Методическая разработка «Организация исследовательской деятельности в «музыкальной мини-лаборатории»
методическая разработка по музыке

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Организация исследовательской деятельности

в «музыкальной мини-лаборатории»

Разработчик: Хазиева Алия Альфритовна

музыкальный руководитель

МБДОУ «ДС «Лада» г. Новый Уренгой

Совместная деятельность музыкального руководителя (воспитателя) с детьми в
«Музыкальной мини - лаборатории» организуется один раз в
неделю (от 10 – 20 минут). Эксперименты проводятся с небольшими
подгруппами (5-8 детей) с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Во время экспериментов желательно использовать материалы,
которые часто не используются в группе при большом количестве детей. Нельзя ограничивать ребенка в деятельности (если это не противоречит технике безопасности). В то же время и дети должны знать правила безопасной дружной коллективной работы в лаборатории и выполнять их.

Задачи:

-продолжать развивать познавательную мотивацию;

- уточнить представление о том, кто такие музыканты, дать понятие слову
«эксперимент»;

- продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами;

Материалы и оборудование: игрушка «Кот Музик», детские музыкальные инструменты(барабан, металлофоны, ксилофоны, погремушки, гитара, аккордеоны, гармошки, дудочки, свистульки, ложки).

Ход.

Дети входят в музыкальную мини - лабораторию. Их встречает музыкальный руководитель.
- Дети, как вы думаете, кто такие поэты? Композиторы? А кто такие
ученые?
(варианты ответов)

-Ученые — это люди, изучающие наш мир.

Педагог кратко рассказывает детям об ученых и композиторах и показывает портрет одного из них. Говорит, что ученые работают в специальных лабораториях. И что дети сегодня тоже находятся в лаборатории, но необычной, а музыкальной, где любой предмет имеет свое звучание, так как все предметы в лаборатории музыкальные.

- Отгадайте загадку:
«Их нельзя увидеть. Не возьмешь их в руки,
Можно только слышать, что же это?»
Дети: Звуки.
Педагог: Правильно, дети, звуки очень любят играть в прятки, особенно с
детьми. Только кто же нам поможет отыскать звуки? (В лаборатории
появляется игрушка - Кот Музик). Кот Музик здоровается с детьми.

- Познакомьтесь, это Кот Музик. Он живет в музыкальной лаборатории. Он музыкант и играет на разных инструментах. А особенно любит петь свои песни. А вы знаете, какие звуки может издавать кот? (показывают, пробуют). А чем полезны эти звуки для людей?

-Кот Музик не просто кот, а Кот Ученый. Он изучает свойства звуков. У него в лаборатории много музыкальных инструментов, а сегодня он решил помочь нам узнать, где прячутся звуки. А вы, дети хотите вместе с ним стать настоящими учеными? Тогда давайте исследуем все звучащие предметы в музыкальной лаборатории. Дети берут музыкальные инструменты и ищут звуки в музыкальной лаборатории. Педагог спрашивает детей, какой звук им удалось найти.

Ответы детей.
В заключении дети вместе с педагогом поют песенку по желанию и играют на музыкальных инструментах.

Примеры некоторых экспериментов.

Эксперимент «Стеклянный звукоряд».

(Почему стеклянные сосуды с разным объемом воды звучат по-разному?)

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные стаканчики, вода, палочки.

М. Р. : Дети, сегодня в музыкальной лаборатории нас ждет подарок от жителей стеклянной страны ( показывает разноцветные стеклянные фигурки животных на полочке). Перед вами стаканчики. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них?

(Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные).

- Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Как вы думаете ,как они звучат? (отв). Возьмите палочки и по очереди постучите. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды?

(Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

-Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). – Верно, молодцы. Но это еще не все. Давайте придумаем, как можно удивить наших цветных зверят и показать им, что звуки могут быть разными? (ответы, предположения). Теперь предлагаю проверить и продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в стаканчики . Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?

(В одних сосудах воды мало, в других – много, разное количество воды).

-Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.

(Дети стучат по сосудам.)

-Что вы сейчас можете сказать о звуках?

(Звучание разное).

-Давайте теперь постучим по 1, 4 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду, почему?

(Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные).

-Послушайте, куда идет звук: вниз или вверх? (Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему)

Дети: - Звук уходит постепенно вверх

- Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему. (Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)

Дети: -Звук постепенно уходит вниз.

М. Р: Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) .Эти звуки были похожи на музыкальные? (Да). Какой вывод можно сделать? ( Мы смогли создать самодельный музыкальный инструмент)

-Молодцы, ребята! Давайте придумаем ему название.

#1069;ксперимент «Бумажный оркестр»

Задача: Показать, как можно использовать бумагу в оркестре и как могут различаться звуки у бумаги.

Материал: бумажные листы разного формата и текстуры.

М. Р. Дети, сегодня в нашей музыкальной лаборатории, вроде бы, ничего и нет. Только листы бумаги. Что же мы будем делать? (отв) . Вы предлагает что-нибудь из них сделать. Хорошо, но для начала посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них?

(Все они неодинаковые по форме, цвету и размеру).

