«Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников»
статья

Шайхуллина Айсылу Рашитовна

Педагогическая статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шайхуллина А.Р., старший воспитатель

муниципального автономного

дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад

общеразвивающего вида №66»

Нижнекамского муниципального

района Республики Татарстан

Педагогическая статья с описанием опыта работы по теме

«Опытно-исследовательская деятельность

в познавательном развитии дошкольников»

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.

ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» на формирование у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О.В. Дыбина, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева). Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие изучаемого материала по ознакомлению с природными явлениями. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, инновационные технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Задача педагогов ДОО раскрыть потенциал будущей личности, увидеть таланты ребенка и помочь их развить. Главное, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

В реализации познавательно-исследовательской деятельности выделяются три основных направления:

  1. Анализ условий для организации исследовательской деятельности, определение уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста.
  2. Совершенствование методической работы, эффективное оснащение развивающей предметно-пространственной среды в группах и кабинетах.
  3. Вовлечение родителей в исследовательскую деятельность и распространение опыта работы среди педагогов.

Главной целью работы в реализации опытно-исследовательской деятельности является повышение качества познавательного развития дошкольников.

Задачи:

1. Создание условий для развития и поддержки педагогами и родителями детской инициативы, творческого потенциала и самостоятельности каждого ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.

2. Развитие познавательных интересов и активности детей, обогащение представлений воспитанников об окружающем мире.

3. Социально-личностное развитие каждого ребёнка (развитие наблюдательности, любознательности и познавательной мотивации, самостоятельности, элементарного самоконтроля своей деятельности).

4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в процессе реализации ФГОС ДО через систему методических мероприятий.

5. Повышение педагогической культуры родителей по развитию познавательной активности дошкольников в процессе детского исследования в ДОО и семье.

Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает взаимодействие с педагогами, детьми и их родителями. Познакомимся подробнее с каждым направлением деятельности.

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов

Педагоги дошкольной образовательной организации строят учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий его мир, умел устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на нее, как растения связаны с воздухом и водой и т.д.) и что самое главное, мог применить полученные знания в своей практической деятельности. В большей степени этому способствуют специально созданные воспитателем проблемные ситуации и обучающие игры.

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов, целесообразно проводить различные мероприятия, направленные на сплочение и тесное взаимодействия всего коллектива ДОО. Так, эффективными могут быть педагогические советы «Проектно- исследовательская деятельность в формировании положительного отношения ребенка к природе», «Познавательно-исследовательская деятельность детей в ДОО», обучающие семинары-практикумы «Познавательное развитие детей через инновационные технологии», при подготовке к которым можно провести смотр-конкурс дидактических игр и пособий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми. Благодаря таким мероприятиям, педагоги смогут совершенствоваться в своем творческом подходе к изготовлению пособий, игрового, обучающего материала, а это является прекрасным стимулом для развития самостоятельности и инициативы дошкольников в познании окружающего мира.

Особенную практическую значимость имеют мастер-классы, открытые занятия по ознакомлению с явлениями живой и неживой природы, например, «Сундучок загадок», «Тонет – не тонет», «Удивительные свойства песка», «Молочные реки», «Удивительные свойства воздуха». Интересны и полезны опыты с использованием микроскопов, кинетического песка, цветной воды и льда и т.д. В ходе открытых показов воспитатели имеют возможность презентовать свои наработки, игры перед своими коллегами и перенять опыт работы для дальнейшей своей деятельности с воспитанниками.

2. Воспитательно-образовательная деятельность с детьми

В целях организации эффективной работы с детьми, педагогам желательно выяснить уровень знаний, умений и навыков воспитанников для реализации опытно-экспериментальной деятельности. На ее основе можно определить показатели уровня овладения дошкольниками познавательно-исследовательской деятельности, наметить пути и способы оказания помощи детям, с опорой на знание индивидуальных способностей и интересов каждого ребенка. По результатам наблюдений воспитатели могут разработать план работы по внедрению познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс.

