Программа кружка "Акбузат"
рабочая программа

РАХМАТУЛЛИНА АЙГУЛЬ РАФИСОВНА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_akbuzat.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. НЕФТЕКАМСК РБ

                                УТВЕРЖДАЮ:

                                                                       И.о. заведующий МАДОУ д/с № 11

                                   ___________________Тагирова С.А.

Приказ № 200 «16» сентября 2019 г.

Рабочая программа по ознакомлению

детей с культурой Башкортостана.

Разработала: Рахматуллина А.Р.

Нефтекамск, 2019 г.

Пояснительная записка

Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе  без уважения к истории своего Отечества. Маленький ребенок ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной. Патриотическое воспитание проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу  жизни, известно уже с давних пор.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности патриота. Не следует полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже прививаем любовь к Родине у детей. Необходимо показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Актуальность

Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сохранение и развитие национальной культуры, своих корней – это важнейшая задача, которая требует бережного отношения к памятникам истории и культуры, к традиционному народному художественному творчеству. Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. Фольклор раскрывает душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор – это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

Цель кружка – воспитание гражданина, любящего и знающего свой край, свой родной язык.

Задачи кружка:

1. Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и вырос, где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

5. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

Тематические занятия кружка проводились в следующей последовательности:

В начале мы с детьми говорили о нашем детском саде, была организована экскурсия по детому саду, чтобы дети ближе узнали о детском саде и о труде взрослых работающих в детском саду. Далее говорили о нашем городе, о её достопримечательностях, о её красоте, где работают родители детей. На день рождения нашей республики говорили о богатстве, о народах населяющих республику, о столице республики. Знакомство с башкирским жилищем: в давние времена башкиры вели кочевой образ жизни, перегоняли по пастбищам скот, жили в юртах конической или шаровидной формы, которые перевозили с места на место. Стены юрты покрывались войлока, внутри устанавливалась печь. Войлочное покрытие украшалось красивым орнаментом. Знакомство с внутренним убранством юрты: пол устилался войлоком, сиденьем служили стеганые одеяла, гостям предлагались специальные коврики с узором, полотенца с орнаментом.

Башкирская национальная одежда: одежда башкирской женщины очень самобытна и красива. Длинное платье украшено лентами. Поверх платья надевается суконный халат – елэн, или камзол. В древние времена более популярным был кафтан – кезекей, который носили и мужчины и дети. Он украшался узорами с использованием разной техники (вышивка, аппликация, нашитые монеты, подвески). Символом башкирского костюма был оригинальный убор – кашмау, покрытый кораллами и серебром. Женский костюм украшали большие прямоугольные нагрудники – сэлтэр, зашитые рядами монет и кораллов. Девочки вплетали в косу сэсмэу (сулпы).

Башкирское народное творчество: башкирские дети, как и все дети мира не могут обойтись без сказок и веселых игр. При слушании сказок «Лиса сирота», «Медведь и пчелы», «Птичья нога» и других дети имеют возможность узнавать особенности жизни башкирского народа, запоминают имена людей, названия предметов быта, знакомятся с культурным наследием. При знакомстве со сказками народов населяющих нашу республику использую сборник сказок «Гора самоцветов».

С большим удовольствием дети играют в башкирские народные игры: «Юрта», «Прячу платок», «У кого кольцо», «Назови имя», и игры других народов населяющих нашу республику.

Башкирская национальная кухня: дети узнают, что главное праздничное блюдо называется «бишбармак», его готовят из свежей баранины, конины, раньше это блюдо ели с ладони, отсюда и название. Сладкое блюдо «чак-чак», свежий кумыс (кобыльем молоком).

Башкирские национальные праздники: «Сабантуй» – праздник плуга, «Телек» – обряд вызывания или закликания дождя в засушливые годы, «Каргатуй».

Башкирское народное искусство: дети познакомились с башкирскими народными песнями, музыкальными инструментами.

На занятиях кружка я учу детей здороваться  на башкирском языке. Дети очень любят украшать национальными узорами элементы быта (полотенце, коврик, фартук, женский головной убор – кашмау, нагрудник).

Также знакомила детей с детским журналом, который выходят в нашей республике «Акбузат».

Мораль и нравственность: дети узнают, что башкирский народ уважительно относится к старшим по возрасту, почтительно называют пожилую женщину «апай», пожилого мужчину «агай». У башкирского народа воспитание «совершенного», «хорошего» человека включает в себя формирование таких качеств, как трудолюбие, прилежность в выполнении своих обязанностей, настойчивость, неприхотливость, добродушие, приветливость, гостеприимство, а также порицание таких качеств, как невыдержанность и замкнутость в общении, вспыльчивость, медлительность в работе.

Перспективный план кружка «Акбузат»

Октябрь

1 – Экскурсия в музей детского сада.

2 – Праздник посвященный Дню Республики.

3 – Знакомство с башкирским уголком.

4 – Мой город – Нефтекамск.

Ноябрь

1 – Знакомство с флагом гербом Республики Башкортостан. 

2 – Экскурсия в Краеведческий музей.

3 – Семь чудес Башкортостана.

4 – Знакомство с жилищем башкир (юрта).

Декабрь

1 – Уфа – столица Башкортостана.

2 – Башкирский орнамент.

3 – Скоро Новый год!

Январь

2 – Башкирский национальный костюм (мужской).

3 – Традиции и обычаи башкирского народа.

4 – Скотоводство – основное занятие древних башкир.

Февраль

1 – Башкирский национальный костюм (женский).

2 – Бортничество.

3 – Животный мир Башкортостана.

4 – Народные игры «Юрта», «Липкие пеньки», «Кот и мыши».

Март

1 – Башкирские народные сказки.

2 – Растительный мир Башкортостана.

3 – Национальные блюда башкир.

4 – Башкирские народные праздники.

Апрель

1 – Моя родословная.

2 – Экскурсия в музей «Мирас».

3 – Знакомство с праздником Сабантуй.

4 – Итоговое занятие.

Сроки реализации программы: данная программа рассчитана на детей в возрасте  5 – 7 лет.

Формы и режим занятий: занятия  проходят  1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут. Общий объем занятий в год составляет 26 занятий.

Ожидаемые результаты:

Ребенок имеет представление:

– о разных жанрах устного народного творчества (сказки, загадки,  пословицы, поговорки);

– о народном  декоративно-прикладном искусстве  башкирского народа;

– о традиционных народных праздниках башкирского народа.

Дети знают и называют:

– сказки башкирского народа;

– традиционные народные праздники башкир;

– башкирские игры.

Умеют:

– традиционные блюда башкирской кухни;

– элементы национальной одежды;

– играть народные игры;

– изготавливать и украшать орнаментом предметы быта, домашней утвари, одежды.

Используемая литература:

1. Р.Л. Агишева «Я – Башкортостанец». Программа руководство по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уфа - 2003 г.

2. В.Н. Матова «Краеведение в детском саду» «Детсво-Пресс» 2015 г.-176 с.

3. «Народная литература и традиции». Занятия с детьми 3 - 7 л. Автор составитель В.Н. Косарева-Волгоград: Учитель, 2014 г. - 166 с.

4. Л.Н. Гасанова, Р.Х. Гасанова «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа». Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство ИРО РБ, 2013 г. - 136 с.

5. Р.Л. Агишева  «Я познаю Башкортостан». Издательство БИРО Уфа - 2009 -74 с. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов.

6. Р.Л. Агишева, Ф.Х. Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...