14.10.2023 Консультациия Речь на кончике пальцев .
консультация

Козырева Марина Викторовна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rech_na_konchike_paltsev2023.docx547.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:  

«Речь на кончиках пальцев»

 

 

 

 

 Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.

 Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, подготовке кисти руки к письму и, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

 Развитие мелкой моторики, это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Речь ребенка надо развивать в комплексе, много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, задавать вопросы, просить выполнить нетрудные просьбы (принеси мяч, помоги собрать игрушки, поцелуй маму и т.д.). Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

 Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше.

Мелкую моторику рук хорошо развивать с помощью: пальчиковой гимнастики; упражнений с массажным мячом; пальчиковый театр; игры с конструктором, мозаикой, пазлами; игры моталочки; игры со счетными палочками; рисование ладонью и пальчиками.

Так же полезны упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты, игры с песком и водой, народные игры с ладошками.

 Очень хорошо развивают моторику занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).

 Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи.  

 Можно сделать вывод, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.

Все упражнения и гимнастики по развитию мелкой моторики детей в домашних условиях следует проводить в виде игры — тогда ребенок будет заниматься с удовольствием.

 

Несколько интересных занятий для развития моторики: 

  1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.
  2. Играйте с мозаиками и пазлами.
  3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.
  4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.
  5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
  6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например, в горлышко бутылки.
  7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.
  8. Лепите вместе из пластилина.
  9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
  10. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия - заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
  11. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
  12. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.  
  13. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

 

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет 

 

«Пальчики здороваются». Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Фонарики». Ладони расположить перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно или поочередно.

Фонарики зажглись!

Фонарики погасли!

«Моем руки». Энергично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики – как бы стряхивая воду.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

«Печём блины». Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной руки и ладонью (двумя руками одновременно, попеременно – правая рука касается стола ладонью, левая – тыльной стороной и наоборот). Мама нам печёт блины, Очень вкусные они. Встали мы сегодня рано И едим их со сметаной.

«Шарик». Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат шарик. «Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

 Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

Играйте и развивайте движений пальцев и кисти рук у детей!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речь на кончиках пальцев"

Игры с предметами для развития мелкой моторики  и речи.У детей с различными речевыми нарушениями, поздним появлением активной речи (после 3 лет) наблюдаются особенности  в формировании мелко...

Консультация для родителей: «Речь на кончиках пальцев»

Цель консультации: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста.Значение развития мелкой моторики. Игры и упражнения для...

Консультация для родителей: "Речь на кончиках пальцев"

Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка. Многими учеными доказано, что дети, у которых плохо развита ручная моторика, имеют недостатки в речевом развитии. Чем...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...

Консультация "Речь на кончиках пальцев"

Консультация "Речь на кончиках пальцев"...