ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕБЕ «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников на музыкальных занятия»
методическая разработка

Колобова Анна Вячеславовна

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕБЕ «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников на музыкальных занятия»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc136 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕБЕ «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников на музыкальных занятия»

Формы и средства развития отзывчивости у старших дошкольников в ДОО

Детские годы – достаточно небольшой этап в жизни ребенка. Однако они имеют особое значение. В этот период развитие детей происходит стремительно. Одним из основных течений эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте является развитие основ личности.  Определяя дошкольные годы, мы заключаем то, что – данный период, чувства властвуют над всеми гранями жизни детей, распоряжаются и регулируют все без исключения его психологические функции. Проведенное нами исследование психолого-педагогической литературы показывает, непосредственно то, что чувства ребят дошкольного возраста появляются в первую очередь при содействии с колоритными, увлекательными объектами, находящимися вокруг него. Чувственные процессы считаются областью эмоционального существования ребят, что заряжает и регулирует все без исключения психологические его функции. Чувственные образы и чувственный контроль считаются целью и продуктом воспитания.  Познание о чувственности, психологических особенностях человека позволяет нам судить о направлении личности. Эмоции считаются особыми индикаторами внутреннего состояния: они показывают, как успешно складывается то, собственно, что К.Д. Ушинский именовал «строем людской души». Эмоции и рефлексия их актуальны для приобретения человеком персонального навыка. Важная индивидуальность эмоций заключается в возможности к обобщению и коммуникации.  Вследствие этого чувственный навык человека значительно обширнее, чем навык его персональных переживаний. Он складывается в итоге психологических сопереживаний, образующихся в общении с другими людьми и способами искусства.  Эмоции являются важным фактором регулирования познавательных процессов, а также влияют на процессы воображения и фантазии, на развитие речи и мыслительные процессы. К примеру, эмоциональная окрашенность является главным условий, для непроизвольного внимание и запоминание.  Эмоции играют особую ориентирующую и регулирующую роль в деятельности, в которой они складываются. Когда взрослый дает ребенку поручение, он разъясняет, для чего оно производится, то есть мотивирует надобность работы. В прочем то, собственно, что выдвигает в качестве мотива взрослый, делается мотивом воздействия ребёнка. Как известно, с первых дней жизни ребенок встречается с разнообразием находящегося вокруг мира. Взрослые, всего лишь опекуны, только знакомят ребенок со всем тем, собственно, что его обрамляет, но всякий раз в той или же другой форме выражают свое отношение к вещам, действиям, появлениям с поддержкой интонаций, мимики, жестов, речи. Итогом подобной познавательной работы считается наблюдаемое уже в раннем детстве воплощенное, личное, избирательное отношение ребёнка к предметам, которые присутствуют вокруг него. Ребёнок внятно выделяет из находящейся вокруг среды, до этого всего, ближайших ему людей.  В знакомстве с разными качествами и свойствами вещей ребенок получает кое-какие идеалы отношений. Одни предметы, действуют для ребёнка и получают сигнал желанных, приятных ощущений, иные, напротив, отвергаются им. На протяжении детства ребенок вместе с переживаниями удовольствия переживает и состояние неудовлетворения.  Анализ литературы показывает, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей должно служить, в первую очередь, развитию гармонично сформированной личности. Единым из показателей предоставленной гармонии является определенное соответствие интеллектуального и психического формирования. Недооцениваем предоставленного обстоятельства, проводит к преувеличенному, одностороннему развитию какого-либо одного качества, чаще всего интеллекта, что, для начала, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а затем, не позволяет до конца уяснить роль сильных регуляторов поведения ребенка таких, как мотивы и эмоции. Развитие эмоциональной отзывчивости должно анализироваться и изучаться в качестве наиболее существенных, главных задач в воспитании и развитии дошкольников.  С помощью взрослого, ребенок способен установить контакт со сверстником и включиться в совместную деятельность, в рамках которой у него будут развиваться умения проявлять эмоции в соответствии с ситуацией. Это будет происходить на основе подражания действиям других детей. К тому же, не стоит забывать о том, ребенок будет чувствовать себя увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения, ведь доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе, а тем самым снижает чувство тревожности у детей по отношению к ситуациям общения со сверстниками.  В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и средств работы с детьми, соответствующих их психолого– возрастным и индивидуальным особенностям.

