Социализация ребенка с ОВЗ в детском саду
консультация

Ткачева Людмила Владимировна

В материале идет разговор о том, как помочь ребенку с ОВЗ легче пройти социализацию в детском коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный семинар для воспитателей образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования

Социализация ребенка с ОВЗ в детском саду

Выступление

Подготовила:

Ткачева Людмила Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Стригуновский

детский сад общеразвивающего вида»

2023 год

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обучености воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.

Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей.

Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.

Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

- Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей, необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.

- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. (н. п. нарушение речи).

Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:

• принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;

• непрерывность;

• вариативность;

• соблюдение интересов воспитанника;

• принцип создание ситуации успеха;

• принцип гуманности и реалистичности;

• содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

- Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами, дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

- Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

В п. 1.6. ФГОС ДО прописаны задачи, одна из которых звучит так: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. В разделе Стандарта «Требования к условиям реализации ООПДО» говориться о том, что при создании условий для работы с детьми с ОВЗ, осваивающими программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ. По этой программе педагоги должны оказывать помощь ребенку в формировании у него социально-положительного опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности. Очень важно научить ребенка жить во взаимодействии в едином социуме, в результате чего ребенок с ОВЗ может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал. От успешной социализации зависит дальнейшее развитие ребенка, раскрытие его способностей, становление личности.

Социальная педагогическая реабилитация, проводимая в ДОУ, заключается в приспособлении ребенка с ОВЗ к жизни в обществе, в развитии социальной самоценности, компетентности и активности, в создании атмосферы эмоционального благополучия, уважительного отношения к детям, к их чувствам и потребностям.

Существует очень много игр и упражнений: позволяющих создать благоприятную атмосферу, для установления социального контакта как между педагогом и ребенком, так и между всеми детьми, наладить коммуникацию. (более 170 игр и упражнений на рабочем столе).

Очень важным аспектом в работе всех специалистов ДОУ является социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:

• разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;

• проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;

• проведение открытых занятий;

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:

• индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ;

• единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;

• успешную социализацию и адаптацию детей;

• возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада".

Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника  в условиях детского сада"....

Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников в детском саду в соответствии с ФГОС.

Социализация - от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвов...

Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада

Медиасреда в современном мире оказывает огромное вляние на развитие личности ребенка. Ее значимость может иметь как положительный так и отрицательный характер. На что ориентироваться? Как не пойти по ...

«Игротерапия в социализации детей в младшей группе детского сада»

Роль игротерапии в социализации детей в детском саду....

Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.

Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....

Адаптация ребенка к новым условиям детского сада (к проекту «Адаптационный период к детскому саду»)

Адаптация -  приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и...