Проект в группе раннего возраста "Фольклор и малыши"
проект (младшая группа)

Круглова Анна Александровна

В презентации представлен опыт работы воспитателей   в группе    по  созданию условий  для приобщения детей раннего возраста к русской национальной культуре  посредством малых форм русского фольклора 

 Проект "Фольклор и малыши"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторы проекта: воспитатель высшей категории Круглова А.А., воспитатель Столинина А.Н. 2023г Муниципальное бюджетное дошколь образовательное учреждение детский сад «Калейдоскоп» Ярославской области г. Данилов Проект: « Фольклор и малыши»

Слайд 2

Тип проекта: творческий, игровой. Срок реализации проекта: долгосрочный (ноябрь-апрель) Участники проекта: дети группы «Малыши» (возраст 2-3года), воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Слайд 3

Жизнь рождает много нового, порой в неудержимом потоке этого нового теряется старое, доброе. Поэтому задача каждого педагога, каждого воспитателя, просто человека, уважающего себя, историю своей страны – не только не забывать эти традиции, но и способствовать тому, чтобы они жили и передавались из поколения к поколению, как самое дорогое наследие. К.Д. Ушинский.

Слайд 4

Актуальность : К сожалению, «живой фольклор» исчезает из жизни современной семьи: детей все реже или совсем не слышат колыбельных песен, добрых сказок на ночь, не играют в игры с пальчиками под песенки и потешки. Сегодня в жизнь современного ребенка с детства входит компьютер. Наш язык начинает терять свою эмоциональность, его заполнили иностранные слова. Педагогам детского сада необходимо сделать так, чтобы через устное народное творчество малыш овладевал не только родным языком, но и впитывал его выразительность, осваивал его красочность.

Слайд 5

Гипотеза проекта: Если знакомить детей, начиная с раннего возраста с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. Проблема: недостаточное использование устного народного творчества в процессе воспитания и обучения дошкольников. Причины: • Отсутствие постоянного, живого общения ребёнка с бабушками, прабабушками. • Ребёнок больше времени проводит за компьютером и телевизором. • Родители, педагоги ДОУ недооценивают значение фольклора в воспитании и развитии ребёнка.

Слайд 6

Цель проекта: создание условий для целенаправленного и систематического приобщения детей раннего возраста к русской национальной культуре, воспитание бережного отношения и любви к ней. Задачи: 1. Формировать интерес и любовь к малым формам фольклора: потешкам, сказкам, песенкам, народным подвижным играм. 2. Используя произведения малых фольклорных форм во всех видах детской деятельности, обогатить образовательную деятельность. 3. Развивать словарь детей, так как их звучность, напевность, ритмичность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить. 4 . Способствовать приобщению родителей воспитанников к культурным традициям русского народа, к сотрудничеству с детским садом .

Слайд 7

Ожидаемые результаты: Для детей: • Дети передают словом, действием, жестом содержание песни, потешки, сказки; • воспитанники активно с интересом играют в народные подвижные игры, водить хороводы; участвовать в развлечениях с фольклорной направленностью; • дети знают сказки и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства , игрушках; Для родителей: • Родители проявляют интерес к образовательному процессу, принимают активное участие в мероприятиях. • Родители активно используют народный фольклор в общении с детьми в повседневной жизни.

Слайд 8

Принципы работы: • Принцип возрастных показателей : содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей. • Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, • развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии. • Принцип системности – работа проводится систематически. • Принцип интеграции – содержание работы взаимосвязано со всеми образовательными областями. • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Слайд 9

Подготовительный этап (октябрь 2022) Анкетирование родителей «Народный фольклор в семейном воспитании»; П одбор методической литературы; М ониторинг развития речи детей; Использование фольклора в организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, играх, развлечениях, индивидуальном общении с детьми: чтение, рассказывание детям, слушание аудиозаписей ; Изготовление универсального пособия «Потешки в кармашках» Осуществление педагогического посвящения родителей: консультации, беседы, наглядная информация о значении песенок, потешек, сказочек; О пределение стратегии проекта и составления плана работы.

