Творческий проект на тему: «Семейное чтение»
проект (средняя группа)

Анна Тарасова

Семейное чтение художественной литературы как совместная детско-родительская  деятельность является очень эффективной для укрепления социально - нравственных взаимоотношений в семье, развивает коммуникативные способности, умение общаться, как взрослых, так и детей, повышает их общий культурный и духовный уровень. В наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semeynoe_chtenie_mbdou_ds_63.doc375.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект на тему:

«Семейное  чтение»

     Средняя группа МБДОУ д/с № 63

г. Белгород

                                                                                                                                                 

  Воспитатели:

                                                                                                         Юшкова О.Н

                                                                                                        Тарасова А.А

                                                                                                         

  Тема проекта: «Семейное чтение»

Вид проекта: познавательно-информационный, творческий.

Состав участников: воспитатели Юшкова О.Н., Тарасова А.А,

дети, родители средней группы.

Длительность проекта: краткосрочный сентябрь 2023 г.

Актуальность:Семейное чтение художественной литературы как совместная детско-родительская  деятельность является очень         эффективной для укрепления социально - нравственных взаимоотношений в семье, развивает коммуникативные способности, умение общаться, как взрослых, так и детей, повышает их общий культурный и духовный уровень. В наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать».

В дошкольном возрасте дети предпочитают книги, особое внимание уделяется художественной литературе, с особым интересом читают православную литературу, хотя увлекаются телевидением, смотрят видеопродукцию,  играют на компьютере, и как результат,        частые просмотры  порождают поверхностное        восприятие информации, у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Когда педагог и родитель знакомят с православной художественной литературой, детям больше хочется познать, а свои впечатления они отражают в творческой продуктивной и художественной деятельности.

Любая интересная книга, дает возможность познавать, творить, фантазировать. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, речь, умение думать и выражать свои мысли самостоятельно.

С первой художественной книжкой ребенок встречается дома, сидя на коленях у мамы. Однако, занятые родители с трудом ориентируются в «море» детской, православной и художественной литературе. Родителям не хватает педагогической подготовки, знаний особенностей ребенка, как читателя. Гораздо проще, посадить ребенка у экрана, не обременять себя занятиями с ним, в результате дитя лишается родительского общения, так необходимого в наше время для благополучия и духовного становления детей.

Проблема: Проблема недостатка семейного чтения стала очевидной уже много лет назад, и естественно, возникла потребность привлечения     внимание  родителей, и необходимость развития интереса к художественной и православной книге, как  у детей, так и их родителей, желания читать и слушать, узнавать больше нового и делиться своими впечатлениями, обогащая духовный потенциал развития.

Цель: Апробировать нетрадиционные формы и методы повышения родительской активности и инициативы для формирования детско-родительской общности  в процессе совместной деятельности. Содействовать формированию духовного потенциала современной семьи путем возрождения культурной традиции семейного чтения.

Задачи:

  1. Заинтересовать и привлечь родителей к более активной практике семейного   чтения, к созданию групповой книги.
  2. Расширять представление родителей о детской художественной и православной  литературе.
  3. Приобщать детей и родителей  к совместному  чтению, воспитывать у дошкольников интерес и любовь к книге.
  4. Приобщать детей и родителей через художественную и православную литературу к культуре и лучшим традициям своего народа.
  5. Дать детям знания о том, как создается книга, о людях, которые трудятся над ее созданием.
  6. Воспитывать бережное отношение к книгам .

Предполагаемые результаты проекта. Проект должен обеспечить достижение конкретных результатов: дети  и родители расширят потенциал знаний о традициях семейного чтения как средства духовного обогащения семьи. Оформление групповой  книги.

Разработка цикла мероприятий по использованию семейного чтения воспитании детей дошкольного возраста. Привлечение родителей к деятельному участию на основе их личной заинтересованности, обеспечение возможности раскрытия творческого потенциала взрослых и детей. Возрождение традиции семейного чтения.

