Методическая разработка. Сюжетно-тематические игры-эстафеты, как наиболее увлекательная форма двигательной активности старших дошкольников.
методическая разработка (старшая группа)

Мельникова Анжелика Викторовна

Одной из форм активизации двигательной активности детей являются игры-эстафеты. Не секрет, что в практике дошкольных учреждений игры-эстафеты пользуются большой популярностью. Элементы соревнования, повышающие эмоциональный тонус организма ребенка, быстрота получения результата от хорошо выполненных движений, возможность коллективных действий, присущие играм-эстафетам, вызывают повышенный интерес у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik_2023.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

«СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ, КАК НАИБОЛЕЕ УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

     В современном мире изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками.  

     Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказываются как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.

     Одной из форм активизации двигательной активности детей являются игры-эстафеты. Не секрет, что в практике дошкольных учреждений игры-эстафеты пользуются большой популярностью. Элементы соревнования, повышающие эмоциональный тонус организма ребенка, быстрота получения результата от хорошо выполненных движений, возможность коллективных действий, присущие играм-эстафетам, вызывают повышенный интерес у детей дошкольного возраста.

    Эстафета – это игра, в которой каждый участник выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому участнику своей команды предмет, и старается сделать это быстрее других участников соревнующейся команды.

     Но как показывает практика для того чтобы, поддержать у детей интерес к играм-эстафетам, способствовать тому, чтобы у них появился стимул научиться выполнять любые движения хорошо, чтобы робкие дети почувствовали уверенность в себе, а дети более подвижные и смелые обращали свои силы, свою энергию на более качественное выполнение движений. Необходимо, превратить однообразные скучные игры эстафеты   в увлекательные сюжетно–тематические, дарящие детям радость и приносящие пользу и оздоровление не только их физическому воспитанию, но и интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений, творческому самовыражению детей.

    Алгоритм работы с играми эстафетами: выбор сюжета и составление сценариев; продумывание и оформление помещения; выбор и подбор инвентаря (предметы – заместители, награды, медали и т. д.); подготовка команд (разучивание девизов, речевок); определение мест болельщиков, жюри и команд; подбор музыкального сопровождения; проведение игры – эстафеты.

     Игры – эстафеты, завязаны на одном сюжете и превращаются в увлекательную игру, где дети — страстные игроки и вдохновленные актеры. Эта совместная деятельность в виде мини-спектаклей, включает в себя движение, музыку и сюжет, где даже каждый неодушевленный предмет превращается в какого-то животного или персонажа, например: (канат - в змейку, коврики - в космические ракеты, обручи - в подземный туннель и т. д.). Дети образно переносятся в разные сказки, приключения, путешествия и учатся поступать честно и благородно. 

     Игры - эстафеты в сюжетной форме начинаются с эмоционального рассказа, в котором задается воображаемая ситуация, разнообразные приемы создания игровой мотивации, способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений: это и загадки про животных, про явления природы, художественное слово, и волшебные превращения в разных героев; использование игрушек, масок и т. д.

     Мероприятия такого характера отличает интересное содержание игры, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная обстановка.

     Интенсивные периоды физической нагрузки нужно чередовать с отдыхом, который организуется между играми-эстафетами. Болельщики тоже должны принимать в них участие, например: отгадывать загадки, собирать головоломки, играть в игры малой подвижности на внимание, проводить ритмическую гимнастику др.

     Обычные эстафеты   превращаются в увлекательную игру, а дети — в страстных игроков и вдохновленных актеров. Сюжетно- тематические игры-эстафеты - исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у детей появляется желание участвовать в таких играх-эстафетах.

     Успех таких мероприятий во многом зависит от педагогов от их находчивости, доброжелательности к детям, от интересно подобранного сценария, от умения все объяснить кратко, ясно, вовремя разрешить какую-то непредусмотренную ситуацию.

Схема успеха: педагог, ребенок, семья, специалисты.

     Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система работы с воспитателями, специалистами, тесный контакт с медицинским персоналом и семьёй. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность.

     Подводя итог, можно сказать что сюжетно – тематические игры-эстафеты как наиболее увлекательная форма двигательной активности старших дошкольников являются перекрёстком трёх удивительных по своей мощи и красоте направлений: Педагогики, Спорта и Искусства, что уже само по себе уникально!

     И что самое удивительное, все три составляющих имеют оздоравливающую направленность, не расходует, а преумножает здоровье! А так как ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то благодаря педагогической заповеди «играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать» ребенок может получать радость от удовлетворения естественной потребности двигаться.

      Материалы проекта могут использоваться воспитателями, музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности старших дошкольников через игры - соревнования.

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности в дошкольных учреждениях является физическое воспитание детей.Важное место в работе по развитию двигательной активности дошкольников от...

Двигательная активность старших дошкольников на прогулке

Консультация для родителей и воспитателей....

Презентация "Игры-эстафеты как наиболее эффективная форма двигательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Одной из форм активизации двигательной активности детей являются игры-эстафеты. Элементы соревнования, повышающие эмоциональный тонус организма ребенка, быстрота получения результата от хорошо выполне...

Разработка технологии утренней гимнастики и игр для разных форм двигательной активности детей

Разработка технологии утренней гимнастики и игр для разных форм двигательной активности детей...

Презентация "Игры-эстафеты как наиболее эффективная форма двигательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Одной из форм активизации двигательной активности детей являются игры-эстафеты. Элементы соревнования, повышающие эмоциональный тонус организма ребенка, быстрота получения результата от хорошо выполне...

Реферат по теме: РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА

Ритмические занятия являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с ...

ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ КАК НАИБОЛЕЕ УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В каждой игре-эстафете, в зависимости от ее сложности, может содержаться в определенном сочетании от 2 до 10 знакомых детям видов движений.На начальных этапах разучивания игр-эстафет нужно предъ...