Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами
материал на тему
«Мои педагогические исследования»
Тема:
«Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами»
1.Введение
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский
Ведущие педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что развитие мелкой моторики детей очень важно.
Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев стимулирует процесс речевого развития ребёнка.
Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Это проявляется в виде расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенно тонкой дифференцированной моторики пальцев рук.
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории, высшей нервной деятельности ребенка, Института физиологии детей и подростков АПН СССР под руководством М.М. Кольцовой, было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так на основе проведенных опытов и обследования Л.В. Фоминой большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функций рук и речи, М.М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что это влияние, так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Отсюда М.М. Кольцова, Л.В. Аншакова-Фомина большое значение придают использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. Психологи рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движения пальцев рук.
Тренировка движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются память, внимание, слух, зрение.
Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, полезна и для подготовки руки к письму. Особенно большая ее роль в группах для дошкольников, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук - движения неточные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами.
По мнению зарубежных и отечественных педагогов, одним из самых доступных и увлекательных способов развивающих мелкую моторику рук (заставляя работать пальцы по отдельности, развивая подвижность большого пальца, умение работать щепотью) является оригами.
Цель данного исследования: выявить влияние техники оригами на развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами.
Объект исследования: уровень развития мелкомоторных движений рук у детей шестого и седьмого года жизни.
Предмет исследования: техника оригами как один из видов деятельности, развивающих мелкую моторику рук.
Гипотеза: процесс техники складывания фигурок из бумаги совершенствует мелкую моторику рук.
Цель и гипотеза исследования определили его основные задачи:
-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
- провести диагностику и определить уровень сформированности мелкомоторных движений рук в процессе складывания поделок из бумаги способом "оригами"
- разработать и реализовать на практике перспективный план, воспитательской работы, направленный на совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «оригами».
Методы исследования: изучение литературных источников по проблеме исследования; проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов; методика, разработанная Табаринной Т.И., направленная на выявления уровня сформированности мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc1_avtosohranennyy.docx | 109.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мои педагогические исследования»
Тема:
«Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами»
1.Введение
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский
Ведущие педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что развитие мелкой моторики детей очень важно.
Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев стимулирует процесс речевого развития ребёнка.
Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Это проявляется в виде расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенно тонкой дифференцированной моторики пальцев рук.
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории, высшей нервной деятельности ребенка, Института физиологии детей и подростков АПН СССР под руководством М.М. Кольцовой, было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так на основе проведенных опытов и обследования Л.В. Фоминой большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функций рук и речи, М.М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что это влияние, так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Отсюда М.М. Кольцова, Л.В. Аншакова-Фомина большое значение придают использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. Психологи рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движения пальцев рук.
Тренировка движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются память, внимание, слух, зрение.
Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, полезна и для подготовки руки к письму. Особенно большая ее роль в группах для дошкольников, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук - движения неточные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами.
По мнению зарубежных и отечественных педагогов, одним из самых доступных и увлекательных способов развивающих мелкую моторику рук (заставляя работать пальцы по отдельности, развивая подвижность большого пальца, умение работать щепотью) является оригами.
Цель данного исследования: выявить влияние техники оригами на развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами.
Объект исследования: уровень развития мелкомоторных движений рук у детей шестого и седьмого года жизни.
Предмет исследования: техника оригами как один из видов деятельности, развивающих мелкую моторику рук.
Гипотеза: процесс техники складывания фигурок из бумаги совершенствует мелкую моторику рук.
Цель и гипотеза исследования определили его основные задачи:
-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
- провести диагностику и определить уровень сформированности мелкомоторных движений рук в процессе складывания поделок из бумаги способом "оригами"
- разработать и реализовать на практике перспективный план, воспитательской работы, направленный на совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «оригами».
Методы исследования: изучение литературных источников по проблеме исследования; проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов; методика, разработанная Табаринной Т.И., направленная на выявления уровня сформированности мелкой моторики рук.
2.Теоретическая часть.
2.1.Немного из истории искусства оригами.
Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Быть может, в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов "бумага" "Бог" - "Ками". Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуальными изделиями из сложенной бумаги ("ори" - ками"). Один из таких ритуалов, например, состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, в которые ложили кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в синтоистских храмах.
Оригами, как форма развлечения, не практиковалась в древние времена, когда бумага была дефицитом и, следовательно, очень ценилась. Возможно, так оригами стали использовать в период Хейян (794-1185 г.г.). Оригами, которое только складывали и не резали, впервые изобрели в период Муромачи (1333-1568 гг.). В период Эдо (1615-1867г.г.) были разработаны другие техники складывания бумаги, а также её резки и окраски. Со времен Тайше (1912-1926 гг.) известны образцы и схемы выполнения 150 различных фигурок оригами: журавли, лягушки, сложные кораблики, корзиночки, фонарики и многие другие.
Сейчас в оригами используют только небольшие надрезы. Современное оригами отличается от вырезания из бумаги, бумажной архитектуры и кумигами (собирание бумаги).
В периоды Команура (1185-I333 г.г.) и Муромати (1333-1573 г.г.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского дворца. Аристократы, придворные, монахи, представлявшиеся ко двору, должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записи, сложенные в форме бабочки, цветка были символом дружбы и любви. В период Адзути - Момолма (1573-1603 г.г.) и Эдо (1603-1867 г.г.) оригами превратилось в популярный способ времяпровождения. Было изобретено много моделей, которые стали классическими. Во второй половине 19 века Япония широко открыла двери остальному миру; европейцы начали знакомиться с классически фигурками.
Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога. Фребель считал, что жизнь, движение и знание - есть три части одного гармонического аккорда. Его философия воспитания и образования включала четыре важных компонента:
- свободная активность
- творчество
- участие в жизни социума
- мышечная активность.