Реализация проекта «Семейное чтение» активизирует совместную деятельность детей, родителей и педагогов в данном направлении.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», « Чтение художественной литературы».

Этапы работы над проектом.

Первый этап организационный:

Деятельность педагога:

1. Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.

2. Организовать выставку и педагогическое сопровождение в выборе  художественных и книг, советах как читать, какие вопросы задавать, как обсуждать с детьми прочитанное.

 3. Подбор материала для создания групповой  книги;  

 4. Размещение информации для родителей, консультации для родителей о традициях семейного чтения, подборе художественной литературы.

 2 этап. Основной (практический).  

Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о традициях семейного чтения, через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Определение темы и цели, исходя из интересов детей: /НОД коммуникативно - познавательная деятельность и художественно- творческая деятельность/.

Познание. Социализация.

  • Экскурсия  в библиотеку  

Социализация:

  • Игра речевая: «Подбери слова».
  • Развивающая игра:  « Кто больше назовет пословиц и поговорок о книге».
  • с/р  игра « Библиотека».

Коммуникация :

  • Инсценировка по « Сказке  об упрямом медведе». О. Кузнецовой.
  • Беседа : « Поразмышляем вместе по содержанию сказки».
  • Активизирующее общение «Составление сказки  про книгу».

Образовательная деятельность на тему:

  • Беседа воспитателя с родителями и детьми о том, с какой литературой знакомились впервые в семье?
  •  Беседа «Как рождалась книга »,  «Как в старину люди изготавливали книги».
  • Литературная викторина « Знатоки сказок».
  • Открытие библиотеки в группе:

- посвящение в юные читатели с вручением читательского билета.

  Художественная  деятельность. 

  • Работа в творческой мастерской «Закладка для книг».
  • «Совместная деятельность (дети-родители-педагоги) «Оформляем первую  книгу».

Взаимодействие с родителями.

  1. Работа в творческой гостиной: создание групповой книги.
  2. Консультации для родителей:

     « Нравственное воспитание сказкой»;

     « Любите, изучайте и читайте художественные книги!»;

          « День православной книги»;  «Как рождалась книга».

  1. Мини – сочинение родителя с ребенком « Моя первая  книга»
  2. Выставка книг для творческой гостиной, с которыми дети впервые знакомились дома: « Читай хорошие книги – и по заповедям  Божьим  живи!» в группе.

3 этап. Заключительный 

Презентация проекта: 

  • Праздник «День книги», конкурс чтецов - литературный      вечер поэзии.
  • Оформление групповой книги « Моя первая  книга»
  • « Чему меня научила моя первая книга?» - высказывания, рассуждения родителей и детей о прочитанных книгах в семье. Обмен впечатлениями.

Образовательная деятельность « Коммуникация».

Речевая игра: « Подбери слова?»

Цель: Подобрать на каждое  слово противоположное  по значению (слова антонимы). Обогащать  словарный запас детей добрыми, вежливыми словами. Учить, правильно, понимать их значение и   использовать их в своей речи. Воспитывать культуру речи.

 Ход:    - На каждое слово мы будем подбирать доброе слово:

Балованный -  Послушный, послушание

Зазнайка -        Скромный

Гневный -        Ласковый

Обманщик -     Правдивый, честный

Ленивый -        Трудолюбивый

Трусливый -    Отважный, смелый, героический

Жадный  -        Щедрый, добрый

Неуклюжий -    Ловкий

Слабый       -     Сильный

Медлительный – Быстрый

 Упрямство  -     Смирение 

Развивающая игра «Пословицы и поговорки о книге».

       

 Цель:  Назвать поговорки и пословицы о книге.

  • Книга - друг человека.

  • Книга книгой, да и своим умом двигай.

  • Кто много читает, тот много знает.
  • Ему и книги в руки.

  • Книга мала, а ума придала.

  • Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

  • Кормчая книга кормит судей.

