Парциальная программа по развитию речи
рабочая программа (младшая группа)

Инна Игоревна Радченко

Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushakova_3-4.docx43.73 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Глушковский детский сад №2 «Радуга»

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Речевое развитие детей 3-4 лет»

О.С. УШАКОВА

Содержание

 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

 Характеристики особенностей развития речи детей

 Планируемые результаты освоения программы

 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Описание образовательной деятельности

 Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе (первый год реализации программы)

 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

 Организационные модели дошкольного обучения воспитания детей с нарушениями речи

  Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по речевому развитию

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Описание материально – технического обеспечения программы

ЛИТЕРАТУРА

 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

С целью повышения уровня обучения в области развития речи воспитанников МКДОУ «Глушковский детский сад №2 «Радуга»  предлагается реализация программы О.С. Ушаковой в качестве парциальной программы, реализация которой должна повысить уровень обучения дошкольников по развитию речи.

Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.

 Важной отличительной особенностью программы является ее нацеленность на работу по осмыслению ребенком основных закономерностей языка.

 Цель: формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями.

Речевые задачи:

- воспитание звуковой культуры речи: формирование правильного звукопроизношения и хорошей дикции;

 - формирование грамматического строя языка: формирование языковых обобщений;

- словарная работа: формирование смысловой стороны слова;

 - развитие связной речи: связывание предложений в высказывания.

Принципы:

- Основным принципом является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития на каждом возрастном этапе.

– Принцип преемственности осуществляется линейно, поскольку от возраста к возрасту, от группы к группе постепенно усложняется материал, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняются приоритетные линии развития. Позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

– Принцип тематический. Большинство занятий построено так, чтобы упражнения и высказывания детей начинали, продолжали и развивали одну тему. Со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлений об окружающем мире, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему в связных высказываниях. И тогда переход от выполнения задания на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становится естественным.

– Принцип интегрирования различных речевых задач. Осуществляется путем увеличения объемов программного материала внутри каждой задачи, а также углубления и расширения умений детей в области использования родного языка. Варьируется и сочетаемость упражнений, их смысл и связь. Вместе с тем на каждом этапе обучения (от группы к группе) сохраняется единое программное ядро.

Характеристики особенностей развития речи детей.

3 - 4 года.

 Звуковая культура речи: дети вырабатывают умения правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах. Дикция отрабатывается с помощью специального речевого материала: шуток-чистоговорок, потешек, поговорок, фраз, содержащих определенную группу звуков, упражнений на договаривание слогов, назывании слов, сходных по звучанию. Развивается слуховое внимание, восприятие речевого слуха. Усовершенствуется темп речи, речевое дыхание.

Словарная работа: у детей увеличивается, обогащается словарь в процессе расширения знаний и представлений об окружающем мире. Дети не всегда правильно называют слова, обозначающие предметы. Происходит и качественное развитие словаря: употребление в речи прилагательных и глаголов. Формирование грамматического строя речи: усваивают родовые принадлежности и падежные формы имен существительных. Идет образование форм единственного и множественного числа существительных. Дети овладевают грамматическими навыками. Ребенок уже достаточно для повседневного общения владеет разговорной речью: изменяет слова, говорит короткими грамматически оформленными предложениями. Речь непроизвольна и ситуативна. Формируется прежде всего структура предложений.

Развитие связной речи: дети учатся пересказывать хорошо знакомые произведения, рассматривать картины и игрушки: сначала воспроизводят текст, подключаются к рассказу взрослого, повторяют отдельные слова и целые предложения. Идет подготовка к составлению описательных рассказов.

Планируемые результаты освоения программы

Первый год реализации программы

Младший возраст (3 - 4 года)

- Ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.

 - Проявляет инициативу в общении со взрослым: обращается с просьбой, сообщением о своем состоянии, желании, об эмоционально значимом для него событии.

 - Использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, оказанную помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста».

- Проявляет интерес к общению со сверстником: привлекает его к совместной игре, сам охотно включается в игровое общение, проявляя речевую активность. Совместно со взрослым охотно пересказывает знакомые сказки, по просьбе взрослого читает короткие стихи. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картинке из 3—4 предложений.

 - Правильно называет предметы бытового назначения, объекты природы ближайшего окружения.

- Речь ребенка эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием. Слышит специально интонационно выделяемый воспитателем звук в словах и предложениях.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 Описание образовательной деятельности

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоты, во время ознакомления с художественной литературой, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Система обучения дошкольников по программе включает три основные направления:

 - освоение разных структурных уровней системы языка: фонетики, лексики и грамматики;

 - освоение навыков овладения языком в его коммуникативной функции (развитие связной речи, речевого общения);

 - развитие способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

Реализация этих направлений предполагает организацию образовательного процесса в форме сотрудничества и творческого общения воспитателя с детьми. Программа проникнута идеей преемственности и интегрирования различных речевых задач. Работа с детьми должна осуществляться в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой, с явлениями окружающем действительности, по подготовке к обучению грамоте, а также на всех остальных занятиях, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни (в детском саду и в семье).

 Система обучения предусматривает, что со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлении об окружающей жизни, природе, ознакомлению с художественной литературой, а затем на специальных занятиях по развитию речи, закрепляют полученные знания и учатся выражать свои мысли, выполняя отдельные лексические и грамматические упражнения, и составляя связные монологические высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение). Такая последовательность делает процесс обучения интересным и естественным для ребенка.

Овладение родным языком и развитие языковых способностей рассматривается в программе как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который помогает решать задачи эстетического нравственного воспитания.

Эстетическое воспитание осуществляется на речевых занятиях в процесс; ознакомления детей с фольклором и произведениями литературной классики, которые оказывают существенное влияние на воспитание любви к языку, его богатству и красоте, воспитывают бережное отношение к культурным ценностям родного языка. Исходя из общих целей, программа, как уже указывалось, способствует решению целого комплекса задач нравственного воспитания ребенка.

Ознакомление с рекомендованными произведениями художественной литературы, пересказ, составление коллективных рассказов воспитывает уважительное отношение к взрослым и сверстникам, умение договариваться между собой, уступать товарищу, не перебивая выслушивать его и др.

 Воспитательное воздействие оказывают не только содержание бесед, проводимых в ходе занятии, и литературные произведения, которые учат честности, доброте, благородным поступкам, но и рекомендованные автором к использованию другие дидактические средства (иллюстрации, игры, игрушки).

Календарно-тематическое планирование в младшей группе (первый год реализации программы)

месяц

неделя

тема

Программное содержание

оборудование

сентябрь

1 неделя

Педагогическая диагностика

Диагностика развития коммуникативных умений детей, всех компонентов устной речи в различных видах деятельности, умение понимать речь, отвечать на вопросы, вступать в контакт.

игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры.

2неделя

Диагностика звуковой культуры речи: развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха, а также различных средств интонационной выразительности.

игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры.

3неделя

Диагностика накопления и обогащения активного словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни.

игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетно-ролевые, дидактические игры

4неделя

Диагностика развития связной речи: взаимосвязи всех сторон речи (воспитания звуковой культуры, формирования грамматического строя, словарной работы

Игрушки, картины, иллюстрации картин

октябрь

1 неделя

Пересказ знакомой сказки

Учить детей пересказу знакомых им литературных произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого. Уточнить и закрепить правильное произношение звука (а), учить четко артикулировать этот звук в звукосочетаниях, словах; развивать речевое дыхание

Настольный театр по сюжету сказки игрушки.

2 неделя

Рассказывание об игрушке

Подводить детей к составлению описательного рассказа; учить составлять короткий рассказ об игрушке. Учить правильно, называть предметы, их отдельные части, качества. Уточнить и закрепить правильное произношение звука (у) (в звукосочетаниях, словах); учить долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком; обратить внимание детей на наличие звука в словах.

Игрушки: поезд (паровоз с вагонами), корова, кукушка, петух.

