Воспитательно-образовательный проект "Бабушкины сказки"
проект (старшая группа)

Осетрова Наталья Рафиковна

Нашу группу посещают воспитанники с задержкой психического развития. В процессе наблюдения за ребятами мы заметили пониженную эмоциональность, недостаточный уровень эмпатии. Развитие позитивной социальной позиции не проявляется. Мы считаем, что участие детей в проектной деятельности, в непосредственном контакте с социумом, несёт  большую пользу в развитии активной позиции. Проект "Бабушкины сказки" способствует сближению детсковзрослого коллектива, непосредственное включение в совместную деятельность всех участников образовательного процесса. Помогает развить у детей индивидуальность. самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_babushkiny_skazki_1_1.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

«МЕТОДИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

НОМИНАЦИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

«БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

                                                                                                                     РАЗРАБОТАЛИ:

                                                                                                                 Осетрова Н.Р.,

                                                                                                             воспитатель

                                                                                                              Гарцук С.В.,

                                                                                                             воспитатель

                                                                                                                Якимова С.А.,

                                                                                                              музыкальный

                                                                                                               руководитель,

                                                                                                     МБДОУ

                                                                                                    д/с №32

                                                                                                       «Айболит»

г. Усть–Илимск - 2023

      Актуальность проекта: В настоящее время молодые семьи и старшее поколение зачастую проживают территориально отдалено друг от друга. Вследствие этого, дети испытывают дефицит общения с бабушками и дедушками, которые все меньше и меньше принимают участие в воспитании внуков, зачастую не всегда передают свой опыт, делятся сведениями о своей биографии, истории семьи, рода. Конечно, в дошкольном учреждении планируются тематические недели, посвещеённые семье, праздники и развлечения. Мы считаем. что этой работы недостаточно. По этому и родилась идея создать социально ориетированный проек, который позволит нам повысить социальную активность детей.

Нашу группу посещают воспитанники с задержкой психического развития. В процессе наблюдения за ребятами мы заметили пониженную эмоциональность, недостаточный уровень эмпатии. Развитие позитивной социальной позиции не проявляется. Мы считаем, что участие детей в проектной деятельности, в непосредственном контакте с социумом, несёт  большую пользу в развитии активной позиции.

          Цель проекта: Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению, как к уважаемым членам общества, носителям традиций, через приобщение их к активному сотрудничеству, разъяснение дошкольникам значения мудрости и доброты пожилого человека.

     Задачи:

Обучающая:

-совершенствовать сознание детей при ориентировке в различении социальных ролей и межличностных отношениях.

Развивающая:

- расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями. Развивать стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением.

Воспитательная:

- воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Поощрять стремление ребенка   совершать добрые поступки.

      Технологии: в основу проекта легли технологии проектной деятельности, которые позволили нам обогатить социально - личностный опыт детей посредством включения в сферу межличностного взаимодействия. 

В работе над проектом мы использовали технологию Е.Рылеевой "Мы вместе", ориентированную на развитие навыков сотрудничества, адекватной самооценки и личностного развития. Для объединения усилий в развитии гражданской позиции у детей, включения родителей в работу над реализацией проекта, мы использовали элементы технологии Н.П. Гришаевой «Социальная акция».

      Методы:

Практический метод

Участие воспитанников в совместной детско-взрослой деятельности в рамках проекта позволило нам обогатить личный опыт детей, сблизить их с представителями старшего поколения. Дети проявляли неподдельный интерес и активность в ходе социальных акций.  В ходе марафона "Ты словечко. я словечко", они помогали своим бабушкам рассказывать сказки. Демонстрировали поделки, сделанные руками бабушек.

Словесный метод

В процессе реализации проекта мы провели беседы на темы "Нет милей дружка, чем родная бабушка", "Во что играли наши бабушки, когда были маленькие". Беседуя с детьми на эти темы, мы выяснили, какими   представлениями обладают ребята, рассказывая о своих родственниках. Нами использовались  словесные игры "Бабушка - какая она", "Ласковые слова".

Разучивание стихов и загадывание загадок по теме проекта были направлены на развитие памяти и логического мышления детей.

Метод воображаемой ситуации

Используя метод воображаемой ситуации, мы с ребятами моделировали моменты, в которых могут оказаться наши родственники и что мы можем сделать, как им помочь. Предлагаемые детям ситуации "Бабушка заболела", "Как развеселить и порадовать бабушку", "У моей бабули День рождения, что ей подарить". Чтобы ребятам было интересней и понятней ситуация, мы придумали импровизированный «цветик-семицветик». Каждый лепесток заполняли сами дети, через рисунок выражая свои действия. Например, подарить бабушке торт, нарисовать картинку, спеть песню и т.д.