Форма взаимодействия педагога и ребенка – это способ организации их совместной деятельности.        В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы обучения.Индивидуальная формаобучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная   форма обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.   При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения. На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей. Например, прогулка, которая состоит из:

  –  наблюдений за природой, окружающей жизнью;

  –  подвижных игр;  

 –  труда в природе и на участке;  

 – самостоятельной игровой деятельности;

  – экскурсии; игры:  

 – сюжетно-ролевые;  

 –  дидактические игры;

  –  игры-драматизации;  

 – спортивные игры;  

 дежурство детей по столовой, на занятиях:  

 - труд:

- коллективный;

- хозяйственно-бытовой;

 - труд в уголке природы;

 - художественный труд;

  Развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера-досуги;  

 Рассмотрим более подробно развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Театрализованная деятельность, считается результативным средством развития эмоциональной отзывчивости старшего дошкольника, потому, что носит игровой характер, данная деятельность может увлечь ребенка, удовлетворить его потребность в энергичном действии, она обеспеченна возможностями для самоутверждения и самовыражения дошкольника, что особенно значительно при работе с дошкольниками.  Принимая участие в театрализованной деятельности, дошкольники могут познакомиться с общественным миром в полном его разнообразии через звуки, краски, образы, а, правильно сформулированные вопросы, заставят их думать, рассматривать, производить выводы и анализ предложенных ситуаций.

В процессе театрализованной деятельности, работая над выразительностью слов персонажей, личных высказываний малозаметно происходи активизация словаря дошкольника, улучшается звуковая культура речи.  Театрализованная деятельность санкционирует решение многих проблемных ситуаций от лица какого-нибудь театрального персонажа. Это поможет побороть застенчивость, которая связана с проблемами общения, нерешительностью. В данных играх дошкольник или педагог не являются функционирующим лицом, они формируют сценки, проводят роль театрального персонажа – плоскостного или объёмного. Они проживают спектакль за обозначенного персонажа, дети представляют его интонации, мимику. Пантомимика дошкольникасильно ограничена, потому, что ребенок функционирует малоподвижной или неподвижной театральной фигуркой, игрушкой из кукольного театра.  

Игровая деятельность, существенным средством формирования эмоциональной отзывчивости у дошкольников 6-7 лет, считается игра. Данное средство, помогает ребенку снимать несимпатичные или не разрешенные для личности дошкольника эмоционально насыщенные волнения. По ходу игры у ребенка может выработаться привычка быть сосредоточенной, думать независимо, у дошкольника воспитывается внимание, вырабатывается стремление к образованию. Увлекшись, дошкольники могут не заметить, что учатся. По ходу игры дошкольники запоминают, познают новое, проявляют находчивость в особенных обстоятельствах, повышают запас эмоциональных соображений, понятий, формируют фантазию. При этом пассивные дети не могут не включится в игру и с большой охотой, прилагают старание, чтобы не подвести друзей по игре.  

Т.Г. Неретина считает, что большинство игр имеет четыре главные черты:

 – свободная формирующая деятельность, какая строится только по желанию, для удовольствия от проведения самого процесса образовательной деятельности, а не от получения результата (процедурное удовольствие);

  – творческий, в значительной мере основан на импровизации, имеет энергичный характер в проведении игровой деятельности («поле творчества»);  

– эмоциональная возвышенность деятельности, чувство состязательности, соперничества, конкуренции, (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);  

– присутствие прямых или косвенных правил, какие могут отразить суть игры, аналитическую и преходящую последовательность ее формировании.  Соответственно, игра имеет возможность быть описана как сфера реализации личности ребенка, а также, как действительность формирующего процесса.  

