«Методические рекомендации в организации исследовательской деятельности в ДОУ»
методическая разработка

Шайхуллина Айсылу Рашитовна

«Методические рекомендации

в организации исследовательской деятельности в ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

А.Р. Шайхуллина

старший воспитатель

МАДОУ № 66

«Методические рекомендации

в организации исследовательской деятельности в ДОУ»

Как известно, крепки и прочны те знания, которые дети добывают самостоятельно, а не получают в готовом виде. Научить детей добывать знания – задача педагогов.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных знаний действенным путем. Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом  личностного развития дошкольника.

        Но проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность под умелым педагогическим руководством воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять.C:\Users\66\Desktop\Новая папка\опыты\DSCN1226.JPG

Так, в ФГОС ДО в п.1.4. указано, что формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности является одним из принципов дошкольного образования. Также, в п. 2.7 отмечено, что содержание ОО может реализовываться в разных видах деятельности: общение, игре, познавательно-исследовательской – как сквозных механизмах развития ребенка.

Рассматривая целевые ориентиры нужно отметить, что на этапе завершения дошкольного образования одним из пунктов прописано: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

        Исходя из документов, педагогам необходимо обратить внимание на:

- преобразование предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей;

- использование игрового экспериментирования на занятиях и вне занятий во всех возрастных группах;

- создание «Детской мини-лаборатории» для самостоятельной деятельности;

- организацию совместной проектной деятельности с детьми.

Усовершенствование методической работы заключается:

- в наработке конспектов, позволяющих осуществлять деятельный подход по всем возрастным группам;

- в подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования во всех возрастных группах;

- в разработке требований к оформлению и содержанию уголков экспериментирования;

- в подборке оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала педагогов и детей.

Рекомендации для воспитателей.

- В центрах (уголках) познавательно-исследовательской деятельности дошкольников организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для самостоятельной деятельности детей (соответственно возраста).

- Постоянно пополнять центры (уголки) познавательно-исследовательской деятельности дошкольников различным оборудованием, картотеками игр-опытов, схемами для познавательно – исследовательской деятельности.

Метод детского экспериментирования не труден, он просто непривычен и не адаптирован полностью к условиям дошкольных учреждений.    Умелое планирование детского экспериментирования в ДОУ, отбор познавательного материала, систематизация его в соответствии с выбранной проблемой, разработка перспективных проектов изучения с детьми того или иного явления окружающей действительности с разных сторон позволяет выделять связь с живой и неживой природой, с социальным и предметным миром.

При выборе темы исследования необходимо учитывать следующие моменты:

-   Тема эксперимента, опыта должна быть интересна ребёнку, увлекать его.

- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Педагогу необходимо продумывать каждое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.

- В ходе исследования необходим элемент неожиданности, необычности.

Алгоритм организации детского экспериментирования.

  1. Видеть и выделять проблему.
  2. Принимать и ставить цель.
  3. Решать проблемы.
  4. Анализировать объект или явление.
  5. Выделить существенные признаки и связи.
  6. Сопоставлять различные факторы.
  7. Выдвигать гипотезы, предложения.
  8. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  9. Осуществлять эксперимент.
  10. Делать вывод.

Критерии эффективности детской поисково-исследовательской деятельности.

- Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.

- Системность и учет возрастных особенностей ребенка.

- Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (при умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).

- Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.

- Положительную роль играет исследовательская детская деятельность в опосредованном обучении детей. Обученные дети в свободной игровой деятельности показывают или повторяют проделанные вместе со взрослыми опыты с предметами. Сверстники, находящиеся рядом, наблюдают, затем повторяют опыт, тем самым постигая новые свойства объекта   друг от друга. Дети друг друга очень хорошо понимают.  Обученный ребенок закрепляет свои знания, а не обученные дети усваивают новые свойства предметов в свободной игровой деятельности.

- Проектная деятельность  ориентирована  на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение  заранее заданного пути. Даже  спланировав этапы проекта, нельзя полностью предусмотреть  появление новых ситуаций и направлений в теме исследования.

Поэтому каждый педагог, который работает с ребенком по исследовательским проектам, должен быть сам творческим человеком и по  складу характера – исследователем.

Использованная литература.

  1.  Л.В. Рыжова. Методика детского экспериментирования, -Мозаика-Синтез Москва 2014
  2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты т эксперименты для дошкольников, - М.: 2015 ТЦ «Сфера»
  3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004.
  4. Н.Е.Веракса, О.Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (для занятий с детьми 4-7лет) М.: 2016, Мозаика-Синтез.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей при организации исследовательской деятельности с водой

Игры с водой один из самых приятных способов обуче­ния....

Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей развитию познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей  развитию познавательно  - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»«Для ...

Рекомендации для педагогов по организации исследовательской деятельности с водой.

Представлены методические рекомендации для педагогов по организации исследовательской деятельности с водой....

Методические рекомендации "Организация театральной деятельности с дошкольниками"

В методической рекомендации раскрыто значение театрализованной деятельности в жизни дошкольника. Прописаны примеры организации театрализованной деятельности в детском саду. Определены задач...