Парциальная программа по развитию речи в подготовительной группе
рабочая программа (подготовительная группа)

Инна Игоревна Радченко

Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushakova_6-7.docx46.01 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Глушковский детский сад №2 «Радуга»

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Речевое развитие детей 6-7 лет»

О.С. УШАКОВА

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Характеристики особенностей развития речи детей

Планируемые результаты освоения программы

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Описание образовательной деятельности

 Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе (четвертый год реализации программы)

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

 Организационные модели дошкольного обучения воспитания детей с нарушениями речи

 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по речевому развитию

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Описание материально – технического обеспечения программы

ЛИТЕРАТУРА

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

С целью повышения уровня обучения в области развития речи воспитанников МКДОУ «Глушковский детский сад №2 «Радуга»  предлагается реализация программы О.С. Ушаковой в качестве парциальной программы, реализация которой должна повысить уровень обучения дошкольников по развитию речи.

Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.

 Важной отличительной особенностью программы является ее нацеленность на работу по осмыслению ребенком основных закономерностей языка.

 Цель: формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями.

Речевые задачи:

- воспитание звуковой культуры речи: формирование правильного звукопроизношения и хорошей дикции;

 - формирование грамматического строя языка: формирование языковых обобщений;

- словарная работа: формирование смысловой стороны слова;

 - развитие связной речи: связывание предложений в высказывания.

Принципы:

- Основным принципом является взаимосвязь задач, охватывающих разные стороны речевого развития на каждом возрастном этапе.

– Принцип преемственности осуществляется линейно, поскольку от возраста к возрасту, от группы к группе постепенно усложняется материал, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняются приоритетные линии развития. Позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

– Принцип тематический. Большинство занятий построено так, чтобы упражнения и высказывания детей начинали, продолжали и развивали одну тему. Со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлений об окружающем мире, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему в связных высказываниях. И тогда переход от выполнения задания на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становится естественным.

– Принцип интегрирования различных речевых задач. Осуществляется путем увеличения объемов программного материала внутри каждой задачи, а также углубления и расширения умений детей в области использования родного языка. Варьируется и сочетаемость упражнений, их смысл и связь. Вместе с тем на каждом этапе обучения (от группы к группе) сохраняется единое программное ядро.

Характеристики особенностей развития речи детей.

6 - 7 лет

Главная задача – развитие связной речи. Необходимо постоянно развивать и закреплять умение строить высказывание логически правильно, точно, грамотно и выразительно. Дети способны понять характеристику персонажа в литературном произведении. Продолжается выработка хорошей дикции (четкого произношения слов и фраз); развивается голосовой аппарат (умение регулировать громкость голоса, темп речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности). Продолжается работа над синонимами. Способствует пониманию различных значений одного и того же слова, приучает выбирать наиболее подходящее слово и избегать повторений в речи. Пословицы и поговорки закрепляют представление об антонимах.

 При образовании новых слов и форм дети, иногда, допускают много ошибок, и их исправление является неотъемлемой частью формирования грамматического строя речи.

Знакомятся с некоторыми грамматическими правилами. Касаются норм литературной речи. Учатся самоконтролю. Появляется такое понятие, как родственные слова. Предусматривается сообщение детям новых знаний, формирование у них новых умений.

Планируемые результаты освоения программы

Четвертый год реализации программы

Старший дошкольный возраст (6 - 7 лет)

- Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности.

 - Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.

 - Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь – доказательство), объяснения, речь – рассуждение).

 - Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором событий в группе организатором коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр).

- Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения; владеет культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.

- Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные, оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы.

 - Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Описание образовательной деятельности

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоты, во время ознакомления с художественной литературой, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Система обучения дошкольников по программе включает три основные направления:

 - освоение разных структурных уровней системы языка: фонетики, лексики и грамматики;

 - освоение навыков овладения языком в его коммуникативной функции (развитие связной речи, речевого общения);

 - развитие способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

Реализация этих направлений предполагает организацию образовательного процесса в форме сотрудничества и творческого общения воспитателя с детьми. Программа проникнута идеей преемственности и интегрирования различных речевых задач. Работа с детьми должна осуществляться в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой, с явлениями окружающем действительности, по подготовке к обучению грамоте, а также на всех остальных занятиях, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни (в детском саду и в семье).

