Развиваем речь играя
материал (средняя группа)

Ахметвалиева Валентина Викторовна

Развиваем речь играя

У детей дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность. Поэтому лучше всего в занятия по развитию речи включать игры и использовать наглядный материал. Дети лучше усвоят материал, процесс коррекции будет эффективнее.

Но подбирать игры развивающие, речь улучшающие, нужно учитывая возраст ребенка и цели занятия.

Что такое дидактическая игра

Использование игровых элементов на занятиях − это не значит, что с детьми просто играют без педагогической цели. Такие упражнения нужны для того, чтобы ребенок легче усваивал учебный материал. Дидактическая игра является методом педагогического воздействия, используя этот прием, взрослый повышает детский интерес к занятиям.

Почему этот способ способствует мотивации детей? Потому что для них создают комфортные условия, не акцентируя внимание на процессе обучения. Игровая деятельность для дошкольников − их естественное состояние, поэтому на такие занятия они ходят с удовольствием.

Для результативности взрослый должен понимать, что дидактическая игра имеет педагогическую цель. В случае развития речи − это коррекция звукопроизношения, фонетико-фонематических процессов. Их обязательно нужно подбирать по возрасту, чтобы ребенку были понятны инструкции, игра была ему интересной.

Разновидности и особенности игр

Дидактические игры подразделяются на три группы:

  • с предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные.

Игры с предметами

Для игр с предметами используют игрушки, вещи, подходящие по изучаемой теме. Таким образом дети учатся сравнивать, выделять главные признаки. Педагоги «приглашают» игрушку как гостя, но любой предмет, используемый на занятии должен подходить тематике. Игрушки и предметы облегчают изучение лексических тем («Овощи», «Мебель», «Дикие и домашние животные» и другие).

Для детей младшего возраста выбирают вещи, резко различающиеся по признакам, потому что им трудно находить менее выраженные различия между предметами. Для дошкольников 4-5 лет используйте предметы с небольшими различиями, включайте задания на классификацию, развитие памяти.

Кроме того, вы можете обыгрывать различные ситуации («Покупатель и продавец», «Воспитатель в детском саду» и другие), что способствует не только автоматизации звука, но и обогащению словарного запаса и формированию связной речи. При работе с детьми 6-7 лет игрушки и предметы используют в небольшом количестве, потому что теперь ведущей деятельностью становится учебная − подготовка к школе.

Настольно-печатные игры

Они состоят из картинок разных видов (парные, разрезные), лото, домино. Лучше всего сделать картотеку, чтобы их было удобно хранить. Настольно-печатные игры должны быть основой для ваших занятий, потому что являются наглядным материалом, который помогает скорректировать все стороны речевого развития.

Детям предложите разделить картинки по определенному признаку («В одну стопку положи карточки, в названии которых есть звук С, в другую – Ш»). Или попросите поделить картинки по месторасположению звука в слове. Цель этих заданий − развитие фонематических процессов.

Для обогащения и уточнения словарного запаса попросите выбрать картинки только на определенную тематику. Во время выполнения этих заданий задавайте уточняющие вопросы, малыш будет учиться четко формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.

Настолько-печатные игры удобно использовать для коррекции связной речи. Предложите детям составить рассказ по картинке или пусть расположат изображения в верном порядке. Изображения подбирайте, чтобы они соответствовали возрасту и изучаемой лексической теме, корректируемому звуку.

Словесные игры

Этот вид чаще всего используют в логопедической работе. Во время выполнения заданий детей просят выделить основные признаки, описать вещь или явление, отгадать описываемый взрослым предмет. Словесные игры особенно важны на этапе автоматизации звука, поэтому для удобства поделите их на группы по звукам.

Иногда для постановки звука используют такую словесную игру, как сказка. Взрослый рассказывает малышу (а для детей младшего возраста дополняет картинками) сказку, так ребенку легче освоить правильную артикуляцию. Для автоматизации в самостоятельной связной речи (когда малыш самостоятельно рассказывает, а не повторяет за взрослым) предложите ему продолжить сказку, которую вы начали ему рассказывать.

Словесные игры помогают не только отработать правильное произношение нужного звука. При помощи них дети дошкольного возраста учатся формулировать свою точку зрения, составлять развернутые предложения, делиться своими впечатлениями.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети активно познают окружающий мир через речь, уже понимают сюжетно-ролевые игры. Звукопроизношение полностью сформировано, ребенок использует сложные предложения и делится своим мнением и впечатлениями с окружающими. В этот возрастной период нужно работать над:

  • развитием грамматического строя;
  • развитием диалогической речи;
  • умением составлять короткие рассказы по картинке;
  • соотнесением образа буквы и звука.