-Верно, они неодинаковые , но они, оказывается, тоже могут издавать звуки. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите листочки и по очереди постучите по ним. Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки?

(Дети стучат по листочкам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

-Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат неодинаково). -Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите листочки и помашите ими вверху. Дети, что можно сказать сейчас?

Дети: Издаваемый звук тоже разный.

М.Р: А теперь попробуем одним и тем же листом помахать, постучать и смять его в руке. Одинаковые звуки или разные? ( Разные)

М. Р: Какой вывод можно сделать

(Звуки можно извлекать из предметов и изменять) .

-Какие звуки мы извлекали?

(Шуршащие звуки).

Молодцы, ребята! И в заключении мы покажем, как с помощью бумаги мы исполним музыкальный номер.

Исполняется «Оркестр с бумажными листами» муз. Селивановой

М. Р. Я очень рада, что вам понравилось наше занятие. Вы сможете теперь дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз.

Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!

Варианты проблемных ситуаций во время музыкальной НОД.

Исследовательская деятельность в ходе НОД «Звуки дружат».

Задача: Обогащение детского восприятия и поиск детьми различных источников звуков.

Оборудование: Стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный и карандаши. Ширма настольная.

М. Р.

-Ребята, сегодня я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. (Прячет стаканчики за ширмой на столе)

-Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомиться со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. ( Стучит за ширмой)

- Послышался звук. Отгадайте, какой стаканчик, дети? (пластмассовый). Затем подошел к другому, постучал (деревянный). К третьему (стеклянный). К четвертому (металлический).

-Так Карандаш познакомился со своими соседями - звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся.

(Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

М. Р. Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к столику. Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент?

(Различные предметы издают различные звуки). Молодцы, ребята.

Знакомство с проигрывателем и пластинками в ходе музыкальной игры - квеста «Тайны звуков»

Задача: Познакомить детей с проигрывателем, показать детям как скорость
влияет на издаваемое звучание.
Материалы: Проигрыватель, пластинки

Дети выполняют задание хозяина музыкального мини-музея - Любознайкина. Любознайкин предлагает детям отгадать, что находится в большой цветной коробке с помощью разных наводящих вопросов. Когда дети не могут отгадать, открывает коробку и достает проигрыватель и пластинки. Предлагает предположить, что это? Так Любознайкин знакомит детей с проигрывателем. Поставив пластинку, предлагает детям послушать отрывок из музыкальной сказки
«Колобок». Затем предлагает детям поучаствовать в спасении колобка. В тот
момент, когда колобок убегает от волка, зайца и медведя Любознайкин
изменяет скорость и показывает детям, как скорость влияет на звук. Затем
несколько раз повторяет музыкальный отрывок с разной скоростью.

Исследование гитары в ходе музыкальной игры - квеста «Тайны звуков»

В музыкальном уголке группы дети находят гитару и, придя в зал, просят музыкального руководителя рассказать о ней. Слушают звучание гитары, музыкальный руководитель показывает, как можно
поиграть на таком музыкальном инструменте, предлагает
детям поэкспериментировать со звуком и посмотреть что будет, если
прижать струны рукой.

Совместная музыкальная деятельность

«Музыкальная дуэль»
Программное содержание : Создание детского шумового оркестра. Игра в детском оркестре. Сравнение звучания двух оркестров.

Оборудование: Интерактивная кукла, коробка, самодельные музыкальные инструменты, детские музыкальные инструменты.

Описание: Детей встречает музыкальный руководитель (воспитатель) с яркой большой коробкой, на которой нарисована красивая кукла. Достает из нее
интерактивную куклу, отвечающую на определенные вопросы.
Происходит общение куклы с детьми. Во время беседы «кукла разговаривает с детьми»:

-Как ее зовут?

-Что она любит?

-Давай споем? И т.д.

Кукла приготовила детям сюрприз: достает музыкальные инструменты:
погремушки, кастаньеты, треугольник и предлагает организовать
музыкальный оркестр.

Затем музыкальный руководитель вносит коробку для
инструментов, сделанных руками детей и предлагает научить куклу играть на этих инструментах. Дети играют на шумовых инструментах под народные мелодии поочередно и сравнивают звучание двух оркестров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности детей 1-ой младшей группы

Знакомство детей с лесными жителями, их основными признаками и питании...

Методическая разработка поисково-исследовательской деятельности в условиях мини музея "Греция: боги и герои"

Данный материал отражает методы и приемы по организации поисково-иследовательской деятельности детей в области формирования представлений о человеке в истории  и культуре....

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".

Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей....

Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия прогулки в старшей группе. Были совмещены две темы: "Весна" и "Насекомые весной" (закрепление данного материала). Целью данного занятия было - обеспечение де...

Методическая разработка организации образовательной деятельности по изобразительной деятельности с детьми второй младшей группы на тему «Весна пришла!»

Представленная разработка может быть использована в работе с детьми второй младшей группы при изучении темы "Весна"...

методической разработки «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План-дело-анализ» по теме: «Царство леса»

Формирование начал экологической культуры, понимания того, что человек – часть природы, развитие творческих способностей, инициативности детей через организацию самостоятельной деятельности дете...