Речевое развитие дошкольников как важнейшая образовательная область ФГОС ДО
статья (младшая группа)

Рудакова Анжела Александровна

Речевое развитие – это одна из важнейших образовательных областей ФГОС ДО. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Однако полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников как важнейшая образовательная область ФГОС ДО

Речевое развитие – это одна из важнейших образовательных областей ФГОС ДО. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Однако полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Вопросы для обсуждения:

  1. Речевое развитие дошкольников: основные задачи, направления и методы работы.
  2. Специфика работы по речевому развитию дошкольников разных возрастных групп.

Речевое развитие дошкольников: основные задачи, направления и методы работы.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

Речь – это процесс общения, который возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей. Речь является одним из показателей развития ребенка. Она реализует несколько его потребностей: коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определяет, что речевое развитие должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности наряду с другими структурными единицами: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития по ФГОС ДО:

  1. овладение речью как средством общения и культуры;
  2. обогащение активного словаря;
  3. развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  4. развитие речевого творчества;
  5. знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  6. развитие фонематического слуха;
  7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Решение данных задач опирается на принципы развития речи.

1) Взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития. Базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением.

2) Коммуникативно - деятельностный подход к развитию речи. Основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду – развития речи как средства общения и познания – и указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку.

3) Развитие языкового чутья. Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности.

4) Формирование элементарного осознания явлений языка. Основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания.

5) Взаимосвязь работы над различными сторонами речи. Состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.

6)  Обогащение мотивации речевой деятельности. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.

7) Обеспечение активной языковой практики. Язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи.

Если одна из важных задач воспитания и обучения в детском саду – развитие речи, обучение родному языку, то она состоит из ряда частных задач: формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи (диалогической и монологической), формирование элементарного осознания явлений языка и речи, воспитание интереса и любви к художественному слову.

Остановимся кратко на характеристике каждой задачи, которые также называют направлениями речевого развития.

  1. Развитие словаря. В общей системе работы по развитию речи в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Овладение детьми дошкольного возраста словарным запасом родного языка составляет основу их речевого развития. Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Она тесно связана с познавательным развитием детей. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Развитие словаря дошкольников в детском саду предполагает работу над словом как единицей языка, в частности над многозначностью слова. Раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в формировании точности словоупотребления. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
  2. Воспитание звуковой культуры речи. Овладение звуковой системой языка, по мнению Д.Б. Эльконина, представляет собой основу становления речи ребенка и «включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи». Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает педагог. Он помогает детям дошкольного возраста овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, педагог должен решать следующие задачи: воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты; формировать произносительную сторону речи; развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка; воспитывать интонационную выразительность речи. Обучение детей интонационному рисунку высказывания направлено на развитие умения передавать не только смысловое значение высказывания, но и его эмоциональные особенности.
  3. Формирование грамматического строя речи. Эта задача предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В учреждении дошкольного образования создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.
  4. Развитие связной речи. Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком, и наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. Развитие связной речи включает развитие двух ее форм: диалогической и монологической речи.

Основной формой общения детей дошкольного возраста является диалогическая речь. Формирование диалогической речи ребенка направлено на развитие навыков и умений вести диалог, слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога.

Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его. В уровне развития связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны.

  1. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля над речью. Работа по формированию элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. Осознание явлений языка и речи осуществляется при обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха, в процессе словарной работы. Детям предлагают вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов (слова с противоположным значением), синонимов (слова, близкие по значению), отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений. Употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук» позволяет сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука.
  2. Воспитание у детей интереса и любви к художественному слову. В процессе ознакомления детей с художественной литературой педагог формирует у детей дошкольного возраста такие элементарные умения, как слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети овладевают умением, пересказывать небольшие художественные тексты, запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. У дошкольников обогащается словарь, развивается образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, формируются эстетические и нравственные понятия. Вычленение задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Методы развития речи включают:

  • наглядные – непосредственное наблюдение и его разновидности: наблюдения в природе, экскурсии; опосредованное наблюдение – рассматривание игрушек и картин, рассказывание по картинам и игрушкам;
  • словесные – чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал;
  • практические – дидактические игры и упражнения, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, хороводные игры.

Важнейшим средством развития речи является общение. Общение – взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общением также называют сложный и многогранный феномен жизнедеятельности человека, выступающий одновременно как процесс взаимодействия людей; информационный процесс (обмен информацией, деятельностью, ее результатами, опытом); средство и условие передачи и усвоения социального опыта; отношение людей друг к другу; процесс взаимовлияния людей друг на друга; сопереживание и взаимопонимание людей.

В дошкольной образовательной организации имеется широкий арсенал средств развития речи:

  1. общение взрослых и детей;
  2. культурная языковая среда;
  3. обучение родной речи на занятиях;
  4. художественная литература;
  5. изобразительное искусство, музыка, театр;
  6. занятия по другим разделам образовательной программы дошкольного образования.

В дошкольном детстве последовательно возникают и сменяются несколько форм общения детей со взрослым: ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная), ситуативно-деловая (предметно-действенная), внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.

Таким образом, речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Специфика работы по речевому развитию дошкольников разных возрастных групп.

С каким речевым багажом дети раннего возраста входят в дошкольный период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь в 3-4 года еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

В этом возрасте формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка. Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3 лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

К 5 годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам. Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели.

Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста.

3-4 года (Словарный запас до 1900 слов). Речь ситуативна, с использованием неопределенных форм «там», «такой».

Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные «этот», «тот»).

Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже – Л, К, Г. Заменяет шипящие на свистящие.

4-5,5 лет (2000-2500 слов). Расширяет использование прилагательных.

Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова.

Использует уменьшительные суффиксы.

Использует союзы А И, НО, а также подчиненные «что», «когда», «потому что».

Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий.

Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р.

5,5-7 лет (до 4000 слов). Речь связная и развернутая.

Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом.

Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов.

Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов.

Звукопроизношение должно быть правильным.

Конкретные методы и приемы работы с целью развития речи с детьми каждой возрастной группы представлены далее.

Ранний возраст.

Методы развития речи:

  • Словесные методы: чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности
  • Звукоподражание
  • Задания-поручения
  • Игры-инсценировки

Приемы развития речи:

  • Внимательно и заинтересованно выслушивать детей.
  • Много говорить самому.
  • Вовлекать детей в разговор на определенную тему.
  • Помогать им вступать в речевой контакт со
  • взрослыми и сверстниками.
  • Проговаривание изолированного звука.
  • Произнесение несложных звукоподражательных слов.
  • Отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова).
  • Закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.

Младшая группа.

Методы развития речи:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

Приемы развития речи:

  • Педагог – образец речевой культуры.
  • Речевое сопровождение практической деятельности.
  • Составление рассказа.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Использование на занятиях игрушек.

Средняя группа.

Методы развития речи:

  • Метод имитации
  • Метод разговора (вопросов и ответов, беседы)
  • Метод рассказывания (сочинения)

Приемы развития речи:

  • Наблюдение за реальным предметом при ознакомлении с окружающим.
  • Опора на иллюстрации.
  • Игры: предметная, сюжетная (ролевая, «режиссерская», драматизация), подвижная, дидактическая.
  • Опора на словесный образец.
  • Постановка различных вопросов-заданий.

Старшая группа.

Метод развития речи: Наглядный.

Приемы развития речи: Показ картин, картинки, игрушки, действия, движения, использование технических средств обучения.

Метод развития речи: Словесный.

Приемы развития речи: Речевой образец, повторение, объяснение, словесные упражнения, вопросы (поисковые, репродуктивные, обобщающие, прямые, наводящие), оценка детской речи.

Метод развития речи: Практический.

Приемы развития речи: Игровой характер.

Подготовительная к школе группа.

Метод развития речи: Наглядный.

Приемы развития речи: Показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Метод развития речи: Словесный, практический.

Приемы развития речи: Упражнения, игры и моделирование.

Использование перечисленных приемов и методов позволяет решать поставленные задачи во многих направлениях развития речи в разных возрастных группах. Например, в младшем дошкольном возрасте в направлении развития свободного общения с взрослыми и детьми решатся задачи:

  1. Развивать речь, как средство общения.
  2. Выполнение детьми разнообразных поручений, дающих им возможность общаться со сверстниками и взрослыми.
  3. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение всеми доступными средствами.
  4. Поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями.
  5. Побуждать к внеситуативному общению на близкие ребенку темы.

В среднем дошкольном возрасте:

  1. Помогать налаживать общение с взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации.
  2. Создавать условия игрового взаимодействия в коллективных играх со сверстниками.
  3. Развивать любознательность.
  4. Формировать умение выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.

В старшем дошкольном возрасте:

  1. Продолжать развивать речь, как средство общения.
  2. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
  3. Поощрять попытки делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.
  4. Формировать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.

В подготовительной группе:

  1. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников.
  2. Содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
  3. Поддерживать интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве, играх со звуками и рифмами, своеобразном экспериментировании со словами, в вопросах об их звучании и значении, догадках, толковании смысла слова.
  4. Развивать элементарное осознание языковой действительности.
  5. Знакомить детей с терминами «звук», «слово», «предложение».

Задачи формирования звуковой аналитико-синтетической активности начинают решаться в старшем дошкольном возрасте.

Старший дошкольный возраст:

  • Формировать предпосылки грамотности, используя возможности разных видов детской деятельности.
  • Учить детей проводить звуковой анализ слова на основе усвоенного в средней группе интонационного выделения звука в нем.
  • Ввести понятия «гласный звук», «твердый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки».
  • Познакомить детей с соответствующими знаковыми изображениями этих звуков (например, использование фишек красного, синего и зеленого цвета и т.д.) и научить их пользоваться этими знаками при проведении звукового анализа слов.
  • Познакомить со всеми гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков, с некоторыми согласными.

Подготовительная к школе группа:

  • Формировать представления о предложении.
  • Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
  • Формировать умение составлять слова из слогов.
  • Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на части.
  • Формировать умение выделять последовательность звуков в простых словах.

Таким образом, речевое развитие – это одна из важнейших образовательных областей ФГОС ДО. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Однако полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей невозможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.

Своевременное и полноценное формирование речи ребенка – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности. Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи. Она отразится на общем эмоциональном и физическом развитии ребенка. Развитию речи благоприятствует разнообразие форм общения ребенка со взрослым. Большое значение для развития речи имеет общая активность ребенка, действия с окружающими его предметами, игрушками и повышенный интерес ко всему окружающему и в первую очередь к окружающим взрослым. Поэтому развитие речи – одно из важнейших направлений работы педагогического коллектива, которое обеспечивает своевременное развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие - важнейшая образовательная область ФГОС ДО.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельн...

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Коммуникация» Непосредственно – образовательная область «Развитие речи»

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Коммуникация»Непосредственно – образовательная область &l...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Итоговое занятие по развитию речи (Образовательная область «Речевое развитие») и по математике (Образовательная область «Познавательное развитие») в средней группе.

Цель занятия - Выявить уровень сформированности знаний, умений и представлений детей, полученных ими в течение учебного года и закрепить их....

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей. Тема: «Не играй с огнем». Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в старшей группе.

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей.Тема: «Не играй с огнем»....