Игровые методы

Такие методы вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на поставленной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Используя различные игры -  дидактические, ролевые, подвижные, конструктивные, мы органично и целенаправленно вводим детей в мир этики человеческих отношений. К таким играм относятся: народные подвижные и шуточные игры со сверстниками и взрослыми, фольклорные прибаутки и считалки.

В процессе деятельности по проекту  использовались различные приемы: сюрпризный момент (способствовал активизации эмоциональности детей, прием «развивающие вопросы» (в ходе такой беседы ставились вопросы, побуждали детей - на основе наблюдений, личного опыта, представлений, ранее приобретенных знаний - сравнивать, а затем путем рассуждений делать выводы, выделяя что-то общее, особенное в каждом человеке).

      Возраст участников: проект предназначен для социально-коммуникативного развития детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

      Бюджет проекта: не требовал материальных затрат.

      Материально-техническое обеспечение: использовалась только развивающая предметно-пространственная среда группы.

      Сроки реализации: 9-20 января 2023 года.

      Планируемые результаты:

- дети интересуются историей семьи, историями из жизни бабушек и дедушек;

- овладевают основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в общении со старшим поколением; проявляют заботу, толерантность, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения; используют речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

- выстраивают речевое высказывание в ситуации общения со старшим поколением.

План реализации проекта

Этапы проекта:

       Подготовительный.

Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта; подбор методической литературы для реализации проекта; подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, иллюстраций. Определение тем социальных акций, подготовка к ним (смайлики, театральная мастерская).

      Основной этап.

Акция «Добрые дела».

Задачи:

 - познакомить детей с различными ситуациями, происходящими в ходе повседневного общения взрослых и детей, обогащать опыт проявления любви и заботы о пожилых людях;

 - стимулировать желание делать что-то хорошее, полезное, доброе для близких людей.

Ход акции.

Перед уходом домой мы с ребятами провели беседу «Я помощник». В ходе беседы детям была задана воображаемая ситуация: «Твоя бабушка очень устала за целый день, чем ты можешь ей помочь?» Дети активно включались в разговор, предлагая различные варианты решения данной ситуации. Решение пришло само собой: ребята спросят у бабушки, какую помощь ей оказать или действуют по своей инициативе. Родители фотографируют добрые дела ребятишек и делятся с нами фотографиями. Ребята мыли посуду и пекли пироги, пылесосили ковры и даже жарили самостоятельно на ужин яичницу. В последствии, мы с ребятами рассматривая фотографии, делились тем, что они делали, какие добрые дела совершили. А самое важное то, что им сказала бабушка.

Акция «Улыбайся чаще, бабушка».

Задачи:

- привлечь внимание детей к представителям старшего поколения.

- формировать умение взаимодействовать с другими людьми, совершать добрые поступки.

Ход акции.

Перед началом акции мы с ребятами посмотрели мультфильм "Крошка енот". В этом добром мультфильме малыш своей улыбкой поборол страх и подарил всем героям хорошее настроение. И к нам пришла идея: а что, если мы подарим наши улыбки всем бабушкам, которые работают в нашем детском саду и не забудем своих родных бабушек. Рисование смайликов не заняло много времени, и ребята отправились дарить улыбки нашим сотрудникам пожилого возраста. Каждый, кто получал смайлик с улыбкой и добрыми словами, улыбались в ответ и благодарили детей за хорошее настроение.

Акция - марафон «Ты словечко, я словечко».

Задачи:

 - познакомить детей с интересами и увлечениями бабушек;

 - формировать устойчивый интерес у детей к жизни старшего поколения;

 - побуждать к совестной деятельности;

 - воспитывать уважение к семейным традициям.

Ход акции.

Во время бесед с родителями воспитанников мы выяснили, что бабушки детей, посещающих нашу группу, обладают множеством талантов. Но, к сожалению, ребята об этом имели недостаточное представление или не знали вовсе. Мы решили с помощь родителей исправить это положение - пригласили к нам в группу бабушек с рассказами о своих увлечениях. Бабушка Пети и Лизы рассказали и показали, как заводят тесто на блины и как появляются разноцветные яички. Ребята с удовольствием замешивали тесто, разбивали яйца и сыпали сахарный песок. Большой интерес вызвала у детей покраска яичек. Они с помощью взрослых опускали в красители яйца и наблюдали за процессом покраски.

Бабушка Артёма показала и рассказала детям о своей коллекции сувениров из керамики. Все экспонаты имели свою историю, их можно было потрогать и даже немного поиграть. В этой коллекции нашли своё место ангелочки, принцессы в цветных юбках, новогодние сувениры и многое другое.

