Этические беседы
консультация

Жигулина Нина Александровна

Этические беседы с дошкольниками 4–7 лет: основы нравственного воспитания в детском саду.

 

Пособие подходит для педагогов и методистов.

В пособии содержатся материалы для проведения с детьми 4–7 лет этических бесед, в ходе которых воспитатель знакомит дошкольников с нормами и правилами нравственного поведения.

Автор:

Петрова Вера Ивановна – доктор педагогических наук, автор работ по нравственному и трудовому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста.

Стульник Татьяна Дмитриевна– кандидат педагогических наук, автор работ по нравственному и художественному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eticheskie_besedy_s_doshkolnikami_tekst_zhigulina.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Этические беседы с дошкольниками 4–7 лет: основы нравственного воспитания в детском саду.

Пособие подходит для педагогов и методистов.

В пособии содержатся материалы для проведения с детьми 4–7 лет этических бесед, в ходе которых воспитатель знакомит дошкольников с нормами и правилами нравственного поведения.

Автор:

Петрова Вера Ивановна – доктор педагогических наук, автор работ по нравственному и трудовому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста.

Стульник Татьяна Дмитриевна– кандидат педагогических наук, автор работ по нравственному и художественному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

   В данном пособии представлены общие теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания, даны материалы для проведения этических бесед. Этические беседы объединены темами, раскрывающими те или иные стороны нравственных отношений. Беседы расположены в порядке нарастания сложности обсуждаемых с детьми вопросов. Сначала даются материалы для бесед с детьми 4–5 лет, затем – 5–6 и 6–7 лет. Такое деление условно. Планируя работу, воспитатель подбирает материал с учетом уровня развития и подготовки детей в группе.

  В основе каждой беседы лежит художественное произведение, позволяющее познакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Понять главное в нравственном содержании текста детям помогают вопросы воспитателя (от ряда предложенных в пособии вопросов можно отказаться, переформулировать их с учетом высказываний детей).

  Интерес детей к обсуждаемому произведению во многом зависит от умения воспитателя выразительно прочитать текст. Некоторые произведения можно использовать в ходе работы по изобразительной деятельности, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, а также в досуговое время.

  В конце бесед даются рекомендации по организации деятельности детей (рисование, игра, инсценировка и т. п.), в которой находит отражение содержание этической беседы.

  Сложность нравственных явлений определяет постепенное проникновение в их суть. Сначала дети понимают их на эмоциональном уровне («хорошо», «плохо»), затем постепенно начинают осознавать, почему совершается тот или иной поступок. Одни дети быстрее постигают глубину обсуждаемых ситуаций, другие медленнее. Это естественно. Важно, чтобы у них накапливались нравственные понятия и представления о нравственных нормах. 

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стиховорения («буду делать хорошо и не буду плохо»).

Этическая беседа в работе с дошкольниками

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.

По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой можно говорить о диалоге участников беседы. К этому должен стремиться педагог, организуя этическую беседу.

Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как: принятие личности собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счет:

• постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей;

• подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключенных в них правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;

• поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребенка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает и занимает детей.

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно если педагог обрисовывает важность обсуждаемых проблем. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о ее важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке эффективности беседы, является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и нормы поведения с образами, понятными дошкольникам. Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.

В беседе обсуждаемым фактам, событиям дается оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стиховорения («буду делать хорошо и не буду плохо»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа "Доброта, что солнце!"

Этическая беседа с детьми старшей группы о понятии слов "добро" и "доброта". о необходимости совершать добрые дела и поступки....

КОНСПЕКТ ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ «ВСЕГДА ЛИ СМЕХ В РАДОСТЬ?»

Программное  содержание:Развивать  чувства, аналитические  умения  детей.Вызывать  эмоциональный  отклик  на  рассказ  В.А.Сухомлинского  «Посмеялись…...

ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Этические беседы по нравственному воспитанию с дошкольниками в разных возрастных группахЦель: воспитывать в детях любовь к ближнему, отзывчивость, вежливость, доброжелательность....

Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.

Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»1.«Животные – наши друзья».Цель: Формировать доброжелательное отношение...

Комплекс этических бесед на тему «ДРУЖБА» Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Нравственная беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются»Цель:формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания желания быть дружными.Задачи:1) научить детей видеть нравствен...