Слайд 10

Проект построен на следующих принципах: 1. Принцип активности и посильной самостоятельности. Этот принцип предполагает, создавать условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия. 2. Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. 3. Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. 4. Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: ОД должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. 5. Принцип вариативности позволяет закрепить и расширить знания детей (принцип вариативности – повторение ОД в несколько изменённом варианте). Работа с детьми Изготовление универсального пособия « Потешки в кармашках»

Слайд 11

Чтение песен, потешек , закличек. Сопровождение их показом игрушек.

Слайд 12

Чтение и драматизация сказок. Сопровождение показом картинок, персонажей настольного и кукольного театра.

Слайд 13

Игра-занятие по русской народной сказке «Репка»

Слайд 14

Выполнение с детьми игровых, имитационных действий на основе текста произведений малых фольклорных форм .

Слайд 15

Музыкально-дидактические игры: «Кошка и котята» на основе потешки «Серенькая кошечка» «Курица и цыплята» на основе потешки «Вышла курочка гулять»

Слайд 16

Чтение и заучивание народных потешек на занятиях по изодеятельности. Рисование красками «Солнышко-колоколнышко»

Слайд 17

Коллективная лепка «Солнышко-колоколнышко»

Слайд 18

Лепка «Травка для коровушки-буренушки»

Слайд 19

Лепка «Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок»

Слайд 20

3 этап: заключительный 1. Проведение открытого занятия «Кто у бабушки живет?» в рамках МБДОУ детский сад «Калейдоскоп» (воспитатель Круглова А.А.) 2. Презентация проекта педагогическому коллективу детского сада «Калейдоскоп»

Слайд 21

Итог В рамках годовой задачи по формированию у дошкольников чувства принадлежности к малой родине и Отечеству, предпосылок гражданско – патриотической позиции во второй группе раннего возраста «Малыши » был проведён проект «Фольклор и Малыши». Наша гипотеза, что если знакомить детей, начиная с раннего возраста с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, нашла свое подтверждение .

Слайд 22

С писок литературы и интернет ресурсов https://infourok.ru/rekomindacii-dlya-vospitatelya-dou-kak-oformit-pasport-proekta-5710952.html https://www.art-talant.org/publikacii/79838-proekt-folyklor-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-rannego-vozrasta 1. Баю-бай: колыбельные песенки: русские народные песенки / худ. Е. Нитыпкина. – М. : Оникс, 2007. – 11 с. 2. Гербова В.В., Максаков А.И.«Занятия развития речи в первой младшей группе» (М.: Мозаика – Синтез, 2008) 3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры» (Учебно - методическое пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008) 4. Кокоуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» (Аркти, М. 2005) 5. Материалы Интернет. 6. И. Остапенко «Потягушеньки – порастушеньки»(Пермь,1993) 7. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность с детьми раннего возраста»

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического клуба для родителей детей группы раннего развития «Счастливый малыш»

   Программа психологического клуба предусматривает занятия педагога – психолога с родителями, имеющими детей раннего возраста и формирование положительных детско – родительских...

Проект по здоровьесберегающим технологиям в группе раннего возраста «Растим малышей здоровыми»

Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду....

Конспект по физкультурному занятию в группе раннего возраста. Тема: «Малыши лягушатами стали».

Конспект по физкультурному занятию  в группе раннего возраста. Тема: «Малыши лягушатами стали»....

Физкультурный досуг в группе раннего возраста «Поиграем, малыши!»

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к подвижным играм.Задачи:1. Побуждать детей к эмоциональному отклику и желанию участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях, к действ...

Физкультурный досуг в группе раннего возраста «Поиграем, малыши!»

Физкультурный досуг в группе раннего возраста «Поиграем, малыши!»...

Проект по формированию культуры здоровья для детей группы раннего возраста «Здоровый малыш – счастливый малыш»

Ранний возраст - самое благоприятное время для воспитания у детей основ двигательной культуры, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно - гигиенических норм, т.е. основ здоров...

Положение о Группе раннего развития «Мама + Малыш» по адаптации неорганизованных детей с 1 года до 3 лет к условиям дошкольного учреждения

Группа создана с целью установления сотрудничества МБДОУ и семьи в вопросах воспитания детей от 1 года до 3 лет, расширения форм работы с родителями, обеспечения социализации неорганизованных детей ра...