Основываясь на этих идеях, он предлагал своим ученикам развивающие игры, манипулирование с предметами. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки, циркуля, а через буквально осязаемые реалии складывающейся бумаги.
Пытаясь воплотить эту последнюю идею в жизнь, он складывает вместе со своими учениками незатейливые фигурки из бумаги, по сути, делая первый шаг к внедрению оригами в педагогический процесс. К сожалению, в начале 19 века Фребель не мог быть знаком с оригами в полном объеме. Вместе с тем, его можно смело назвать первым практическим европейским педагогом - оригамистом.
2.2.Ведущие педагоги и психологи о влиянии оригами на интеллектуальное, эстетическое развитие детей дошкольного возраста, на развитие их мелкой моторики рук.
Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С.Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф. Фребелю.
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство, близкое ему и доступное.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами помогает:
- сделать рывок в развитии речи;
- улучшить произношение и обогатить лексику;
- подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;
- предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников;
- развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
- стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
- играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
- научится управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов;
- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами - гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.
Проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.
Отечественные педагоги (Л.В. Куцакова, С. Афонькин, Т.И. Тарабарина, Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р.Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей.
В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других), посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.
В настоящее время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
В свою очередь исследованиями по проблемам преемственности обучения между детским садом и школой (Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и другие) убедительно доказано, что развитие именно этих психических процессов является основой готовности ребенка-дошкольника к обучению в школе.
Анализ литературы доказывает, что техника «оригами» всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста, его мелкую моторику рук. Является очень актуальной на современном этапе развития отечественной педагогики.
3. Практическая часть.
3.1. Констатирующий эксперимент.
Практическая часть работы была проведена в подготовительной к школе группе в «Детском саду №3 «Колокольчик» со следующими детьми:
1. Алексеенко Алеша
2. Блинохватов Алеша
3. Борисов Алеша
4. Видищев Роман
5. Дьячкова Даша
6. Ларин Миша
7. Трушин Андрей
8. Удалов Андрей
9. Уткина Света
10. Чупрунова Валерия
11. Цвид Степа
12. Юдина Катя
На первом этапе практической работы была проведена диагностика для определения уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целями и задачами нашего исследования в ходе педагогического эксперимента необходимо было:
-выявить критерии оценки уровня сформированноети мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста;
-провести диагностику уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста.
На основании изученной психолого-педагогической литературы (работы Парамоной Я.Д., Тарабариной Т.И. и др.) по проблеме формирования мелкомоторных движений рук дошкольников были разработаны следующие критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста:
-точность совмещения частей;
-придерживание совмещенных сторон одной рукой;
-оптимальность нажима на бумагу:
-разглаживание бумаги;
-фиксация сгибов;
-проглаживание сгибов;
-точность тактильных ощущений (умение выбрать бумагу для поделки на ощупь).
-украшение поделки (приемы вырезания, рисования мелких деталей).
Применительно к конструированию из бумаги точность проявляется в умении ребенка совместить детали выкройки на глаз, точно сложить стороны и углы выкройки в соответствии с поставленной задачей.
Придерживание совмещенных сторон одной рукой подразумевает умение ребенка удерживать бумагу одной рукой с определенным нажимом так, чтобы стороны не разъехались, а бумага при этом не помялась.
Оптимальность нажима на бумагу - умение ребенка при выполнении любой операции выбирать усилие нажатия на бумагу таким образом, чтобы не повредить ее, но в то же время произвести необходимые физические изменения в материале (согнуть, разогнуть, сжать и т.д.)
Разглаживание бумаги - это умение выравнивать бумагу тыльной стороной ладони.
Под фиксацией сгибов подразумевается умение ребенка наметить кончиком пальца начало и конец линии сгиба.
Проглаживание сгибов - это движение кончиками пальцев обеих рук одновременно от середины к краям.
Точность тактильных ощущений определялась нами как умение выбрать бумагу для поделки на ощупь (не тонкая, не толстая, хорошо сгибается, плохо сгибается).
Украшение поделки - подразумевается умение ребенка рисовать мелкие детали, владеть приемами вырезания.
На основе выявленных критериев оценки разработала пятибалльную систему оценивания сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста:
5 баллов (высокий уровень): ребенок точно совмещает части заготовки на глаз после повторных примериваний; придерживает совмещенные стороны одной рукой с определенным нажимом, чтобы совмещенные части не разъехались; ребенок точно выдерживает оптимальность нажима на бумагу, так чтобы выполнить операцию по преобразованию заготовки и не повредить бумагу; разглаживает бумагу тыльной стороной ладони, расправляя её, но не повреждая; фиксирует сгибы кончиком пальца, но иногда проводит сгибы с ошибкой, проглаживает сгибы по точно намеченной линии с оптимальным усилием, так чтобы сгиб получился четким, а бумага не повредилась; умеет выбрать бумагу для поделки на ощупь после показа или словесного указания педагога.
3 балла (средний уровень): ребенок совмещает части заготовки только после повторных примериваний и с помощью педагога; придерживает совмещенные стороны одной рукой, но иногда совмещенные части разъезжаются; ребенок иногда выдерживает оптимальность нажима на бумагу, но часто не может выполнить операцию по преобразованию заготовки так, чтобы не повредить бумагу; разглаживая бумагу тыльной стороной ладони, иногда повреждает её; фиксирует сгибы кончиком пальца, только после указания педагога; поглаживает сгибы не четко с повреждением бумаги; умеет выбрать бумагу для поделки только с помощью педагога.
