Мастер- класс "Виммельбух"
материал

Лузан Светлана Юрьевна

Ви́ммельбух — детская развивающая книжка-комикс крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_vimmelbuh.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект мастер-класса с педагогами

на тему:

««Виммельбух» технология, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Подготовила:

Лузан С.Ю.

Цель: овладение участниками мастер-класса приемами использования «виммельбух»- технологии, как средством эффективной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Задачи: 

- познакомить  с технологиями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;

- распространение личного педагогического опыта  по использованию виммельбухов для развития речи дошкольников.

Материалы и оборудование:

• техническое обеспечение: медиа-оборудование (ноутбуки, проектор);

• материалы для деятельности участников мастер-класса: «виммельбух»; информационные листы  для анализа презентации.

Цель использования виммельбухов - развитие памяти, мышления,

воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно

связаны с полноценным развитием речи, а также непосредственно развитие

речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя

речи, развитие связной речи).

Ход мастер-класса

Вводная часть

      ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ. В работе по речевому развитию необходимо использовать технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи. И одной из таких технологий является «виммельбух»- технология, как средство для эффективной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

        Информационная часть

     Установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности.

Главной задачей развития связной  речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи.

     Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы, составление рассказов по картине, создание разных видов творческих рассказов. Все  названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно «виммельбух» - технологию.

     Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас.

      Предлагаю вам несколько советов по организации работы с виммельбухом для развития речи дошкольников:

 находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;

 искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;

 составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;

 сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом), искать похожие предметы;

 закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть  выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами.

Сначала в нашей стране были лишь виммельбухи, привезённые из-за границы, но затем русские художники тоже подхватили это веяние. Например, Багин Петр Иванович создал виммельбух «В лесу». Благодаря тому, что художник русский, в книге изображена природа России, которая намного ближе и понятнее нашим детям. В нём описано, как на протяжении 12 месяце меняется лес. Существуют виммельбухи и других наших авторов, например «Русские сказки» - художника Тамары  Александровны Саввушкиной, «Увлекательные истории в картинках» Елены  Алексеевны Запесочной и другие.

      Что означает слово «виммельбух»? В буквальном смысле – «книжки гляделки», в переводе с немецкого «книга с мельтешащими картинками». Такие книги впервые появились в Германии. Первый виммельбух создал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. После кругосветного путешествия он пытался собрать все впечатления и понял, что максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок. Из - под его пера вышли  виммельбухи - «В деревне», «Пиратская книга», «Корабли» и другие. В виммельбухе «Найди и покажи в океане», придуманном и нарисованным норвежской художницей Анной Фиске, мы становимся свидетелями заселения планеты. Знаменитая немецкая художница Карьяд придумала и нарисовала виммельбух «Жизнь Динозавров».

Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от  5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.).

Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее, благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка и обогащают его словарный запас, а так же прививают интерес к книгам у нечитающих детей.

Виммельбух- это универсальный инструмент в развитии речи. Занимаясь с воспитанниками, имеющими нарушения в развитии речи, где работа по коррекции речи ведется согласно лексическим темам, мы разработали свой виммельбух, в котором собраны картинки по следующим темам: «Домашние и дикие животные», «Деревья», «Цветы», «Игрушки», «Профессии», «Посуда», «Транспорт» и другие темы.

Альбом для рассматривания имеет плотную основу, к которой на кольцах крепятся заламинированные страницы виммельбуха, которые можно использовать как отдельно, так и целиком. С таким альбомом можно работать индивидуально и по подгруппам. К альбому прилагаются игровые наборы, состоящие из картинок - «искалок», страниц для рассматривания и страниц раскрасок.

Для работы с группой детей создан увеличенный вариант страниц виммельбуха - настенный.

В процессе работы с виммельбухом появились герои - семья Конфеткиных, которые путешествуя по тематическому альбому, вместе с детьми фантазирует и придумывает собственные истории.

               Практическая часть МАСТЕР-КЛАСС

Цель : познакомить педагогов с некоторыми приёмами работы по развитию речи дошкольников с использованием виммельбухов.

Материалы:

Копия первого разворота книги-виммельбуха «Увлекательные истории в картинках из жизни маленького городка Мирославля»

Ход практической части:

Предлагаю вам один из вариантов работы с детьми по первому

развороту книги Виммельбух «Увлекательные истории в картинках из

жизни маленького городка Мирославля». (Автор Запесочная Елена

Алексеевна)

- Я предлагаю вам познакомиться с новой необычной книгой. А точнее  с одной из её страниц.

— Какое время года здесь изображено? (Зима)

— Как вы догадались, что это зима? (Всё покрыто снегом. На деревьях нет листьев. Люди тепло одеты и т.д.)

— Скажите, как называется здание, которое находится в центре? (Дом)

— Почему вы так решили? (Потому что там расположены комнаты кухня, спальня, гостиная, есть лестницы и балконы.)

- Чем занимаются люди в доме? (Делают уборку, наряжают ёлку и т.д.)

— Чем занимаются дети на улице? (Они играют, мальчик гуляет собакой…)

— А чем заняты взрослые? (Общаются с другими людьми, идут гулять с детьми, ожидают транспорт на остановке ….)

- Каких животных вы заметили? (Кошка, собака, лошадь, белки...)

- Какие птицы здесь изображены? (Голуби, вороны, дятел, сороки, синицы, снегири)

- Найдите и сосчитайте транспорт на этой странице.

- Что ещё интересного вы здесь увидели?

Спасибо за ответы.

Заключительная часть

Таким образом в умелых руках педагога, книжный жанр Виммельбух носит инновационный характер, и может стать образовательной технологией, объединяющей все образовательные области ФГОС. Благодарю за внимание!

Список литературы и источников:

1 Шкоренкова И. С. Использование технологии «Виммельбух» на

занятиях по окружающему миру в ДОУ [Текст] // Педагогика сегодня:

проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань,

март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018 — С. 131-134. — URL

2 https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13892/.

3 http://fb.ru/article/364173/vimmelbuh-chto-eto-opisanie-osobennosti-i-vidyi.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"

Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"...

Мастерим открытки к 23 февраля в технике скрапбукинг (мастер – класс с детьми старшей группы)

Цель:Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение применять на практике полученные ранее знания.Задачи:1. Развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а ...

Мастер- класс "Крупянных дел мастер".

Развивающие игры с ребенком "Крупяных дел мастер". Для родителей младших групп. Количество участников: 10-15 человек Время: 50 минут Цель: повышение педагогической компетенции родителей, по проблем...

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"

В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...