  • Книги читай, а дела не забывай.

  • Глядит в книгу, а видит фигу.

  • Книги не говорят, а правду сказывают.

  • Книги читать - скуки не знать.

  • Книга хороша, да начетчики плохи.

  • Хороша книга, да начетчики плохи.

  • Книги продал, да карты купил.

  • Читай, книгочей, не жалей очей.

  • Не красна книга письмом, а красна умом.

  • Книги читать - не в ладушки играть.

  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

  • Много читает, а дела не знает.

  • Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.

Cказка о Книге

У одного человека была Книга. Он уже и сам не помнил, откуда она появилась. Просто она была с ним Всегда. С самого Начала.

Иногда, когда ему становилось грустно, он открывал ее и перелистывая страницы, вспоминал.

И чего в ней только не было.

 Детские рисунки, засушенные цветы, носовой дамский платочек, фотографии и много другой разной всячины.

 Все это, каким-то чудом умещалось в Книге.

Здесь можно было найти квитанцию из магазина и билетик в кино, открытку и кусочек янтаря, огрызок карандаша и перо неизвестной птицы.

Человек очень берег свою Книгу.

Он прятал ее в письменном столе в самом нижнем ящичке и зорко следил, чтобы никто из окружающих не прикасался к ней.

 Книга была толстая, в кожаном переплете и застегивалась сбоку.

 Особенно, ему нравилась ее застежка с маленькой пряжечкой, на которой были вытеснены его инициалы.

 Изящные и большие они видны были даже в темноте.

 Часто ночью он брал книгу в руки и разглядывал ее в лунном свете.

 Пряжка блестела, и по буквам пробегал тонкий лучик.

 Неуемное желание писать вело его к Книге, снова и снова.

 Под его пером появлялись на свет удивительные рисунки, рождались рассказы, стихи и истории.

Они слетались к нему в ночи на огонек и просиживали до самого утра, исчезая с первым солнечным лучем.

Он всегда ждал их.....  Бывало  и напрасно.....

Тогда он растерянно ходил по комнате, держа в руке незажженную сигарету. Зачем-то останавливался у окна и всматривался в звездное небо.

Устав, он ложился на маленький диванчик и тут, слышал хлопок.

 Он молчал и не поворачивал головы, делая вид, что не слышит. Прикрыв слегка глаза, он наблюдал за гостем.

Легкое облачко облетало его комнату, искрясь в полумраке.

Затем, оно садилось напротив и обиженно пыхтя, ждало.

Человек открывал один глаз и отворачивался от гостя.

 Это была такая игра, со своими правилами.

Если, через несколько минут ничего не происходило, он нехотя вставал и шел к Книге.

Гость плыл рядом.

Кряхтя, человек брал перо и неспешно записывал новую историю.

Консультации для родителей:

                   Подготовили воспитатели группы

Юшкова О.Н, Тарасова А.А.

 « Любите, изучайте и читайте с детьми православные книги!».

    Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги православной тематики? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает слушать, он познает мир, тогда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.

      Условно в процессе становления читателя можно выделить следующие виды чтения: опосредованное (чтение ребенку вслух), самостоятельное (чтение ребенка без помощи взрослого) и чтение-творчество (чтение, построенное как процесс творческого освоения воспринимаемого произведения). Но не стоит рассматривать выделенные нами виды чтения как этапы становления читателя, они не следуют друг за другом в строгой временной последовательности, а постепенно возникая в жизни детей, как бы дополняют друг друга, становятся страницами его читательской биографии.

       Первое знакомство с православной книгой, с которой знакомится ребенок и  рассматривает ее, он налаживает собственные отношения с книгой.

       Ведущая роль принадлежит взрослому, а ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст (например, вставлять имя ребенка в стихи о детях), делая его более доступным и понятным; читать ярко и выразительно; следить за реакцией ребенка. Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения.

