Сказкотерапия
статья

В настоящее время отмечается большое количество детей, имеющих различные речевые нарушения. При этом страдает не только коммуникативная способность, но и психоэмоциональная сфера ребенка. Это подводит педагога к необходимости подбора таких методов и форм работы, которые бы ненавязчиво для самого ребенка способствовали исправлению его недостатков речи.

Одним их таких методов коррекции является сказкотерапия, о которой в свое время говорили многие великие ученые. Использование разнообразных приемов сказкотерапии, видов сказок, соблюдение этапности в работе со сказкой обеспечивает обогащение пассивного и активного словаря у детей, эффективную автоматизацию поставленных звуков и дальнейшее их введение в самостоятельную речь, а также последовательное развитие всех психических процессов, связанных с коммуникативной функцией.

Особое влияние сказкотерапия оказывает на развитие связной речи дошкольников, комплексно воздействуя на речевую сферу ребенка через разнообразные формы работы со сказкой. Совместная творческая деятельность взрослого и ребенка вовлекает даже малоактивных дошкольников, помогая им преодолеть трудности в общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc66 КБ
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ЛОГОПЕДИИ.

В настоящее время отмечается большое количество детей, имеющих различные речевые нарушения. При этом страдает не только коммуникативная способность, но и психоэмоциональная сфера ребенка. Это подводит педагога к необходимости подбора таких методов и форм работы, которые бы ненавязчиво для самого ребенка способствовали исправлению его недостатков речи.

Одним их таких методов коррекции является сказкотерапия, о которой в свое время говорили многие великие ученые. Использование разнообразных приемов сказкотерапии, видов сказок, соблюдение этапности в работе со сказкой обеспечивает обогащение пассивного и активного словаря у детей, эффективную автоматизацию поставленных звуков и дальнейшее их введение в самостоятельную речь, а также последовательное развитие всех психических процессов, связанных с коммуникативной функцией.

Особое влияние сказкотерапия оказывает на развитие связной речи дошкольников, комплексно воздействуя на речевую сферу ребенка через разнообразные формы работы со сказкой. Совместная творческая деятельность взрослого и ребенка вовлекает даже малоактивных дошкольников, помогая им преодолеть трудности в общении.

Сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми, имеющими нарушения речи, которое необходимо использовать в полной мере для достижения высоких результатов.

Ключевые слова: психотерапевтическое средство, инновационные технологии, комплексное воздействие, сказкотерапия, формы коррекционной работы.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Все это подталкивает к необходимости поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Происходит интеграция в логопедию знаний смежных дисциплин и инновационных технологий. Одним из таких методов является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё [2].

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм [5].

Особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии - всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов [6]. .

Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует следующие цели:

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации детской речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;

• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка;

• приобщение детей народному фольклору.

Используя сказкотерапию в логопедической практике, отмечается ее высокая эффективность в развитии у детей связной речи, от степени сформированности которой зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им определенных навыков. Развитие связной речи на занятиях с использованием сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой другой вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Для этого используются различные формы работы со сказкой (анализ сказок, рассказывание сказок, постановка сказок, сочинение сказок, куклотерапия), решаются следующие задачи:

  • создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
  • развитие диалогической и монологической форм речи;
  • приобщение детей к истокам народной культуры.

Используя сказки с целью расширения словаря детей, целесообразно проводить следующие виды работы:

  • вычленение слов из сказки с заданным звуком;
  • придумывание нескольких однокоренных слов (снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
  • подбор эпитетов к сказочному герою; называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
  • подбор к сказочному персонажу действий, признаков;
  • придумывание нового названия сказки;

Для формирования правильного грамматического строя речи ребенка используются следующие формы работы:

  • составление предложений по опорным картинкам из сказок;
  • составление предложений с определенным словом или с несколькими словами;
  • упражнение "Закончи предложение" и т.д [3].

