Методическая разработка "Организация исследовательского проекта с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Лобанова Галина Борисовна

Педагогическая проблема, на решение которой направлена методическая разработка.

 Пластик прочно вошёл в нашу жизнь. В наши дни ежегодно производится и выбрасывается миллионы пластиковых упаковок, бутылок, крышек.  Мы крайне редко задумываемся о том, какой урон наносит природе наше безответственное отношение к использованным вещам и предметам, сделанным из пластмассы. Экологическое воспитание человека закладывается в детстве. Значит, именно взрослые люди должны показать и научить ребенка бережно относиться к миру окружающему нас. Ребенок должен осознать тот факт, что любой пластиковой вещи можно дать вторую жизнь, тем самым сократив выброс отходов во внешнюю среду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 30

Приморского района г. Санкт-Петербург

Методическая разработка педагога

по исследовательской и проектной деятельности обучающихся

Номинация: «Организация исследовательского проекта

с детьми дошкольного возраста»

Составитель

Лобанова Г.Б., воспитатель

Воспитатель высшей категории

г. Санкт – Петербург

2025г.

Описание методической разработки

Название методической разработки: «Ребенок и охрана природы».

Педагогическая проблема, на решение которой направлена методическая разработка.

Пластик прочно вошёл в нашу жизнь. В наши дни ежегодно производится и выбрасывается миллионы пластиковых упаковок, бутылок, крышек. Мы крайне редко задумываемся о том, какой урон наносит природе наше безответственное отношение к использованным вещам и предметам, сделанным из пластмассы. Экологическое воспитание человека закладывается в детстве. Значит, именно взрослые люди должны показать и научить ребенка бережно относиться к миру окружающему нас. Ребенок должен осознать тот факт, что любой пластиковой вещи можно дать вторую жизнь, тем самым сократив выброс отходов во внешнюю среду.

Возраст воспитанников – старший дошкольный возраст.

Цель методической разработки - воспитание основ экологической культуры дошкольников

Задачи методической разработки.

1. Показать детям какой урон наносит природе наше безответственное отношение к использованным вещам и предметам, сделанным из пластмассы.

2. Научить детей бережно относиться к окружающему нас миру.

Информационная карта проекта

Название проекта: «Путешествие пластмассовой Крышечки»

Автор проекта: Лобанова Г.Б.

Продолжительность проекта: 3 недели

Тип проекта. Исследовательско - творческий, краткосрочный, по составу участников - групповой

Участники проекта: воспитанники лог. группы, родители, педагоги

Цель проекта – создание условий для формирования у детей дошкольного возраста понятия о возможности вторичного использования бытовых предметов из пластика.

Задачи проекта (для детей; для родителей).

1. Расширять представления воспитанников о бытовых предметах из пластика, его свойствах и качествах, о его пользе и вреде для организма человека и окружающей среды.

2. Формировать умения и навыки использования бывших в употреблении предметов из пластика.

3. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

4. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

5. Приобщить родителей к совместной деятельности и улучшить детско-родительские отношения в ходе совместного участия в проекте.

6. Создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов, эмоциональной поддержки между педагогами и родителями.

7. Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.

8. Консультировать родителей о возможностях организации культурно-досуговой деятельности как одной из форм развития творческих способностей дошкольников.

9. Помочь родителям использовать полученные знания в повседневной жизни.

Форма и название представления проекта воспитанниками.

Презентация «Путешествие пластмассовой крышечки»

Ожидаемые результаты по проекту (для детей; для родителей).

Воспитанники:

- расширят свои представления о пластике как искусственном материале, о его свойствах и качествах, о его пользе и вреде для организма человека и окружающей среды;

-овладеют некоторыми навыками вторичного использования пластиковых крышечек (поделки, пособия, оригинальные подарки).

Родители:

- повысят уровень экологической культуры и информированности по проблеме обращения с отходами из пластика;

- укрепят детско-родительские отношения через совместную деятельность.

Проблемная ситуация.

