Программа "Начальное моделирование"
рабочая программа (старшая группа)

Программа на  формирование  интереса к моделированию у старших дошкольников ,  развитие образного и образного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_programma.docx54.68 КБ

Предварительный просмотр:

Парциальная программа

«Начальное моделирование»

Цыганова  Т.Н.

Пояснительная записка

Целевой раздел программы

Программа «Начальное моделирование»

(далее – Программа) разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре Программы ее условиям реализации и результатам освоения.

Содержание Программы "Начальное моделирование" направлена на развитие интереса к моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение воспитанниками навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда детей 5-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

-систематизация и учет конструктивных знаний умений и навыков, полученных из разных источников (игра, общение, занятия);

-организация работы с детьми по освоению содержания программы.

В ходе реализации программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательская деятельность), игры, общение, самостоятельная деятельность, которые организует взрослый, сопровождает и поддерживает.

Содержание программы отражает одно из направлений образовательной деятельности «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию у детей начальных научно-технических знаний, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации, формирование предпосылок профессионально-прикладных навыков.

 Освоение Программы поможет ребенку достичь необходимого уровня в понимании и использовании конструктивных представлений, развития творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству.

 В основе программы лежат:

-положения разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым, о деятельностном  подходе в обучении;

-современную концепцию начального моделирования, ориентированную на, формирование стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; развитие пространственного, логического, ассоциативного мышления, памяти, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе;

- психолого-педагогические исследования по обучению конструированию из разнообразного материала (А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, З.В. Лиштван, A.Н. Давидчук, В.В. Холмовская и др.), научно обосновавших и доказавших, что детское конструирование обладает высоким потенциалом для развития дошкольника. В процессе конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности.

Содержание программы реализуется в различных видах деятельности: игре, общении, занятиях -как основных механизмах развития ребенка. (ФГОС ДО).  

Программа является дополнительным блоком ООП образовательной области «Познавательное развитие»

Цель и задачи программы

Цель: приобщение к детей начальным научно-техническим знаниям, с учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет и требований стандарта.

Задачи:

-раскрывать основные направления конструктивной деятельности детей 5-7 лет;

-создать благоприятные условия для формирования конструктивной деятельности, практического мышления, практических навыков работы с материалами;

-обучать первоначальным правилам инженерной графики, приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделировании;

- формировать умение планировать свою работу;

- обучать приёмам и технологии изготовления конструкций разной сложности;

- создать условия к саморазвитию обучающихся;

-содействовать развитию у детей способностей к техническому творчеству;

-развивать политехнические представления и расширять  политехнический кругозор;

-воспитывать творческую активность;

-воспитывать самостоятельность и инициативность;

-развивать коммуникативные навыки, умения работать в команде.

Методические принципы

При разработке программы использовались следующие принципы:

-развивающего и воспитывающего образования;

-научной обоснованности и практической применяемости;

-активности и самостоятельности;

-ориентация на возрастные и индивидуальные особенности детей;

-перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности;

-свободы выбора ребёнком видов деятельности;

-создания условий для самореализации личности ребёнка;

-индивидуальности;

-динамичности;

- доверия и поддержки;

- результативности и стимулирования.

Формирование учебных действий совершается на основе:

-личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы детей;

-реализация Программы в формах специфических для детей данного возраста;

-возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации;

-построения педагогического процесса, при котором ребенок признается полноценным субъектом образовательных отношений;

-развитие познавательных интересов и действий ребенка.

Реализации Программы способствует создание следующих условий:

-взаимодействие с семьей по реализации Программы;

-самостоятельная деятельность детей, принятие ими осознанных решений;

-обеспечение эмоционального благополучия;

-поддержка индивидуальности и инициативы детей;

-развитие умения работать в группе сверстников.

Все это позволит обеспечить:

-развитие познавательной деятельности;

-равные возможности усвоения программы каждым ребенком;

-овладение конструкторско-технической терминологией;

-ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей;

- воспитание  духа коллективизма, привитие целеустремлённости, развитие технического мышления, внимательности, интереса к технике;

-повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах формирования конструктивных представлений у детей.  