В работе целесообразно использовать и методические пособия, в которых представлены логопедические дидактические сказки с элементами сказкотерапии. Например, артикуляционные сказки для постановки звуков, где главные герои - Язычок и герои мультфильмов (артикуляционная гимнастика с Лунтиком, с котом Музиком и т.д.). В работе со сказкой также используются приёмы мнемотехники, компьютерные технологии [7].

В системе работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии можно выделить три этапа работы с дошкольниками:

I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа (ведущий метод - словесная игра).

Задачи: интонировать голоса героев сказки; использовать звукоподражательные слова, голоса животных для развития артикуляционного аппарата; знакомить детей с образными выражениями и смысловыми оттенками слов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания взрослого (к режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе, где ребенок самостоятельно создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа).

II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. У детей формируются навыки управления своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка (ведущий метод — словесное комментирование)

Задачи: раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение, составлять совместно словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы.

III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети; дети пробуют внести новые элементы в сказку, сохранив сюжетную линию). Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.

Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, используемых сказкотерапевтами:

  • народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие;
  • авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников;
  • психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста;
  • дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными;
  • психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение;
  • медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов;
  • диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.

Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с нарушениями речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, активно развивается просодическая сторона речи (тембр, сила голоса, темп речи, интонация, выразительность). Тексты сказок помогают выстраивать диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Практическая обоснованность сказкотерапии в логопедической работе позволяет сделать следующие выводы о значении:

  • улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь;
  • ликвидируются болезненные переживания у ребенка, связанные с дефектами речи;
  • укрепляется психическое здоровье ребенка, способствующее улучшению его социальной адаптации;
  • использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.

В эпоху тотального чувственного дефицита, получив приятные ощущения и заряд положительных эмоций, ребенок будет стремиться повторить опять, прикладывая к этому усилия- эмоциональные, волевые, когнитивные, что, несомненно, принесет хороший результат в коррекционной работе!

Библиографический список

  1. Арушева А.Г. Игровые диалоги. М.-2005.
  2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст]: СПб.: “Каро”, 2005г.
  3. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы» [Текст]: Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель»,2005 г.
  4. Нищева Н.В. Развивающие сказки [Текст]: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.
  5. Стишенок И.В.Сказка в тренинге. Санкт - Петербург. 2009.
  6. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии [Текст]: М.: “Просвещение”, 1989 г.
  7. Шорохова О.А.Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.


Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ.

В настоящее время отмечается большое количество детей, имеющих различные речевые нарушения. При этом страдает не только коммуникативная способность, но и психоэмоциональная сфера ребенка. Это подводит педагога к необходимости подбора таких методов и форм работы, которые бы ненавязчиво для самого ребенка способствовали исправлению его недостатков речи.

Одним их таких методов коррекции является сказкотерапия, о которой в свое время говорили многие великие ученые. Использование разнообразных приемов сказкотерапии, видов сказок, соблюдение этапности в работе со сказкой обеспечивает обогащение пассивного и активного словаря у детей, эффективную автоматизацию поставленных звуков и дальнейшее их введение в самостоятельную речь, а также последовательное развитие всех психических процессов, связанных с коммуникативной функцией.

Особое влияние сказкотерапия оказывает на развитие связной речи дошкольников, комплексно воздействуя на речевую сферу ребенка через разнообразные формы работы со сказкой. Совместная творческая деятельность взрослого и ребенка вовлекает даже малоактивных дошкольников, помогая им преодолеть трудности в общении.

Сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми, имеющими нарушения речи, которое необходимо использовать в полной мере для достижения высоких результатов.

Ключевые слова: психотерапевтическое средство, инновационные технологии, комплексное воздействие, сказкотерапия, формы коррекционной работы.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.  Все это подталкивает к необходимости поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Происходит интеграция в логопедию знаний смежных дисциплин и инновационных технологий. Одним из таких методов является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё [2]. 

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными   и российскими   учеными.  О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм [5]. 

Особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования  приёмов сказкотерапии - всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов [6]. .

Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует следующие цели:

•        создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;

•        совершенствование лексико-грамматических средств языка;

•        совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

•        развитие диалогической и монологической речи;

•        эффективность игровой мотивации детской речи;

•        взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

•        сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;

•        создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка;

•        приобщение детей народному фольклору.

Используя сказкотерапию в логопедической практике, отмечается ее высокая эффективность в развитии у детей связной речи, от степени сформированности которой зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им определенных навыков.  Развитие связной речи на занятиях с использованием сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой другой вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Для этого используются различные формы работы со сказкой (анализ сказок, рассказывание сказок, постановка сказок, сочинение сказок, куклотерапия), решаются следующие задачи:

  • создание коммуникативной направленности речевых высказываний;
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;
  • развитие диалогической и монологической форм речи;
  • приобщение детей к истокам народной культуры.

Используя сказки с целью расширения словаря детей, целесообразно проводить следующие виды работы:

  • вычленение слов из сказки с заданным звуком;
  • придумывание нескольких однокоренных слов (снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
  • подбор эпитетов к сказочному герою; называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
  • подбор к сказочному персонажу действий, признаков;
  • придумывание нового названия сказки;

Для формирования правильного грамматического строя речи ребенка используются следующие формы работы:

  • составление предложений по опорным картинкам из сказок;
  • составление предложений с определенным словом или с несколькими словами;
  • упражнение "Закончи предложение" и т.д [3]. 

В работе целесообразно использовать и методические пособия, в которых представлены логопедические дидактические сказки с элементами сказкотерапии. Например, артикуляционные сказки для постановки звуков, где главные герои - Язычок и герои мультфильмов (артикуляционная гимнастика с Лунтиком, с котом Музиком и т.д.). В работе со сказкой также используются приёмы мнемотехники, компьютерные технологии [7]. 

В системе работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии можно выделить три этапа работы с дошкольниками:

I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа (ведущий метод - словесная игра).

Задачи: интонировать голоса героев сказки; использовать звукоподражательные слова, голоса животных для развития артикуляционного аппарата; знакомить детей с образными выражениями и  смысловыми оттенками слов; обращать внимание детей на содержательную сторону слова; использовать игры, в которых малыши продолжают высказывания  взрослого (к режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе, где ребенок самостоятельно создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа).

II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. У детей формируются навыки управления своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка (ведущий метод — словесное комментирование)

Задачи: раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение, составлять совместно словесные описания; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы.

III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети; дети пробуют внести новые элементы в сказку, сохранив сюжетную линию). Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.

Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, используемых сказкотерапевтами:        

  • народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие;
  • авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников;
  • психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста;
  • дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными;
  • психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение;
  • медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов;
  • диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.

Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии   в работе с детьми с нарушениями речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, активно развивается просодическая сторона речи (тембр, сила голоса, темп речи, интонация, выразительность). Тексты сказок помогают выстраивать диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Практическая обоснованность сказкотерапии в логопедической работе позволяет сделать следующие выводы о значении:

  • улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь;
  • ликвидируются болезненные переживания у ребенка, связанные с дефектами речи;
  • укрепляется психическое здоровье ребенка, способствующее улучшению его социальной адаптации;
  • использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.

В эпоху тотального чувственного дефицита, получив приятные ощущения и заряд положительных эмоций, ребенок будет стремиться повторить опять, прикладывая к этому усилия- эмоциональные, волевые, когнитивные, что, несомненно, принесет хороший результат в коррекционной работе!

Библиографический список

  1. Арушева А.Г. Игровые диалоги. М.-2005.
  2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст]: СПб.: “Каро”, 2005г.
  3. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы» [Текст]: Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель»,2005 г.  
  4. Нищева Н.В. Развивающие сказки [Текст]: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.
  5. Стишенок И.В.Сказка в тренинге. Санкт - Петербург. 2009.
  6. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии [Текст]: М.: “Просвещение”, 1989 г.
  7. Шорохова О.А.Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...