 Система обучения предусматривает, что со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлении об окружающей жизни, природе, ознакомлению с художественной литературой, а затем на специальных занятиях по развитию речи, закрепляют полученные знания и учатся выражать свои мысли, выполняя отдельные лексические и грамматические упражнения, и составляя связные монологические высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение). Такая последовательность делает процесс обучения интересным и естественным для ребенка.

Овладение родным языком и развитие языковых способностей рассматривается в программе как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который помогает решать задачи эстетического нравственного воспитания.

Эстетическое воспитание осуществляется на речевых занятиях в процесс; ознакомления детей с фольклором и произведениями литературной классики, которые оказывают существенное влияние на воспитание любви к языку, его богатству и красоте, воспитывают бережное отношение к культурным ценностям родного языка. Исходя из общих целей, программа, как уже указывалось, способствует решению целого комплекса задач нравственного воспитания ребенка.

Ознакомление с рекомендованными произведениями художественной литературы, пересказ, составление коллективных рассказов воспитывает уважительное отношение к взрослым и сверстникам, умение договариваться между собой, уступать товарищу, не перебивая выслушивать его и др.

 Воспитательное воздействие оказывают не только содержание бесед, проводимых в ходе занятии, и литературные произведения, которые учат честности, доброте, благородным поступкам, но и рекомендованные автором к использованию другие дидактические средства (иллюстрации, игры, игрушки).

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе (четвертый год реализации программы)

месяц

неделя

тема

Программное содержание

оборудование

сентябрь

1 неделя

Педагогическая диагностика

Диагностика словарная работы. Обогащение, закрепление и активизация словаря. Уточнение значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов), а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.

игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетноролевые, дидактические игры. Картины, игрушки, иллюстрации книг

2неделя

Диагностика формирования грамматического строя речи. Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, но задания усложняются и даются в таком виде, что дети вынуждены сами находить правильную форму

игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетноролевые, дидактические игры. Картины, игрушки, иллюстрации книг

3неделя

Диагностика развития связной речи. Эта задача тесно связана со всеми другими задачами: овладением словарным богатством родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания. В развитии связной речи на первый план выступает формирование умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждения)

игровые ситуации, наблюдения, беседы, сюжетно-ролевые, дидактические игры. Картины, игрушки, иллюстрации книг

4неделя

Диагностика развития образной речи. Диагностика образной речи происходит при ознакомлении детей с разными жанрами художественной литературы, в том числе с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками) и с фразеологизмами.

игровые ситуации, Картины, игрушки, иллюстрации книг пословицы, поговорки, загадки и др.

октябрь

1 неделя

Пересказ сказки «Лиса и козел»

Связная речь: закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей. Словарь: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам. Грамматика: при согласовании слов ориентироваться на их окончания. Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.

Картинки с изображением лисы

2 неделя

Рассказывание по картине «В школу»

Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыка построения сюжета (заявка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным. Словарь: активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления. Грамматика: учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; упражнять в дифференциации звуков (с) и (ш); развивать интонационную выразительность речи: учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости.

Картина «В школу»

3 неделя

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» и рассказывание на темы из личного опыта

Связная речь: учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта. Словарь: учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам. Грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий. Звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.

4 неделя

Коллективное рассказывание

Связная речь: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений, в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова. Словарь: упражнять в подборе определений к заданным словам

Картинка с зайцем (зайцами)

ноябрь

1 неделя

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно. Словарь: упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголом. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (з) и (ж), учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

2 неделя

Рассказывание по картинам из серии «Домашние животные»

Связная речь: учить детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построение предложений. Грамматика и словарь: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа, учить образовывать относительные прилагательные; упражнять в подборе определений; развивать умение сравнивать. Звуковая культура речи: упражнять в подборе слов, сходных по звучанию и ритму, в произнесении их в разном темпе и с разной силой голоса.

Картина из серии «Домашние животные»; «лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком», «Свинья с поросенком».