Содержательный раздел Программы

Содержание и объем программы отбирались и перерабатывались с сохранением педагогических традиций. В образовательном процессе взрослый:

-ведет и направляет детей в освоении содержания Программы;

-отбирает наиболее продуктивные и оптимальные подходы к формированию конструктивных представлений у детей 5-7 лет;

-имеет комплексно-тематическое планирование, задающее траекторию личностного и познавательного развития, реализуемого через содержание занятий, его структуры.

Программа создавалась с учетом современных подходов к формированию конструктивных представлений у детей дошкольного возраста. Это предполагает:

-развивающую направленность обучения посредством специально подобранных игровых задач;

-введение детей в мир конструктивного, пространственного и инженерного мышления;

-способность решать интеллектуальные и творческие задачи;

-развивать самостоятельность мышления, любознательность, активность;

-формировать предпосылки к учебной деятельности.

Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Н.Н. Подьяковым, Д.Б. Элькониным. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Фундаментальные проблемы прикладного моделирования впервые были выявлены И.А.Полетаевым, и его научные исследования убедительно доказали, что рационально организованное обучение дошкольников моделированию обеспечивает их общее умственное развитие.

 При выборе содержания учитывались возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

 Поэтому обучение осуществляется в реальной деятельности самого ребенка, основным методом обучения  является  метод практического задания.

Учебно-игровые задачи проходят через весь образовательный процесс, формируя предпосылки учебной деятельности, включающие следующие блоки.

Регулятивные:

-обеспечивают понимание учебной задачи;

-постановку учебной задачи;

-составление плана и последовательности деятельности для решения поставленной задачи;

-самоконтроль и самооценка.

Познавательные:

-развитие видов и операций мышления (анализ, синтез, классификация)

 Коммуникативные:

-формировать умение работать в коллективе;

-осознанно и произвольно строить взаимоотношения с окружающими.

Организационный раздел Программы

 Рекомендации по проведению занятий

Занятия по моделированию проводятся во второй половине дня с использованием динамической паузы. Программный материал распределяется в соответствии с возрастными особенностями детей и реальными требованиями, предъявляемые к современному обучению дошкольников.

Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям для детей дошкольного возраста и составляет:

Режим проведения занятий:

-старшая группа (5-6 лет) -20-25 мин.

-подготовительная к школе группа (6-7лет) -25-30 мин.

1-й год обучения 2 раза в неделю по 25 мин (50 мин. в неделю, 3 часа 40 мин в месяц, 117 часа в год).

2-й год обучения 2 раза в неделю по 30 мин (1 час в неделю, 4 часа в месяц, 140 часов в год).

Взаимодействие педагогического коллектива с семьей

Одно из условий реализации Программы-взаимодействие с родителями, определяемое рекомендациями основной образовательной программы, по которой работает ДОО.

 Акцент делается на познавательно-исследовательскую деятельность детей.  

Педагогу необходимо руководствоваться рекомендациями образовательной программы по сотрудничеству с семьей.

В целях успешной реализации Программы родителям необходимо включаться в непосредственную образовательную деятельность, в проектную деятельность. Чтобы сотрудничество было успешным, педагогу необходимо:

-демонстрировать родителям свою компетентность в направлении познавательно- исследовательской деятельности (родительские собрания, консультации, проведение открытых занятий).

-проводить систематическую работу, направленную на информирование родителей о результатах освоения Программы ребенком;

- объединение усилий с целью оказания помощи ребенку в решении проблем, возникающих в ходе освоения программы.

Содержание программы

Учебный план 1–го года обучения

(старшая группа 5-6 лет)

п/п

Наименование тем

Количество занятий

1

Вводное занятие

1

2

Инструменты, материалы

1

3

Графическая работа

1

4

Техника «Оригами»

10

5

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

18

6

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

18

7

Работа с наборами готовых деталей    

10

8

 Творческие проекты      

10

9

Заключительное занятие

1

Итого:

70

Содержание учебного плана 1-го года обучения

  1. Вводное занятие

Понятие моделирования. Знакомство с правилами поведения на занятиях по моделированию. Задачи и содержание занятий по моделированию. Знакомство с правилами поведения во время занятий. Задачи и содержание занятий по моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов воспитанников. Техника безопасности при работе.  

Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека.

Практическая работа. Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления интересов обучающихся. Игры с поделками.

2. Инструменты, материалы

Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и применении. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.

Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)

3. Графическая подготовка

Понятие о чертёжных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, карандаше. Их назначение и правила пользования. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений. Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.

4. Техника «Оригами»

Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания. Способы изготовления подвижного оригами.

Практическая работа. Изготовление моделей путём сгибания бумаги: транспорт, животные, здания, подвижных моделей.

5. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.

Ознакомление детей с разнообразием предметов и технических объектов, части которых имеют форму геометрических фигур (прямоугольник, круг и т.д.). Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольник, треугольник, круг, половина круга и т.д. Сопоставление формы окружающих предметов, частей предметов, технических объектов с геометрическими фигурами. Разметка и изготовление плоских деталей по шаблонам. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: при помощи клея, щелевидных соединений в «замок», при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.

        Изготовление макетов, моделей и игрушек из плоских и объёмных деталей. Начальные понятия о художественном конструировании. Знакомство с элементами художественного конструирования и художественное оформление изделий.  Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Начальные основы композиции и формообразования. Форма, цвет, пропорциональность – характерные показатели художественного конструирования. Оригинальность конструктивного строения, закономерность и некоторые средства художественной выразительности (линия, цвет, форма). Особенности декоративно – художественного оформления в зависимости от формы, назначения и конструкции поделки. Понятие о контуре и силуэте.

Практическая работа. Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей объектов. Вырезание из бумаги четырёхугольника и круга по шаблонам. Деление четырёхугольника и круга на две равные части путём сгибания и разрезания. Составление из двух равных половин целого круга. Изготовление из бумаги и картона игрушек и сувениров. Создание силуэтов птиц и животных из кружочков и прямоугольников с добавлением дополнительных элементов, необходимых для конкретного образа. Создание силуэтов технических объектов путём манипулирования геометрическими фигурами различной величины. Игры и соревнования с поделками. Изготовление плоскостных моделей с использованием шаблона.

 

6. Конструирование и моделирование макетов и моделей, технических объектов и игрушек из объёмных деталей.

Знакомство с формами предметов быта, игрушек и технических объектов. Сравнение формы технических объектов с формой тарных коробочек разной формы (прямоугольной, квадратной, круглой). Соединение объёмных деталей (тарных коробочек) между собой путём склеивания. Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела как объёмная основа предметов и технических объектов. Конструирование моделей и макетов технических объектов: из готовых объёмных форм; из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток.

      Практическая работа. Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами. Создание художественных образов из объёмных форм. 

Изготовление из бумаги, картона, тарных коробочек простейших моделей летательных аппаратов, автомобилей на колёсах и игрушек (модели и макеты самолётов, ракет, вертолётов, лодок, яхт, пароходов и различных машин). Разработка и изготовление по собственному замыслу ёлочных украшений, праздничных открыток и сувениров с применением декоративно – художественного оформления.

7. Работа с наборами готовых деталей.

Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей. Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по рисунку- схеме. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу.

Практическая работа. Выполнение соединений различных деталей конструктора. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу.

8. Творческие проекты

Основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ; выполнение проектов, оформление работ, защита проектов, оформление итоговой выставки работы объединения. Банк проектов: модель «Космическая паутинка»; модель «Робот»; модель «Автомобиль моей мечты»; модель «Многоэтажный дом»; модель «Животные»; модель «Человечек».

9. Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.