1 балл (низкий уровень): ребенок совмещает части заготовки только с помощью педагога, придерживает совмещенные стороны одной рукой, но иногда совмещенные части разъезжаются; ребенок иногда выдерживает оптимальность нажима на бумагу, но часто не может выполнить операцию по преобразованию заготовки так, чтобы не повредить бумагу; разглаживая бумагу тыльной стороной ладони только с помощью педагога; не фиксирует сгибы, даже после указания педагога; проглаживает сгибы не четко с повреждением бумаги; умеет работать только с бумагой, выбранной для поделки педагогом.
В ходе констатирующего эксперимента была использована методика, разработанная Тарабариной Т.И., детям было предложено выполнить пять диагностических заданий для изготовления поделок способом оригами. В течение месяца дети выполнили целый ряд поделок. Основные темы моделирования поделок: «Грибок», «Елочка», «Ежик», «Рыбка», «Курочка».
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1
Тема: «Ёлочка»
Цель: Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, четко совмещая стороны и углы.
Развивать: память, смекалку, мелкую моторику рук, учить придерживать совмещение сторон одной рукой.
Методические приемы: Беседа о ёлках, чтение стихотворения. Рассматривание поделки, рассказ о последовательности выполнения.
Материал: 3 квадрата зеленого цвета размером 15 х 15 см, 10 х 10 см, 5 x 5 см, клей.
Ход занятия:
1. Согните квадрат пополам, совмещая противоположные углы.
2. Перегните полученный треугольник (согнуть, совмещая углы, развернуть).
Сложите такие же детали из оставшихся квадратов.
3.Составьте из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали, соедините заготовки с помощью клея.
Установите ёлочку, перегнув её пополам по линиям перегибов».
На первом занятии по теме "Ёлочка" дети работали активно, но у детей (Блинохватова А., Дьячковой Д., Чупруновой В., Юдиной К) были трудности с точностью совмещения частей, что выражалось в неумении совмещать детали выкройки на глаз или неточности сглаживания сторон выкройки. Так же трудности были и с придерживанием сторон одной рукой (Блинохватов А.,Борисов А., Уткина С), у детей разъезжалась бумага и мялась.
Наблюдения за детьми позволили зафиксировать особенности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы. Результаты наблюдений зафиксированы в протоколе 1.
(см. Приложение 1).
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2
Тема: «Грибок»
Цель: Закреплять умение делить квадрат пополам, совмещая короткие стороны.
Развивать: воображение, смекалку. Закреплять: фиксацию сгибов, проглаживание сгибов поделки. Учить правильно выбирать бумагу для поделок на ощупь.
Материал: приготовить красные прямоугольники 15 х 7,5 см, и зеленый квадрат 10 х 10 см, клей, ножницы, полоска белой бумаги.
Ход занятия:
Шляпка.
1. Перегнуть прямоугольник пополам, совмещая стороны.
2. Опустить верхние углы к линии сгиба.
Ножка.
1.Половить квадрат белой стороной к себе.
2. Отогнуть снизу полоску. Перегнуть деталь.
3. Перегнуть прямоугольник пополам "книжкой", совмещая короткие стороны.
4. Опустить короткие стороны (боковые) к линии перегиба.
5.Ножка готова. Наденьте на неё сверху шляпку.
6.Подклеить обе детали. Перевернуть фигурку.
7. С помощью надрезов на зеленой полоске снизу сделайте травку. Украсьте шляпку белыми кружочками.
На втором занятии по теме "Грибок" сложности были у детей
(Блинохватов А., Борисов А., Юдина К., Дьячкова Д., Удалов А., Уткина С.) с точностью совмещения частей, придерживанием совмещенных сторон одной рукой, фиксацией сгибов (не могли наметить кончиком пальца начало и конец линии сгиба). Украшение поделки (вырезывание мелких частей) вызвало трудность для Чупруновой В..
Поведение детей, их мелкомоторные движения, а также анализ полученных подделок был зафиксирован в протоколе 2 (см. Приложение 1).
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №3
Тема: "Рыбки"
Цель: Закреплять умение делить квадрат по диагонали. Учить вырезать недостающие детали на глаз.
Материал: Квадратный лист бумаги, ножницы, клей.
Методические приемы: Рассматривание картинки "Рыбки в аквариуме". Беседа о рыбках, чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина "Золотая рыбка". Рассматривание рыбок в аквариуме. Объяснение способа складывания выкройки, технике вырезания деталей (плавники, хвост).
Ход занятий:
1. Квадратный лист бумаги сложить по диагонали, развернуть и сложить еще раз по диагонали, а затем согнуть лист пополам от себя.
2. Сложить выкройку по линиям сгиба.
3. Получившиеся треугольники свернуть пополам для симметричного вырезания плавников и расходящегося веером хвоста.
4. Развернуть поделку. С помощью аппликации выполнить украшение поделки.
На третьем занятии по теме "Рыбка" также у детей (Блинохватов А., Видищев Р., Дьячкова Д, Удалов А., Чупрунова В.) были проблемы с точностью совмещения частей, оптимальностью нажатия на бумагу, фиксацией сгибов, украшением поделки (рисование мелких частей на поделке).
Особенности мелкомоторных движений были зафиксированы в протоколе 3 (см. Приложение 1).
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №4
Тема: «Ёжик»
Цель: Закреплять умение делить квадрат пополам. Закреплять оптимальность нажима на бумагу и фиксацию сгибов.
Учить аккуратно украшать поделку мелкими деталями приемами рисования.
Материал: серый (коричневый) квадрат размером 10 х 10 см, карандаши.
Методические приемы: Чтение рассказа о ежах. Рассматривание ёжика на картинке. Рассматривание поделки "ёжик". Подробное рассказывание последовательности поделки.
Ход занятия:
1. Положите квадрат белой поверхностью к себе и перегните его пополам "книжкой".
2. Согните верхние углы: один немного, а другой к линии перегиба.
