Роль развивающих игр в обучении дошкольников
консультация (старшая группа)

Борсякова Марина Владимировна

Консультация для воспитателей на тему: "Роль развивающих игр в обучении дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №64»

Консультация для воспитателей на тему:

"Роль развивающих игр в обучении дошкольников"

      Подготовила: воспитатель 

                                                               Борсякова М.В

г. Воронеж

2022 г.

Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка — дошкольника?

Конечно же, это игра. Известно, что игра — это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребёнком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. Эта специфическая особенность игры несёт в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определённые положительные чувства играющих детей.

Некоторые современные исследователи высказывают точку зрения, согласно которой игра перестала быть ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, уступив это место познавательным видам деятельности, таким как конструирование, чтение, настольные игры, обсуждение книг, теле- или радиопередач и т. д. Возможно, это происходит потому, что в нашу жизнь активно вторглись современные средства массовой информации (телефон, телевидение, компьютер и интернет, изменившие способы получения нами информации и структуру нашего общения. Но дети и сегодня любят играть, и никакие новомодные игрушки и гаджеты не заменят им живого общения. Игра, как средство, обладающее мощным воспитательным, обучающим и коррекционно-развивающим потенциалом, прошла длительную проверку временем и основательно анализировалась в течение ряда веков. К пониманию этого непреложного факта первыми пришли античные мыслители.

Процитирую книгу Платона «Государство»:

1. — Итак, счисление, и геометрию, и все подготовительные науки… следует предлагать детям, но способ преподавания не должен быть насильственным.

- Почему?

- Потому что ни одну науку свободный человек не должен изучать, как раб. Телесные упражнения, выполняемые даже против воли, нисколько не вредят телу, в душе же никакая насильственная наука не остается прочно.

- Правда.

-Поэтому не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен.

Немецкий педагог 18 века Адольф Дистервег писал: «Каждая добрая целенаправленная игра наращивает «крылья» ребенка, помогает ему, как птице, набрать полную грудь воздуха, без которого полет не состоится».

Советский педагог А.П. Усова считала, что: «Игра, понимаемая как свободная деятельность ребенка, свободна от внешней регламентации, от предписания определенных игровых действий и положений, игры, но она обусловлена отражаемой в ней общественной практикой».

Выводы. Если в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то учебная деятельность таковой не является и, следовательно, не может в достаточной степени влиять на развитие новообразований этого периода жизни ребенка. Но трудно представить себе эти два вида деятельности отдельно существующими: учебная деятельность берет свои истоки из игры, и они взаимно переходят друг в друга. Поэтому обучение в детском саду сегодня приобретает игровой характер, а игра наполняется обучающими моментами. Использование игр в обучении дошкольников повышает его эффективность. Так как игра:

 - создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала

- непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребенка

- стимулирует к поиску творческих решений.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам несколько интересных вопросов!

- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)

- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)

А что помогло вам, верно ответить на все вопросы? Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. Это приемы логического мышления.

Как вы думаете, зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику?

Логика развивает внимание, учит мыслить ясно и четко, и, конечно же, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе.

Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Исходя из всего вышесказанного и опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В котором выделены основные направления развития ребенка: самостоятельность, инициативность, творчество. Нам как педагогам очень важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми. Тем самым способствуя развитию у них психических процессов, в частности логического и образного мышления.

Есть несколько классификаций игр, предлагаю Вашему вниманию одну из них:

– игры, возникающие по инициативе ребёнка, – самодеятельные игры;

– игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

– игры, идущие от исторически сложившихся традиций – этноса- народные игры, которые могут возникать по инициативе взрослого.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.

Так, в состав первого класса входят:

игра-экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры, игры сюжетно-образовательные.

Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве.

Второй класс игр включает игры обучающие и развивающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные.

Развивающие игры. Структура развивающей игры.

Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным. Отличительная особенность развивающих игр: необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

Развивающая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Таким образом, развивающая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. В дошкольном возрасте особое значение уделяется развитию познавательных способностей детей.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Представлю вашему вниманию ряд игр развивающего характера. В развивающие игры можно играть как с атрибутами, так и без них, в словесные игры, просто посадив детей на стульчики.

Думаю, что многие игры вы знаете и используете в работе:

Сложи узор.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, — и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.

Игры-головоломки (геометрические конструкторы).

Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу.

Сложи квадрат.

Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей. Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры.

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей. В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам и развлечениям, без которых обучение детей в современных условиях является невозможным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развивающих игр в обучении

Развивающие игры по математике...

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ МАТЕМАТИКИ

В дошкольном возрасте важно научить ребёнка мыслить логически. Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений. Рассуждать, значить связывать между собой разные значения, для того, чтобы в...

«Роль развивающих игр в развитии дошкольника»

   В дошкольном учреждении можно использовать развивающие игры в непосредственно- образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности и в индивидуальной работе с детьми....