3 неделя

Описание игрушки

Учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой (2-3 предложения) рассказ об игрушке. Учить образовывать наименования детенышей животных; раскрыть детям значение слов, образованных с помощью суффикса -онок-. Учить различать слова с противоположным значением (большой – маленький). Уточнить и закрепить правильное произношение звука (и) (в звукосочетаниях, словах); учить регулировать высоту голоса.

Домик-ширма; игрушки: лошадь и жеребенок, мышка и мышонок, кошка и котенок.

4 неделя

Рассматривание картины «Мы играем в кубики»

Учить детей рассматривать картину; формировать умение отвечать на вопросы (по картине) и составлять вместе с воспитателем короткий рассказ. Учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов (строит – строят, играет – играют, везет – везут). Закреплять правильное произношение звуков (а), (у), (и), изолированных и в словах, учить различать звуки на слух, произносить слова, фразы четко и громко; развивать речевой выдо

Картина «Мы играем в кубики» (наглядное пособие для детского сада, авторы Е.И. Радина, В.А. Езикеева); игрушки: кукла, паровоз, жеребенок, султанчики.

ноябрь

1 неделя

Описание кукол

Учить детей рассматривать кукол, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ. Учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать существительное с прилагательными в роде, числе. Уточнить и закрепить правильное произношение звука (о) (изолированного, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание детей на наличие звука (о) в словах.

Кукла-блондинка в платье, туфельках, носочках; на голове бант; кукла-брюнетка в брюках, кофточке, туфельках другого цвета, носочках; игрушки: доктор Айболит, ослик.

2 неделя

Рассказывание по набору игрушек

Учить детей составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ. Учить правильно называть игрушки, их качества (цвет, величина), формировать умение использовать слова с противоположным значением 9высокий-низкий), согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Уточнить и закрепить правильное произношение звука (э) (изолированный, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание детей на слова с этим звуком.

Игрушки: грузовая машина, медвежата (белый и черный), коза; елки разной величины; куклы: мальчик и девочка.

3 неделя

Рассказывание об игрушках.

Учить детей составлять с помощью воспитателя короткие рассказы. Учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименования детенышей животных в единственном и множественном числе с изображениями на картинках. Уточнить и закрепить правильное произношение звука (ы), учить правильно произносить (ы) в словах, четко и достаточно громко произносить чистоговорку с этим звуком.

Игрушки: мышка, котенок, зайчонок, 3-4 утенка, 3-4 лягушонка (возможна замена: 3-4 мышонка, 3-4 козленка) или картинки: один мышонок и много мышат, один лягушонок и много лягушат; картинки: дом с трубой, из трубы идет дым.

4 неделя

Рассказывание об игрушке

Учить детей составлять с помощью взрослого короткий рассказ об игрушке. Упражнять в образовании формы повелительного наклонения глаголов: скакать, ехать (поскачи, поезжай), познакомить с антонимами. Закрепить правильное произношение звуков (о), (э), (ы), учить четко произносить их в словах и различать на слух, различать слова, близкие по звучанию, вслушиваться в речь воспитателя; развивать речевое дыхание (продолжительный выдох через рот).

Игрушки: медвежонок, пароход, ослик, козлик, мишка; султанчики; горка, выполненная из строительного материала

декабрь

1 неделя

Пересказ «Репка»

Учить детей вместе со взрослым пересказывать сказку «Репка». Учить правильно по смыслу называть качества предметов, закреплять в активном словаре названия детенышей животных. Закреплять правильное произношение звуков (м) и (м’), учить дифференцировать на слух близкие по звучанию слова, менять высоту голоса (произнесение звукоподражаний на низких и высоких нотах), обратить внимание детей на наличие звука (м) в словах.

Настольный театр «Репка»; игрушки: кошка, котенок, мышка, медвежонок.

2 неделя

Описание куклы

Учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением. Учить правильно называть предметы одежды, действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет. Закрепить правильное произношение звуков (п) и (п’); учить отчетливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком. Обратить внимание детей на наличие звука (п) в словах.

Кукла и одежда для нее: пальто, шапка, шарф, варежки, рейтузы, ботинки, кофта, платье; Петрушка; картинки: пальто, платье, пирамидка, поезд.

