Использование интеллект-карт для развития мышления дошкольников
статья (подготовительная группа)

Швалова Людмила Анатольевна

Использование интеллект-карт для развития мышления дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_intellekt.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интеллект-карт для развития мышления дошкольников

В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется множество различных технологий и методик. Недавно я познакомилась с возможностью использования интеллектуальной картой для детей дошкольного возраста.

Интеллектуальная карта – это простой метод запоминания информации. Это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария. С её помощью развиваются творческие способности, речь, активизируется мышление.

Метод интеллект-карт был предложен и разработан английским психологом Тони и Барри Бьюзен. Этот метод используется в разных сферах

деятельности, а также и в образовании. При разработке логопедических технологий кандидат педагогических наук, доцент В. М. Акименко предложил метод интеллект-карт в использовании развития связной речи у детей.

В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать образовательные задачи:

- развивать психические функции (внимание, память, мышление);

- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;

- развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;

- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развивать воображение и творческую активность;

- формировать преемственность между детским садом и школой;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;

- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;

- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Так как, интеллект-карты, являются одним из средств развития мышленияребёнка и имеют множество вариантов использования, мы решили применить данную технологию в своей группе.

Вначале мы изучили теоретические основы по использованию интеллект-карт, затем вместе с детьми разработали свои интеллект-карты. Интеллект-карты использовали для решения различных задач:

1. Сбор информации об объекте, предмете, явлении и т. д.

2. Закрепление и обобщение материала (как вариант подведения итогов по теме).

3. Развитие связной речи и т. д.

В ходе работы выяснили, что интеллект-карты обладают преимуществами:

интеллект-карты наглядны (представляются в виде набора картинок, символов, рисунков и т. д.);

стимулируют развитие творческих способностей;

информация по карте легко запоминается;

при создании карты можно выявить недостатки информации у детей;

карту можно использовать много раз, пересматривая и запоминая информацию ещё лучше.

Как составить карту:

1. Лист бумаги расположить горизонтально для удобного размещения рисунков или картинок, которые можно вырезать и наклеить (можно использовать любой формат бумаги: от бумаги размером А4 до ватмана)

2. В центре помещаем главную идею карты. Можно написать слово, нарисовать картинку, предмет и т. д.

3. Далее, разноцветными фломастерами проводим линии от слова, картинки, каждая является фрагментом темы в целом.

4. Каждая линия обозначается так же картинкой или словом.

5. В ветви добавляем детали, иллюстрации, символы и т. д.

Карту мы можем детализировать настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Слова, характеризующие тему, пишем печатными буквами; обязательно размещаем картинки, рисунки детей, пояснения, символы, стрелочки, показывающие взаимосвязь между понятиями.

Детям в группе так понравилось работать с интеллект-картами, что ребята дома научили родителей работать с ними.

Таким образом, развитие мышления ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии.

Работа с картой позволяет развивать логические операции: сравнение, умение анализировать, дифференцировать. Работа по карте способствует развитию у ребенка коммуникативных качеств характера: умению слушать педагога, товарища по группе, формирует желание быть активным, проявлять инициативу, воспитывает лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.

Методика оказывается очень эффективной для всестороннего развития детей. На всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя речи и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается: он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интеллект - карт для развития познавательных способностей старших дошкольников

Использование интеллект - карт для развития познавательных способностей старших дошкольников в рамках проекта "Хочу все знать"...

Мастер - класс «Использование интеллект-карт в экологическом образовании дошкольников»

Мастер - класс «Использование интеллект-картв экологическом образовании дошкольников»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ для развития речевой активности дошкольников

Из данного материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения...

« Использование интеллект – карт как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В Федеральных государственных требованиях к структуре осно...

Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками

При составлении интеллект-карты в процессе усвоения информации задействованы оба полушария головного мозга.Интеллект-карта основана на ассоциативном мышлении. Ассоциация – это связь между отдель...