Доклад «Роль дидактических игр в обучении дошкольников русскому языку»
статья (средняя группа)

Дидактические игры в обучении дошкольников русскому языку в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_did_igr.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

  МБДОУ «Дубъязкий детский сад «Гульчачак» Высокогорского муниципального района РТ

                                               Доклад

   «Роль дидактических игр в обучении

         дошкольников русскому языку»

                         Воспитатель: Валиева А.Г.

Тема: «Роль дидактических игр в обучении дошкольников русскому языку»

    Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.  Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии – ребенка, а своевременное развитие речи ребенка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

   С 1 января 2014 года в силу вступил Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нём говорится о том, что речевое развитие является одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста.

    По ФГОС речевое развитие включает владению речью, как средством общения; обогащения активного словаря; развитие связной грамматический правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    В нашем детском саду «Гульчачак» обучение и воспитание ведется на татарском языке. А в нашей республике два государственных языка. Было бы неправильным, если бы не начали обучить этим двум языкам с детского сада. Ранее обучение русскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию Республики Татарстан и России, уважение к языку и культуре русского народа способствует развитию коммуникативно - речевого такта.

   Вопросы, связанные с обучением второму языку дошкольников, является сегодня предметом широких дискуссий, поскольку раннее детство (4 года) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период  для овладения языками.

      Основной задачей изучения русского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме.

    В нашем детском саду успешно используется учебно – методический комплект. Наиболее эффективной и доступной формой деятельности при обучении татароязычных детей русской устной речи является – игра. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.

   Для достижения результативности в общении с детьми на русском языке, я изготовила дидактический материал. Так как все занятия проходят в виде игры, то самое лучшее для закрепления тем – это дидактические игры. Цель этих дидактических игр: развитие звуковой культуры речи, активизация и обогащение словарного запаса детей, согласование частей речи, развитие мелкой моторики рук.

     Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

           Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.

   Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.  

    Дидактические игры я провожу в режимных моментах, утренние и вечерние часы дня со всей группой, с подгруппой или  индивидуально с каждым ребенком, игры планирую заранее. Продумываю словарную работу (напоминаю, уточняю, закрепляю). Также продумываю организацию проведения игр (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется).

     Остановимся подробнее на  основных видах дидактических игр. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природными материалом), настольно – печатные и словесные.

   При обучений детей русскому языку  в играх с предметами я использую игрушки, картинки и природные материалы. Играя с ними,  дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов на русском языке.  Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач. В играх совершенствуется знания о материале, из которого сделаны игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности. Например, «Угадай, что изменилось?», «Найди и назови», «Что одинаковое, что разное?», «У кого какой предмет?», «Собери цветок», «Волшебные кубики». С помощью этих игр можно закреплять название предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; названия цветов и т. д. В игре «Чудесный мешочек» дети на ощупь определяют предметы и называют его. Игры с куклой. «Кукла Маша пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать» основная цель этих игр – воспитание в детях культуры общения на русском языке.

   Настольно – печатные игры – это  интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром,  миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки"  С помощью настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, зрительный память, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Например, «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Четвертый лишний»  и др.

    Словесные  игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам. Игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентации в пространстве. Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи.  Например, «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Так бывает или нет?», «Похож - не похож?» и др.

    В обогащении речи ребенка в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей. Игры с мячом универсальны и разнообразны. «Мяч бросай, фрукты называй», «Кто где живет?», «Что происходит в природе?», « Мяч бросай, животных называй» и т. д. Игры с мячом я использую в режимных моментах и на занятиях физкультуры. (Например «Мяч через сетку бросай, овощи называй»)

   Также у нас в каждой группе оформлены уголки и целая комната, в которой демонстрируется предметы народного быта (русского и татарского народов) . В  них проводятся экскурсии. Комната ежегодно пополняется наглядными пособиями,  сделанными руками воспитателей. А сама я разработала картотеку дидактических игр. Например, «Укрась поднос», «Собери матрешку», «Городецкие узоры», «Назови правильно», «Найди лишнее», «Угадай и расскажи».

  Условием успешного обучения в детском саду русскому языку будет создание особой творческой атмосферы, где всегда найдутся доброжелательные слушатели и неподдельный интерес взрослого к результатам детской речевой активности. Желаем вам и вашим детям творческих успехов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников русскому языку как иностранному.

В материале представлен конспект первого урока по теме "Магазин. Что и где мы покупаем" для дошкольников, изучающих русский язык как иностранный....

Доклад для воспитателей на тему "Обучение детей русскому языку"

Заман, мәгариф өлкәсенең мәктәпкәчә яшьтәге балаларга белем һәм тәрбия бирү системасында, тамырдан үзгәрешләр кертүне таләп итә.  Республикабызда татар һәм рус телләре дәүләт телләре булып санала...

Игры и упражнения по обучению дошкольников русскому языку, для которых он не является родным.

Игры и упражненияпо обучению дошкольниковрусскому языку,для которых он не является родным....

Доклад: "Использование проектного метода в обучении детей русскому языку"

Использование проектного метода в обучении детей русскому языку...

Статья "Роль дидактических игр в обучении дошкольников английскому языку"

Данная статья предназначена для педагогов дополнительного образования в дошкольных учреждениях, преподающих иностранные языки....

«Дидактические игры в обучении детей русскому языку»

Выступление на общеродительском собрании по теме: «Дидактические игры в обучении детей русскому языку»...