Просите малыша описать предмет, который вы ему показываете или какая на улице погода. В этом возрасте с детьми активно играют в сюжетно-ролевые игры, потому что они улучшают их коммуникативные навыки. Темой таких занятий является не просто отработка лексического материала, но и улучшение диалогической речи. На этапе автоматизации используйте фразы с отрабатываемым звуком.

Детям 4-5 лет предложите не просто объединить предметы по одинаковым внешним признакам, но и по их назначению. Ребятам этого возраста интересно собирать картинки, только они должны быть сложнее. В этот период начинают изучать алфавит, поэтому предложите собрать картинку с изображением изучаемой буквы. С этой целью можно делать аппликации из природного материала.

Используйте в занятиях такие дидактические игры:

  • «Четвертый лишний»;
  • загадки;
  • «Подбери нужное слово»;
  • «Закончи предложение»;
  • «Поймай звук».

В словесных заданиях уделяйте внимание развитию грамматического строя. Ваша задача − научить дошкольника составлять сложные предложения. Вначале предложите ему закончить его, потом взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить вторую часть предложения. Следите за тем, чтобы слова были согласованы в роде, числе, падеже.

Потренировать склонение по падежам можно при помощи дидактической игры «Закончи фразу». Взрослый: «Я даю конфету кому?». Ему отвечают: «Бабушке». Или: «Кошка убегает от кого?» − «От собаки». Дети 4-5 лет начинают активно использовать в речи прилагательные. Подбирайте игры, в которых ему нужно называть похожие признаки, отрабатывайте не только антонимы, но и слова-синонимы.

Для улучшения дикции используйте скороговорки, частушки, чистоговорки. Для нормального речевого развития важной составляющей являются фонематические процессы. Тренируйте слуховое внимание и восприятие дошкольника, включите в картотеку игры на развитие звукового анализа слова.

Особенность занятий с детьми 4-5 лет − умение найти баланс между игровой и учебной деятельностью. Дидактический материал должен носить больше образовательный характер, подготавливать ребенка к овладению грамотой.

Использование компьютерных технологий в обучении

В современной логопедии их активно используют для обучения детей дошкольного и школьного возраста. Но некоторые родители сомневаются в целесообразности использования компьютеров. Появилось большое количество развивающих обучающих мультфильмов для детей разного возраста.

После просмотра мультика спросите у малыша понравилась ему серия, о чем она, что нового узнал. Следите за тем, чтобы он составлял простые и сложные предложения. Такое общение улучшает диалогическую форму речи. Кроме того, малыш учится говорить о своих впечатлениях окружающим.

Существуют определенные нормы, сколько времени дети дошкольного возраста могут смотреть телевизор или проводить время за компьютером. Кроме обучающих мультфильмов, вы можете приобрести логопедические игры, которые сделают занятия занимательнее. Они могут состоять не просто из заданий, в которых нужно выбрать правильный ответ, а быть в виде квеста. Открывается доступ к другому заданию после того, как он даст правильный ответ.

Примеры дидактических игр

 «Кто как говорит»

Цель − научить произносить гласные с согласными и использовать интонацию. Взрослый показывает малышу игрушки или картинки с животными и их детенышами. Он спрашивает, как кто говорит и уточняет, что детеныша нужно изображать тонким голоском. Перед проведением игры покажите животных и опишите их.

«Найди ошибку в рассказе взрослого»

Задание для детей 4-5 лет. Цель − развитие слухового внимания, восприятия. Используйте игрушку, чтобы занятие было интереснее для детей. Взрослый просит малыша внимательно слушать рассказ. Если он услышит ошибку, поднимает руку и поправляет. Например, «Кошка ест конфету». Малыш отвечает: «Неправильно, потому что кошки едят рыбу».

«Доскажи словечко»

Для занятий с ребятами среднего и старшего дошкольного возрастов. Цель − научить четко произносить звуки, автоматизировать их в слогах. Взрослый предлагает досказать словечко: РА-РА-РА − начинается… (игра).

Дидактические игры используют не только для занятий с дошкольниками, не имеющих речевых нарушений. Если у ребенка есть задержка речевого развития, такие задания помогут сделать коррекционную работу эффективнее. Дидактические игры для детей на развитие речи − это не просто развлекательный занимательный элемент занятия, а поддержание интереса к процессу обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_igraya.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем речь играя

У детей дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность. Поэтому лучше всего в занятия по развитию речи включать игры и использовать наглядный материал. Дети лучше усвоят материал, процесс коррекции будет эффективнее.

Но подбирать игры развивающие, речь улучшающие, нужно учитывая возраст ребенка и цели занятия.