3 неделя

Составление описательного рассказа об игрушке. Игра «Узнай по голосу»

Учить детей составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке. Учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов (поскачи, поезжай); использовать предлоги в, на, под, около, перед. Закреплять правильное произношение звуков (б), (б’), учить различать на слух звучание музыкальных инструментов: барабана, бубна, балалайки.

Грузовая автомашина, бубен, барабан, балалайка, мишка, мышка (персонажи занятия №8).

4 неделя

Рассказывание об игрушках. Закрепление произношения согласных звуков

Учить детей составлять с помощью взрослого рассказ (короткий). Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков (м), (м’), (п), (п’), (б), (б’) в словах и фразах; учить различению на слух звукоподражаний; учить выражать просьбу вежливо, регулировать силу голоса. Закреплять в речи детей названия известных им животных; учить использовать слова, обозначающие качества, действия.

Игрушки: кошка, корова, коза, барабан, лягушка, утята, зайчата, котята.

январь

1 неделя

Рассказывание по картине «Катаемся на санках»

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины; составлять рассказ вместе с воспитателем. Закреплять в активном словаре названия предметов одежды, качеств (величина, цвет); учить использовать слова с противоположным значением (тепло – холодно, широкий – узкий). Закреплять произношение звуков (я’), (т’), учить детей произносить звукосочетание (топ-топ-топ) в различном темпе, с различной громкостью

Картина «Катаемся на санках» (серия «Мы играем», автор Е. Батурина); игрушки: большой медведь, медвежонок, барабан.

2 неделя

Описание кукол

Учить детей составлять рассказ по вопросам воспитателя. Учить правильно называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы по величине, используя прилагательные большой, маленький; согласовывать существительные с прилагательными в роде. Закреплять произношение звуков (д), (д’).

Пары предметов: куклы (большая и маленькая), мчи (большой и маленький, разного цвета), два ведерка (разного размера и цвета); дудочка, колокольчик.

3 неделя

Рассказывание об игрушках Игра «Чудесный мешок Буратино»

Учить детей правильно употреблять в речи названия качеств предметов (величина, цвет); отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказ. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе. Закрепить правильное произношение звуков (н), (н’).

Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и длины), лошадки, утята; Буратино, качалка-лошадь, мешочек.

4 неделя

Рассказывание по картине

Учить детей по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из двух-трех предложений. Закреплять в речи детей названия знакомых животных, игрушек, их качеств (цвет, величина, детали). Закреплять правильное произношение звуков (т), (т’), (д), (д’), (н), (н’); учить говорить с разной силой голоса; обратить внимание детей на вопросительную интонацию

Барабан, дудочка, колокольчик, кукла, разборный домик; картинки (примерный набор): петух, баран, лошадь, свинья, утка, утята, лягушонок, цыпленок, ведро, матрешка, лопатка.

февраль

1 неделя

Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок»

Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки «Цыпленок» К. Чуковского по вопросам. Закреплять произношение звуков (к) и (к’); учить отчетливо и понятно произносить слова и фразы с этим звуком

Игрушки: курица, цыплята, петух, черный кот; фланелеграф.

2 неделя

Рассказывание по картине «Троллейбус»

Учить детей составлять рассказ по картине («Троллейбус и игрушки»), ориентируясь на образец, предложенный воспитателем. Учить правильно, называть предметы, изображенные на картине, давать описание игрушек, называя их цвет. Закреплять правильное произношение звуков (г) и (г’).

Картина «Троллейбус и игрушки» (автор Э.П. Короткова, серия «Наши игрушки». – М., 1975); картинки: гусь, голуби.

3 неделя

Рассказывание об игрушке

Учить составлять вместе с воспитателем рассказ об игрушках. Активизировать употребление прилагательных; закреплять умение образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять правильное произношение звука (х), обращать внимание детей на наличие этого звука в словах.

Петух, лиса, пароход; пары предметов, разных по величине и цвету: пирамидки, ленточки, матрешки, флажки, грибки, кубики.

