Консультация по оригами «Роль оригами в развитии мелкой моторики у ребенка»
консультация (старшая группа)

 Грициенко Надежда Валерьевна

В.А. Сухомлинский  "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsudtatsii_po_origami.docx749.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль оригами в развитии мелкой моторики у ребенка»

 

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".C:\Users\Юрий\Desktop\9f880b08278dea2d2f4e251ffdfb1bd7 (1).png

     Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь.   Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.

В общем, чем лучше работают пальцы, вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Оказывается, рука имеет самое большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому, именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.C:\Users\Юрий\Desktop\9f880b08278dea2d2f4e251ffdfb1bd7 (1).png

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Как отмечает Л. В. Фомина «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы». Выполняя различные пальчиковые упражнения кисти рук, приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать; у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Существует множество способов и приемов для развития мелкой моторики ребенка. Одним из них является оригами. Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами, педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой конструирования фигурок из бумаги.

 

C:\Users\Юрий\Desktop\9f880b08278dea2d2f4e251ffdfb1bd7 (1).png

Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры и одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия оригами. Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги.

Это занятие интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного треугольника. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листике скрыты многие образы: причудливые птицы, животные, и другие интересные вещи. У детей:

1. Концентрируется внимание.

2. Они сосредотачиваются на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат

3. Развивает память, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания

4. Активизируются мыслительные процессы

5. Совершенствуются трудовые умения

6. Развивается конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус

7. При составлении тематических композиций развиваются композиционные навыки

Еще одним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами – это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.

Оригами – идеальная дидактическая игра, своего рода конструктор, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства.

И последний аргумент в пользу занятий оригами – его относительно недавнее появление и распространение в России, а значит, новизна и необычность. А то, что ново, необычно, то особенно интересно детям. C:\Users\Юрий\Desktop\9f880b08278dea2d2f4e251ffdfb1bd7 (1).png

Оригами можно использовать практически во всех видах деятельности: конструировании и ручном труде, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, рисованию, математике. Ещё Лев Николаевич Толстой в трактате "Что такое искусство" предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей. Оригами развивает способность работать руками, приучает пальцы к точным движениям, которые в свою очередь помогают развить интеллект ребенка, так как мышечные движения напрямую связаны с мыслительной деятельностью. Дети, увлекающиеся оригами, обладают пространственным воображением, ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигуры, создают весёлые игровые ситуации. Это своего рода игровая терапия. Они без труда разбираются в чертежах, легко представляют будущее бумажное изделие в объёме.

Совсем скоро ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его механизмы сознания должны приобрести произвольность и управляемость. Ребенок должен овладеть способностью действовать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны развиться начальные формы самостоятельного управления волевым поведением.  

Придя в школу, ребенок должен уметь сидеть за партой 40--45 минут, соблюдать определенное положение, держать правильным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно сформированной, движения конкретны и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, координационных и разнообразных движений, которых требует

овладение письмом.  

Именно оригами поможет подготовить ребенка ко всему этому.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковые упражнения, для развития мелкой моторики рук ребенка"

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе воспитатели, конечно, используют накопленный опы...

консультация для родителей ( первая младшая группа) Развитие мелкой моторики рук ребенка

пвмятка для родителей как  развивать мелую моторику рук ребенка 3-х лет...

консультация для родителей "Пальчиковые упражнения, для развития мелкой моторики рук ребенка"

разные упражнения для развития у ребенка мелкой моторики рук....

Консультация для педагогов «Влияние нетрадиционной, художественной деятельности (оригами) на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Влияние нетрадиционной, художественной деятельности (оригами) на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста".

Понятие о технике складывания из бумаги – оригами. История возникновения техники.Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Роль изодеятельности в развитии мелкой моторики рук у дошкольников» Воспитатель: Мышанская Н.В.

Консультация для воспитателей«Роль изодеятельности в развитии мелкой моторики рук у дошкольников»Цель: Раскрыть понятие –мелкая моторика и как ее развивать у детей дошкольного возрас...

«Роль оригами в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Роль оригами в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста....