«Хэппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста»
статья

"Хеппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края

Доклад

Научно-практической конференции

«Хэппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста»

Составил:

Воспитатель Белаш Т.В.

Кулунда

2022г.

 «Хэппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста»

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» 

В.А. Сухомлинский.

«Руки – видимая часть полушарий головного мозга»

Э. Кант.

 «Каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий»

М.Монтессори.

Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.
           Сенсорная культура ребенка – это результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве своеобразных «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Уровень сенсорного развития является базисным, это одно из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.
            Приобретённые в раннем возрасте умения читать и считать, ещё не достаточны для успешного освоения ребёнком в будущем школьной программы и умственного развития в целом. Кроме того, многие дети, с раннего возраста ориентированные на формальное обучение, подменяющее собой полноценное развитие, в старшем возрасте оказываются малоинициативными, неуверенными в себе, отличаются повышенной тревожностью. Опасным последствием психических и физических перегрузок, вызванных неадекватными формой и содержанием обучения, может стать возникновение у ребёнка невротических заболеваний (заикание, синдром навязчивых движений, нервные тики, детские страхи, энурез и др.).
Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Тема сенсорного развития детей раннего возраста актуальна для общества в целом, потому что в настоящее время проблема развития детей младшего дошкольного возраста все больше волнует психологов, учителей, родителей.

Основное место в сенсорном воспитании детей раннего возраста занимает ознакомление их общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликации, конструированию, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Развитие сенсорного воспитания с помощью творчества – отличная методика для обследования предметов и привития ребенку чувства прекрасного с самого раннего возраста. Кроме того, развивается фантазия и воображение, ребенок, глядя на исходные материалы, начинает представлять итоговый вариант.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.

Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского «случай»).

Хэппенинг – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью.

Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как:

  • рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге – получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок – получатся цветы и снежинки).
  • Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.
  • Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе.

  • Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины.

По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.

Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.

С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

  • Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. Основой для подобной коробки может стать: картонные коробки или деревянный ящик.

Насыпьте слой манки толщиной 2-3 миллиметра в коробку, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.

Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка, поэтому очень важно развивать её с самого рождения. Сенсорные коробки как нельзя лучше выполняют функцию её развития.

Польза от рисования пальчиками:

  • Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи.
  • Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
  • Осознание ребёнком собственного тела.
  • Раннее развитие творческих способностей.
  • Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
  • Развитие представлений о цвете.
  • Развитие воображения и образного мышления.

Таким образом, хэппенинг обеспечивает условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивает индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Подвести итог хочется притчей:

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что ещё слепить тебе?  спросил Бог.

Слепи мне счастье,  попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Пусть в жизни наших обучающихся «глина» станет не только их счастьем в руках, но и средством сенсорного развития в прямом смысле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию мелкой моторики рук и сенсорному воспитанию детей раннего возраста "Маленькой елочке холодно зимой"

Интегрированное занятие по развитию мелкой моторики рук и сенсорному воспитатнию "Маленькой ёлочке холодно зимой"...

Хеппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью....

Дидактическая игра как метод сенсорного воспитания детей раннего возраста

В статье актуализируется вопрос о значимости сенсорного воспитания и развития в раннем возрасте как основы развития умственных способностей. Среди методов особое внимание автор уделяет дидактической и...

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Добрый день, уважаемые коллеги!Хочу пригласить вас в увлекательный, познавательный, удивительный и многообразный мир дидактических игр!Я надеюсь, что это будет интересно и молодым нашим коллегам и вос...

Хэппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста

Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет четкого сценария. (в переводе с английского «случаться»)...

Хеппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя ...

«Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста».

1 СЛАЙД         «Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста». 2 СЛАЙД «Каждое дви...