Планируемые результаты

(целевые ориентиры)

- знает правила безопасности при работе с инструментами;

-сформированы необходимые навыки работы с материалом;
-развита мелкая моторика рук;

-умеет работать с разнообразным материалом;

- умеет подбирать нужные для модели  детали;

-умеет конструировать плоские и объемные модели;

-знает способы соединения деталей;

-умеет самостоятельно изготовить поделку от начала до конца;
-проявляет интерес к творческой деятельности;

Учебный план 2-го года обучения

(подготовительная группа 6-7 лет)

п/п

Наименование тем

Количество занятий

1

Вводное занятие

1

2

Материалы, инструменты, приспособления и оборудование

1

3

 Конструирование макетов и моделей технических игрушек из плоских деталей

12

4

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

12

5

Основы архитектурного дизайна

12

6

Транспорт

10

7

Изготовление игрушек и сувениров из различных материалов

11

8

Техническое моделирование на свободную тему

10

9

Итоговое занятие

1

 

Итого:

70

Содержание учебного плана 2-го года обучения

1. Вводное занятие

     Знакомство с правилами поведения во время занятия. Анализ работ, выполненных летом. Знакомство с планом работы. Техника безопасности на занятии.

2. Материалы, инструменты, приспособления и оборудование

Обзор основных видов материалов, применяемых в моделировании (бумага, картон, древесина, проволока, пенопласт и др.). Приёмы и способы их обработки. Расширение знаний об инструментах и приспособления для ручного труда т.д.). Применение их в быту и на производстве. Способы и приёмы работы с ними. Правила безопасной работы. 

Практическая работа. Изготовление циферблата для часов из бумаги, картона, проволоки.

3. Конструирование макетов и моделей технических игрушек из плоских деталей

Понятие о контуре и силуэте. Расширение и углубление первоначальных понятий о геометрических фигурах (различные прямоугольники, треугольники, круг, половина круга, сектор круга и др.). Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и др. технических объектов с геометрическими фигурами. Экскурсии для зрительного изучения формы технических объектов и основных элементов конструкции различных машин и механизмов.

Практическая работа. Изготовление из плотной бумаги или тонкого картона (геометрические фигуры, различные по форме, размеру и цвету). Создание силуэтов моделей (корабля, грузовика, подъёмного крана, самолёта и т.д.) из элементов «Геометрического конструктора» способом манипулирования. Изготовление из плотной бумаги, картона макетов машин, корабля, различных ракет, а также плоских движущихся игрушек – плясунов и игрушек с подвижными частями. Игры и соревнования.

4. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей

Простейшие сведения и некоторые первоначальные элементарные понятия о геометрических телах (куб, шар, призма, цилиндр, конус). Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и др. технических объектов с геометрическими телами. Простейшие способы изготовления развёрток (выкроек) геометрических тел.

Практическая работа. Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования объёмными формами тарными коробочками разнообразной формы с добавлением некоторых деталей, необходимых в каждом конкретном случае (трубочки, коробочки строго определённых размеров, а если это игрушки – образы зверей и птиц, то хвостики, лапки, ушки и т.д.). Изготовление на базе тележек упрощённых макетов автомобилей с кузовами различного назначения. Изготовление ракет, корпусом которых является цилиндр, головной частью – конус. Проведение игр и соревнований с моделями.

5. Основы архитектурного дизайна

Знакомство с архитектурой города. Экскурсия в старую часть города и новые жилые районы. Интерьер современного жилого дома (квартиры). Ремонт в квартире своими силами. Бытовая техника. Её безопасная эксплуатация. Цветы в доме.

Практическая работа. Изготовление моделей мебели из картона, жести (стол, стул, кресло – качалка, шкаф и т.д.). Оформление комнаты.

6. Транспорт

Общее представление о транспорте, его видах и значении. Экскурсия по улицам города. Наблюдение за различными видами транспорта. Машины, их назначение, внешнее оформление (цветовая окраска, знаки на машинах). Назначение городского транспорта. Автомобиль. Его части: кузов (пассажирский салон, моторное о багажное отделение), рама с колёсами. Назначение грузовых машин. Современные грузовые машины, их марки. Значение морского и речного флота. Виды судов, их назначение: пассажирские, грузовые, спортивные, исследовательские. Виды самолётов, их назначение: пассажирские, транспортные, военные, спортивные. Космические летательные аппараты: ракеты, корабли, автоматические межпланетные станции, искусственные спутники Земли. Ракета – средство достижения космической скорости. Основные части ракеты: корпус, головная часть, стабилизаторы.