Н.Ю. Борякова выделила такой развивающий потенциал игры:

 – в игре ребенок ощущает себя непринужденно, адекватно своей природе, т.к. природное состояние ребенка – это чувство инициатора своего развития;  – игра дает обширные возможности для воспитания и развития, так как ребенок находится в положении «наибольшей готовности» к тому;

 – игра предоставит существенные возможности для развития навыков планирования, саморегуляции, самооценки и самоконтроля;

 – игра разрешает уяснить и постигнуть себя, почувствовать дальнейшие перспективы перемен, соорудить новейшие технологии поведения, научиться по-иному относиться к окружающему миру и собственному я;

 – игра формирует существенные общественные навыки и умения, предрасположенность к эмпатии, объединения, решению конфликтов через сотрудничество, обучает ребенка возможности увидеть произошедшее обстоятельство глазами другого.  

Е.В. Вербовская советует включать в непосредственную образовательную деятельность детей сюжетно-ролевые игры, а также театрализованные игры и музыкальные игры с целью развития эмоциональной отзывчивости.  

Е.Е. Серебрякова утверждает, что инсценирование сказок, стихотворений или этюдов помогает детям отразить свой эмоциональный мир. Проигрывая роли, дошкольники пытаются изобразить эмоции героя при помощи жестов и мимики. К тому же в процессе театрализованных игр дети старшего дошкольного возраста учатся устанавливать причинно-следственные связи между эмоцией и ситуацией, в которой она проявляется.  Возможности игры подлинно колоссальны. Кроме коррекционной функции, игра располагает еще воспитывающим, формирующем, диагностической и лечебно–профилактической возможностью.  Игра – это волшебная палочка, при помощи которой возможно обучить дошкольника не столько писать, читать и считать, но и размышлять, творить, экспансивно проявлять себя. А основное – сохранить у дошкольников радость, жажду получать образование. Дидактические игры – один из самых действенных помощников в работе педагога.  Подвижные игры дают возможность расслабиться дошкольникам после наибольшей активности, увеличивают самоконтроль. А игры-имитации формируют пластику, вымысел, эмоциональность ребенка. Необходимо неизменно устремлять внимание на состояние дошкольников, их расположение духа. Особенно утром, когда дошкольник является в ДОО. Для того чтобы настраивать ребенка на весь грядущий день, важно понять суть его радости или огорчения, в этом может помочь «древо настроения», которое может «расти» в группе.  Музыкальная деятельность один из важных инструментов в работе с дошкольниками. Музыка может помочь в формировании эмоциональной отзывчивости, чувствительности, поможет снять напряжение. В музыкальных играх дошкольники могут проявить себя красочно, непринужденно и не столько в мимике и речи, а также и в движениях. Это крайне важно для дошкольников, потому, что многие дошкольники располагают определенными проблемами с мелкой, и общей моторикой.  В музыкотерапии возможно определить четыре важных направления воспитывающих воздействий:  

– экспансивное (эмоциональное) активирование в процессе вербальной психотерапии;

 –  регуляционное воздействие на психо-вегетативные процессы;

 – воспитание навыков межличностного общения;

 – увеличение эстетических потребностей.

 В группе, возможно, организовать, например, «Комнату радости». В данной комнате дошкольников ожидает что–то новое и увлекательное, поразительное и ошеломляющее. Можно в данной комнате расположить умные игрушки, мягкие кресла–зверьки для передышки и релаксации, «зеркальное окошко» для того, чтобы наблюдать за собой или своими одногруппниками или «уголок вседозволенности», в котором замочки, выключатели, розетки, возможно, употреблять в игре. В таком случае захочется быть и неуклюжим пандой, и веселым лисенком, и сердитым волком. Дети могут вытворять, предаваться мечтам и просто радоваться. В обобщенном виде методы и средства работы педагога по развитию эмоциональной отзывчивости представлены в таблице №1

                                                                                                  таблица №1

Компонент

Методы и средства

1

Мотивационный

Создание сюрпризного момента, игровая ситуация, новая игрушка

2

Социально-коммуникативный

Сюжетные игры, обыгрывание ситуации

3

Когнитивный

Эксперимент, опыт, беседа, составление рассказа, театральная постановка, коллективный пересказ сюжета.