3. Согните деталь по имеющейся линии перегиба.
4. Переверните деталь на другую сторону. Согните верхний угол так, чтобы его верхняя сторона легла на сгиб.
5. Согните внизу уголок первого слоя от себя, вогните внутрь угол от края. Переверните деталь.
6.Согните нижний угол, убирая его внутрь фигурки. Потяните за угол - носик.
7. Нарисуйте на мордочке глазки и иголки на шубке.
На четвертом задании по теме «Ёжик» трудности были у детей (Блинохватов А., Борисов) с точностью совмещения частей, придерживанием совмещенных сторон, Уткина С. плохо разгладила бумагу, украшение поделки для Чупруновой В. также вызвало трудность.
Мелкомоторные движения рук, выполненные детьми, а также их поделки были проанализированы и результаты оформлены в протоколе 4 (см. Приложение 1).
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №5
Тема: «Курочки»
Цель: Закреплять умение правильно выбирать бумагу для поделок на ощупь, проглаживание сгибов, придерживание совмещенных сторон одной рукой.
Учить украшать поделку при помощи вырезывания мелких деталей.
Развивать: воображение, память, мелкую моторику рук.
Методические приемы: Беседа о домашней птице. Рассматривание поделок, рассказ о последовательности выполнения.
Материал: Красный квадрат размером 3 х 3 см и желтый (оранжевый) квадрат размером 15 х 15 см, клей, карандаши.
Ход занятия.
1.Перегнуть квадрат (желтый) дважды "косынкой".
2. Один из боковых углов опустить к центру квадрата.
3. Отогнуть часть угла, опущенного к центру квадрата, получая неглубокую складку. Равномерно согнуть верхний и нижний углы.
4. Согнуть деталь пополем.
5. Потянуть угол, вытягивая бумагу из складки наружу. Получится хвостик. Перегнуть противоположный хвостику уголок, помечая клюв.
6. Вогнуть угол внутрь.
7. Положить перед собой маленький квадрат белой поверхностью к себе и согнуть его "косынкой". Приклеить эту деталь, поместив её внутрь фигуркой под клювом курицы, оставив видимой только небольшую часть - бородку.
8. Вырезать из бумаги гребешок. Приклеить его, помещая частично внутри вогнутого угла. Обозначить карандашом крылья, перья, нарисовать глаза.
На пятом занятии по теме: «Курочки» трудности были у детей (Видищев Р., Дьячкова Д.) лишь в придерживании совмещенных сторон (у них не совпадали углы), проглаживание сгибов вызвало трудность у Борисова А., Видищева Р., Удалова А., Уткиной С.
В целом дети работали на занятиях очень активно, старались выполнять свои поделки аккуратно, красиво, Даже те дети у которых что-то не получалось очень старались как можно лучше выполнить свою работу.
(см. Приложение №1)
Результаты пяти протоколов были обобщены и оформлены в таблицу 1.
Таблица1
Сводные результаты диагностики сфомированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «оригами» (сентябрь)
Фамилия, имя ребенка | Тема №1 | Тема №2 | Тема №3 | Тема №4 | Тема №5 | Ср. кол-й показатель результатов по ТМДП | Ср. кач-й Показатель результатов по ТМДП |
Алексеенко Алеша | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3,6 | УВС |
Блинохватов Алеша | 2,7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,8 | УНС |
Борисов Артем | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
Видищев Роман | 4 | 3,7 | 3,1 | 3 | 3,1 | 3,7 | УВС |
Дьячкова Даша | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
Ларин Миша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
Трушин Андрей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
Удалов Андрей | 3,6 | 3 | 3,2 | 4 | 3 | 3,3 | УВС |
Уткина Света | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
Чупрунова Валерия | 2,8 | 3 | 2,7 | 3 | 3 | 2,5 | УНС |
Цвид Степа | 4 | 4 | 4,2 | 4 | 4,2 | 4 | УВС |
Юдина Катя | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
Таким образом, из таблицы 1 видно, что высокий уровень выявлен у 2 детей, что составляет 16,6% от всех исследуемых детей: уровень выше среднего выявлен у 5 детей, что составляет 41,6% всех детей: средний у 3 детей, что составляет 25% всех детей: уровень ниже среднего у 2 детей, что составляет 16,6%: низкий уровень у детей не выявлен.
В поддерживании и совмещении сторон одной рукой преобладает уровень ниже среднего и средний.
Оптимальность нажима на бумагу у большинства детей на среднем уровне и выше среднего.
Разглаживание бумаги у 2 детей на высоком уровне, у 5 детей на уровне выше среднего, у 2 на среднем уровне и у 3 на уровне ниже среднего.
В фиксации сгибов преобладает средний уровень.
Проглаживание сгибов у 2 детей на высоком уровне, у 5 на уровне выше среднего, средний уровень у 3, ниже среднего у 2.
Точность тактильных ощущений у 3 детей на высоком уровне, 9 детей составили уровень выше среднего.
В украшение поделки у детей преобладает уровень выше среднего.
3.2. Обучающий эксперимент.
В основу работы по моделированию поделок способом оригами, с целью совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, положила следующие принципы обучения: принцип последовательности и систематичности, принцип посильности складывания материала, принцип развивающего обучения, принцип индивидуального подхода в обучении и др.
Перспективный план воспитательно-образовательной работы, направленный на совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе техники «оригами» (см. Приложение 2), составила с учетом результатов диагностики. Он построен на основе "Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, рассчитан на 8 учебных месяцев.
Педагогическая система составленного плана включает в себя разнообразные формы работы по моделированию поделок способом оригами, знакомит детей с различными видами бумаги, как основного материала в создании поделок, с различными приемами складывания на основе базовых форм более сложной техники, чем в диагностике. Планирует использование поделок оригами в игровой, театрально оформительской деятельности детей.
