Проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Растим патриотов России"
проект (средняя группа)

Калинина Елена Федоровна

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МКОУ «Краснозвездинская СОШ им Г.М.Ефремова»

Структурное подразделение «детский сад»

Инновационный долгосрочный проект

«Растим патриотов России»

Возрастная группа: старшая группа «Совушки»

Подготовили воспитатель: Калинина Е.Ф., Уфимцева Л,А,

                                                                       

Тип  проекта: инновационный, тематический, информационно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей, подготовительной группы, родители.

Цель проекта:

Формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, стране.

Задачи проекта:

  • воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку через все виды детской деятельности;
  • расширять представления о городах России;
  • знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
  • развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
  • формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
  • формировать эмоциональный отклик, бережное, заботливое отношение к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Актуальность проекта

          Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

          В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Пояснительная записка

            Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

            Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , поселку, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

          Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:


- Семья 
- Детский сад 
- Родная улица, район 
- Родной поселок, село 
- Страна, ее столица, символика 
- Права и обязанности (Конституция) 
- Права ребенка(конвенция)

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Кроме этого наглядные пособия и окружающая среда способствуют легкому и прочному запоминанию пройденного материала.

Формы работы:

с детьми:

беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, выставки детских работ по проекту в ДОУ, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность, утренники, развлечения; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.

с родителями:

беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;

Перспективный

План проведения мероприятий по проекту  «Воспитываем патриотов»

Сентябрь

«Моя семья»

1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».

2. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

3 .Рисование на тему «Я и моя семья».

4 .Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

5. Работа с родителями: изготовление генеалогического древа семьи .

6. Игровое полотно «Клетка»

7. Посещение экспериментального участка «Кремль»

Октябрь

«Я люблю свой детский сад и поселок, где я живу».

1. Прогулка «Мой детский сад»

2. «Наши добрые дела» (сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории).

3. Составление коллективного рассказа детьми о родном поселке.

4 .Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»

5.Оформление папки-передвижки «Мой любимый поселок»

6. Игровое полотно «Клетка»

7. Посещение экспериментального участка «Кремль»

Ноябрь

«Наша Родина – Россия»

1. Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»

2. «Государственная символика России» (прослушивание гимна России, раскрашивание нарисованного флага)

3.Беседа « Край ты мой, мордовский»

4.Рисование «Национальный костюм»

5. Работа с родителями: консультация «Воспитываем патриотов»

6. Игровое полотно «Клетка»

7. Посещение экспериментального участка «Кремль»

Декабрь

« Москва –главный город нашей Родины»

1. Экскурсия по Красной площади (по иллюстрациям)

2. Заучивание стихотворений о Москве.

3. Аппликация «Башня московского Кремля»

4. Работа с родителями: консультация « Зимние забавы на каникулах»

6. Игровое полотно «Клетка»

7. Посещение экспериментального участка «Кремль»

Январь

« Богатыри славной Руси»

1. Рассматривание картины « Богатыри» В. Васнецова.Составление рассказа по картине.

2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Микуле Селяновиче, Никите Кожемяке. Беседа « О характере богатырей Руси».

3. Лепка « Конь богатыря»

4. Объяснение смысла пословиц о храбрости и героизме.

5. Консультация для родителей « Воспитание трудом»

6. Игровое полотно «Клетка»

7. Посещение экспериментального участка «Кремль»

Февраль

« День защитника Отечества»

1 беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »

2 рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»

3 подвижная игра «Защита границы»

4 ручной труд : «Танк»(подарок папе)

5. Работа с родителями: спортивный праздник «Я и мой папа».

6. Игровое полотно «Клетка»

7. Посещение экспериментального участка «Кремль»

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1 беседа на тему «Мама ,нет на свете дороже тебя»

2 составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

3 рисование «Портрет моей мамы»

4 Заучивание пословиц о маме

5 .Продуктивная деятельность «Подарок маме»

6. Игровое полотно «Клетка»

7. Посещение экспериментального участка «Кремль»

Апрель

«Краса ненаглядная»

1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»

2 .Рисование «Золотая хохлома»

3. Аппликация «Гжельская роза»

4. Лепка дымковской игрушки «Индюк»

5.Консультация для родителей « Народное искусство и детское творчество»

6. Игровое полотно «Клетка»

7. Посещение экспериментального участка «Кремль»

Май

«Этот день Победы»

1. Беседа на тему «Дети-герои»

2. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»

3. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне

4.Конкурс чтецов « Этих дней не смолкнет слава»

5.Возложение цветов к мемориалу «Героям –интернационалистам»

6. Игровое полотно «Клетка»

7. Посещение экспериментального участка «Кремль»

Вывод:

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

    Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

       Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

    Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

    Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию "Растим патриотов России"

Проект по патриотическому воспитанию расчитан на два года обучения (вторая младшая группа и средняя группа)...

Викторина по патриотическому воспитанию "Мы патриоты России".

Цель викторины - формирование патриотических чувств. У детей систематизируются знания о России, формируется уважительное отношение к государственным символам. Закрепляются знания у детей о крупных рос...

Отчёт о проделанной работе в рамках месячника по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в старшей группе

Отчёт о проделанной работе в рамках месячника по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России»в старшей группе...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты России"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию  «Маленькие патриоты России"...

Совместный творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию"Растим патриотов России".

Проект разработан для работы с детьми среднего и сташего дошкольного возраста.  и представляет мероприятие по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию...