Опыт работы по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников».
опыты и эксперименты (средняя группа)

Савельева Н.А

Опыт работы по теме: "Формирование экологической культуры дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_doklad.docx339.92 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 147 ОАО «РЖД»

Опыт работы по теме:

«Формирование экологической культуры дошкольников».

Подготовила:

Воспитатель средней группы

Савельева Н.А

Актуальность

экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Цель:

Воспитать защитников природы, дать им первоначальные экологические знания, научить милосердию, привить им любовь к живому.

Задачи:

  • Научить ребенка воспринимать окружающий мир через понимание закономерностей природных процессов.
  • Установить взаимосвязь с окружающим миром, взаимосвязь природы и человека.
  • Помочь ребенку выработать личностное отношение к окружающему миру.
  •  Развивать эстетические чувства, умение видеть и чувствовать красоту природы родного края.
  • Воспитывать у детей желание участвовать в посильном труде по уходу за растениями и животными.

Планирование работы:

  • 1 этап аналитический
  • 2 этап практический
  • 3 этап контрольный
  • 4 результативность опыта работы
  • 5 перспективы развития.

1 этап Аналитический

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И вот существующие экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей глубже вникать в суть данной проблеме. Из – за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, человечеству грозит вымирание. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. Поэтому тема моего опыта работы звучит так «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Я считаю, что начинать нужно с самых маленьких. Ребенок приходит в мир добрым, ласковым, любящим и веселым. Он познает все с великим удовольствием. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Воспитание экологической культуры дошкольников – многоплановый многоструктурный процесс.

Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования.

В своей работе использую следующие принципы экологического образования дошкольников:

  • Научность,
  • Доступность,
  • Гуманистичность,
  • Системность,
  • Преемственность,
  • Интеграция.

Основным принципом экологических знаний является принцип научности. В экологическом образовании принцип научности предполагает знакомство с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ мировоззрения и экологического сознания.

Доступность:

Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Важно, чтобы дети имели возможность знакомиться с явлениями живой природы в процессе активной деятельности.

Гуманистичность

Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира. Личным примером, словом и делом я формирую у детей представления о природе, как величайшей ценности, развиваю понятие ее неповторимости, руководствуясь принципом «Не навреди».

Интеграция

Я стараюсь дать экологические знания с точки зрения всестороннего развития личности ребенка, соприкасаясь со всеми областями развития.

Системность

Системность включает формирование у ребенка систему знаний и организации системы различных видов детской деятельности. В экологическом образовании важна последовательность усвоения знаний.

Преемственность

Принципиальная особенность системы экологического образования – это преемственность всех ее звеньев. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей, используя разные формы работы.

Формы и методы работы

Чтобы повысить эффективность экологического образования использую в своей работе с детьми различные формы и методы:

• экологические экскурсии;

• уроки доброты;

• экологические конкурсы;

• экологические акции;

• лаборатория юного эколога;

• экологические выставки и экспозиции;

• дни экологического творчества;

• экологические сказки;

• экологические занятия;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• трудовой десант;

• экологические игры (дидактические и речевые логические задачи, сюжетно-ролевые, подвижные игры).

2 Этап Практический

При использовании таких форм и методов, стараюсь раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Первое, что я сделала, это создала развивающую среду в группе экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы. Для обогащения детских знаний использую большое количество настольно – печатных игр. Изготовила и систематизировала дидактические игры и пособия экологического содержания: «Кто это?», «Кто что ест», «Кто, где живет?», «Кому нужна вода?» и т. Д

В моей групповой комнате оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, , природный материал, художественная литература, календарь природы.

(развивающий материал)

. На занятии по экологии эффективно использую прием моделирования. С помощью демонстрации модели успешно осуществляла обобщение и систематизацию знаний детей о природе. При изучении темы «Животные и растения нашего края» завели «Жалобную книгу» природы. В ней записываем жалобы, поступившие от растений и животных. А в свободное время от занятий ребята обсуждают поступившие жалобы и решают, что можно сделать, чтобы помочь природе.

 (экспериментальная деятельность)

Проводимые наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности. При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно очень важно, но и для живых объектов, т. е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.

 (Театрализованная деятельность)

в своей работе я широко использую народный фольклор. Мудрость, заключенная в сказках, потешках, загадках воспитывает у детей к выразительному слову, учит добру, любовь к родине и родной природе. Любят дети участвовать в постановке экологических спектаклях. Это помогает в игровой форме давать элементарные знания.

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода. Я стараюсь вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

3 этап Контрольный

(Формы работы с родителями)

Экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей. Так как работа с родителями является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы, в которых родителям даю чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы я знакомлю детей и родителей с народными приметами.

Периодически проводятся тематические выставки детских рисунков о природе: «Мир глазами детей»,» Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок».

 (Поделки с родителями)

Или такой конкурс «сказки с грядки». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

 (Используемые технологии)

Для достижения результатов я использую технологии:

-игровые,

-технологии исследовательской деятельности,

-технологии проектирования в экологическом воспитании.

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявить актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Используя в своей работе следующие методы и приемы исследовательской деятельности:

• наблюдения,

• беседы,

• опыты,

• дидактические игры,

• моделирование ситуаций,

• трудовые поручения.

 (проектная деятельность)

Реализовали с детьми проект «Забавные крышки»

В ходе проекта мы оформили центр « Крышкоград»

4 этап Результативность опыта работы:

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

• дети учатся практическим действиям по охране природы;

• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления в различных видах деятельности.

В результате освоения детьми поставленных мною задач, повысился уровень по экологической воспитанности, прежде всего.

Таким образом, считаю, что экологические знания положительно влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за природу родного края, воспитывают гуманное отношение к окружающей среде, формируют первоначальные экологические представления у детей младшего дошкольного возраста.

5 этап Перспектива развития

В будущем планирую создать совместный проект «дети – воспитатели -родители»: «Земля – наш общий дом».

Представить презентацию «Моя семья в лесу» или «Моя семья на даче»

Думается, что совместные усилия воспитателей и родителей дадут положительные результаты. Хочется верить, что навыки и умения детей, полученные от общения с природой родного края и есть те зерна орошенные в благодатную почву, которые дадут прочные ростки бережного отношения ко всему живому Земле. Возможно, это их будущее, а пока они могут кормить птицу, оберегать деревья, заботиться о животных. И если хотя бы у одного- двух воспитанников войдет в привычку забота о природе, они обязательно передадут отношение к окружающему миру друзьям, близким.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ»

Мой передовой педагогический опыт. В работе раскрыта взаимосвязь музыки и экологии. Разработаны методические рекомендации....

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"

Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Педагогический опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического ...

Опыт работы по теме: "Воспитание экологической культуры дошкольников посредством проектного метода"

В работе рассмотрена проблема формирования экологической культуры дошкольников. В статье четко выделены цель и задачи экологического воспитания....