4

Поведенческий

Подвижные игры, танцы групповые.

5

Оценочно- рефлексивный

Игровые ситуации, игры, сюжетные игры, постановки сценок.

Чтобы работа была продуктивнее и взаимодействие педагога с ребенком была плодотворной мы считаем, что   необходима  разработка  системы занятий  по развитию эмоциональной отзывчивости для работы с детьми педагогам. Для разработки   необходимо провести исследование, которое будет направлено на определение того, какие именно формы и средства были бы успешно применимы. Опыт работы с детьми свидетельствует, что многие проблемы, которые возникают в отношении между, педагогом и детьми в развитии эмоциональной отзывчивости это результат недостаточной компетенции педагогов в вопросах развития эмоциональной отзывчивости.  В таком случае необходима система работы по развитию эмоциональной отзывчивости. Таким образом, теоретический анализ форм, средств позволяет утверждать, что они направлены на развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.

          2.2 Развитие эмоциональной сферы детей посредством восприятия музыки в ходе формирующего эксперимента.

  Целью формирующего эксперимента стала разработка и апробация комплекса занятий, направленного на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.)

Задачи формирующего эксперимента:

1) разработать комплекс занятий, направленных на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.).

2) апробировать разработанный нами комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.

При организации формирующего эксперимента мы опирались на программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», пособие И.О. Карелиной «Эмоциональное развитие детей», методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста М.В. Корепановой и Е.В. Харламповой «Познаю себя», Г.А. Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».

Наше исследование проходило в Нижнем Новгороде  в МБДОУ – Детский сад 440 «СКАЗКА».

В экспериментальном исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Для изучения предмета исследования были выбраны следующие методики:

1.Методика определения формы общения ребенка со взрослым М.И.Лисиной.

2.Методика выявления коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками «Картинки» Е.О.Смирновой, Е.А.Калягиной.

   Развивать эмоциональную сферу детей экспериментальной группы мы решили в процессе восприятия музыки, что определено темой исследования. Учитывая, что восприятие музыки идет через эмоции и  не эмоциональным путем нельзя постичь содержание музыкального произведения, мы организовали музыкальную деятельность так, чтобы она вызывала у детей эмоциональное отношение к ней. Восприятие музыки должно вызывать у детей сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождать ассоциации. Процесс восприятия музыки позволяет ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания.

Нами был разработан комплекс из 10 занятий.

На занятиях дети переживали эмоциональные состояния, вербализовали собственные переживания, знакомились со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивалась способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности. В ходе занятий детям предлагалось прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Внимание детей акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково. Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей мы использовали произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года», Л.В. Бетховена, Р. Шумана, В. Шаинского и др. Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю. Музыкальные произведения сопровождали ребенка в течение всего времени пребывания в детском саду. В своей работе по развитию у детей эмоциональной сферы мы использовали художественной слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогали ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения. Мы старались как можно чаще обращаться к опыту детей при обсуждении различных ситуаций. Так как процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд, то в музыкальный репертуар мы включили мажорные произведения как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Эти музыкальные произведения звучали в ходе организации всего педагогического процесса. Например, во время утреннего приема детей (7ч30м-8.00ч), мы включали радостную и спокойную музыку (В.А.Моцарт «Турецкое рондо», П.И.Чайковский «Вальс цветов»), с 8ч40м до 9.00ч во время настроя на занятия, фоновой музыкой были произведения В.Моцарта «Маленькая ночная серенада», Д.Шастаковича «Прелюдия и фуга фа минор», с 12ч20м до 12ч40м подготавливаясь ко сну ребятам была предоставлена умиротворяющая, нежная музыка А.Лядова «Музыкальная табакерка», К.Сен-Санса «Лебедь», и во время подъема с 15.00ч до 15ч15м звучала спокойная, оптимистично-просветленная музыка. Мелодии, пьесы, которые слушали дети, давали им спектр положительных эмоций, ощущений, влияющих на их настроение. Работа по развитию эмоциональной сферы у детей посредством восприятия музыки проводилась не только на специально организованных занятиях, но и на других занятиях и в самостоятельной деятельности ребенка. Особой продуктивной деятельностью детей отмечались моменты непосредственной совместной деятельности, которые проходили под музыку Шопена «Песнь ангелов», ребята проявляли больше творчества в своих работах.