4 неделя

Описание игрушки

Учить составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушках. Учить пользоваться словами, обозначающими качества и действия. Закреплять правильное произношение звуков (к), (г), (х), (к’), (г’), (х’); учить произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.

Картинки (примерный набор): курица, петух, голубь, кошка, коза, корова, гусенок, козленок, котенок, кукушка; игрушка для игры в магазин.

март

1 неделя

Рассказывание об игрушках

Учить детей по вопросам составлять описание игрушки; объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ. Активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов. Закрепить правильное произношение слов со звуком (и), йотированными звуками: (я), (е), (ё), (ю).

Медвежонок, лисенок (разного размера); картинки: змея, еж, елка, муравей.

2 неделя

Рассказывание по набору игрушек

Учить составлять рассказ с помощью воспитателя. Учить правильно называть предметы одежды, отдельные качества предметов. Закреплять правильное произношение звуков (ф) и (ф’), учить плавно, протяжно, на одном выходе произносить этот звук.

Куклы: девочка (на ней фартук, теплая кофта, платье, туфли), мальчик; игрушки: собака, два флажка (разного цвета и размера), две конфеты (большая и маленькая), кукольный шкаф.

3 неделя

Описание предметов

Учить детей составлять описание предметов. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе; активизировать в речи прилагательные (в том числе антонимы). Закреплять правильное произношение звуков (в) и (в’); учить детей произносить этот звук длительно на одном выдохе.

Зайчонок, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

4 неделя

Рассказывание по набору игрушек

Учить составлять рассказ вместе с воспитателем и самостоятельно. Учить использовать в речи слова с противоположным значением, согласовывать прилагательные с существительными в роде; Закреплять правильное произношение звуков (ф), (ф’), (в), (в’), учить слышать эти звуки в словах, выделять их голосом; регулировать силу голоса (громкость речи).

Куклы: девочка, мальчик; две собаки, два флажка, две конфеты

апрель

1 неделя

Пересказ сказки «Козлята и волк»

Учить пересказывать вместе с воспитателем сказку «Козлята и волк». Приучать детей отчетливо и правильно произносить звук (с), изолированный и в словах.

Настольный театр к сказке «Козлята и волк», картинка: осы.

2 неделя

Описание посуды

Учить составлять вместе со взрослыми короткий рассказ. Учить правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представление об их функции; знакомить с производными словами (сахар – сахарница и т.п.). Закреплять правильное произношение звука (с), учить определять на слух наличие и отсутствие данного звука в словах.

Две чашки, два блюдца, чайные ложки, мелкие тарелки, сахарница, чайник, салфетница с салфетками, конфетница, две большие куклы (мальчик и девочка); картинки: стул, стол, валенки, пальто.

3 неделя

Называние предметов мебели

Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ. Учить называть отдельные предметы мебели; упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около; учить правильному употреблению формы родительного падежа существительных (ручки – ручек, ножки – ножек). Закреплять правильное произношение звуков (с) и (с’), учить четко произносить слова и фразы с различной громкостью.

Кукольная мебель: стол, стул, шкаф, кровать; кукла, игрушки: утята, котята, зайчата.

4 неделя

Рассказывание на тему из личного опыта

Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ (2-3 предложения) на тему из личного опыта. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Закреплять правильное произношение звуков (с) и (с’), приучать детей слышать и выделять звук (с) в словах, произносить фразы с различной громкостью.

Игрушки: собака, кошка, медведь; картинки: самолет, лиса, дом, елочка.

май

1 неделя

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Учить отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет; составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Воспитывать умение правильно т отчетливо произносить звук (з) в словах и предложениях.

Картина «Кошка с котятами» (серия «Домашние животные»)

2 неделя

Рассказывание по картине «Куры»

Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ по картине. Учить правильно называть изображенное на картине, обогащать их речь прилагательными, глаголами. Закреплять правильное произношение звуков (з) и (з’).

Картина «Куры» (серия «Домашние животные»); кукла, заяц.

3 неделя

Рассказывание по предметным картинкам

Учить составлять короткие рассказы по картинке. Закрепить умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных – названий детенышей. Учить детей отчетливо произносить звуки (з) и (з’), выделять эти звуки из слов.