В процессе обучения детей складыванию поделок создала комфортные материальные условия и теплую творческую атмосферу, которая способствовала устойчивому интересу каждого ребенка к выполнению работы.
3.3.Контрольный эксперимент.
Показатели, полученные после реализации составленного плана работы, направленного на совершенствование мелкой моторики рук дошкольников, в процессе техники оригами, сведены в таблицу 2.
Результаты наблюдений за детьми, зафиксированные в процессе выполнения ими повторных диагностических заданий, проанализированы, обобщенны и запротоколированы.(см.Приложение 3).
Таблица 2.
Сводные результаты диагностики сфомированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «оригами» (май)
Фамилия, имя ребенка | Тема №1 | Тема №2 | Тема №3 | Тема №4 | Тема №5 | Ср. кол-й показатель результатов по ТМДП | Ср. кач-й Показатель результатов по ТМДП |
Алексеенко Алеша | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3,8 | УВС |
Блинохватов Алеша | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4,2 | УВС |
Борисов Артем | 4,1 | 4,1 | 4 | 4,3 | 4,1 | 4,1 | УВС |
Видищев Роман | 4 | 4,1 | 3,8 | 3,5 | 3,8 | 3,8 | УВС |
Дьячкова Даша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
Ларин Миша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
Трушин Андрей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
Удалов Андрей | 4 | 4 | 4 | 4,2 | 4 | 4 | УВС |
Уткина Света | 4 | 4 | 3,8 | 4 | 4,5 | 4 | УВС |
Чупрунова Валерия | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
Цвид Степа | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
Юдина Катя | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
Все задания, которые давались детям во втором эксперименте, выполнились гораздо быстрее и без всяких усилий.
Высокий уровень выявлен у 5 детей, что составляет 41,6% от всех исследуемых детей: уровень выше среднего выявлен у 6 детей, что составляет 50% всех детей: средний выявлен у 1 ребенка, что составляет 8,3%.
Формирование мелкой моторики рук в процессе техники оригами дало большой скачок. Если на начальном этапе эксперимента было 16,6% детей с уровнем ниже среднего развития мелкой моторики, 25% детей со средним уровнем развития мелкой моторики, 41,6% детей с уровнем выше среднего и 16,6% детей с высоким уровнем развития мелкой моторики рук, то на заключительно этапе не было детей с уровнем ниже среднего, 8,3% детей со средним уровнем развития мелкой моторики рук , 50% детей с уровнем развития моторики рук выше среднего и 41,6% детей с высоким уровнем развития моторики рук.
Результаты проведенного исследования показывают, что регулярная и разнообразная работа по складыванию фигурок из бумаги, способствует повышению уровня развития моторных навыков.
Приложение 2
Перспективный план воспитательно-образовательной работы, направленной на совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего школьного возраста в процессе обучения технике «Оригами»
Название месяца | Формы, методы и приемы работы | Программные задачи | Наименование мелкомоторных движений | Материал и оборудование | Работа с родителями |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Октябрь | Работа с подгруппой детей (Удалов А., Цвид С., Видищев Р., Уткина С.) Кто быстрее сложит форму «кошелек»; индивидуальная работа с Борисовым А. на тему «Клюв птицы»; индивидуальная работа с Чупруновой В. на тему «Рыбка Скалярия»; Занятие. Конструирование на тему «Тюлень» | Развивать аккуратность, внимательность, точность выполнения отдельных операций. Радоваться общему успеху, результату своей работы Отрабатывать навыки и умения складывания из бумаги. Закреплять умения делать «рыбка Скалярия», доставить радость от подарка выполненного своими руками. Познакомить с новой выкройкой основой. Закреплять складывание листа по диагонали. Развивать смекалку | Точность совмещения частей Разглаживание бумаги Оптимальность нажима на бумагу Оптимальность нажима на бумагу, разглаживание бумаги | Плотная бумага прямоугольной формы (17х 27 см) Гладкий лист бумаги прямоугольной формы Глянцевая бумага, карандаш, ножницы Квадратный лист бумаги серого цвета, карандаши | Консультация «Как воздействует это искусство на ребенка» |
Ноябрь | Коллективная работа по конструированию (Алексеенко А., Дьячкова Д., Трушин А., Ларин М.)в повседневной жизни на тему «Акула». Индивидуальная работа с Блинохватов А., Уткина С., Цвид С., Юдина К.) на тему «Пингвин». Тематическая выставка на тему «Кто живет в океане» Коллективная работа в повседневной жизни с подгруппой детей Борисов А., Удалов А, Юдина К., Цвид С. по теме: «Снегурочка» | Закрепить умение изготавливать подделку по изученной выкройкеоснове. Развивать точность выполнения поделки, аккуратность. Доставить радость от работы, выполненной детскими руками Закрепить умение полученные на предыдущих занятиях. | Фиксация сгибов, точность тактильных ощущений, Проглаживание сгибов, украшение поделки Точность сгибов, разглаживание бумаги, украшение поделки | Квадратный лист бумаги голубого или серого цвета Квадратный лист бумаги, карандаши. Макет «Океан» детские работы. Прямоугольник размером 20х10 см, квадрат 6х6, два квадрата 2,5х2,5, квадрат 6х6 см. | Беседа с родителями Юдиной К.,Блинохватова А., Удалова А. по конструированию на тему: «Как получить удовольствие от общения с ребенком при помощи «оригами». |
Декабрь | Индивидуальная работа с Чупруновой В., Борисовым А. на тему «Новогодняя елочка» Занятие на тему: «Новогодние игрушки» | Закреплять умения детей выполнять елочку из пятиугольника, развивать самостоятельность. Закреплять умение складывать квадрат по диагонали. Развивать воображение Формировать эстетические чувства Развивать глазомер, смекалку | Фиксация сгибов, разглаживание бумаги, украшение поделки Придерживание совмещенных сторон одной рукой Точность совмещения частей, разглаживание бумаги | Пятиугольник зеленого цвета, клей, ножницы, разноцветные квадратики Красный квадрат размером 20х20 см, краски Панно «Новый год» детские работы 12 квадратиков размером 5х5 см, крудок, клей | Выставка для родителей на тему: «Новогодние игрушки в технике «оригами». Тема: «Оригинальное применение известных моделей «оригами» |