Так как в период дошкольного детства огромная роль принадлежит игровой деятельности детей, мы подобрали и проводили с детьми музыкально-дидактические игры, во второй половине дня пребывания детей в детском саду. Проведение этих игр способствовало обогащению словаря детей новыми словами-определениями, выражающими образно-эмоциональное содержание музыки, развитию эмоциональной восприимчивости, умению детей определять настроение музыкального произведения и подбирать подходящий цвет для определённого эмоционального состояния.

Воспитателями группы была создана музыкальная зона для слушания музыки, которая содержала музыкальный центр, кассеты и диски с записью музыкальных произведений, портреты известных композиторов, хорошо иллюстрированные детские книги, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин.

После организации музыкальной зоны с детьми была проведена беседа на тему «Что нового появилось у нас в группе?», настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности.

Для определения эмоционального состояния ребенка нами была создана фонотека музыкальных произведений. Выбирая из фонотеки музыкальное произведение ребенок мог «сообщить» педагогу о своем эмоциональном состоянии.

Очень важная форма эмоционального обогащения маленького слушателя – концерты. В рамках празднования «Масленицы» детьми был подготовлен и показан концерт «Как мы зиму провожали и весну встречали», который наполнил впечатления детей положительными эмоциями, создал приподнятое, праздничное настроение.

  В процессе формирующего эксперимента мы наладили сотрудничество с Павловской  детской музыкальной школой. Была проведена встреча на базе детского сада с ансамблем скрипачей, дети этого ансамбля являются лауреатами различных конкурсов и  фестивалей. Дошкольники эмоционально, бурно реагировали на исполнение музыкальных произведений ансамблем школы искусств, с интересом разглядывали музыкальные инструменты скрипачей. Во время звучания музыки некоторые дети придумывали и показывали какие-либо движения в зависимости от проявления эмоций на характер музыки (укачивание, жесты, мимические действия глазами).

  Вся работа по развитию эмоциональной сферы посредством восприятия музыки проходила в тесном контакте музыкального руководителя с воспитателем, касаясь всех видов музыкальной деятельности. В рамках темы мы наладили сотрудничество с воспитателями и родителями: разработана памятка для родителей. Родителям были даны практические рекомендации по использованию музыкальных произведений дома для развития эмоциональной сферы своих детей.

Реализация подхода к развитию эмоциональной сферы посредством восприятия музыки требовала поддержки со стороны родителей. Знакомство родителей на консультациях, с различной наглядной информацией, с теоретическими и методическими вопросами развития эмоциональной сферы посредством восприятия музыки способствовало зарождению у родителей интереса к данной проблеме. Родители привлекались к изготовлению атрибутов, масок, костюмов для праздников и, конечно же, присутствовали при проведении самих праздников. Развивая эмоциональную сферу, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками мы объединили усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни детей и в детском саду, и дома.

Специально организованное общение, способствовало структурированию эмоционального мира ребенка, а специально созданные условия – появлению разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения с помощью движений, голосовых реакций, мимики слова.

Ценные те моменты, когда в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок сосредотачивал свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминал событие со всеми деталями и нюансами.

  Таким образом, анализируя проделанную работу можно сделать вывод о том, что построенная система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки, с использованием программных и современных произведений, привела к тому, что эмоциональная отзывчивость ребенка на музыку приобрела новое качество – она стала результатом.