Ах, как же любят дети, когда им рассказывают сказки. А если это делает любимая бабушка, это ещё интереснее. Такую волшебную сказку нам рассказала Алёшина бабушка. Ребята слушали сказку "Морозко", сочувствовали бедной Насте и радовались тому, как наказал Морозко вредную Марфушку. После прослушивания сказки дети с удовольствием играли в кукольный театр вместе с бабушкой.

Акция - выставка «Золотые руки».

- формирование чувства гордости за своих родных;

- поддерживание интереса детей к общению с людьми старшего поколения;

- формирование трудовых навыков, обучение практическим умениям.

Ход акции.

Наши бабушки оказались не только замечательными рассказчицами и коллекционерами, но и рукодельницами. Бабушка Пети приняла участие в акции - выставке "Золотые руки". Она передала вязаные игрушки. Эти игрушки по словам детей, все разные, одни грустные, другие весёлые, а некоторые просто очень милые. В них чувствуются добрые мысли и теплота бабушкиных рук.

Также в акции приняла участие ещё одна рукодельница, которая порадовала ребят своими вышивками цветов. Ребята долго рассматривали работы, особенно узелки на изнаночной стороне. Теперь они знают, как можно рисовать не только красками, но еще и нитками.

Акция «Поделись полезным советом».

Задачи:

- побуждать представителей старшего поколения делиться с другими своими знаниями и опытом;

- вызывать интерес у детей к своей семье, семейным традициям.

Ход акции.

Каждая семья имеет свои традиции и ритуалы, которые соблюдаются и передаются из поколения в поколение. Мы решили создать в нашей группе копилку полезных советов, в которую каждый может поместить свой полезный совет или рецепт. В нашей копилке не так много полезных советов, но каждый из них очень важен и интересен. В данном направление мы планируем продолжить работу и в последствии делится своей копилкой с другими.

     

      Заключительный этап.

Совместное путешествие в прошлое - развлечение «Праздник забытых игр» с целью создания условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского - взрослого коллектива. Проводя предварительную работу, мы приготовили для бабушек небольшие подарки – нарисовали русскую игрушки и приготовили сладкое печенье. А самый главный подарок ждал бабушек на развлечении – музыкальный номер «Веселые ложкари».

     

      Рефлексия.

В процессе реализации проекта, в его участие активно включились родители, особенно те, чьи младшие дети тоже посещают наше дошкольное учреждение, поэтому было решено передать опыт нашего старшего поколения и в другие группы детского сада, особенно картотеку игр детства бабушек.

В заключение, можно сделать вывод: реализация проекта позволила нам способствовать снятию эмоционального напряжения у детей. Ребята стали более открыты и уверены в себе. Мы заметили проявления у детей интереса к процессу реализации этапов проэкта. Появилось начальное становление позитивного отношения к родным бабушкам. Ребята проявляли чувство радости в процессе участия в совместной деятельности. Старались проявлять активность в подготовке акций, участи в них.

Проект помог родителям – установить доверительные отношения со своими детьми, а педагогам - создать эмоционально комфортную, доброжелательную атмосферу в группе для планирования дальнейшей воспитательной и образовательной работы со всеми участниками педагогического процесса.

Используемая литература.

-В.А. Декунская "Проектная деятельность дошкольников" 2012 © ООО «Центр педагогического образования»,

-Н.П. Гришаева. Современные исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: Просвещение/Вентана-Граф, 2017 г.

-Н.В. Иванова. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие// М. Творческий центр, 2018.

О. Л. Рекун, Ю. В. Полякевич. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МБДОУ д/с № «Айболит», 2021.

- Проектная деятельность: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009.

- https://abvgd-ka38.ru/ Картотека бесед с детьми старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА по музыкально-художественной деятельности в соответствии с ФГТ на неделю по теме "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

В статье представлено Календарно – тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Музыка» на  3-ю неделю января (16.01 – 20.01.2012г.)...

Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками

Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, ле...

Использование сказки в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов.Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста....

Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»

Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного  процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления   ...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Группа: 2 группа раннего возраста. 1 группа раннего возраста. С 05.02.18г. – 11.02.18г. Тема: февраль 2 неделя. «Знакомство с русским народными сказками

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   ОБЛАСТЕЙ.Группа: 2 группа раннего возраста.   1 группа раннего возраста. С 05.02.18г. ...

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы Тематическая неделя «Перелетные птицы Прибайкалья. Встреча со сказкой. Сибирские русские и бурятские сказки.»

Тематическая неделя «Перелетные птицы Прибайкалья. Встреча со сказкой. Сибирские русские и бурятские сказки.»Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своему родному краю. Восп...