Январь | Индивидуальная работа с Алексеенко А., Дьячкова Д., Юдина К. на тему: «Еловая веточка» Занятие. Конструирование на тему: «Снеговик» Конструирование в повседневной жизни. Индивидуальная работа с детьми Трушин А., Ларин М. по теме: «Мышка» | Закреплять умения складывать квадратный лист по диагонали Закреплять складывание прямоугольного листа пополам Продолжать учить изготавливать разные игрушки по одной выкройке основе. Формировать самостоятельность | Оптимальность нажима на бумагу, приглаживание сгибов Точность совмещения частей, украшение поделки. Точность совмещения частей, придерживание совмещенных сторон одной рукой | Зеленые квадраты 3х3 см, яркие квадраты разного цвета 5х5 см Белые прямоугольники 20х10 см, 15х7,5 см, и квадрат 7,5х7,5 см, клей. Серый прямоугольник 20х10 см, фломастеры | Коллективное консультирование родителей Видищева Р.,Цвида С., Ларина М., Трушина А. на тему: «Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика и ваш маленький учитель с радостью придет вам на помощь». |
Февраль | Подгрупповая работа с Цвид С., Видищев Р., Дьячкова Д., Уткина С. на тему: «Котенок» Занятие по конструированию на тему: «Лилия» | Закреплять умения складывать квадратную форму полосами Закреплять умения складывать квадрат пополам и по диагонали. Развивать воображение, смекалку Закреплять умение складывать разные игрушки по одной выкройке. Продолжать учить выполнять поделки по однотипной основе. Доставить радость от подарка маме, сделанного собственными руками | Оптимальность нажима на бумагу, разглаживание бумаги Фиксация сгибов, проглаживание сгибов, украшение поделки Украшение поделки, точность совмещения частей Разглаживание бумаги, точность совмещения частей, украшения поделки | Квадрат 15х15 см, клей, карандаши. Квадрат 15х15 см, клей, карандаши. Квадрат 10х10, 2 серых квадрата 7,5х7,5 см, серая полоска, клей Квадрат белого цвета, зеленая бумага для листочков и ножки | Родительское собрание. Беседа с родителями на тему: «Оформление открыток, помещения к празднику, подарки своими руками при помощи подделок оригами» |
Март | Индивидуальная работа с Чупруновой В., Алексеенко А. на тему: «Неваляшка». Д/и группой детей, кто быстрее, аккуратнее и красивее сделает бабочку. Пальчиковая игра на тему: «Маме помогали» с подгруппой детей: Чупрунова В., Блинохватов А., Борисов А., Юдина К. | Закреплять умение складывать квадратную форму пополам, развивать внимание. Развивать смекалку, воображение, внимание, учить радоваться успеху других детей. Развивать память, внимание, мелкомоторные движения рук | Украшение поделки, точность тактильных ощущений. Фиксация сгибов, украшение поделки. Точность повторения упражнений | Прямоугольники 15х7,5 см, 20х10 см, квадрат 6х6 см, клей. Квадратный лист бумаги, ножницы, карандаши, фломастеры. Стихотворение «Как мы маме помогали» | Беседа с родителями Чупруновой В., Борисова А., Уткиной С, Дьячковой Д., Алексеенко А. на тему: «Использование потешки при появлении усталости, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой». |
Апрель | Работа по конструированию в повседневной жизни. Индивидуальная работа с Лариным М., на тему: «Колобок», с Трушиным А., на тему: «Волк», с Видищевым Р. на тему: «Заяц», с Цвид на тему: «Медведь», с Уткиной . на тему: «Лиса», с Удаловым А.. на тему: "Дедушка", сДьячковой Д. на тему: «Сосна», с Алексеенко А.. на тему: «Дерево». Театральное обыгрывание сложных моделей. Постановка сказки «Колобок» | Воспитывать желание трудиться для общего дела, формировать эстетические чувства, развивать самостоятельность, фантазию, учить обыгрывать свои поделки. Воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге). Позволить детям испытать свои возможности и проявить способности. | Фиксация сгибов, разглаживание бумаги, оптимальность нажима на бумагу, точность тактильных ощущений, придерживание, совмещение сторон одной рукой, украшение поделки | Прямоугольник 20х10 см, (оранжевый), квадраты 3х3х см, красного цвета, 2 серых квадрата 15х15 см. 10х10 см, оранжевый квадрат 15х15 см, прямоугольник 17х7, 5 см, серые квадраты 7,5х7,5 и 10х10 см., коричневые квадраты 15х15, 10х10, 6х6 (2 шт.) см. Прямоугольник 6х12 см., 10х15 см., квадраты 10х10 см., 7,5х7,5 см, прямоугольник 7,5х15 см. квадраты зеленого цвета, клей, карандаши, ножницы | Театрализованное обыгрывание детьми сложенных ими моделей, сказка «Колобок». Беседа с родителями после постановки на тему: «Инсценирование сюжетов произведений детской литературы сложными моделями». |
Май | Занятия по конструированию на тему: «Лебедь» Работа в повседневной жизни с подгруппой детей: Чупрунова В., Борисов А., на тему: «Кувшинка» Индивидуальная работа по конструированию с Блинохватовым А., Юдиной К.. на тему: «Царевна лягушка». Выставка на тему: «Озеро» | Отрабатывать умение складывания из бумаги, вырезать на глаз необходимые детали. Развивать мышление, воображение, смекалку, уверенность в себе. Закреплять умение складывать по единой выкройке разные поделки Формировать самооценку, развивать эстетические чувства, доставить радость от собственной работы | Фиксация сгибов, оптимальность нажима на бумагу, украшение подделки. Точность тактильных ощущений, разглаживание бумаги, украшение поделок Придерживание совмещенных сторон одной рукой, украшение поделки | Квадратный лист белого цвета, ножницы, карандаши. Зеленые квадраты 10х10 см, 7х7 см., желтый, квадрат 3х3 см., клей Панно «Озеро» Работы детей | Оформление музыкального зала к выпускному балу. Изготовление родителями и детьми «Журавликов» при помощи «Оригами». Родительское собрание на тему: «Как Оригами повлияло на вашего ребенка» |
Заключение
На основе изучения работ психологов, педагогов, была обоснована теоретическая необходимость и эффективность использования техники оригами, в процессе развития сенсомоторных движений рук детей старшего дошкольного возраста. Подтверждением данного положения являются научные труды следующих отечественных ученых: Куцакова Л.В., Афонькина С, Тарабарина Т.И., Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р., Косминская В.Б., Васильченко Е.И., Макаренко А.С, Комарова Т.С. и другие. В ходе теоретического исследования была выявлена взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и уровнем их готовности к обучению в школе.