                                           Выводы

Подводя итоги по второй главе, которая была посвящена экспериментальному исследованию по проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки, нами  был зафиксирован тот факт, что среди испытуемых экспериментальной группы не наблюдалось равнодушных детей, ситуация общения с миром музыки вызывала наслаждение, создавая эмоциональный комфорт.

  Дети, эмоциональная отзывчивость которых были отнесены к высокому уровню, свободно высказывали свои суждения, давали эстетические оценки, в которых широко использовались образные сравнения, метафоры («Я как будто побывал в сказке, где добрые светлые силы победили злых мрачных злодеев», «Музыка звучала как солнце, от нее становилось тепло», «Мне кажется, что я плыву на лодочке»).

Дети делились своими эмоциональными переживаниями, возникшими ассоциациями. По сравнению с констатирующим экспериментом ассоциации детей относились не только к личному жизненному опыту, но и связывались с воображаемыми ситуациями, которые появлялись под влиянием созвучия мелодии и цвета. «Мне представилось, что я кружусь в небе, в каком-то сиреневом облаке, и там так красиво!», «Я увидела как будто в саду распускаются розовые и белые розы»). Разнообразные ассоциации, вызванные эмоциональными переживаниями детей, указывают на взаимосвязь центра эмоциональной активности с другими центрами головного мозга, что может быть использовано для активизации проявлений ребенка в процессе обучения, для повышения эффективности образовательного процесса в целом. Также, дети стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами выразительности и эмоциональным настроением, что свидетельствует о понимании основных художественных закономерностей. Дети проявления эмоций соотносили с собственными переживаниями, что говорит о личностной значимости произведений для ребенка. Помимо ориентированности на собственные чувства, эти дети выделяли социальную значимость произведений. Для ребят был характерен перенос испытываемых эмоций в процессе общения с произведениями в различные виды деятельности. Наиболее распространенным было рисование. Ребята с экспериментальной группы уже сами просили воспитателей «Включите нам музыку, мы будем рисовать». Дети самостоятельно выбирали для себя в повседневной жизнедеятельности занятие изобразительной деятельностью, что является показателем поиска способов и форм самовыражения. В рисунках дети отображали не только определенный сюжет, но и передавали свое настроение. Для этого использовали в основном цвет как ведущее эмоциональное средство. Надо отметить, что в цветовом решении рисунки отличались разнообразием палитры используемых красок. Некоторые дети отображали собственное эмоциональное состояние только посредством цвета, что свидетельствует о выделении детьми данных средств выразительности для изображения переживаний, о творческом характере детской деятельности. Ребята, эмоциональные проявления которых соответствовали среднему уровню, были сдержаннее во внешнем выражении эмоциональных переживаний. Это объясняется индивидуально-типологическими особенностями данных детей. Но по сравнению с результатами констатирующего эксперимента эмоции стали содержательнее и разнообразнее по форме. Заинтересованность, любопытство, также были присущи дошкольникам, но детей в большей степени интересовала эмоциональная сторона произведений. Дети высказывали предположения, что происходило или, что способствовало созданию конкретного произведения, причем акцент делался на переживания композитора. Именно этот момент, по мнению детей, определял настроение воспринимаемого произведения. Мимическая экспрессия, выразительные движения детей свидетельствовали об эмоциональном отношении к предложенным произведениям.

Помимо названных эмоциональных состояний для детей было характерно состояние удовольствия, радости от общения с произведениями, со сверстниками и педагогом.

  Дети, отнесенные к данному уровню, на констатирующем этапе исследования проявляли эмоциональную отзывчивость, соответствующую низкому уровню. Это свидетельствует о динамике эмоциональных переживаний детей, об обогащении эмоций в процессе общения ребенка с музыкой. Выделенные изменения в проявлении эмоций детей обусловлены ценностным содержанием и разнообразными формами специально-организованной деятельности педагога и детей на основе различных сочетаний музыкальных произведений. Следовательно, при создании соответствующих условий, возможно, обеспечение эффективного развития эмоций и чувств.

