Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей развитию познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
методическая разработка по теме

Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей  развитию познавательно  - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»

С.Л. Рубинштейн

 

I Пояснительная записка

 

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: сажает  зернышко  и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник  получения представлений  о мире.

Педагоги и психологи утверждают, что на полноценное развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание. Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, временем первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.

Вопрос организации образовательной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Предметный мир должен обеспечивать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, поддерживать познавательную активность и ее дальнейший рост, создавать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования [24],  развивающая предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание образовательной среды соответствующей требованиям ФГОС ДО  является ключевой задачей дошкольных организаций.  Образовательная  среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Образовательная  среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена  образовательная среда организация его жизни.

Актуальность   методической разработки заключается в том, что ее содержание отвечает требованиям Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы»  и Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года. Руководствуясь требованиями законодательных документов, педагоги ДОУ создают оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, способствующей развитию у дошкольников познавательного интереса, активизации мышления, а также формированию научного мировоззрения, интенсификации двухстороннего взаимодействия в образовательном процессе, установлению эффективных  партнерских взаимоотношений между детским садом, семьей и социумом.

Новизна методической разработки  состоит  во внедрении в работу ДОУ  современной образовательной технологии - модели образовательной  среды, ориентированной на творческий потенциал каждого ребенка.
Разработка модели качественно новой образовательной среды  - основа методической разработки.

Новая образовательная  среда в ДОУ предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого — этот опыт приобрести.

Созданная образовательная среда даёт возможность выявлять и актуализировать «дремлющие», трудно или редко проявляющиеся способности детей и развивать их.

Моделируемая образовательная среда, организуемая для детей, структурно может быть представлена в единстве трёх своих основных компонентов:

- Психологического (личностного).

- Дидактического (методического).

- Предметного (средств организации).

Психологический (личностный) компонент среды включает в себя: взаимоотношения между детьми и педагогом, между самими детьми.

 Дидактический (методический) компонент среды включает: применяемый эффективный дидактический инструментарий, способствующий формированию исследовательской компетенции дошкольника.

Предметный компонент содержит в себе применяющееся для организации новой образовательной среды оборудование.

В формировании исследовательской компетенции дошкольников основополагающей является формула: «хочу-могу-есть-требуют», дополненная формулой «делаю-получаю».

Содержательное ядро составляют: мотивы выбора (что соотносится с компонентом «хочу»).

Поиск новых педагогических технологий, реализующих новую образовательную модель взаимодействия педагога и ребёнка, заставляет по новому посмотреть на функции образовательной среды в условиях ФГОС.

С этой целью разработана модель построения развивающего пространства ДОУ, территории, группы, способствующие формированию  познавательно - исследовательской компетенции дошкольника.

Практическая значимость

Методической разработка рекомендована педагогам, семья воспитанникам, ставящим перед собой цель  создание единой образовательной среды способствующей повышению уровня  познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

Современные образовательные технологии, соответствующие целям и задачам методической разработки, создающие эффективную образовательную систему во взаимодействии всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, родители, педагоги ДОУ).

 

Индивидуальный подход к каждой семье на основе учета ее интереса взаимное доверие и взаимопомощь и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета воспитателя в семье, а авторитете родителей – в детском саду

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями

Здоровьесберегающие технологии

 

Технологии проектной деятельности

 

Личностно-ориентированные технологии

 

Информационно-коммуникационные технологии

Технология исследовательской деятельности

 

Игровая технология

 

 

Технология мастерских

 

  
 Скругленный прямоугольник: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Использование представленных образовательных технологий познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста  способствуют реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, развитию личности дошкольника.

 

Краткая характеристика содержания методической разработки

 

Методическая разработка является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы воспитания и развития дошкольников МАДОУ «Колокольчик», адресована педагогическому коллективу МАДОУ «Колокольчик», родителям (законным представителям) независимо от возраста, социального статуса, на­циональной принадлежности и вероисповедания, воспитанникам ДОУ в возрасте от 2 до 7 лет. Методическая разработка рассчитана на 4 года обучения.

Реализация методической разработки предполагает тесный контакт с воспитателями дошкольного учреждения и родителями (законными представителями), социальными партнерами ДОУ.

Методическая разработка  разработана в соответствии с основными нормативными документами:

· Федеральный закон от 29.12 2012 № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

·  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155;

· Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;

· Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС»  Федеральный институт развития образования  2014г.;

· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г.  №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13») (с изм. и доп. от 27.08.2015г. №41).

В  организованной образовательной   среде  ДОУ по  познавательно – исследовательской деятельности    разработанной по данной методической разработке принимают участие 400 детей и их семей, 3 ребенка-инвалида посещающих ДОУ, 5 детей – сирот, воспитывающихся в приемных семьях, 46 детей и их семей из комбинированных групп детского сада с проблемами зрения.

Для воспитанников (400 чел) и детей-инвалидов (12 чел.) в ДОУ организована познавательно-исследовательская деятельность.

 

Цели и задачи методической разработки

 

Цель методической разработки – создание условий для  повышения уровня мотивации к познавательно – исследовательской деятельности у детей  дошкольного возраста.  

Задачи методической разработки:

· Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

·  Обеспечивать повышение уровня  профессиональных компетенции педагогов, по вопросу построения развивающей предметно – пространственной среды способствующей развитию познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

· Создавать условия для организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников с использованием современных образовательных технологий дошкольников.

· Повышать  степень «вовлеченности» родителей в воспитательно – образовательный процесс способствующий развитию познавательной активности дошкольного возраста.