На основании изученной психолого-педагогической литературы, научных трудов (работы Парамоновой Д.А., Тарабариной Т.И. и другие) по проблеме формирования мелкомоторных движений рук дошкольников, были составлены критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста. Успешно была подготовлена и проведена практическая работа с детьми, направленная на совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике "оригами". Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы. Полученные результаты побудили к составлению перспективного плана работы, направленного на совершенствование мелкой моторики рук в процессе обучения техники оригами для дальнейшей педагогической работы с теми детьми, которые участвовали в констатируемом эксперименте.
В процессе проведения диагностики (сентябрь, май) было опрошено 12 детей, оценено и проанализировано 12 детских работ. Диагностика была завершена анализом всех полученных результатов. Результаты обследований были запротоколированы и сведены в таблицы.
В процессе практической работы цель была достигнута и выполнена, основные задачи исследования полностью реализованы:
1 Изучена психолого-педагогическая литература.
2. Проведена диагностика и определен уровень сформированности мелкомоторных движений рук в процессе складывания поделок из бумаги способом "оригами".
3. Разработан перспективный план воспитательской работы.
Литература
1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. - Дошкольное воспитание № 8, 2008
4. Выгорнов В.В. - Мир оригами. - М., 1999
9. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М., 2009
11. Русакова М.А. Складывание фигурок из бумаги. Дошкольное воспитание № 8, 1999, стр. 54
13. Дементьева Л. Бумажная пластика оригами. Дошкольное воспитание № 8, 2003, стр.40
17. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.. Уч. пед. изд. 1961, стр.222
20. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М., 1990
21. Листер Д. Оригами в школах Японии и на западе. Оригами: складывание из бумаги № 12. - 1996, стр. 14
22. Лиштван З.В. Конструирование. - М., 1981
28. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973
78. Соколова СВ. Оригами для дошкольников. - Санкт-Петербург, 2005
ЗЗ. Тарабарина Т.К. Оригами и развитие ребенка.- Ярославль 1996
Приложение 1.
Протокол 1. Определение уровня сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения по теме: «Елочка» (сентябрь)
Фамилия, имя ребенка | Критерий оценки уровня сформированности мелкой моторики | Средний показатель | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | в баллах | Уровень | |
1. Алексеенко Алеша | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
2. Блинохватов Алеша | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,7 | УНС |
3. Борисов Артем | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | СУ |
4. Видищев Роман | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | УВС |
5. Дьячкова Даша | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | СУ |
6. Ларин Алеша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
7. Трушин Андрей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
8. Удалов Андрей | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3,6 | УВС |
9. Уткина Света | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | СУ |
10. Чупрунова Валерия | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,8 | УНС |
11. Цвид Степа | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | УВС |
12. Юдина Катя | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | СУ |
Протокол 2. Определение уровня сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения по теме: «Грибок» (сентябрь)
Фамилия, имя ребенка | Критерий оценки уровня сформированности мелкой моторики | Средний показатель | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | в баллах | уровень | |
1. Алексеенко Алеша | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
2. Блинохватов Алеша | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | СУ |
3. Борисов Артем | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | СУ |
4. Видищев Роман | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3,7 | УВС |
5. Дьячкова Даша | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
6. Ларин Алеша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
7. Трушин Андрей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
8. Удалов Андрей | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
9. Уткина Света | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | СУ |
10. Чупрунова Валерия | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | СУ |
11. Цвид Степа | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | УВС |
12. Юдина Катя | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | СУ |
Протокол 3. Определение уровня сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения по теме: «Рыбки» (сентябрь)
Фамилия, имя ребенка | Критерий оценки уровня сформированности мелкой моторики | Средний показатель | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | в баллах | уровень | |
1. Алексеенко Алеша | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | УВС |
2. Блинохватов Алеша | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | СУ |
3. Борисов Артем | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
4. Видищев Роман | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 5 | 4 | 3,1 | УВС |
5. Дьячкова Даша | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | СУ |
6. Ларин Алеша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
7. Трушин Андрей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
8. Удалов Андрей | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3.2 | УВС |
9. Уткина Света | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
10. Чупрунова Валерия | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2,7 | УНС |
11. Цвид Степа | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,2 | УВС |
12. Юдина Катя | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
Протокол 4. Определение уровня сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения по теме: «Ёжик» (сентябрь)
Фамилия, имя ребенка | Критерий оценки уровня сформированности мелкой моторики | Средний показатель | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | в баллах | уровень | |
1. Алексеенко Алеша | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | УВС |
2. Блинохватов Алеша | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | СУ |
3. Борисов Артем | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | СУ |
4. Видищев Роман | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | СУ |
5. Дьячкова Даша | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | СУ |
6. Ларин Алеша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
7. Трушин Андрей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
8. Удалов Андрей | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | УВС |
9. Уткина Света | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | СУ |
10. Чупрунова Валерия | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | СУ |
11. Цвид Степа | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | УВС |
12. Юдина Катя | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
Протокол 5. Определение уровня сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения по теме: «Курочка» (сентябрь)
Фамилия, имя ребенка | Критерий оценки уровня сформированности мелкой моторики | Средний показатель | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | в баллах | уровень | |
1. Алексеенко Алеша | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | УВС |
2. Блинохватов Алеша | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | УВС |
3. Борисов Артем | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | СУ |
4. Видищев Роман | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 | 3,1 | УВС |
5. Дьячкова Даша | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | СУ |
6. Ларин Алеша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
7. Трушин Андрей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