Картинки и открытки с изображениями животных и их детенышей: кошка с котятами, котенок, собака со щенком, щенки и др. (Картинки лежат в конверте.)

4 неделя

Педагогическая диагностика

Звуковая культура речи. Словарная работа. Развитие связной речи.

игровые ситуации, наблюдения, беседы, сюжетно-ролевые, дидактические игры. Игрушки, картины, иллюстрации книг

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Формы работы

Первая и вторая младшие группы,

Средняя группа 4-5 лет

Старшая группа 5-6 лет

Подготовительная к школе группа 6-7 лет

Речевое развитие

- рассматривание;

- ситуативное общение;

-игровая ситуация;

 - дидактическая игра; - беседа;

- интегративная деятельность;

 -хороводные игры с пением;

 - чтение;

 - обсуждение;

 - рассказ;

 -игра;

 -обсуждение;

 - драматизация и инсценирование

 - разучивание потешек и скороговорок.

рассматривание;

 - ситуативное общение;

 -игровая ситуация;

 - дидактическая игра; - беседа;

- интегративная деятельность;

 -хороводные игры с пением;

- чтение;

- обсуждение;

 - рассказ;

-игра;

-обсуждение;

 - драматизация и инсценирование

- разучивание стихов;

 - интегративная деятельность

- чтение

- беседа;

- рассматривание;

 - решение проблемных ситуаций; - разговор;

- разучивание стихов, потешек. скороговорок;

-игра, проектная деятельность;

 -интегрированная деятельность;

- обсуждение;

 - рассказ;

- инсценирование;

- сочинение загадок, стихов;

 - использование различных видов театра.

- чтение

- беседа;

- рассматривание;

 - решение проблемных ситуаций; - разговор;

 - разучивание стихов, потешек. скороговорок;

-игра, проектная деятельность;

-интегрированная деятельность;

 - обсуждение;

 - рассказ;

- инсценирование;

 - сочинение загадок, стихов;

 - использование различных видов театра;

- обсуждение иллюстраций известных художников

Чтение художественной литературы. Формирование интереса и потребности в чтении:

-чтение;

- рассматривание;

 - сопровождение произведений игровыми действиями;

 -игра;

 -беседа.

- формирование интереса к книге;

- развитие литературной речи;

- словесное искусство.

- внимательное и заинтересованное слушание сказок, рассказов, больших произведений;

-выразительное чтение стихов;

- оформление книг, илюстрации.

- внимательное и заинтересованное слушание сказок, рассказов, больших произведений; выразительное чтение стихов;

- оформление книг, иллюстрации

 - литературные жанры и их различия;

- иллюстрации известных художников.

Средства развития речи

Общение детей и детей со взрослыми

Культурные речевые практики

Обучение родной речи на занятиях

Художественная литература

Изобразительное искусство, музыка, театр

Методы и приемы развития речи

Методы развития речи по используемым средствам

Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

Наглядные:

 - наблюдение в природе, экскурсии

 -опосредствованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

Словесные:

 -чтение

 -рассказывание художественных произведений -заучивание наизусть

 - пересказ

 -обобщающая беседа

Практические:

 -дидактические игры

 -игры

-драматизации, инсценировки

 - хороводные игры

Продуктивные:

 -обобщающая беседа

 -рассказывание

 -пересказ с перестройкой текста

 - дидактические игры на развитие связной речи

 -метод моделирования

-творческие задания

Репродуктивные:

 -метод наблюдения и его разновидности

 - рассматривание картин

 -чтение художественной литературы

 -заучивание наизусть

 -игры

-драматизации по содержанию литературных произведений

Приемы развития речи

Словесные приемы:

 -повторное проговаривание

 - объяснение

 -указания

- вопросы

Наглядные приемы:

-показ иллюстративного материала

 -показ артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

Игровые приемы:

-игровое сюжетное развертывание

-игровые проблемно-практические ситуации

 -игра

-драматизация

 -имитационно-моделирующие игры

-ролевые обучающие игры

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ, ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Цель