  Полученные результаты в ходе контрольного эксперимента дают основание выделить положительную динамику изменений проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста (от любопытства и заинтересованности к эстетическому наслаждению и свободному творческому самовыражению). Также подтверждается эффективность обозначенных педагогических условий. Характер проявления эмоциональной отзывчивости свидетельствует о духовном развитии дошкольников, что определяет возможности такого педагогического средства как музыка.

Таким образом, разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе восприятия музыки достаточно эффективен.


                                     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении необходимо отметить, что в настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Таким образом, проблема изучения педагогических основ эмоционального развития дошкольника является достаточно актуальной.

   Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает искусство. Влияние искусства на уровень развития эмоционально-эстетического сопереживания отражено в работах Л.С. Выготского, С.М. Каргапольцева, Б.М. Йеменского, В.Г. Ражникова, Б.П. Юсова и др.). Музыка, как самый эмоциональный вид искусства, развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, А.Г. Костюк, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.Д. Остроменский, В.И. Петрушин, Г.С Тарасов, Б.М. Теплов и др.). Итак, воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.

Наша работа была ориентирована на развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.

В связи с поставленной целью в первой части   работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализированы особенности использования музыкальных занятий в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста и изучена методика ознакомления с музыкой детей дошкольного возраста.

  Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития эмоций в психологических исследованиях в деятельностном, поведенческом и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить важность и значимость эмоций в жизни ребенка.

Анализ теоретических положений и методических выводов первой части позволил провести исследование. Исследовательская работа по проблеме развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения состояла из начального и заключительного этапов.

Анализ результатов заключительного этапа показал, что у детей произошли позитивные изменения в эмоциях, наиболее ярко выразившиеся в эмоционально-эстетической окрашенности речевых проявлений, в экспрессии и разнообразии при использовании цвето-ритмических и музыкально-ладовых средств выразительности. Исчезла дисгармония между мимикой лица, движением рук ребенка, оценкой воспринимаемых произведений и выражением собственных эмоциональных отношений.

Исследование позволило установить динамику развития проявления эмоциональной отзывчивости у детей экспериментальной группы от эмоционального интереса, выразившегося в любопытстве, любознательности, к эстетическому сопереживанию и наслаждению, к активному проявлению эстетических оценок и суждений, к свободному и творческому самовыражению своего эмоционального состояния через музыкальную импровизацию, игру и т.п.

   Таким образом, проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Исследование подтвердило, что значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами восприятия музыки.

  Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка педагоги дошкольной организации должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки, ведь в отличии от других видов искусства музыка отражает настроение и состояние человека, которое у него возникает при восприятии окружающего мира. Главная функциональная роль музыки, передать эти душевные состояния человека слушателям и самим исполнителям. Поэтому при формировании музыкальных образов, очень трудно передать ребенку неуловимые, не имеющие наглядной формы духовные движения.

  Таким образом, гипотеза о том, что развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста будет более успешным при творческом подходе к   системе занятий,   подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Разумеется, данное исследование не является достаточно полным и глубоким, в связи с малым сроком проведения исследовательской работы по рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, может оказать значительную помощь педагогам в развитии эмоциональной сферы дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности музыкального руководителя в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп вп...

Описание опыта работы по теме "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальному фольклору"

     Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера.  Одна из ценностей дошкольного...

Тема: «Музыкальный репертуар как средство развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке».

Влияние музыкального репертуара на процесс развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников к музыке....

Опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы»

В реалиях современного мира дети становятся более чёрствыми, не откликаются и не сопереживают. В связи с этим представлен опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старше...

Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников через музыку и музыкальную деятельность.

Статья о развитии эмоциональной отзывчивости у дошкольников...

Опыт работы "Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников посредством народной песни"

Учеными доказано, что чем богаче эмоции у детей дошкольного возраста, тем разнообразнее музыкальные представления, которые она вызывает, тем ярче впечатления от музыки. Важную роль играют не толькокла...