Консультация "Патриотическое воспитание в детском саду"
консультация (старшая группа)

Цель -воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста, формирование у них потребности  совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастия к  окружающему и  развитию таких качеств как сострадание, сочуствие, находчивость,привязанность к окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация:

« Патриотическое воспитание в детском саду»

«Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай

деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру – учат умело,

умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),

в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и детей, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время достаточно много методической литературы по данному вопросу и это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду; - развитие интереса к русским традициям и промыслам; - расширение представлений о славных городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Формирование патриотизма

Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества. В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у ребенка таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста раскрывается следующим образом:

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народноприкладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом, играми, игрушками, традициями; - с селом, его историей, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

Формирование любви к Родине нужно прививать с учетом возраста:

в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира

в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка

в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, к своей Отчизне, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний, и не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.

Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность. В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных тематических занятий со слушанием песен военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа.

В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства.

Важное место среди них занимают произведения устного народного творчества. Фольклор – одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черт русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе.

Главное, отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый ребенок проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или село является частью страны, Родины.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.

Работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по трем направлениям:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Методическое сопровождение. Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным селом, его историей.

2. Знакомство с родным краем и Россией.

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа. 4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.

В процессе реализации работы с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной литературы. Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Воспитатели организуют предметно-развивающую среду: подготавливают подборку художественной литературы, разрабатывают конспекты занятий и сценарии развлечений.

В заключении, мне хотелось бы сказать, что чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Рекомендации для родителей

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Проект по физическому воспитанию в детском саду.За здоровьем в детский сад

Цель: создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей. Формирование у всех участников проекта мотив...

«Организация физического воспитания в детском саду, в том числе с детьми ОВЗ» «Организация физического воспитания с детьми ОВЗ»

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется...

" Программа воспитания в детском саду или воспитание маленького гражданина большой страны"

В дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в какой стране он живёт. чем она отличается от других стран . Приучать детей бережно относиться к тому , что создано бабушками , дедушками . мамами , папами...

«Художественно – эстетическое воспитание в детском саду средствами детской мультипликации»

Одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личн...