8. Удалов Андрей | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | СУ |
9. Уткина Света | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | СУ |
10. Чупрунова Валерия | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
11. Цвид Степа | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,2 | УВС |
12. Юдина Катя | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
Приложение 3
Протокол 1. Определение уровня сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения по теме: «Елочка» (май)
Фамилия, имя ребенка | Критерий оценки уровня сформированности мелкой моторики | Средний показатель | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | в баллах | уровень | |
1. Алексеенко Алеша | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | УВС |
2. Блинохватов Алеша | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | УВС |
3. Борисов Артем | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,1 | УВС |
4. Видищев Роман | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | УВС |
5. Дьячкова Даша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
6. Ларин Алеша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
7. Трушин Андрей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
8. Удалов Андрей | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | УВС |
9. Уткина Света | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | УВС |
10. Чупрунова Валерия | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | УВС |
11. Цвид Степа | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
12. Юдина Катя | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
Протокол 2. Определение уровня сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения по теме: «Грибок» (май)
Фамилия, имя ребенка | Критерий оценки уровня сформированности мелкой моторики | Средний показатель | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | в баллах | уровень | |
1. Алексеенко Алеша | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | УВС |
2. Блинохватов Алеша | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | УВС |
3. Борисов Артем | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4,1 | УВС |
4. Видищев Роман | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4,1 | УВС |
5. Дьячкова Даша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
6. Ларин Алеша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
7. Трушин Андрей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
8. Удалов Андрей | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | УВС |
9. Уткина Света | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | УВС |
10. Чупрунова Валерия | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
11. Цвид Степа | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
12. Юдина Катя | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
Протокол 3. Определение уровня сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения по теме: «Рыбки» (май)
Фамилия, имя ребенка | Критерий оценки уровня сформированности мелкой моторики | Средний показатель | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | в баллах | уровень | |
1. Алексеенко Алеша | 2 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | СУ |
2. Блинохватов Алеша | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | УВС |
3. Борисов Артем | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | УВС |
4. Видищев Роман | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3,8 | УВС |
5. Дьячкова Даша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
6. Ларин Алеша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
7. Трушин Андрей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
8. Удалов Андрей | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | УВС |
9. Уткина Света | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3,8 | УВС |
10. Чупрунова Валерия | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
11. Цвид Степа | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
12. Юдина Катя | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
Протокол 4. Определение уровня сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения по теме: Ёжик» (май)
Фамилия, имя ребенка | Критерий оценки уровня сформированности мелкой моторики | Средний показатель | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | в баллах | уровень | |
1. Алексеенко Алеша | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | УВС |
2. Блинохватов Алеша | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | УВС |
3. Борисов Артем | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,3 | УВС |
4. Видищев Роман | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 4 | 3,5 | УВС |
5. Дьячкова Даша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
6. Ларин Алеша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
7. Трушин Андрей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
8. Удалов Андрей | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,2 | УВС |
9. Уткина Света | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | УВС |
10. Чупрунова Валерия | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
11. Цвид Степа | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
12. Юдина Катя | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
Протокол 5. Определение уровня сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения по теме: «Курочка» (май)
Фамилия, имя ребенка | Критерий оценки уровня сформированности мелкой моторики | Средний показатель | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | в баллах | уровень | |
1. Алексеенко Алеша | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | УВС |
2. Блинохватов Алеша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
3. Борисов Артем | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,1 | УВС |
4. Видищев Роман | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 3,8 | УВС |
5. Дьячкова Даша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
6. Ларин Алеша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
7. Трушин Андрей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
8. Удалов Андрей | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | УВС |
9. Уткина Света | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,5 | УВС |
10. Чупрунова Валерия | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | СУ |
11. Цвид Степа | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
12. Юдина Катя | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ВУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ориентировка в пространстве у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами"
Дипломная работа ВведениеДошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Ребенок многое может усвоить в эти годы жизни. Период дошко...
Презентация "Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами"
Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами....
Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами
В данной статье рассмотрена проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами. Рассмотрена связь мелкой моторики с раз...
Консультация для родителей "Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста".
Понятие о технике складывания из бумаги – оригами. История возникновения техники.Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста...
Совершенствование мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «оригами»
Совершенствование мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «оригами»Совершенствование мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста в п...
Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
Бумажное моделирование является эффективным средством не только обучения и развития, но и воспитания дошкольников. Занятия оригами формируют такие нравственные качества детей, как коллективизм, ум...
План кружковой работы, направленный развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами»
План кружковой работы, направленный развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами»...