного и творческого развития личности дошкольника, способного к достижению цели.

Игры-головоломки являются одним из эффективных дидактических приемов развития логических операций у дошкольников. Развивается навык самостоятельного решения стоящей перед игроком проблемы, творческого поиска решения интеллектуальной задачи и уважительного отношения к чужим идеям во время командной игры.

Головоломки и игровые упражнения с использованием «Пуговиц» данного набора не исключение.

При работе с «Пуговицами» детям наиболее доступны следующие мыслительные операции

Анализ, который направлен на разделение целого на составные части. Используется для выявления признаков, а также выделения объекта или его свойств из группы аналогичных по заданному признаку (цвет пуговиц, количество дырочек на пуговицах), т.е. анализ помогает понять структуру того, что мы воспринимаем.

Синтез – противоположная анализу операция, когда на основе общих черт части объекта объединяются в единое целое с учетом их адекватного расположения в объекте. В играх может использоваться игровое поле.

Анализ и синтез – две взаимосвязанные операции.

Сравнение – достаточно доступная логическая операция, которая заключается в сопоставлении и установлении сходства или различия предметов по признакам. Например, предлагаем определить, чем похожи эти объекты, чем отличаются эти же объекты. В нашем случае это созданные образы из пуговиц разного цвета с разным количеством дырочек.

Обобщение – это мысленное объединение объектов и явлений по каким-либо существенным свойствам с подбором обобщающего слова, сохраняются только существенные связи. Чаще всего мы предлагаем подобрать обобщающее слово или обобщающий признак к группе объектов.

 Классификация – более сложная логическая операция. Это разделение объектов по группам в зависимости от их общих признаков. Классификация включает два действия: нахождение общего признака и деление на классы по этому признаку. Например, предлагаем разложить фигуры на две группы с объяснением признака, позволившего это сделать.

Выполняя логические игры-упражнения и решая головоломки, детям предлагается работа с карточками, в основу которых заложено развитие навыка ориентировки на листе, умение видеть клетку и игровое поле, состоящее из них.

Для выполнения заданий различного уровня сложности очень важным подготовительным этапом станет умение находить правую, левую, верхнюю, нижнюю границы игрового поля; углы (верхний правый, нижний правый, верхний левый, нижний левый). Пуговицы могут располагаться в строчку, в столбик, наклонной линией: сверху вниз наискосок (по диагонали)

Некоторые игры-упражнения и все головоломки имеют различные уровни сложности, которые на карточках обозначены звездочками.

В состав игрового набора входят:

Деревянные пуговицы – 28 шт. (красные, синие, желтые  и неокрашенные). С 2 и 4 дырочками.

Карточки с шифром – 24 шт.  

Тканевые мешочки для хранения одного комплекта пуговиц – 5 шт.

Шнурки черного цвета – 6 шт.

Карточки-маркеры

Смарт – тренинг для дошкольников «Мир головоломок. Пуговицы» проводится по 2 разделам. Игры-упражнения подобраны для развития каждой мыслительной операции.

РАЗДЕЛ I   ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

  • «Найди пару»                      
  • «Выложи ряд»

РАЗДЕЛ II

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

 Игры-упражнения на развитие мыслительной операции «Анализ»

  • «Вставь пропущенные пуговицы»
  •  «Перемести через мостик»
  •  «Лотоходики»
  • «Умный квадрат»

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

 Игры-упражнения на развитие мыслительной операции «Синтез»

  • «Ёлочка»
  • «Пуговичный город»
  • «Раскодируй картинку»

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

Игры-упражнения на развитие мыслительной операции «Сравнение»

  • «Пуговичный пэчворк»
  • «Загадочные пуговицы»

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

 Игры-упражнения на развитие мыслительной операции «Обобщение»

  • «Дружные пуговки»
  • «Три дорожки»
  • «Объедини пуговицы в группу»

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

 Игры-упражнения на развитие мыслительной операции «Классификация»

  • «Пуговичный ребус»
  • «Домик для пуговиц»
  • «Пуговичное солнышко»

ГОЛОВОЛОМКИ С ПУГОВИЦАМИ

  • «Зашифрованные пуговицы»
  • «Умные столбики»
  • «Часики»

Целевые ориентиры на этапе завершения смарт-тренинга для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК»

Дети могут:

  • знать        разные        виды        головоломок: геометрические        головоломки на плоскости, объемные, лабиринты, словесные;
  • овладеть способами и правилами решения головоломок;
  • использовать алгоритм при решении головоломок;
  • понимать заданную инструкцию и применять ее в решении головоломок;
  • владеть   элементами   логического,    наглядно-образного мышления, целостного восприятия, произвольного внимания и воображением;
  • ориентироваться        в        пространстве, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
  • проявлять познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, целеустремленность.

Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.

Игры головоломки учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию, способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.

Дети, увлекающиеся головоломками способны решать любые жизненные задачи легко!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Смарт - тренинг для дошкольников. Мир головоломок» в старшей группе

План – конспект занятия кружка«Смарт - тренинг для дошкольников.Мир головоломок» в старшей группе«Путешествие в лес»Цель: развивать предпосылки формирования логического м...

"Мир головоломок - смарт-тренинг для познавательного развития дошкольников" ( 11.11.2022г)

Головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по зада...

Консультация. Виды игр головоломок, как метод технологии "Смарт-тренинг для дошкольников".

Важно при выборе игр-головоломок учитывать возраст ребёнка!...

Опыт работы инновационной площадки "Мир головоломок.Смарт-тренинг для дошкольников"

Презентация о деятельности сетевой инновационной площадки АНО ДПО «Национальный исследовательский институт всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы ...

Программа дополнительного образования кружка "Мир головоломок" смарт- тренинг для дошкольников.

ВВЕДЕНИЕ  Вы хотите научить своего ребёнка нестандартно мыслить, развить у него упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения? Участие в кружке даёт детям не только определён...

Опыт работы «День открытых дверей» как форма взаимодействия семьи и ДОО в контексте использования технологии смарт-тренинг для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК»

laquo;День открытых дверей» дает родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Родители получают воз...