Практическая работа. Изготовление моделей легковых автомобилей и грузовых машин по шаблонам. Опыты и наблюдения за плаванием различных предметов в воде. Изготовление лодочки. Моделирование плотика и парусника с использованием различных материалов: пенопласта, бумаги. Моделирование самолётов из бумаги. Проведение соревнований. Изготовление простейших моделей ракет.

7. Изготовление игрушек и сувениров из различных материалов

Ознакомление с готовыми образцами различных поделок и сувениров из разных материалов. Способы изготовления поделок с применением деревянных заготовок, проволоки, фольги и природных материалов. Приёмы и способы выполнения отдельных сувениров и игрушек из разных материалов. Способы и приёмы отделочных работ, элементы художественного оформления изделий.

Практическая работа. Изготовление поделок и сувениров к различным праздникам и знаменательным датам.

8. Техническое моделирование на свободную тему

Выбор и обсуждение тем для технического моделирования. Придумывание новых моделей машин в процессе игры, способствующей развитию творческого мышления детей.

Практическая работа. Изготовление технических моделей по собственному замыслу.

9.  Итоговое занятие

Анализ проделанной работы за год. Коллективное обсуждение качества выполненных макетов, моделей технических объектов и игрушек, отбор лучших поделок на итоговую выставку. Подведение итогов.

Планируемые результаты

(целевые ориентиры)

-знает правили безопасности при работе с инструментами;

-сформированы необходимые навыки работы с материалом;
-развита мелкая моторика рук;

-умеет работать с разнообразным материалом;

- умеет подбирать нужные для модели детали;

-умеет конструировать плоские и объемные модели;

-знает способы соединения деталей;

-умеет самостоятельно изготовить поделку от начала до конца;
-проявляет интерес к творческой деятельности;

-владеет основными операциями конструирования;

-развиты мыслительная деятельность, конструктивные способности, сообразительность;
-знает и называет виды транспорта;

-умеет планировать и последовательно выполнять свою работу;

-умеет определять способы действия;

-развита самостоятельность;

-умеет составлять композицию;

-развиты творческие способности.

Методическое обеспечение

Основным условием реализации Программы является взаимодействие педагога и ребенка, сотрудничество, совместный поиск творческих идей.

Программа предполагает теоретические и практические части, поэтому используются различные педагогические методы.

Информационно-рецептивный метод (предъявление педагогом информации и организация восприятия, осознание и запоминание учащимися данной информации).

Репродуктивный метод (составление и предъявление педагогом заданий на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности, руководство и контроль выполнения; воспроизведение воспитанниками знаний и способов действий по образцам, произвольное и непроизвольное запоминание).

Метод проблемного изложения (постановка педагогом проблемы и раскрытие доказательного пути его решения; восприятие и осознание учащимися знаний, мысленное прогнозирование, запоминание).

Эвристический метод (постановка педагогом проблемы, составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач, планирование и руководство деятельности воспитанников; самостоятельное решение учащимися части задания, непроизвольное запоминание и воспроизведение).

        В ходе реализации Программы педагогом используются дидактические средства: учебные наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства.

На занятиях по Программе потребуются следующие материалы и инструменты: шаблоны, бумага, ножницы, клей, циркуль, карандаши, нитки, краски, фанера, коробки, картон, схемы, плакаты,  проволока,  линейки.

Список литературы, рекомендуемый для педагога

1.Автомобили. М.: Астрель-Аст, 2002.

2.Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. Большая энциклопедия изобретений / научно - популярное издание для детей. - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс», 2007.

3.Балдина Н.А., Козлов Б.И., Майоров А.А. Техника вокруг нас / научнопопулярное издание для детей - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс», 2005.

4.Барта Ч. 200 моделей для умелых рук. - СПб: Сфинкс,1997.

5.Большая детская энциклопедия. - М.: Астрель-Аст,2003.

6.Брандербург Т. Автомобили. Пер. с нем. - М.:ООО «Астрель-Аст», 2002.

Данилов А.В., Золотов А.В., Шугуров Л.М. Легковые автомобили. - М,: «Росмэн», 2007.