· Стимулировать установление партнерских взаимоотношений с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

 

 

II Нормативно – правовые документы

 

При организации образовательной среды дошкольной образовательной организации  по  познавательно – исследовательской деятельности необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

 ·  Конвенция о  правах ребенка;

 · Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155;

· Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

· Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;

· Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС»  Федеральный институт развития образования  2014г.;

· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержании и организации региона работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г.  №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13») ( с изм. и доп. от 27.08.2015г. №41);

· Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);

· Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

 

 

 

 

III Основная часть

3.1. Принципы построения образовательной среды  (по А.Г. Асмолову, В.А. Петровскому)

 

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.

Принцип активности, самостоятельности, творчество – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.

Принцип стабильности-динамичности  - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования  - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип учета половых и возрастных различий детей  - позволяет осуществлять гендерный подход,  даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами  мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.

Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.

 

3.2.  Организационно-методические принципы

 

Свободного выбора – выражается в свободе выбора ребенком деятельности, которую он будет осуществлять (что он будет делать), и условий её реализации: с кем, как, в какой зоне (центре, микроцентре) РППС, что будет использовать и др.

Сотрудничества – проявляется в стимулировании выбора ребенком партнера своей деятельности и сотрудничества как способа взаимодействия с ним, т.е. обеспечение возможности сотрудничать в системе «ребенок-ребенок», «взрослый-ребенок».

Стабильности – динамичности – предусматривает при наличии стабильных элементов среды возможность её изменения как взрослым, так и самими детьми (в соответствии с календарно-тематическим планом, образовательными задачами, временем года, возрастными особенностями, а также предпочтениями, настроением и изменяющимися возможностями детей и др.).

Максимальной активности детей – предусматривает возможность проявления максимальной активности детей, как в осуществлении самой деятельности, так и создании условий для её реализации (определить элементы среды, местоположение материалов, изменить внешний вид, оформление и пр.); отражает также положение взрослого «рядом», а не «над» ребенком как через предлагаемое содержание материалов и оборудование, так и через его размещение.

Статичности-подвижности – выражается в том, что с одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой - закладывается возможность изменять, вносить новое в соответствии со своими интересами, настроением.

Функциональности – означает, что в созданной среде находятся материалы, востребованные детьми с развивающей функцией.

Комплексирования и свободного (гибкого) зонирования – предполагает размещение материалов в определенных функциональных пространствах, позволяющих детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не препятствуя друг другу; предполагает возможность использования как стационарных мебельных модулей, представляющих зоны (центры), укомплектованные материалами, обеспечивающими реализацию детских видов деятельности (например, центр продуктивной деятельности), так и подвижных мебельных модулей, которые комплектуются ситуативно, под конкретный интегрированный вид деятельности (модуль интегрированной деятельности – МИД), тему (тематический модуль – ТМ).

Оптимального сочетания «свободного» и «регламентированного» пространства – предполагает наличие в группе «свободного» пространства, которое обуславливает возможность самоорганизации детей в пространстве группы для реализации самостоятельной деятельности в соответствии со своими замыслами и «регламентированного» пространства как специально созданного педагогом для решения психолого - педагогических задач.

 

3.3. Особенности организации образовательной  среды по познавательно – исследовательской деятельности

 

Образовательная среда  ДОУ - это система материальных объектов деятельности ребенка, обладающая признаками неисчерпаемости, информативности и удовлетворяющая потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании.

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.

Практика подсказывает: полностью заменять образовательную среду сложно. Но все-таки при  любых  обстоятельствах  предметный  мир,  окружающий  ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует  формированию  познавательной,  речевой,  двигательной  и творческой активности. Все групповое пространство должно быть распределено на центры, которые  доступны  детям.  Кроме  «центров  природы»  в  группах,  где  дети наблюдают  и  ухаживают  за  растениями,  во  всех  группах создаются  «центры  экспериментирования»,  для  проведения  элементарных опытов, экспериментов.

При организации в соответствии с ФГОС ДО в группах ДОУ «центров экспериментирования (исследования, проектирования)» и их наполнения учитываем принципы:

· соответствие содержания «центра детского экспериментирования» возрастным возможностям детей данной группы и соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра;

· наличие в «центре детского экспериментирования» лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой); для детей раннего возраста наличие игрушек и оборудования для игр с водой, песком, воздухом;

· наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т.д.), а также дидактические игры и их картотеки;

· наличие комнатных растений, условия их содержания (оборудование по уходу);

· наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста);

· эстетическое оформление «центра детского экспериментирования»  (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т.д.);

· доступность оборудования «центра детского экспериментирования» для свободного экспериментирования детей.

Образовательная  среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект. Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность. «...Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать неудачи и достигать успеха, умение оценивать, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища — готовность прийти ему на помощь».

Детский сад должен предоставить ребёнку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармони с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось.

Важно, чтобы образовательная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon metodicheskaya_razrabotka_1.pdf2.92 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

В сообщение делюсь опытом работы,  как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"

Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

План – конспект непосредственно образовательной деятельностиС детьми старшей группы.Тема: «Как услышать воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- творческ...

Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждениии: проблема, пути решения, результат.

I  Международная научно-практическая конференция  "Педагогика и психология детства" посвященный Международному дню детей (дню защиты детей) 1юня 2014 г.  г.Бирск 2014 г....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Методическая разработка "Использование сюжетов Г.Цыферова для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Данный материал предназначен для  организации познавательно -исследовательской деятельности детей всех возрастных групп. Благодаря сюжетам Г.Цыферова экспериментирование приобретает творческий ха...