Что такое дидактическая игра

Использование игровых элементов на занятиях − это не значит, что с детьми просто играют без педагогической цели. Такие упражнения нужны для того, чтобы ребенок легче усваивал учебный материал. Дидактическая игра является методом педагогического воздействия, используя этот прием, взрослый повышает детский интерес к занятиям.

Почему этот способ способствует мотивации детей? Потому что для них создают комфортные условия, не акцентируя внимание на процессе обучения. Игровая деятельность для дошкольников − их естественное состояние, поэтому на такие занятия они ходят с удовольствием.

Для результативности взрослый должен понимать, что дидактическая игра имеет педагогическую цель. В случае развития речи − это коррекция звукопроизношения, фонетико-фонематических процессов. Их обязательно нужно подбирать по возрасту, чтобы ребенку были понятны инструкции, игра была ему интересной.

Разновидности и особенности игр

Дидактические игры подразделяются на три группы:

  • с предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные.

Игры с предметами

Для игр с предметами используют игрушки, вещи, подходящие по изучаемой теме. Таким образом дети учатся сравнивать, выделять главные признаки. Педагоги «приглашают» игрушку как гостя, но любой предмет, используемый на занятии должен подходить тематике. Игрушки и предметы облегчают изучение лексических тем («Овощи», «Мебель», «Дикие и домашние животные» и другие).

Для детей младшего возраста выбирают вещи, резко различающиеся по признакам, потому что им трудно находить менее выраженные различия между предметами. Для дошкольников 4-5 лет используйте предметы с небольшими различиями, включайте задания на классификацию, развитие памяти.

Кроме того, вы можете обыгрывать различные ситуации («Покупатель и продавец», «Воспитатель в детском саду» и другие), что способствует не только автоматизации звука, но и обогащению словарного запаса и формированию связной речи. При работе с детьми 6-7 лет игрушки и предметы используют в небольшом количестве, потому что теперь ведущей деятельностью становится учебная − подготовка к школе.

Настольно-печатные игры

Они состоят из картинок разных видов (парные, разрезные), лото, домино. Лучше всего сделать картотеку, чтобы их было удобно хранить. Настольно-печатные игры должны быть основой для ваших занятий, потому что являются наглядным материалом, который помогает скорректировать все стороны речевого развития.

Детям предложите разделить картинки по определенному признаку («В одну стопку положи карточки, в названии которых есть звук С, в другую – Ш»). Или попросите поделить картинки по месторасположению звука в слове. Цель этих заданий − развитие фонематических процессов.

Для обогащения и уточнения словарного запаса попросите выбрать картинки только на определенную тематику. Во время выполнения этих заданий задавайте уточняющие вопросы, малыш будет учиться четко формулировать свою точку зрения, аргументировать ее.

Настолько-печатные игры удобно использовать для коррекции связной речи. Предложите детям составить рассказ по картинке или пусть расположат изображения в верном порядке. Изображения подбирайте, чтобы они соответствовали возрасту и изучаемой лексической теме, корректируемому звуку.

Словесные игры

Этот вид чаще всего используют в логопедической работе. Во время выполнения заданий детей просят выделить основные признаки, описать вещь или явление, отгадать описываемый взрослым предмет. Словесные игры особенно важны на этапе автоматизации звука, поэтому для удобства поделите их на группы по звукам.

Иногда для постановки звука используют такую словесную игру, как сказка. Взрослый рассказывает малышу (а для детей младшего возраста дополняет картинками) сказку, так ребенку легче освоить правильную артикуляцию. Для автоматизации в самостоятельной связной речи (когда малыш самостоятельно рассказывает, а не повторяет за взрослым) предложите ему продолжить сказку, которую вы начали ему рассказывать.

Словесные игры помогают не только отработать правильное произношение нужного звука. При помощи них дети дошкольного возраста учатся формулировать свою точку зрения, составлять развернутые предложения, делиться своими впечатлениями.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети активно познают окружающий мир через речь, уже понимают сюжетно-ролевые игры. Звукопроизношение полностью сформировано, ребенок использует сложные предложения и делится своим мнением и впечатлениями с окружающими. В этот возрастной период нужно работать над:

  • развитием грамматического строя;
  • развитием диалогической речи;
  • умением составлять короткие рассказы по картинке;
  • соотнесением образа буквы и звука.

Просите малыша описать предмет, который вы ему показываете или какая на улице погода. В этом возрасте с детьми активно играют в сюжетно-ролевые игры, потому что они улучшают их коммуникативные навыки. Темой таких занятий является не просто отработка лексического материала, но и улучшение диалогической речи. На этапе автоматизации используйте фразы с отрабатываемым звуком.