      Дети  ни минуты не сидят на месте, они постоянно задают какие-то вопросы, быстро отвлекаются. Взрослому нужно быть готовым реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий.

       Такое ознакомление с книгой в первую очередь - это общение. Это ваш разговор с ребенком, это диалог с автором произведения. И поэтому, не стоит отказываться от совместного изучения православной книги, когда ребенок научится читать самостоятельно: продолжайте ему читать сами, читайте по очереди, внимательно слушайте, как он читает, привлекайте к чтению вслух других членов семьи.

        Читайте детям и изучайте православную литературу – важнейшее средство построения взаимоотношений ребенка и взрослого.        

        Совместное восприятие произведений православной художественной литературы, их осмысление неизбежно должны вылиться в обсуждение прочитанного: чтение сказки наталкивает нас на рассуждения о добре и зле, знакомство со стихотворными произведениями заставляет задуматься о неограниченных возможностях языка в передаче самых разных смыслов и эмоций…

Культура чтения – это важно!

        В период чтения ребенок учится у взрослого читательскому мастерству. Малыш вместе с мамой обращает внимание на обложку книги, где сообщается ее название и имя автора, мама учит его разглядывать картинки, обращает внимание начинающего книголюба на то, что их создал художник. Именно в этот период совместного со взрослым у ребенка закладываются основы культуры чтения: бережного отношения к книге, умения организовать место для чтения, гигиена этого процесса (освещение, расстояние от книги до глаз, поза при чтении).

        Немаловажным является и то, как будет складываться круг литературы для опосредованного чтения: какие книги мы подбираем для наших детей, насколько они разнообразны по тематике, по оформлению, по настроению. Нельзя допустить, чтобы книжки воспринимались только как развлечение или только как обучение. Мир художественной православной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре (сегодня мы почитаем грустную сказку, а завтра найдем время для озорных «вредных советов»).

Читайте с детьми, устраивайте семейные чтения – не лишайте ребенка возможности развиваться и не забывайте, что это дополнительные минуты счастливого общения с малышом.

Чтение  художественной литературы - это лучшее учение.

       Одним из видов чтения художественного станет чтение творческое, которое и является основным средством развития ребенка: развития его речи, воображения, способности к восприятию православной художественной литературы. Мало читать ребенку книжки или создавать условия для формирования круга его самостоятельного чтения.

 Важно,  подготовить ребенка к встрече с миром православной художественной литературы – миром доброты, фантазии, воплощенных в словесных образах.

Как сделать так, чтобы застывшие звуки стихотворения «оживали» перед глазами при чтении? Ответ один: нужно научить творчеству читателя.  Итак, с чего же начать?

       Картинки в книжке... Для читателя (точнее – слушателя, так как речь идет о ребенке, еще не умеющем читать) картинка в книжке – обязательное условие: это зрительная опора для восприятия услышанного им словесного образа. Важно не только обращать внимание ребенка на то, кто изображен на картинке, но и учить его обращать внимание на детали, на цветовое решение иллюстрации, на то, как художник передает настроение героя (например, печальная, Аленушка,  или испуганный заяц). Пересказывая по картинке фрагмент произведения, ребенок развивает свою речь и учится воссоздавать словесный образ на основе зрительного. А еще по картинке можно и пофантазировать. Но самое  интересное,  – это создавать собственное творение на бумаге, из пластилина, природных материалов и иллюстрировать ими художественное произведение. Развивая у ребенка интерес к художественному творчеству, мы способствуем развитию его фантазии, умению формировать замысел и находить форму для его воплощения, способности творить, находить самостоятельное решение образа, воплощаемого им в красках или пластилине.