7.Барнби Р. Как сделать и запустить бумажную модель самолета. - М.: Центрополиграф, 2002.

8.Бубровская Н. Рисунки, спрятанные в пальчиках. - М.: Детство-пресс, 2003.

9.Данилов А.В., Золотов А.В., Шугуров Л.М. Легковые автомобили. - М,: «Росмэн», 2007.

10.Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. М.: Просвещение, 1982.

11.Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 1980.

12.Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. - М.: Патриот, 1990.

13.Заворотов В.А. От идеи до модели. Кн. для учащихся. - 2 изд-е., переработанное и дополненное - М.: Просвещение, 1988.

14.Ищук В.В. Домашние праздники. - Ярославль: Академия-холдинг , 2000.

15.Игнащенко Г.Г. Ребятам о Луне и путешествиях в космос. - Нижний Тагил, МБОУ ДОД  Городская станция юных техников, 2011.

16.Игнащенко Г.Г. Плывут по морю корабли. Ч. 1-3 - Нижний Тагил, МБОУ ДОД Городская станция юных техников, 2011.

17.Кординович О.П. Техника безопасности при работе с инструментами и приспособлениями. М.: Энергоатомиздат,1992.

18.Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: книга для учителя. - М.: Народное образование, 1996.

19.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.

20.Карпинский А., Смолис С. Модели судов из картона. Пер. с польского. - Л.: Судостроение,1990.

21.Кузнецова О.С. Самоделки. Учебно-методическое пособие. - М.: «Карапуз-дидактика»,

22.Падалко А.Е. Букварь изобретателя. - М.: Айрис Пресс Рольф, 2001.

23.Петрович Н.Т., Цуриков В.М. Путь к изобретению. - М.: Молодая гвардия,1986.

24.Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: Академия развития, 2001.

25.Столярова С.В. Я машину смастерю, папе с мамой подарю. - Ярославль: Академия - Холдинг, 2000.

26.Твори, выдумывай, пробуй! Сборник бумажных моделей. Книга для учащихся./ Сост. М.С. Тимофеева. - М.: просвещение, 1981.

27.Транковский С.Д. Техника будущего / научно-популярное издание для детей. - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс. 2000.

28.Пипер А. Потешные фигурки из всякой всячины. - М.: Айрис-Пресс, 2006.

29.Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации. / Сост. Н.К. Беспятова / - 2-е изд. - М.: Айрис - Пресс,2004.

30.Сержантова Т. Оригами. Новые модели. - М.: Айрис-Пресс, 2004.

31.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996.

32.Соколова С. Театр оригами. М.: Айрис-Пресс, 2006.

33.Соколова С. Школа оригами. М.: Айрис - Пресс, 2004.

34.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития»,1997.

35.Творческая игра: от рождения до десяти лет/пер. с англ. М.: Педагогика - Пресс, 1995.

36.Тихомирова Л.Ф. Упражнение на каждый день: логика для младших школьников. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2000.

36.Трусова Л.В. История одного изобретения. - Нижний Тагил, МБОУ ДОД  Городская станция юных техников, 2003.

37.Чернова Н. Волшебная бумага. - М.: Айрис-Пресс, 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа начального общего образования глухих детей

В соответствии с требованиями ФГОС НОО глухих детей образовательная организация может создавать дифференцированные АООП с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся (в соответ...

Анализ программы дошкольного образования «От рождения до школы» и программы начального образования «Школа России» с точки зрения преемственности

В данной статье рассмотрен сравнительный анализ программы дошкольного образования "От рождения до школы" и программы начального образования "Школа России" с точки зрения преемствен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа начально техническое моделирование (с элементами художественного конструирования) «Конструирование и моделирование»

Актуальность, педагогическая целесообразность. В настоящее время в искусство работы с бумагой, картоном и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальност...

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)

Адаптированная основная общеобразовательная программаначального общего образования обучающихся с задержкойпсихического развития (вариант 7.1)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ LEGO -КОНСТРУИРОВАНИЕ"

Деятельность – это первое условие развития у воспитанников познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе общеобразовательной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2)

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе общеобразовательной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с тяжёлы...