Детям 4-5 лет предложите не просто объединить предметы по одинаковым внешним признакам, но и по их назначению. Ребятам этого возраста интересно собирать картинки, только они должны быть сложнее. В этот период начинают изучать алфавит, поэтому предложите собрать картинку с изображением изучаемой буквы. С этой целью можно делать аппликации из природного материала.

Используйте в занятиях такие дидактические игры:

  • «Четвертый лишний»;
  • загадки;
  • «Подбери нужное слово»;
  • «Закончи предложение»;
  • «Поймай звук».

В словесных заданиях уделяйте внимание развитию грамматического строя. Ваша задача − научить дошкольника составлять сложные предложения. Вначале предложите ему закончить его, потом взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить вторую часть предложения. Следите за тем, чтобы слова были согласованы в роде, числе, падеже.

Потренировать склонение по падежам можно при помощи дидактической игры «Закончи фразу». Взрослый: «Я даю конфету кому?». Ему отвечают: «Бабушке». Или: «Кошка убегает от кого?» − «От собаки». Дети 4-5 лет начинают активно использовать в речи прилагательные. Подбирайте игры, в которых ему нужно называть похожие признаки, отрабатывайте не только антонимы, но и слова-синонимы.

Для улучшения дикции используйте скороговорки, частушки, чистоговорки. Для нормального речевого развития важной составляющей являются фонематические процессы. Тренируйте слуховое внимание и восприятие дошкольника, включите в картотеку игры на развитие звукового анализа слова.

Особенность занятий с детьми 4-5 лет − умение найти баланс между игровой и учебной деятельностью. Дидактический материал должен носить больше образовательный характер, подготавливать ребенка к овладению грамотой.

Использование компьютерных технологий в обучении

В современной логопедии их активно используют для обучения детей дошкольного и школьного возраста. Но некоторые родители сомневаются в целесообразности использования компьютеров. Появилось большое количество развивающих обучающих мультфильмов для детей разного возраста.

После просмотра мультика спросите у малыша понравилась ему серия, о чем она, что нового узнал. Следите за тем, чтобы он составлял простые и сложные предложения. Такое общение улучшает диалогическую форму речи. Кроме того, малыш учится говорить о своих впечатлениях окружающим.

Существуют определенные нормы, сколько времени дети дошкольного возраста могут смотреть телевизор или проводить время за компьютером. Кроме обучающих мультфильмов, вы можете приобрести логопедические игры, которые сделают занятия занимательнее. Они могут состоять не просто из заданий, в которых нужно выбрать правильный ответ, а быть в виде квеста. Открывается доступ к другому заданию после того, как он даст правильный ответ.

Примеры дидактических игр

 «Кто как говорит»

Цель − научить произносить гласные с согласными и использовать интонацию. Взрослый показывает малышу игрушки или картинки с животными и их детенышами. Он спрашивает, как кто говорит и уточняет, что детеныша нужно изображать тонким голоском. Перед проведением игры покажите животных и опишите их.

«Найди ошибку в рассказе взрослого»

Задание для детей 4-5 лет. Цель − развитие слухового внимания, восприятия. Используйте игрушку, чтобы занятие было интереснее для детей. Взрослый просит малыша внимательно слушать рассказ. Если он услышит ошибку, поднимает руку и поправляет. Например, «Кошка ест конфету». Малыш отвечает: «Неправильно, потому что кошки едят рыбу».

«Доскажи словечко»

Для занятий с ребятами среднего и старшего дошкольного возрастов. Цель − научить четко произносить звуки, автоматизировать их в слогах. Взрослый предлагает досказать словечко: РА-РА-РА − начинается… (игра).

Дидактические игры используют не только для занятий с дошкольниками, не имеющих речевых нарушений. Если у ребенка есть задержка речевого развития, такие задания помогут сделать коррекционную работу эффективнее. Дидактические игры для детей на развитие речи − это не просто развлекательный занимательный элемент занятия, а поддержание интереса к процессу обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развиваем речь, играя в подвижные игры» (методический сборник для воспитателей дошкольных учреждений)

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам пособие, основная цель которого помочь воспитателям, руководителям физического воспитания  активизировать речевую деятельность детей при организации подвижных иг...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Логопедическое пособие для развития речи у детей: «Развиваем речь, играя»

Логопедическое пособие для развития речи у детей:«Развиваем речь, играя»...

Логопедическое пособие для развития речи у детей: «Развиваем речь, играя»

Логопедическое пособие для развития речи у детей:«Развиваем речь, играя»...

Папка – передвижка для родителей «Развиваем речь – играя» (Игры и упражнения по развитию речи с детьми раннего возраста)

С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...

Карточки для развития речи «Развиваем речь играя»

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с...