Ни одну детскую деятельность невозможно успешно реализовать без создания в группе условий, способствующих проявлению познавательного интереса каждого ребенка. Для качественного проведения опытно-исследовательской деятельности важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Мини-центры экспериментирования, где в свободном доступе располагаются материалы для экспериментов (для воспроизведения, самостоятельного варьирования), исследовательские наборы, макеты, позволяют воспитанникам путем проб и ошибок находить решения по изучаемым темам. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. «Работа» вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества. А эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Итоговыми мероприятиями могут стать праздники и развлечения «Где можно найти свое отражение», «Солнышко смеется, а сосульки плачут», «Огород на окне», «Праздник мыльных пузырей», каждая из которых имеет свою познавательную значимость.

Таким образом, специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам познать многообразие окружающего мира, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и полезным, поддерживая интерес ребенка к новым открытиям.

3. Партнерские взаимоотношения с родителями

Известно, что ни одну воспитательно-образовательную задачу нельзя успешно решить без взаимодействия и взаимопонимания между родителями и педагогами. Родителям интересны предлагаемые опыты с детьми в домашних условиях, связанные с изучаемым в детском саду материалом и соответствующие возрастной категории воспитанников.

Чтобы заинтересовать родителей содержательным общением с собственным ребенком вне стен детского сада, в родительском уголке можно оформить уголок «Поэкспериментируем!», «Мои открытия», где раскрываются различные формы проведения совместных опытов с детьми. Очень интересны и полезны вечера совместного творчества, мастер-классы с родителями по проведению опытов в семье, в ходе которых мамы и папы учатся использовать домашние подручные материалы, вещества для решения поставленной проблемы. Положителен опыт семей воспитанников по изготовлению бумаги, исследованию теста, растений, ознакомлению детей с изготовлением мыла и т.д. Как показывает опыт, совместные исследовательские проекты отличаются оригинальностью подачи материала, выдумкой, творческим подходом.

Согласованная и целенаправленная деятельность педагогов по применению исследовательской и экспериментальной деятельности в ДОО, позволяет достичь определенных результатов: 

- материально-техническая база для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников соответствует требованиям ФГОС;

- систематизирована работа методической службы ДОО по развитию экспериментальной деятельности;

- качественно организована система повышения квалификации педагогов, позволяющая значительно увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность по организации исследовательской деятельности дошкольников;

- популяризирована экспериментальная и исследовательская деятельности среди семей воспитанников.

Таким образом, реализация системы работы по формированию поисково-исследовательской деятельности детей позволяет научить детей видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; анализировать объект; выдвигать гипотезы; делать выводы. Но достижение такого результата возможно только в случае взаимодействия всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Список использованной литературы

1. Баландина Т. Б. Организация работы по экспериментированию в ДОУ//Дошкольная педагогика. 2012. – № 10. С.15–16.

2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой., 2020.

3. Деркунская В. А. Игры – эксперименты с дошкольниками/ Центр педагогического образования, 2012. – 134 с.

4. Дыбина О. В. Ребёнок в мире поиска // Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста – М.: ТЦ СФЕРА. – 2005. – 94 с.

5. Емельянова М. С. Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» //Детский сад от А до Я. – 2006. –№ 2. С. 36–37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

«ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

Доклад к педсовету на тему: "Опытно – исследовательская работа в экологическом воспитании дошкольников

Доклад к педсовету на тему:      "Опытно – исследовательская работа в экологическом воспитании дошкольников...

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников...

Статья «Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников способствует тому, что у дошкольников  формируются  различные интеллектуальные умения, очен...

Опытно-исследовательский проект по теме: «Развитие детского изобразительного творчества с помощью знакомства с нетрадиционной техникой рисования на различных жидкостях» 2020 год

    Работая в коррекционной группе, с дошкольниками с нарушением зрения постоянно сталкиваемся  с тем, что дети с патологией зрения испытывают определенные трудности. Наблюдается...