Реализация проекта началась с выбора темы, которую определили дети сами неожиданно по своей инициативе. Тема проекта «выросла» из окружающей среды. С наступлением весны дети обратили внимание, что на земле валялось много пластикового мусора. Появился ряд вопросов: откуда он взялся, что будет, если мы его не уберем? Возникла проблема, решением которой стал проект «Путешествие пластмассовой Крышечки»

Формулировка проблемы, которую надо воспитанникам решить.

Дети должны осознать тот факт, что любой пластиковой вещи можно дать вторую жизнь, тем самым уменьшить количество мусора в природе.

План работы

Период

Совместная и самостоятельная деятельность воспитанников

Взаимодействие с родителями

1 неделя

2 неделя

3 неделя

1.Познавательное развитие.

Беседы на тему: - «О бережном отношении к природе и о проблеме мусора»

- «Что такое пластик?», - «Что делать с ненужным пластиком?»

Опыты:

- «Тонет, не тонет» (водонепроницаемый, легкий, гибкий и твердый, прочный материал - знакомство со свойствами пластмассы).

Эксперименты:

- «Спрячем пластмассовую крышечку в земле. Что с ней произойдёт?» (закапывание пластмассовых крышечек в землю и наблюдение за ней)

2. Речевое развитие

- Чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях и т.д. («Колёса» В. Сутеева и др.)

- Рассматривание картины

А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

3. Начало сбора пластмассовых крышечек

1. Познавательное развитие

Беседа:

- «Что интересного и полезного можно сделать из пластмассовых крышечек?»

2. Художественно-эстетическое развитие

- изготовление поделок: бусы, массажный коврик, «Эти забавные животные», плакат «Солнечный денек», пластилинография «Светофорчик» (дать вторую жизнь пластиковым крышечкам, изготовив из них поделки и расширить творческие способности детей при работе с пластмассой).

- слушание аудиозаписей пения птиц и звуков природы.

3. Игровая деятельность

Дидактические игры: - «Что из чего?» - «Собери бусы» - «Перенеси – не урони» - «Шашки – крышки»

1.Познавательное развитие

Просмотр видеофильма:

- 10 увлекательных роликов об экологии специально для детей ()

2.Речевое развитие

- пересказ рассказа Е.Чарушина «Дятел»

- чтение стихов, загадывание загадок о природе

3.Игровая деятельность

Подвижные игры с использованием нетрадиционного оборудования для физ. уголка: «Жонглеры», «Мини-боулинг», «Разведчики-следопыты», «Спрячь предмет»

4.Художественно-эстетическое развитие

- выставка рисунков «Мы за чистую планету!»

- создание и презентация книжки-передвижки «Путешествие пластмассовой Крышечки»

5.Участие в акции «Крышки собираем – планете помогаем» (сдача собранных крышечек)

1. Приглашение родителей в проект, ознакомление с планом проекта.

2. Родительское собрание «Берегите природу»

3. Анкетирование родителей. «Используете ли Вы повторно бытовые отходы»?

1. Консультация для родителей: «Пластик: за и против»

2. Участие в выставке совместного художественного творчества из пластмассовых крышечек «Волшебные крышечки».

#1055;риродоохранная акция «Уборка территории детского сада»

#1055;едагогические беседы по теме проекта.

Список информационных источников

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников – М.:ВАКО,#1089;.
  2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.:Мозаика - Синтез,2004. – 96с.
  3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:Мозаика - Синтез, 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка исследовательского проекта с детьми старшего дошкольного возраста " Огород на окошке "

Разработка исследовательского проекта  детьми старшего дошкольного возрата...

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...

Использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

В презентации раскрываются теоретические положения об эффективности использования проектной технологии в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. ...

Методическая разработка по теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста».

Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности....

Презентация к проекту: Познавательно-исследовательский проект с детьми раннего возраста по ознакомлению детей с овощами и фруктами "Где живут витамины?"

Актуальность темы:         Осенью рацион ребенка уже не так богат свежими овощами и фруктами с приусадебных участков, как летом. Поэтому не только весной, котор...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста 5-6 лет. В гостях у Лунтика в его лаборатории.

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста 5-6 лет. В гостях у Лунтика в его лаборатории....