Задачи

Формирование интереса и потребности в чтении(восприятии книг)

Вызвать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитание культуры чувств и переживаний

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте

Развитие литературной речи

Формы

Чтение литературного произведения

Игра на основе сюжета литературного произведения

Рассказ литературного произведения

Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного

Беседа о прочитанном произведении

Сочинение по мотивам прочитанного

Обсуждение литературного произведения

Ситуативная беседа по мотивам прочитанного

Инсценирование произведения. Театрализованная игра

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ

Ежедневное чтение детям в слух является обязательным и рассматривается как традиция

В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда

Разработка на основе произведений художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской. В процессе реализации проектов создаются целостные продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др

Отказ от обучающих знаний по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения

 Организационные модели дошкольного обучения воспитания детей с нарушениями речи

Очень важно учитывать разный уровень речевого развития детей. Поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения на занятиях и особенно вне занятий.

 Цель индивидуальной работы – развитие речевых способностей каждого ребенка. Работа проводится в обстановке естественного общения участников. Индивидуальная работа проводится в утренние и вечерние часы.

Задача воспитателя – выявление степени отставания детей в усвоении программного материала по речевому развитию. Это необходимо для устранения пробелов в развитии детей и создания условий для успешного обучения в среде нормально развивающихся сверстников. С этой целью воспитатели в первые дни недели сентября определяют возможности детей в речевой деятельности. После обсуждения результатов обследования, обсуждаются варианты реализации программы с учетом возможностей детей. Предъявляемый речевой материал должен быть соотнесен с уровнем фонетического, фонематического и общего речевого развития. Чрезмерные речевые нагрузки могут негативно повлиять на процесс коррекции.

 В сложных случаях ребенок занимается с логопедом в логопункте. Воспитатели осуществляют обучение родному языку на занятиях и руководство развитием речи детей вне занятий в повседневной жизни (в играх. В быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей и советы логопеда.

Два раза в год в сентябре и мае проводится педагогическая диагностика речевого развития дошкольников и намечаются формы работы с детьми, а также частота проведения индивидуальных занятий с ребёнком.

 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по речевому развитию

Направление: обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы. Содержание:

 - Обращать внимание родителей на ценность совместного домашнего чтения, способствующего развитию активного и пассивного словаря, словесного творчества.

- Рекомендовать произведения для домашнего чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

 - Ориентировать родителей в выборе мультипликационных и художественных фильмов, формирующих у ребенка художественный вкус

- Проводить литературные вечера, викторины, встречи с работниками библиотеки.

 - Побуждать поддерживать детское сочинительство.

- Привлекать к совместному с детьми оформлению альбомов, газет, книг и т.д.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Описание материально – технического обеспечения

программы.

Программно-дидактический комплект «РЕЧЬ»

Комплект игровых средств «Говори правильно»

Комплект игр и пособий «Развитие речи»

Комплект развивающих пазлов («Мой день», «Времена года»)

Комплект игры-половинки

Комплект развивающих игр Bondibon

Комплекты конструирования LEGO DUPLO по темам «Город.

Транспорт. Жители. Большая ферма. Кафе»

Комплект пазлов СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ

Экспериментальная лаборатория «Дошколенок»

Комплект для проведения

Планшеты развивающие «Знайка»

Комплект «Кукольный театр»

Планшеты «Логико-Малыш»

Наборы для сюжетно-ролевой игр «Магазин», «Парикмахерская»,

«Кафе», «Аптека», «Доктор», «Цирк и театр» и др.

Серия сюжетных картин по развитию речи

«Времена года» - серия электронных пособий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по развитию песенного творчества.

Парциальная программа"Навстречу музыки" направлена на развитие песенного творчества дошкольников через креативные музыкальные игры....

Парциальная программа физического развития дошкольников "Олимпиец" на 2019-2020гг.

Парциальная программа физического развития дошкольников "Олимпиец" на 2019-2020гг....

Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности

Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности...

парциальная программа по развитию речи в средней группе

Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; н...

Парциальная программа по развитию речи в старшей группе

Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направл...

Парциальная программа по развитию речи в подготовительной группе

Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направл...