 Творческое отношение к процессу чтения должно формироваться и на интонационном уровне. Предлагая ребенку различные варианты прочтения одного и того же стихотворения (весело, задумчиво, возмущенно), вовлекая его в эту игру интонаций, мы учим его воспринимать интонационную, эмоциональную сторону художественной речи, без чего, например, невозможно полноценное чтение лирических стихотворений. Очень важно сохранить и развивать эту способность воспринимать различные оттенки интонационной окраски речи, учить его передавать голосом различные эмоции. Помните наши прибаутки и потешки, которые мамы и бабушки активно используют, чтобы успокоить или отвлечь ребенка? Так ребенок, воспринимает и чтение православных  стихов – даже совсем не детских: он затихает и прислушивается, внимая ритмической речи.

      Предлагая детям «разыграть» какую-нибудь сказку, мы развиваем способности, связанные с творческим осмыслением и драматическим воплощением текста. Инсценировать художественное произведение можно, используя для этого кукол и игрушки (кому-то нужна зрительная основа), а можно только голосом (читая «по ролям»). С детьми постарше имеет смысл попробовать поставить мини-спектакль. И кукольная постановка, и воплощение роли самим ребенком должны строиться по всем правилам театрального искусства: обсуждение мини-сцен (кто где стоит, куда идет, как действует), разработка декораций и костюмов, работа над созданием характера героя – как он говорит, как ходит, как смотрит. Этот вид творчества – один из самых сложных, но и один из самых привлекательных для детей, так как в его основе лежит игра. Сложность же заключается в том, что у ребенка еще небольшой опыт наблюдений человеческих взаимоотношений, ему очень сложно простроить пространство разыгрываемой сказки. Но нужно отметить, что игра «в театр», как раз и направлена на развитие способностей и нравственных чувств у ребенка.

          Творчество читателя формируется и во время чтения православных книг. Богатое воображение «собирается» постепенно из самых разных впечатлений, которые остаются у маленького человечка от прогулок в лесу, от посещений театра или выставки, игр на улице и дома, наблюдений за животными, общения с окружающими, переживаниями…

         Писатель создает мир силой воображения, рассчитывая на дальнейшее сотворчество своего читателя. Мир маленького ребенка подобен такому миру фантазии, сказке – нужно только постараться его увидеть и услышать.          Творчество, навеянное чтением, может быть разным. Главное - чтобы за это время, пока вы читали книжки с православным содержанием ребенку, у него сформировался устойчивый интерес к прочитанной книжки, выработалось свое эмоциональное состояние.  Важно потом, когда ребенок начинает читать сам, поддерживать этот интерес, придумывать, разыгрывать и фантазировать, потому что чтение православной художественной литературы должно быть в первую очередь удовольствием.

                         Воспитатели группы: Юшкова О.Н, Тарасова А.А

Нравственное воспитание сказкой.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам.

 Благодаря художественному образу и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит - сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е.Н. Трубецкой - видели в сказке отражение души русского народа.

« Представляется несомненным – сказка - заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству», - писал Е. Н. Трубецкой.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.

Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие сказки давно использовались в православном воспитании для освоения ценностей христианского гуманизма, для понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Велико восприятие сказок, оно  оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, нравственных качеств личности ребенка, которые определяют внутренний и духовный мир ребенка.

                                       Воспитатели группы: Юшкова О.Н, Тарасова А.А

Как рождалась книга.

Давным-давно записную книжку человек делал себе из всего, что попадалось ему под руку: камень, баранья лопатка, пальмовый лист, глиняный черепок, кусочек коры. На этих материалах можно было острой кистью или кремнем нацарапать рисунок.

 Каких только способов письма не было! Ведь карандаш и бумага, к которым мы привыкли, появились не так давно.

 Древние греки на народных собраниях подавали записки на глиняных черепках - остряках. Говорят, один греческий ученый разбил вдребезги все свои горшки и миски, чтобы написать книгу.

Удобнее были пальмовые листья и кора деревьев. На них писали тонкой иглой. В Индии из пальмовых листьев делали целые книги. Подровняв края, листья обрезали и сшивали ниткой. Сверху золотили или раскрашивали. Получалось очень красиво, правда, книга была больше похожа на жалюзи.

