Консультация для родителей "Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста".
консультация (старшая группа) на тему

Никула Алёна Сергеевна

Понятие о технике складывания из бумаги – оригами. История возникновения техники.

Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papka_peredvizhka.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие о технике складывания из бумаги – оригами. История возникновения техники

Оригами – это искусство складывания бумаги в различные формы и фигуры. Название этого вида творчества происходит от японского «ori» — складывать и «kami» — бумага. В Японии оригами называют «искусством целого листа», но началось все вовсе не в Японии, а в Китае. Считается, что бумага была впервые изобретена в Китае в 105 год нашей эры, когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги: технологию ее производства было запрещено вывозить за границу. Но японцы с их страстью к письменности решили не отставать от соседей в столь полезном изобретении, но примерно через сотню лет в Японии изобрели бумагу, которая превзошла по качеству китайскую. Нужно отдать должное фантазии японцев, сразу смекнувших, что новый материал может быть использован не только в сугубо практических целях - для записи священных текстов и другой информации, - но и для создания нового искусства.

А так как слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны, всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.

В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. Порвать лист бумаги считалось страшным грехом. Именно поэтому для изготовления фигурок лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством.

Массовость искусство оригами приобрело лишь в XII-XIII веках, когда бумага распространилась по всему миру и  цены на нее значительно упали,  сделав этот материал доступными. Понемногу фигурки из бумаги покинули пределы храмов и монастырские стены и стали играть значительную роль в быту мирских людей. В период Адзути - Мамояма (1573-1603) и Эдо (1603-1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Появилось много авторских моделей.

Во второй половине XX в. появляются система записи процесса складывания, а также базовые формы, являющиеся основой множества новых моделей. В 1978 г. Акира Йошизава - один из наиболее известных мастеров – посещает СССР и демонстрирует свое искусство в Москве, Ленинграде и Находке. Мощный толчок развитию отечественного искусства оригами дали две общественные организации - Московский (1989) и Петербургский (1991) центры оригами.

А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Складывание из бумаги - это не просто забава: чтобы сложить фигурку (даже по готовому чертежу), требуются определенные навыки работы с бумагой. А применение получившихся оригами может быть самым неожиданным и удивительным. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей.

Япония по праву заслужила звание страны — прародительницы оригами. Именно здесь была создана оригамная «азбука». Япония является законодательницей всех классических принципов оригами, именно здесь находится классическая школа этого искусства. Именно японские фундаментальные фигурки используются до сих пор. Впоследствии появились самые разнообразные школы и направления оригами, но все они берут свои истоки именно в Японии.

Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима и имеет множество достоинств в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических фигурах, понятие об их сторонах, углах, центре. Дети знакомятся с разными приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям приобрести не только новые изобретательные навыки, но и проявить свои творческие способности. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.

Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, связной речи.

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев, по мнению М.М.Кольцовой, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Тренировка пальцев рук у детей, стимулирует умственное развитие, способствует выработке основных элементарных умений (одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование столовыми приборами, ножницами). Тренировка пальцев подготавливает руку к письму. Движение кисти, пальцев становятся точными и координированными.

Работая с бумагой, дети упражняются в складывании, проглаживании сгибов пальчиками, точности и четкости движений, раскрашивании в различных направлениях. В процессе таких упражнений дети учатся аккуратности, четкости движений, соблюдаются пределы раскрашивания.

Оригами имеет одну важную, отличающуюся от других методов развития мелкой моторики, особенность - это тренинг, оставляющий в результате готовый продукт в виде сложенной поделки, которая является доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости и радости, представляет для него ценность.

Занятия оригами не только интересны, но и максимально полезны для детей. В непринужденной дружеской обстановке небольшими группами, в приятном общении на этих занятиях дети постигают азы древнего искусства. Учатся различным приемам работы с бумагой, следуя принципу - «от простого к сложному».

Настойчиво добиваясь соблюдения главного правила оригами -точности в совпадении углов, сторон, тщательного проглаживания складок, мы улучшаем не только качество поделки, но и силу мышц пальчиков, тренируем глазомер и зрительно-моторную координацию, развиваем концентрацию внимания, уточняем пространственные представления. Выполнение разнообразных действий с бумагой по показу педагога, а потом по устной инструкции, способствует развитию конструктивного мышления. Дети практически усваивают пространственные понятия - спереди, сзади, вверху, внизу, левый верхний угол, правый нижний угол. Словарь детей обогащается наречиями и предлогами, отражающими пространственные отношения, а так же глаголами, обозначающими действия, производимые с бумагой в процессе работы. Освоив какую–либо модель, у детей появляется желание поделиться своими знаниями, научить других. Повторяя выполнение определенных действий, тренируются память, планирование и контроль над своей деятельностью (упреждающий, текущий), а так же распределение внимания между речью и практическим действием. Делясь своим опытом, сопровождая показ изготовления фигурки пояснениями, дети преодолевают застенчивость и нерешительность.

Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами – не только интересное занятие, но и имеет большое значение в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, благоприятно влияет на их речь и подготовку к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами

«Мои педагогические исследования»Тема:«Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами» 1.Введение...

Презентация "Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами"

Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами....

Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами

В данной статье рассмотрена проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами. Рассмотрена связь мелкой моторики с раз...

План по самообразованию «Использование техники оригами для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование техники оригами для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»...

Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Бумажное моделирование является эффективным средством не только обучения и развития, но и воспитания дошкольников. Занятия оригами формируют такие нравственные качества детей, как коллективизм, ум...