3 неделя

Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду»

Связная речь: упражнять детей в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем, учить самостоятельно строить сюжет. Грамматика: упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных; упражнять в словообразовании. Звуковая культура речи: упражнять в дифференциации звуков (ц) и (ч); отрабатывать отчетливую дикцию

Картинки: заяц, волк, белка, кролик, галка.

4 неделя

Рассказывание на заданную тему

Связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков (с) и (ш), научить детей дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы, насыщенные этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Парные предметы картинки на звуки (с) и (ш); игрушки, картина «Лута и Лута» (пособие «Звучащее слово», автор Г.А. Тумакова).

декабрь

1 неделя

Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

Связная речь: учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга. Словарь: учить подбирать синонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; учить подбирать антонимы, помочь усвоить значения многозначных слов. Грамматика: учить подбирать однокоренные слова. Звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.

2 неделя

Придумывание сказки на тему «День рождения зайца»

Связная речь: учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности. Грамматика: упражнять в образовании формы внимательного падежа множественного числа существительных. Звуковая культура речи: упражнять в отчетливом произнесении потешек, в различении ритма, темпа речи и силы голоса.

3 неделя

Сравнение и описание предметов

Связная речь: учить детей составлять рассказ, включая в него антонимы. Словарь: учить сравнивать предметы, выделять существительные признаки; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления.

Предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы.

4 неделя

Рассказывание по картине «Лиса с лисятами»

Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность. Словарь и грамматика: учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; упражнять в словообразовании. Звуковая культура речи: развивать интонационную выразительность речи; упражнять в изменении силы голоса

Картина «Лиса с лисятами»

январь

1 неделя

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Связная речь: учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства. Словарь: упражнять в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу. Грамматика: обратить внимание детей на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов.

Сюжетные картинки с изображением рыб, игрушки рыб, макет аквариума

2 неделя

Рассказывание по картине «Вот так покатался!»

Связная речь: учить детей рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Словарь: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; упражнять в подборе определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова. Звуковая культура речи: упражнять детей в правильном произношении звуков (с), (с’), (з), (з’), дифференцировании их на слух, в подборе слов с этими звуками, учить изменять силу голоса, темп речи.

Картины «Вот так покатались!», «Саша и снеговик» («Звучащее слово», автор Г.А. Тумакова.

3 неделя

Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка»

Связная речь: учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. Грамматика и словарь: учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания детей о способах словообразования. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков (в) и (ф), умения дифференцировать эти звуки на слух и В произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками (в) и (ф).

Игрушки: лисенок, щенок.

4 неделя

Составление описательного рассказа на тему «Моя картина»

Грамматика и словарь: активизировать в речи детей глаголы, учить восстанавливать исходную форму, от которой образовано название действующего лица; дать элементарные обобщенные представления о некоторых способах словообразования (образование существительных от глаголов), упражнять в употреблении форм единственного и множественного числа глагола хотеть, в образовании форм сослагательного наклонения глаголов.

Различные сюжетные картины, рисунки детей

февраль

1 неделя

Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Связная речь: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Словарь и грамматика: учить детей объяснять значения слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными), в подборе синонимов и антонимов; учить замечать смысловые несоответствия

Игрушки: зайцы, волк, лиса, медведь. Иллюстрации сказки

2 неделя

Придумывание рассказа на тему «Как Мишка варежку потерял»

Связная речь: учить детей развивать сюжет, предложенный воспитателем. Грамматика: активизировать в речи детей союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), упражнять в употреблении слова варежки в разных падежах. Звуковая культура речи: упражнять в дифференциации звуков (ш) и (ж); в использовании вопросительной и повествовательной интонаций.

Иллюстрации книги «Как мишка варежку потерял», варежка, игрушки, куклы

3 неделя

Рассказывание по картине «Дети Севера»

Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления; воспитывать умение самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным и последующие. Словарь: уточнить знания детей о народах нашей страны; упражнять в подборе определений, синонимов. Звуковая культура речи: упражнять в четком произнесении скороговорки; развивать речевое дыхание.

Картина «Дети севера»

4 неделя

Рассказывание по картине

Связная речь: учить детей использовать в рассказе заранее подобранные слова и речевые конструкции, договариваться о структуре рассказа (начало, середина, конец). Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие согласные; подбирать слова с определенными звуками; подбирать короткие и длинные слова.

Парные карточки на звуки с – з, ш – ж, в – ф, г – к, т – д; картина «Друзья» («Звучащее слово», автор Г.А. Тумакова).

март

1 неделя

Рассказывание по серии сюжетных картин

Связная речь: учить детей составлять коллективный рассказ, давать ему точное название. Грамматика и словарь: учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам. Звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы.

Серия сюжетных картин по развитию речи (авторы Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова. – М., 1990).

2 неделя

Рассказывание на тему из личного опыта «Как мы играем зимой на участке»

Связная речь: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности; Словарь: учить составлять 2-3 предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу. Грамматика: активизировать употребление однокоренных слов (снег, снежок, снеговик, снежинка, снежный, заснеженный; зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка-зима, зимовщик).

Рисунки детей, сюжетные картинки

3 неделя

Описание предметных картинок.

Связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам. Словарь и грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.

Картинки с изображениями мячей, игрушек, мебели, котят (Кирюшкин В.А., Ляховская Ю.С. Альбом для словарно-логических упражнений на занятиях по родному языку в детском саду. – М., 1973).

4 неделя

Рассказывание по сюжетным картинкам

Связная речь: учить детей составлять сюжетный рассказ по картине; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие. Грамматика: упражнять в употреблении названий детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа. Словарь: упражнять в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков (р) и (л) в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи.

15 сюжетных открыток о разных животных; 6 картинок с изображениями животных и их детенышей.

апрель

1 неделя

Рассказывание по серии сюжетных картинок

Связная речь: учить детей коллективно составлять рассказ по серии сюжетных картин. Грамматика и словарь: активизировать в речи детей глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени единственного и множественного числа. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков (л), и (р), дифференцирование их на слух, отчетливое, внятное произнесение слов; учить произносить скороговорки в быстром темпе.

Сюжетные картинки из «Альбома для словарнологических упражнений на занятиях по родному языку в детском саду», авторы В.А. Кирюшкин и Ю.С. Ляховская. (М., 1973).

2 неделя

Рассказывание по картине «Подарки маме к 8 Марта»

Связная речь: учить детей придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картине. Грамматика и словарь: активизировать употребление названий профессий и действий. Звуковая культура речи: учить различать на слух и в произношении звуки (д) и (д’) и подбирать фразы по заданному ритму.

Картина «Подарки маме к 8 марта»

3 неделя

Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж» Рассказывание на тему из личного опыта

Связная речь: учить детей пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную. Словарь: познакомить со значениями слова игла. Грамматика и звуковая культура речи: учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова.

Игрушка: еж. Иллюстрации рассказа

4 неделя

Пересказ сказки Л.Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…»

Связная речь: учить детей пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи( ребенок диктует- взрослый записывает); Грамматика и словарь: активизировать в речи детей сложные предложения; обратить внимание детей на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; упражнять в образовании однокоренных слов; активизировать в речи детей антонимы.

Игрушка: белка. Макеты леса, деревьев, кустов. Иллюстрации рассказа

май

1 неделя

Придумывание сказки на заданную тему

Связная речь: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра; Словарь и Грамматика: упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений м сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; упражнять в словообразовании; Звуковая культура речи: учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна».

2 неделя

Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Связная речь: учит детей выразительно пересказывать сказку, использую слова и речевые обороты из текста; Словарь и Грамматика: активизировать употребление глаголов (из текста сказки); упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных ; воспитывать умение понимать смысл пословиц; Звуковая культура речи: упражнять в правильном произношении звуков ш,ж,р, изменении силы голоса и темпа речи.

Игрушки, иллюстрации сказки.

3 неделя

Рассматривание пейзажной картины

Связная речь: формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение отраженное художником в пейзаже, передавать его словом; Словарь: упражнять в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов; Звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.

Репродукция картины « Весна. Большая вода» И.Левитана или «Голубая весна» В.Бакшеева.

4 неделя

Педагогическая диагностика

Звуковая культура речи. Словарная работа. Развитие связной речи.

игровые ситуации, наблюдения, беседы, обследовательские действия, сюжетноролевые, дидактические игры.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Формы работы

Первая и вторая младшие группы,

Средняя группа 4-5 лет

Старшая группа 5-6 лет

Подготовительная к школе группа 6-7 лет

Речевое развитие

- рассматривание;

- ситуативное общение;

-игровая ситуация;

 - дидактическая игра; - беседа;

- интегративная деятельность;

 -хороводные игры с пением;

 - чтение;

 - обсуждение;

 - рассказ;

 -игра;

 -обсуждение;

 - драматизация и инсценирование

 - разучивание потешек и скороговорок.

рассматривание;

 - ситуативное общение;

 -игровая ситуация;

 - дидактическая игра; - беседа;

- интегративная деятельность;

 -хороводные игры с пением;

- чтение;

- обсуждение;

 - рассказ;

-игра;

-обсуждение;

 - драматизация и инсценирование

- разучивание стихов;

 - интегративная деятельность

- чтение

- беседа;

- рассматривание;

 - решение проблемных ситуаций; - разговор;

- разучивание стихов, потешек. скороговорок;

-игра, проектная деятельность;

 -интегрированная деятельность;

- обсуждение;

 - рассказ;

- инсценирование;

- сочинение загадок, стихов;

 - использование различных видов театра.

- чтение

- беседа;

- рассматривание;

 - решение проблемных ситуаций; - разговор;

 - разучивание стихов, потешек. скороговорок;

-игра, проектная деятельность;

-интегрированная деятельность;

 - обсуждение;

 - рассказ;

- инсценирование;

 - сочинение загадок, стихов;

 - использование различных видов театра;

- обсуждение иллюстраций известных художников

Чтение художественной литературы. Формирование интереса и потребности в чтении:

-чтение;

- рассматривание;

 - сопровождение произведений игровыми действиями;

 -игра;

 -беседа.

- формирование интереса к книге;

- развитие литературной речи;

- словесное искусство.

- внимательное и заинтересованное слушание сказок, рассказов, больших произведений;

-выразительное чтение стихов;

- оформление книг, илюстрации.

- внимательное и заинтересованное слушание сказок, рассказов, больших произведений; выразительное чтение стихов;

- оформление книг, иллюстрации

 - литературные жанры и их различия;

- иллюстрации известных художников.

Средства развития речи

Общение детей и детей со взрослыми

Культурные речевые практики

Обучение родной речи на занятиях

Художественная литература

Изобразительное искусство, музыка, театр

Методы и приемы развития речи

Методы развития речи по используемым средствам

Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

Наглядные:

 - наблюдение в природе, экскурсии

 -опосредствованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

Словесные:

 -чтение

 -рассказывание художественных произведений -заучивание наизусть

 - пересказ

 -обобщающая беседа

Практические:

 -дидактические игры

 -игры

-драматизации, инсценировки

 - хороводные игры

Продуктивные:

 -обобщающая беседа

 -рассказывание

 -пересказ с перестройкой текста

 - дидактические игры на развитие связной речи

 -метод моделирования

-творческие задания

Репродуктивные:

 -метод наблюдения и его разновидности

 - рассматривание картин

 -чтение художественной литературы

 -заучивание наизусть

 -игры

-драматизации по содержанию литературных произведений

Приемы развития речи

Словесные приемы:

 -повторное проговаривание

 - объяснение

 -указания

- вопросы

Наглядные приемы:

-показ иллюстративного материала

 -показ артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

Игровые приемы:

-игровое сюжетное развертывание

-игровые проблемно-практические ситуации

 -игра

-драматизация

 -имитационно-моделирующие игры

-ролевые обучающие игры

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ, ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Цель

Задачи

Формирование интереса и потребности в чтении(восприятии книг)

Вызвать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитание культуры чувств и переживаний