У нас, в стране лесов, писали на бересте, то есть на кусках березовой коры.

 Сегодня книги глиняные, берестяные, костяные и пальмовые можно увидеть только в музеях. Сохранился лишь один древний способ письма, которым пользуются и сейчас, -письмо на камне.

 Каменная книга - самая долговечная. До нашего времени дошли целые рассказы, высеченные на стенах египетских гробниц и храмов тысячи лет тому назад.

 Но высекать буквы на камне - нелегкий труд. Каменную книгу нельзя взять домой почитать. А чтобы написать одну страничку такой книги, надо целый день стучать молотком, высекая буквы.

И люди продолжали искать материал более легкий, чем камень, но не менее прочный. Пробовали писать даже на бронзе. Но книги из этого металла были тоже громоздкими.

 Вавилоняне и ассирийцы писали на глиняных табличках: сделав из глины плитку, писец чертил на ней знаки трехгранной заостренной палочкой. Вдавив палочку в глину, он быстро вынимал ее. Таким способом писали очень быстро, строчки ложились ровными рядами. Такое письмо называлось клинопись.

 Чтобы сделать плитку прочной, ее отдавали для обжига горшечнику. Высушенная на солнце и обожженная в печи, она становилась прочной. Ей были не страшны пожары и сырость. Да и мыши такую книгу не съедят. Но она могла разбиться.

Древние египтяне придумали книгу-ленту. Делали бумагу для такой книги из удивительного растения. Оно произрастало по берегам Нила. Растение называется  папирус. Стебель этого растения разделяли на тонкие, но широкие полосы, которые приклеивали потом одну к другой. Работали на столах, смоченных чистой водой из Нила. Ил использовался в качестве клея. Полоски папируса клали вдоль, а другой ряд сверху - поперек. Получалось что-то вроде ткани.

 Готовые листки клали под пресс на семь дней. Потом их высушивали на солнце и полировали раковиной и клыком. Наконец листы склеивали в длинные полосы и скатывали в трубку на палочку.

Книжная лавка в те времена была похожа на современный магазин обоев.

Писали на папирусе краской - черной и красной. А пером служила заостренная тростниковая палочка.

 В Древней Греции и Риме писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Каждая дощечка в середине была выстругана. Квадратная выемка заполнялась желтым или окрашенным в черный цвет воском.

 Для письма служила стальная палочка -стиль. Один конец ее был острым, а другой закругленным. Острым концом писали, царапая по воску, а тупым заглаживали не нужное. Восковые таблички были дешевыми. Пользоваться ими можно было очень долго: тупым концом стиля заглаживали написанное и писали снова.

                                       Воспитатели группы: Юшкова О.Н, Тарасова А.А

От пергамента к бумаге.

В Малой Азии, в городе Пергаме, научились выделывать кожу животных так, что на ней можно было писать. Обработанную кожу стали называть пергаментом. Во многом он был лучше папируса. Его можно было разрезать и сгибать.

 Сырую кожу телят вымачивали сначала в воде для мягкости, потом соскабливали с нее все лишнее и клали в воду с золой. После этого шерсть легко удалялась. Готовую шкуру натирали мелом и выглаживали пемзой. Получалась тонкая желтоватая кожа. Края ее обрезали, получался большой и ровный лист. Его складывали пополам.

 На пергаменте писали с двух сторон. Для письма пользовались тростниковым или птичьим пером. Чернила для пергамента придумали особые. Они впитывались в кожу так хорошо, что их нельзя было смыть.

 Но пергамент был дороже папируса. Чтобы написать на пергаменте небольшую книгу, требовалось целое стадо телят.

 Прошло время, и пергамент уступил место бумаге.

Ее изобрели в Китае. Там впервые придумали делать бумагу из спрессованных волокон бамбука, трав и старого тряпья.

