Тема: «Знакомство со звуком [a], с буквой «А»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Захарова Вероника Григорьевна

Знакомство со звуком, с буквой «А».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_zv_a.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

         

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад № 91 (присмотра и оздоровления)

Городского округа «город Якутск   677901  2 км. Маганского тракта

 тел/факс 20-53-79

«Тема: «Знакомство со звуком [a], с буквой «А»

Возраст воспитанников 6-7 лет

Подготовила воспитатель : Захарова В.Г

Тема: «Знакомство со звуком [a], с буквой «А» 

         Цель: знакомство со звуком, с буквой «А».

         Задачи: Образовательные: - познакомить детей со звуком [a] и буквой «А»; - формировать понятие «звук», «гласный звук», «буква»; - учить выделять звук из ряда гласных звуков. - учить произносить звук [a] длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией; - дать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова).  

         Коррекционно – развивающие: - совершенствовать словарный запас, навыки словоизменения; - совершенствовать грамматический строй речи; - формировать навыки звукового анализа; - развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие; - развивать артикуляционную, мелкую моторику, речевое дыхание.

          Воспитательные: - развивать у детей коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе.

           Оборудование: гномик – Алеша, поющий звук [a]; буква «А»; символ звука [a] – красный кружок; короткая и длинная полоска; карточка с большой, маленькой буквой «А»; зеркало; красные карандаши; пластмассовые фрукты: апельсин, ананас, арбуз, абрикос; компьютер (презентация).

            Предварительная работа: изучение речевых и неречевых звуков, упражнения на дыхание. Используемая современная образовательная технология: игровая, ИКТ. Форма работы: групповая. Продолжительность деятельности: 30 минут. Ход занятия: I.

             Вводная часть (организационный момент)

           - Здравствуйте, ребята! Вы любите новые знакомства? Сегодня к нам в гости приехал гномик, а зовут его – Алеша.  Посмотрите, какое у него доброе лицо. Давайте улыбнемся ему. Дети улыбаются их гостю.

             1. Дыхательная гимнастика:

              - Ребята, мы с гномиком сделаем дыхательную гимнастику. Чтобы быть здоровым нужно уметь правильно дышать.

              - Вдохните воздух через нос, не поднимайте плечи и выдохните через рот, сделайте губы расслабленными (демонстрация), положите руки на живот. Выдыхая, долго произносите звук «А-а-а-а».

             2. Артикуляционная гимнастика «Ворота»:

             - Широко откройте рот, закройте, расслабьте губы. (10 раз) Дети широко открывают рот, закрывают его и расслабляют губы.

                II. Основная часть:

              - Наш гномик приготовил для вас интересные задания:

              - Ребята, посмотрите, как широко у гномика открыт ротик, какой звук он произносит?

  Дети: - «А-а-а».

          - Правильно.

       

    3. Упражнение «Где звук [a]?

       - Ребята, гномик приехал на автобусе не с пустыми руками, он привез нам угощения, давайте назовём их: апельсин, арбуз, абрикос, ананас.

       Дети: - апельсин, арбуз, абрикос, ананас.

      - Догадались, какой первый звук в этих словах? Дети: - «А-а-а».

     - Совершенно верно – это звук [a]. Запомните! Звук [a] – это гласный звук, потому что его можно петь (воздух свободно проходит и не встречает преграды). - Звук [a] живет в домике гласных звуков гномика Алеши. Мы будем обозначать его красным цветом.

       - Дети, посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [a]. Так мы его будем обозначать.

       - Произнесите звук [a] столько раз, сколько и кружков.

        - Раскрасьте кружки красным карандашом. Дети произносят звук «А-а-а-а-а», раскрашивают кружки.

        4. Игра «Долго – коротко»

        - У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [a], а если покажу короткую – коротко. Дети, видя длинную полоску, стараются долго пропеть звук [a], если короткую, то коротко пропеть звук [a].

       5. Игра «Тихо – громко» 

        - Ребята, сначала нам нужно произнести громко наш звук [a], затем тихо произнести звук [a]. Дети произносят громко звук [a], затем тихо произносят звук

       6. Игра «Поймай звук» 

       - Ребята, вам нужно будет поймать звук [a]. Когда вы его услышите, то хлопните в ладошки, а, о, ы, а, и, э, а, а, у». Дети, когда слышат звук [a] громко хлопают в ладоши.

       7. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» 

       - Пришло время вам немного отдохнуть и поиграть с нашими пальчиками.

Мы делили апельсин. (Разламывают воображаемый апельсин.)

Много нас, (Показывают 10 пальцев.)

 А он один. (Показывают один палец.)

Эта долька – для ежа. (Загибают по одному пальчику.)

Эта долька — для стрижа. (Начинают с большого пальца на левой руке.)

 Эта долька – для утят. Эта долька – для котят.

 Эта долька – для бобра. А для волка – кожура. (Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас – беда!!! (Сжимают кулаки и прижимают к груди.)

 Разбегайтесь – кто куда! («Бегут» пальцами по столу.)

     

        8. Упражнение «Один – пять»

       - Ребята, давайте вместе посчитаем от одного до пяти:

один апельсин, два апельсина, три апельсина, четыре апельсина, пять апельсинов;

 один арбуз, два арбуза, три арбуза, четыре арбуза, пять арбузов;

 один ананас, два ананаса… пять ананасов. Дети все вместе считают до пяти.

       9. Упражнение «Знакомство с буквой «А»

       - Ребята, посмотрите на карточку с изображением печатной буквы «А», большой и маленькой. - Запомните! Звук «А» на письме обозначается буквой «А».

 Высока и стройна буква «А».

 Очень похожа на арку она.

        - Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем и видим.

         - Ребята, давайте раскрасим нашу красивую букву «А» карандашом. Дети раскрашивают букву «А».

            - А теперь напишем букву «А» пальцем в воздухе, на столе выложим палочками.

III. Заключительная часть

        - Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? Дети:

         - Гномик Алик.

         - Назовите первый звук в имени гномика А – а – алика. Дети:

          - Звук «А-а-а».

          - Мы сегодня с вами познакомились со звуком и буквой «А».

          - Каким цветом обозначается звук «А»? Дети: - красным цветом.

          - Ребята, а что вам понравилось больше всего на занятии? Дети отвечают, что же им больше всего запомнилось.

          - Вы сегодня хорошо занимались, слушали меня внимательно и отвечали на вопросы. Молодцы!

          - А теперь все дружно попрощаемся с гномиком Алешей.

 Дети: - До свидания!

- Наша встреча подошло к концу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

Открытое занятие для педагогов с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича по теме «Знакомство со звуком «Ш» и буквой «Ш.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37           Открытое занятиедля педагогов с ис...

Конспект образовательной деятельности Тема: «Знакомство со звуком М и буквой М»

Материал для проведения образовательной деятельности "Формирование основ грамотности"...

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе. Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе.Тема: Знакомство со звуком «И» и буквой «Й».Программное содержание:Образовательные задачи: - Ознакомление со звуком «...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Знакомство со звуком "в" и буквой В.

Цель: познакомить с  характеристикой  звука [в]. Познакомить с буквой В.Задачи:Коррекционные: обучение четкому произношению звука [в], соотнесение звука и буквы, развитие фоне...