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте

Развитие литературной речи

Формы

Чтение литературного произведения

Игра на основе сюжета литературного произведения

Рассказ литературного произведения

Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного

Беседа о прочитанном произведении

Сочинение по мотивам прочитанного

Обсуждение литературного произведения

Ситуативная беседа по мотивам прочитанного

Инсценирование произведения. Театрализованная игра

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ

Ежедневное чтение детям в слух является обязательным и рассматривается как традиция

В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда

Разработка на основе произведений художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской. В процессе реализации проектов создаются целостные продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др

Отказ от обучающих знаний по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения

 Организационные модели дошкольного обучения воспитания детей с нарушениями речи

Очень важно учитывать разный уровень речевого развития детей. Поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения на занятиях и особенно вне занятий.

 Цель индивидуальной работы – развитие речевых способностей каждого ребенка. Работа проводится в обстановке естественного общения участников. Индивидуальная работа проводится в утренние и вечерние часы.

Задача воспитателя – выявление степени отставания детей в усвоении программного материала по речевому развитию. Это необходимо для устранения пробелов в развитии детей и создания условий для успешного обучения в среде нормально развивающихся сверстников. С этой целью воспитатели в первые дни недели сентября определяют возможности детей в речевой деятельности. После обсуждения результатов обследования, обсуждаются варианты реализации программы с учетом возможностей детей. Предъявляемый речевой материал должен быть соотнесен с уровнем фонетического, фонематического и общего речевого развития. Чрезмерные речевые нагрузки могут негативно повлиять на процесс коррекции.

 В сложных случаях ребенок занимается с логопедом в логопункте. Воспитатели осуществляют обучение родному языку на занятиях и руководство развитием речи детей вне занятий в повседневной жизни (в играх. В быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей и советы логопеда.

Два раза в год в сентябре и мае проводится педагогическая диагностика речевого развития дошкольников и намечаются формы работы с детьми, а также частота проведения индивидуальных занятий с ребёнком.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников по речевому развитию

Направление: обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы. Содержание:

 - Обращать внимание родителей на ценность совместного домашнего чтения, способствующего развитию активного и пассивного словаря, словесного творчества.

- Рекомендовать произведения для домашнего чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

 - Ориентировать родителей в выборе мультипликационных и художественных фильмов, формирующих у ребенка художественный вкус

- Проводить литературные вечера, викторины, встречи с работниками библиотеки.

 - Побуждать поддерживать детское сочинительство.

- Привлекать к совместному с детьми оформлению альбомов, газет, книг и т.д.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Описание материально – технического обеспечения

программы.

Программно-дидактический комплект «РЕЧЬ»

Комплект игровых средств «Говори правильно»

Комплект игр и пособий «Развитие речи»

Комплект развивающих пазлов («Мой день», «Времена года»)

Комплект игры-половинки

Комплект развивающих игр Bondibon

Комплекты конструирования LEGO DUPLO по темам «Город.

Транспорт. Жители. Большая ферма. Кафе»

Комплект пазлов СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ

Экспериментальная лаборатория «Дошколенок»

Комплект для проведения

Планшеты развивающие «Знайка»

Комплект «Кукольный театр»

Планшеты «Логико-Малыш»

Наборы для сюжетно-ролевой игр «Магазин», «Парикмахерская»,

«Кафе», «Аптека», «Доктор», «Цирк и театр» и др.

Серия сюжетных картин по развитию речи

«Времена года» - серия электронных пособий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...

Программа по развитию речи в подготовительной группе.

В программе указаны темы занятий, цели,задачи,содержание ,литература....

Отчет «О выполнении программы по развитию речи в подготовительной группе «Березка» за 1-е полугодие»

основные цели и задачи по развитию речи:1.Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами си средствами взаимодействия с окружающими.2.Развитие всех компонентов у...

Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности

Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности...

парциальная программа по развитию речи в средней группе

Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; н...

Парциальная программа по развитию речи в старшей группе

Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направл...

Рабочая программа по "Развитию речи" в подготовительной группе.

В основе системы работы по развитию речи дошкольников лежит комплексный подход, направленный на решение в рамках одного занятия различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны разв...