Ученые предполагают, произошло это во 2 веке н. э. в Древнем Китае. Как же это делали?

 Материалом для бумаги служили волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Эту смесь помещали в большую каменную ступу и заливали водой. Потом тщательно растирали, и смесь превращалась в кашицу. Вот из нее-то и отливали бумагу.

 Формой для отливки служила рамка с сетчатым дном, сделанным из тоненьких бамбуковых палочек и шелковых нитей. В ту форму наливали немного приготовленной кашицы. Затем форму трясли в разных направлениях, чтобы волоконца переплелись между собой и образовали войлок. Вода стекала через сетчатое дно, а сверху оставался сырой бумажный лист. Его осторожно снимали, клали на доску и вышивали на солнце. Пачку высушенных листов отжимали под деревянным прессом. Вот таким способом делали бумагу в Китае.

 Прошло много лет, прежде чем бумага попала из Азии в Европу. Случилось это так.

 В 704 году арабы завоевали город Самарканд в Средней Азии. Оттуда они вывезли секрет изготовления бумаги. В странах, которые покорили арабы, появились бумажные фабрики. Самой лучшей считалась багдадская бумага. В Египте делали бумагу разных сортов. Можно было купить огромные листы александрийской бумаги и крошечные листочки для голубиной почты. Эту бумагу делали из старого тряпья. Она была желтоватой на вид, с темными пятнами.

 В 13 веке бумажные фабрики были уже в Италии и во Франции.

 В Россию бумага попала в 14 веке через Новгород, куда ее привезли ганзейские купцы. Бумага эта была итальянская.

 Первая русская бумажная фабрика была построена на реке  недалеко от Москвы. Выпускали тут бумагу большого размера с водяным знаком, который напоминал герб города Амстердама. Наши мастера старались подражать голландцам, ведь их бумага в то время считалась самой лучшей.

 Водяной знак получали следующим способом. Бумагу отливали в форме с дном из проволочной сетки. Из проволоки делали фигуру и укладывали на дно формы. Там, где была проволока, бумага ложилась более тонким слоем, чем в других местах. Рассматривая бумагу на свет, можно увидеть прозрачные полоски там, где была сетка, и водяной знак там, где размещалась проволочная фигура.

 Самый старый водяной знак - это круг. Позже каждый мастер имел свой водяной знак.

 Сначала бумагу не хотели признавать. На ней писали только то, что не нужно было долго хранить. А для книг использовали пергамент. Но время шло, и бумага как более дешевая стала вытеснять дорогой пергамент. Постепенно она становилась все лучше и прочнее.

                                       Воспитатели группы: Юшкова О.Н, Тарасова А.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по теме: "Этих дней не смолкнет слава!"

Разработанный творческий проект для подготовительной группы по теме: "Этих дней не смолкнет слава!" Посвященный Великой Отечественной Войне. Проект долгосрочный, расчитанный на учебный год....

Творческий проект по теме: "Пчелка и ее друзья"

Разработка проектной деятельности с детьми старшей группы....

Творческий проект по теме «23 февраля» .Название проекта "Наши защитники"

Материал содержит подробное описание краткосрочного  проекта по потреатическому воспитанию в старшей группе "Наши защитники"...

Проект :Творческий проект на тему "Жевательная резинка-польза и вред.

Цель проекта:Рассказать детям опользе и вреде жевательной резинки....

Творческий проект по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, поэтому необходимо начиная с дошкольного возраста развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Развитие творческих способностей возм...

Творческий проект на тему «Сказочные лабиринты игры» (игровая технология интеллектуально-творческого развития) (средняя группа)

Цель проекта.  Содействовать гармоничному интеллектуально-творческому развитию дошкольников в максимально комфортной игровой среде с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей...

Творческий проект на тему "Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования"

Данный проект предлагает рисование с использованием нетрадиционных способов. Вся работа направлена на развитие у дошкольников творчества, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе кот...